УДК 37.02 : 378.147
А. А. Мусина, А. П. Шестаков
Педагогические технологии в образовательном метапространстве социального сервиса
Современная образовательная среда насыщена средствами информационных и коммуникационных технологий. Открываются новые возможности и перспективы организации образовательной деятельности, изменяются дидактические средства, методы и формы обучения.
Выделена совокупность педагогических технологий при проектировании образовательного метапространства средствами социального сервиса (блога класса). Обсуждается непротиворечивость и взаимодополняемость технологий. Решаются задачи: 1) технологизации деятельности всех участников образовательного процесса через определенные формы и приемы совместной деятельности; 2) развития уровня самоидентификации обучающихся.
Modern educational environment rich in means of information and communication technologies. New opportunities and prospects of the organization of educational activities, didactic change tools, methods and forms of education.
The set of pedagogical technologies is detailed in the design of educational metaspace with means of social service (the class blog). The consistency and complementarity of technologies are discussed. Problems are solved: 1) the technologization of activity for all educational process participants using certain forms and methods of joint activity; 2) the development of self-identification level of students.
Ключевые слова: образовательное метапространство, блог, компоненты учебной деятельности, совместная деятельность, педагогические технологии.
Key words: educational metaspace, blog, components of educational activity, joint activity, pedagogical technologies.
В ФГОС начального общего образования основополагающими образовательными результатами являются личностные, предполагающие наличие «смыслоэффектов», «самоидентификации». Такой подход предполагает наличие в образовательном процессе культуры и техники самоидентификации, на базе которых происходит воспитание ответственности за образование, исходя из личных потребностей, осознание собственного потенциала, определение своего места в социуме, что является основой реализации антропологического подхода в обучении и идеи метапредметности на практике. Средством достижения необходимого уровня идентификации могут стать образовательные стратегия и тактики педагога, позволяющие включить в деятельно-мыслительный ресурс личности обучаемого большое количество операций (ассоциативных, мыслительных, когнитивных и других) и создать условия для проявления подобных инициатив.
© Мусина А. А., Шестаков А. П., 2016
В настоящей работе дано обоснование того, что одной из таких тактик может стать совместное проектирование образовательного мета-пространства средствами социального сервиса (далее - блога класса) и совокупности педагогических технологий. Непротиворечивость и взаимодополняемость выбранных технологий были установлены авторами в ходе исследования условий применения блога класса в образовательном процессе в соответствии с критериями, предложенными Г.К. Селевко: результативность, оптимальность, инструментальность и развивающий характер [3]. При этом во внимание принималось то, что каждая технология может включать элементы других технологий и сама быть составной частью других технологий. Кроме того, выделенная совокупность должна обогащать операционно-деятельностную составляющую образовательного процесса, учитывать основные компоненты учебной деятельности (постановка учебной задачи - выявление способа - решение частных задач - контроль и оценка) и возможности блога (чтение и письмо, речевое поведение, элементы ИКТ-компетентности). Для более наглядного представления целесообразности и степени эффективности применения педагогических технологий в метапростран-стве блога класса использована табл. (перечисление организовано по степени частотности использования)1.
Таблица
Педагогические технологии в метапространстве блога класса
Педагогические технологии Целесообразно, наиболее эффективно Целесообразно, достаточно эффективно Полезно, эффективно Возможно, результативно
Технология развивающего обучения М, К, Т, И Д
Проблемное обучение М, К, Т, И Д
Блог М К, И Д, Т
Сетевое М К, И Д, Т
взаимодействие
Информационно- М, К И Д, Т
коммуникационные
Портфолио М Д, К, Т, И
Формирующее М, Д, К
оценивание
Организация проектно- М Д К, Т, И
исследовательской
деятельности
Развитие критическо- К, Т, И М
го мышления
Смешанное обучение М, К, Т, И, Д
1
1 Компоненты метапространства: М - мотивационно-личностный, Д - операционно-деятельностный, деятельностный, К - когнитивный, И - исследовательский, Т - творческий, эвристический.
Организация учителем деятельности на основе технологии развивающего обучения по системе Эльконина Д.Б. - Давыдова В.В. (РО) формирует у учащихся осознания себя как субъекта. Ученик способен ставить с помощью учителя и одноклассников учебную задачу, на уровне коллективного субъекта - планировать деятельность. В нашем случае результатом речевой деятельности выступает текст (запись в блоге), в котором он может закрепить коллективно поставленную задачу, объяснить или описать свои действия по конструированию нового способа решения, представить как процесс, так и результат совместных действий в виде схемы или модели.
Авторские тексты в образовательном блоге возникают подобно вторичным и вбирают в себя различные учебные тексты. Схема порождения строится на коммуникативном подходе к изучению текста по Н.И. Клушиной [1]: «коммуникативное намерение адресанта - текст + коммуникативная ситуация - адресат - декодирование - воздействие». В условиях коллективного ведения блога класса наиболее актуально «коммуникативное намерение автора» убедить читателя в правомерности авторской трактовки действительности. Это, в свою очередь, требует от обучающегося конкретных знаний об объекте - реальном событии, открытом знании или способе действий в конкретной предметной области. Называя свойства объекта, рассматривая его связи, автор/ученик определяет его место в научной картине мира, совершает действия интерпретации событий, фактов, связанных с открытым знанием как объектом. Для педагога интерпретации учащимися одного и того же события или знания в форме объекта с различных авторских позиций представляют образовательную ценность отображения, присвоения предметных знаний, а во внеучебной деятельности - отношений в социуме. Интерпретация связана со стилистической тональностью изложения - с воздействием на эмоциональную сферу личности адресата, которое оказывается не менее, а иногда и более сильным, чем убеждение с помощью последовательного, ясного рассуждения.
Переданные смыслы воспринимаются адресатом/одноклассником, перерабатываются его сознанием, становятся частью его индивидуальной картины мира. На этапе вхождения в среду, насыщенную ИКТ-ресурсами, отношение к прочитанному младший школьник выражает в основном с помощью маркировочной оценки (голосование через «лайки» социальных сетей), несущей информацию о количестве просмотров. Такая оценка сводит словесную коммуникацию практически к нулю, ограничивает действия комментирования до уровня «нравится / не нравится». Однако со временем, в процессе обучения, средства оценки социальных сервисов начинают уступать лингвистическим способам, когда статус контента определяется качеством содержания текста на основе выбора точного слова, лингвистических моделей, грамматических пра-
вил и языковых норм, формируя социокультурную компетентность обучающихся.
Однако для более осознанного проявления таких свойств субъекта учебной деятельности, как инициативность, самостоятельность, способность к анализу собственной деятельности и мотивации к деятельности вне школы, нужны особые средства обучения, вызывающие интерес у современных учащихся. Речь идет о разных моделях технологии смешанного обучения. Введение онлайн-обучения, самостоятельная работа в группе или индивидуально, непосредственная работа с учителем в моделях «Смена рабочих зон», «Автономная группа» требуют деления класса на группы по числу видов учебной деятельности, а значит, мотивируют обучающихся на формирование оценочных действий. Практическая деятельность по модели «Перевернутый класс» способствует организации самостоятельной работы в роли исследователя, тем самым повышает интерес к домашней работе. Таким образом, технология смешанного обучения ориентирует учебный процесс на реализацию потенциальных возможностей ученика. В то же время следует отметить, что для максимальной эффективности развивающего обучения очень важны этапы создания ситуации успеха и ситуации «разрыва» (постановка конкретно-практической задачи, которую нельзя решить старым способом). Темы, типы уроков требуют от учителя тщательного отбора моделей для использования без ущерба учебному процессу.
Использование технологий проблемного обучения, развития критического мышления предусмотрено в решении серии частных задач с выходом за учебные предметы. В нашем случае проблемное обучение рассматривается как форма активного обучения, построенного на содержании учебных программ, и в то же время как тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая поисковая деятельность обучающихся и опора на предметные знания. Изначально проблемная ситуация - это состояние интеллектуального затруднения, наличие противоречий, анализ которых позволяет строить рассуждения, делать сравнения, обобщения, обоснования. Эти действия невозможны без актуализации знаний и умений, уровень их усвоения проверяется в процессе применения в новой учебной ситуации.
Творческое усвоение предметного содержания требует умения осуществлять адекватную самооценку текущей деятельности. В связи с этим следует сказать о технологии портфолио как о способе фиксации, накопления и оценки результатов деятельности. Это один из современных активных методов отслеживания индивидуальной жизненной траектории, развития и личностного роста, анализа и самоанализа [2]. Ярко выраженная фиксация успеха и разрыва между знанием и незнанием делает осознанными действия формулирования целей, прогнозирования собственных ожиданий. При этом обучающийся видит динамику личных достижений в деятельности на уровне качества результата, учи-
тель - вовлеченность в процесс каждого, информацию о способностях и мотивах ученика, его первоначальных представлениях и ожидаемых сложностях в освоении содержания перед изучением темы. Блог в данном случае выполняет функцию электронного портфолио: позволяя фиксировать текущий процесс познания и накапливать артефакты - конкретные продукты деятельности [5], открывает возможность ученику в любой момент соотнести свои достижения с эталоном. Родители получают доступ к информационной среде, возможность регулярно следить за ходом учебы своего ребенка, помогать организовать учебную работу дома, в случае затруднения строить конструктивное обсуждение с учителем.
Технология проектно-исследовательской деятельности как средство организации учебного процесса призвана поддержать естественные стремления ребенка к познанию окружающего мира на уроке и вне. Алгоритм реализации проекта осваивается на уроках при решении проектных задач и строится на реализации тематического планирования, включает задания, способные вызвать неподдельное любопытство и интерес к содержанию, желание создать уникальный продукт, не привязанный к одному предмету или теме. Решение проектной задачи актуализирует для учащихся работу с информацией, выстраивание логической цепочки (цель, условие задачи, задание, продукт), проявления творчества. Для получения уникального продукта подбираются средства, формы работы, разрабатывается план достижения, представления и организации обратной связи. В рамках этой деятельности социальный сервис позволяет организовать единое информационное пространство из множества сообщений, гиперссылок и других объектов. При этом информационно-коммуникационные технологии отвечают за хранение, передачу, обработку, воспроизведение и защиту информации; в образовательном процессе могут выполнять обучающую, воспитывающую и развивающую функции, а также выступать средством побуждения к организации познавательной деятельности для обучающихся, управления и контроля для учителя, взаимодействия для социума.
Другая совокупность педагогических технологий целесообразна при решении задач, направленных на формирование контрольно-оценочных действий. Управляемая самостоятельная работа становится возможной при применении технологии формирующего оценивания. Она позволяет учащемуся осознавать текущее состояние учебных достижений и планировать действия для улучшения результатов за счет наличия системы из совместно разработанных критериев и отобранных эталонов для сравнения - образцов отлично выполненной работы [4]. При таком подходе ученики и учитель одинаково понимают цели и ожидаемые результаты обучения. Процесс разработки, создания материалов, изобретение, визуализация, просмотр и оценка продуктов деятельности позволяют эти же критерии использовать в процессе вза-
имооценки на базе блога, развивая навыки письменной, устной, групповой коммуникации; аргументации, защиты и презентаций. Полезные отзывы и комментарии становятся основой результата речевого поведения: партнерских отношений в социуме и положительных эмоций в учебном труде.
Выделенная совокупность технологий позволила изучить структурные компоненты метапространства, возникающего в результате сетевого взаимодействия. В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Мотивационно-личностный компонент позволяет держать в центре сетевого взаимодействия субъект и событие, ориентированное на решение учебных задач, если сеть используется как:
• средство входа в урок или проект: тема/анонс, план, средства мультимедиа (музыка, видео); материалы для самостоятельной работы (тесты, тренажёры, например, созданные в Google-формах); ссылки на проверенные материалы;
• средство организации внеурочной деятельности коллективного субъекта-класса (Портфолио учебной жизни класса: летопись событий, отзывы, календарь событий, образцы работ, расписание, таблица самоорганизации);
• средство становления индивидуального субъекта учебной деятельности (личные веб-страницы в форме электронных тетрадей, читательских дневников),
• средство размещения дигитальных учебных материалов, созданных учителем и детьми, например в виде онлайн-разработки электронной тетради, ментальных карт, вики-документов, интерактивных заданий learningapps.org, опросных форм, текстовых документов, рабочих и оценочных листов.
Программа развития класса выступает как инструмент реализации технологии, основа систематического планового мониторинга и оценки результативности деятельности по вопросам формирования метапред-метных результатов. Мониторинг позволяет систематизировать учебную среду, управлять ее развитием, направлять потенциал на формирование технологии потребления информации для наиболее полного самораскрытия возможностей обучающихся и обеспечения достижения индикаторов, показателей обучения.
Практика использования социального сервиса как метапространства осуществлялись на базе МАОУ «Гимназия № 33» г. Перми. В ходе данной работы была проведена оценка эффективности технологии сетевого взаимодействия, корректировка, выявлены и обоснованы условия проявления «мета-» в показателях метапредметных результатов: универсальных учебных действиях, межпредметных понятиях, элементах ИКТ-компетентности обучающихся. Этот индикатор позволил оценить влияние изменений в содержании и методах учебной работы на темпы и
особенности формирования универсальных учебных действий обучающихся, составляющих основу образовательных метапредметных результатов младших школьников; раскрыть закономерности, механизмы, динамику их формирования; обнаружить возможности оптимизации данного процесса.
На диагностическом этапе состоялось выявление стартовых возможностей младших школьников и установление уровня школьной готовности учащихся первого класса. В конце первого года обучения были зафиксированы результаты выполнения входных диагностических заданий по разработанным контрольно-измерительным материалам, определены педагогические условия и средства формирования метапредметных результатов.
Проектировочный этап включал в себя деятельность по поиску в социальном окружении гимназии заинтересованных решением проблемы формирования метапредметных результатов средствами ИКТ-насыщенной образовательной среды, разработкой и апробацией диагностического инструментария исследования, технологии сетевого взаимодействия. В результате были обоснованы теоретические положения и принципы проектирования модели формирования УУД, осуществлен отбор сущностных педагогических технологий, выделены этапы построения сетевого взаимодействия. Параллельно обсуждались критерии оценки результативности процесса обучения, материалы для методического сопровождения исследования.
Актуализация проблемы формирования метапредметных результатов в родительском сообществе строилась на аргументах об эпохе информационных технологий, цифрового мира, которые стали неотъемлемой частью окружающей действительности детей. Станет ли такая среда ресурсом развития детей, зависит от взрослых. Поэтому создание единой команды - первый шаг в эксперименте. Работа с родителями учащихся включала также информирование о требованиях ФГОС к результатам обучения на первой ступени начального общего образования.
На подготовительном этапе было важно обеспечить условия для принятия, осознания идей, базовых принципов технологии сетевого взаимодействия участниками образовательного процесса. Состоялось проведение индивидуальных собеседований, практических занятий с участниками социально-педагогического взаимодействия. Было достигнуто согласование позиций и ожиданий каждого. С обучающимися разработан договор о том, как использовать блог. С родителями разработан и принят договор о сотрудничестве, позволяющий действовать в позиции субъектов, объединенных единой целью. Выстроены основные линии сотрудничества обучающихся, реализуемые на основе блога, с педагогом, участниками учебной группы, субъекта с самим собой.
С учетом результатов проделанной работы были разработаны методические материалы «Развитие ИКТ-компетентности участников образовательного процесса (учащиеся, родители, педагоги) на основе использования социального сервиса». Для осуществления жизнедеятельности в информационной среде важно владеть умениями свободно использовать навыки чтения и письма, эффективной обработки информации и дальнейшего распространения при помощи текстов и других средств визуализации. С этой целью был компьютеризирован образовательный процесс. С помощью ресурсов блога класса было организовано дистанционное обучение, активно использовались ЦОР. Применение методических материалов обеспечивало родителей своевременной информацией о результатах диагностических процедур, индивидуальном продвижении ребенка, способствовало вовлечению в полноценный образовательный процесс.
Корректирующий этап включал в себя работу по корректировке модели, отбору средств, определению условий формирования УУД на основе результатов мониторинга. На данном этапе были определены педагогические средства, оказавшие положительное влияние на формирование УУД, уточнялись и описывались особенности их использования.
Опытно-экспериментальная деятельность завершилась аналитическим этапом. Изучались результаты, выявлялись зависимости и связи в процессе формирования уУд, проводилась статистическая обработка результатов мониторинга с помощью методов.
Блог класса стал важной дидактической находкой в сочетании электронного и очного обучения. В процессе формирующего эксперимента уточнилось определение социального сервиса как образовательного блога - чтение, поиск нужных сообщений об организации учебного сотрудничества в классе.
С учетом вышесказанного можно сделать вывод о том, что социальный сервис, или блог класса, может рассматриваться:
• в качестве системообразующего элемента образовательной среды, насыщенной средствами ИКТ,
• основы технологии сетевого взаимодействия,
• механизма интеграции технологий.
Выделенная совокупность педагогических технологий может стать основой проектирования образовательного метапространства средствами социального сервиса для решения когнитивных, коммуникативных и организационных проблем на разных этапах учебной деятельности. Реализация описанных технологий позволяет максимально сократить время на трансляцию учебного материала, увеличив объем продуктивных видов деятельности на уроке, в результате которых возникает определенный продукт.
Список литературы
1. Клушина Н.И. Лингвистика убеждения: интенциональные категории публицистического текста // Медиаскоп. - Вып. № 1. - 2008. [Электронный ресурс]. - иКЬ. - http://ru.scribd.com/doc/208516692/696-pdf
2. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 215 с.
3. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 208 с.
4. Пинская М.А., Улановская И.М. Новые формы оценивания. Начальная школа. - М.: Просвещение, 2013. - 80 с.
5. Чернова И. Н. Артефакты как индикаторы инновационного развития общеобразовательной школы // Научный диалог. Педагогика. Психология. - 2012. - № 1. -С. 293-299.