Научная статья на тему 'Подготовка студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как проблема теории и методики профессионального образования'

Подготовка студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как проблема теории и методики профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / СТУДЕНТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / ГОТОВНОСТЬ ВЫПУСКНИКА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТА К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / STUDENTS MAJORING IN SOCIAL AND CULTURAL STUDIES / CHILDREN WITH DISABILITIES / READINESS OF A FUTURE SOCIAL AND CULTURAL EXPERT TO WORK WITH DISABLED CHILDREN / MODEL OF DEVELOPING READINESS OF A STUDENT TO WORK WITH DISABLED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подлеснов Андрей Александрович, Щербакова Олеся Анатольевна

В статье рассматривается проблема подготовки студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлен анализ научной литературы и нормативно-правовых актов по вопросу подготовки будущих специалистов социально-культурного профиля к этой работе. На основании выявленных противоречий обосновывается необходимость специальной подготовки студентов социально-культурного профиля к указанному аспекту профессиональной деятельности. Введено понятие «готовность будущего специалиста социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», раскрыто его содержание. Затронуты проблемы разработки модели формирования готовности студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждении высшего образования. Основными компонентами модели признаны целевой, содержательный, организационный и результативный. Представлены критерии оценки эффективности педагогического процесса формирования готовности студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ОВЗ (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Подлеснов Андрей Александрович, Щербакова Олеся Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of students majoring in social and cultural studies to work with disabled children as a theoretical and methodological problem of professional education

The study reviews the problem of training of students majoring in social and cultural studies to work with disabled children. The paper analyzes the scientific literature, laws and regulations concerning the training of future social and cultural experts to do this work. Based on the revealed contradictions, the research explains the necessity of the students’ specialized training in this type of activity. The paper introduces and elaborates on the concept of readiness of a future social and cultural expert to work with disabled children. The study notes the problems of designing a model of developing the readiness of a student majoring in social and cultural studies to work with disabled children in a higher education institution. The target, content, management, and effectiveness are the main components of this model. The authors present the performance criteria for the educational process of developing the readiness of the students under review to work with disabled children (motivational, cognitive, activity-based, reflexive ones).

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья как проблема теории и методики профессионального образования»

УДК 371.132:376.2

https://doi.org/10.24158/spp.2017.12.37

Подлеснов Андрей Александрович

Podlesnov Andrey Aleksandrovich

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Краснодарского государственного института культуры

Щербакова Олеся Анатольевна

аспирант Краснодарского государственного института культуры

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ К РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ КАК ПРОБЛЕМА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

PhD in Education Science, Associate Professor, Education Science and Psychology Department, Krasnodar State Institute of Culture

Shcherbakova Olesya Anatolyevna

PhD student, Krasnodar State Institute of Culture

TRAINING OF STUDENTS MAJORING IN SOCIAL AND CULTURAL STUDIES TO WORK WITH DISABLED CHILDREN AS A THEORETICAL AND METHODOLOGICAL PROBLEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

Аннотация:

В статье рассматривается проблема подготовки студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Представлен анализ научной литературы и нормативно-правовых актов по вопросу подготовки будущих специалистов социально-культурного профиля к этой работе. На основании выявленных противоречий обосновывается необходимость специальной подготовки студентов социально-культурного профиля к указанному аспекту профессиональной деятельности. Введено понятие «готовность будущего специалиста социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», раскрыто его содержание. Затронуты проблемы разработки модели формирования готовности студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в учреждении высшего образования. Основными компонентами модели признаны целевой, содержательный, организационный и результативный. Представлены критерии оценки эффективности педагогического процесса формирования готовности студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ОВЗ (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный).

Ключевые слова:

социально-культурная деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт, студенты социально-культурного профиля, дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовность выпускника социально-культурного профиля к работе с детьми с ОВЗ, модель формирования готовности студента к работе с детьми с ОВЗ.

Summary:

The study reviews the problem of training of students majoring in social and cultural studies to work with disabled children. The paper analyzes the scientific literature, laws and regulations concerning the training of future social and cultural experts to do this work. Based on the revealed contradictions, the research explains the necessity of the students' specialized training in this type of activity. The paper introduces and elaborates on the concept of readiness of a future social and cultural expert to work with disabled children. The study notes the problems of designing a model of developing the readiness of a student majoring in social and cultural studies to work with disabled children in a higher education institution. The target, content, management, and effectiveness are the main components of this model. The authors present the performance criteria for the educational process of developing the readiness of the students under review to work with disabled children (motivational, cognitive, activity-based, reflexive ones).

Keywords:

social and cultural activities, Federal State Educational Standard, students majoring in social and cultural studies, children with disabilities, readiness of a future social and cultural expert to work with disabled children, model of developing readiness of a student to work with disabled children.

Идеи гуманизации человеческой цивилизации, а именно межгосударственных, международных, общественных и личных отношений, мировосприятия и всех сфер духовной жизни в целом, получили новое звучание в последней трети ХХ в. Данные идеи нашли выражение в том числе в изменении взгляда на положение в обществе людей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). Были подняты вопросы обеспечения равенства в доступе этой катего-

рии лиц к общественным благам, важнейшим из которых является образование. В контексте данной проблемы гуманизация отношения к детям с ОВЗ выразилась прежде всего в поиске новых подходов к удовлетворению их образовательных и общекультурных потребностей [1].

Стало очевидным, что эта проблема может быть решена через привлечение к работе с детьми данной категории специалистов - обладателей различных профессиональных компе-тентностей, прежде всего в социальной сфере, и решение ими в том числе образовательных задач в процессе работы с детьми с ОВЗ. Т. е., невзирая на специфику своей трудовой деятельности, данные работники должны уметь решать педагогические задачи.

В русле данных мировых тенденций российским государством актуализированы задачи по разработке комплекса мер, направленных на модернизацию системы социализации детей с ОВЗ, включающей их развитие, обучение, воспитание и адаптацию к жизни в обществе [2]. Среди этих мер первоочередным признано ресурсное обеспечение модернизации, а именно совершенствование законодательной базы, расширение физической доступности социализирующей среды, в том числе инфраструктуры детства, повышение качества подготовки и переподготовки специалистов, включающее стандартизацию требований к уровню их компетентностей по завершении обучения, а также своевременная и эффективная методическая поддержка лиц, профессионально работающих с детьми с ОВЗ.

Вектор развития нормативного обеспечения процесса социализации и образования как ее важнейшего компонента был задан новым Законом об образовании, послужившим отправной точкой, базисом законотворческого процесса в данной сфере нормативного регулирования.

Важным шагом явилось утверждение федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС), как регламентирующих образование детей с ОВЗ, так и предназначенных для подготовки специалистов к работе в том числе с данной категорией детей, а также оказание в соответствии со стандартами системной методической помощи данным специалистам.

Успешной социализации детей с ОВЗ призвана способствовать Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. Концепция должна претворить в жизнь миссию дополнительного образования как социокультурной практики всестороннего развития и мотивации детей к учебной и художественно-творческой деятельности. Данный вид образования, согласно Концепции, трансформируется в системный интегратор вариативного образования, повышающего конкурентоспособность личности, общества, государства. В Концепции отмечается приоритет дополнительного образования в определении индивидуальной образовательной траектории, дорожной карты образования ребенка с ОВЗ.

Создать юридические, социально-экономические, организационно-управленческие и инфраструктурные условия для включения в общественную жизнь детей-инвалидов, а также обеспечить приличествующий уровень их жизни должна государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 гг., успешно реализуемая в настоящее время.

Таким образом, с принятием данных нормативных документов в стране в основном создан нормативный базис для успешного решения проблем социализации и образования детей с ОВЗ.

Анализ законодательной базы и специальной литературы показывает, что эффективность и результативность работы специалистов в сфере развития, образования и социальной адаптации детей с ОВЗ обеспечивается перманентным совершенствованием средств и методов, внедрением педагогических инноваций, организацией доступной среды, повышением квалификации специалистов, а также соблюдением в работе принципов адресности, вариативности и индивидуализации. При соблюдении специалистами по работе с детьми с ОВЗ вышеперечисленных требований законодательства и следовании методическим рекомендациям будут создаваться оптимальные специальные условия для обучения, воспитания и социализации детей с ОВЗ.

Важным сегментом системы образования и процесса социализации детей с ОВЗ являются социально-культурная и социально-педагогическая адаптация (Т.А. Бахор, Т.В. Гудина, О.Н. Зырянова, Н.Х. Князькина, А.С. Плотникова, О.Н. Поксыряева, А.Г. Ряписова и др.).

Обеспечение социально-культурной и социально-педагогической адаптации детей с ОВЗ выступает одной из ведущих задач профессиональной деятельности будущих специалистов социально-культурного профиля (далее - СКП). Соответственно, специалисты СКП должны иметь достаточный багаж знаний, широкий спектр умений и навыков и сформированную специальную компетентность для эффективного решения профессиональных задач в работе с детьми с ОВЗ [3]. Следовательно, такой подготовке студентов по направлению «Социально-культурная деятельность» - будущих специалистов СКП - необходимо уделять особое внимание.

Анализ ФГОС высшего образования (далее - ФГОС ВО) по указанному выше направлению позволил установить, что педагогическая деятельность является видом профессиональной деятельности специалистов СКП, а социально-культурная поддержка детей с особенностями развития, участие в социокультурной адаптации детей с трудностями в социальной адаптации и девиа-нтным поведением выступают их профессиональными задачами [4]. В то же время ФГОС ВО не

раскрывает содержание и методику соответствующей подготовки - они разрабатываются и внедряются вузами. Как показал анализ учебных планов и рабочих программ педагогических и психолого-педагогических учебных дисциплин 19 вузов культуры и искусств РФ по направлению «Социально-культурная деятельность», в базовую часть основной профессиональной образовательной программы высшего образования (далее - ОПОП ВО) включены такие учебные дисциплины, как «Психология», «Педагогика», «Педагогика досуга» и «Педагогическая инноватика». Однако содержательно эти дисциплины ограничиваются рассмотрением общих психолого-педагогических вопросов. Программами практически не предусматривается изучение тем (разделов), посвященных основам психолого-педагогической коррекции, комплексной реабилитации больных и инвалидов, социально-педагогической адаптации, коррекционной педагогики и специальной психологии, педагогических коррекционно-развивающих технологий в социально-культурной деятельности [5]. Таким образом, ОПОП ВО не подразумевает формирование специальной компетентности выпускника СКП для работы с детьми с оВз, что, на наш взгляд, является существенной педагогической проблемой. Ключевым вопросом при ее разрешении выступает проблема научного обоснования процесса формирования готовности студента СКП к работе с детьми с ОВЗ в условиях вуза.

В целом актуальность поиска путей разрешения данной проблемы теории и методики профессионального образования продиктована также противоречиями между:

- социальным и государственным заказом на включение детей с ОВЗ в социокультурную среду и недостаточным уровнем готовности специалистов СКП к данной работе;

- необходимостью научного обоснования психолого-педагогических условий подготовки студентов СКП к работе с детьми с ОВЗ, а также потребностью в разработке критериально-диагностической базы для определения уровня готовности студентов к этой работе и недостаточной теоретико-практической разработанностью данной педагогической проблемы;

- потребностью выпускников СКП соответствовать требованиям ФГОС, а также быть готовыми к успешной профессиональной работе с детьми с ОВЗ и недостаточным уровнем подготовки студентов к этой работе в условиях вуза.

Нами предпринята попытка ответить на поставленный вопрос и разрешить указанные противоречия в процессе специально организованного психолого-педагогического исследования, целями которого стали разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка модели формирования готовности студентов СКП к работе с детьми с ОВЗ.

Исследование строилось на предположении, что формирование готовности специалистов СКП к работе с детьми с ОВЗ в условиях вуза будет результативным, если:

- выявлены его теоретические предпосылки;

- установлена критериально-диагностическая система определения готовности;

- разработана модель ее формирования;

- разработано и реализовано психолого-педагогическое обеспечение реализации данной модели, подразумевающее включение интегративных модулей педагогических и психолого-педагогических дисциплин в базовую и (или) вариативную часть ОПОП ВО.

В рамках исследования были поставлены следующие задачи, касающиеся формирования готовности студентов СКП к работе с детьми с ОВЗ в условиях вуза:

- определение теоретико-методологических основ формирования такой готовности;

- выявление и обоснование эффективных психолого-педагогических условий готовности;

- создание критериально-диагностической системы определения готовности;

- разработка, обоснование и экспериментальная проверка модели формирования готовности;

- разработка психолого-педагогического обеспечения реализации данной модели.

Для решения поставленных задач считаем целесообразным ввести понятие «готовность будущего специалиста СКП к работе с детьми с ОВЗ».

Готовность будущего специалиста СКП к работе с детьми с ОВЗ - это профессионально-личностная характеристика выпускника вуза, определяющая его возможность выполнять профессиональные функции в социокультурной сфере с детьми с ОВЗ, отражающая уровень развития его способности к проектированию и реализации культурно-досуговых и социально-педагогических программ для детей данной категории, включающая в себя систему знаний и умений по работе с детьми с ОВЗ, навыков их применения в решении конкретных профессиональных задач, а также социально значимые личностные качества, гуманистические ценностные ориентации и позитивные установки на работу с детьми с ОВЗ.

Отметим, что формирование готовности студентов СКП к работе с детьми с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС возможно только в процессе специальной подготовки студентов к данной работе на основе соответствующей модели, ведущими компонентами которой выступают целевой (отражает направленность на достижение готовности студентов СКП к работе с детьми с ОВЗ), содержательный (включает интегративные модули педагогических и психолого-

педагогических дисциплин, различные формы занятий, круглые столы, социально-психологические тренинги, производственные практики, проекты и др.), организационный (заключается в использовании различных методик, педагогических и психолого-педагогических технологий организации педагогического процесса), результативный (подразумевает выявление качественных изменений в уровне готовности студентов СКП к работе с детьми с ОВЗ).

В оценке эффективности педагогического процесса формирования готовности студентов СКП к работе с детьми с ОВЗ следует руководствоваться следующими критериями:

- мотивационный (мотивация к работе, профессиональный интерес);

- когнитивный (теоретическая компетентность);

- деятельностный (методическая и технологическая компетентность, наличие умений, навыков и профессионального опыта, творческих способностей);

- рефлексивный (оценка и самооценка результатов работы).

Развитие компонентов профессионально-личностного профиля студента СКП в соответствии с перечисленными критериями будет свидетельствовать о достаточной степени его готовности к работе с детьми с ОВЗ.

Таким образом, формирование готовности студентов СКП к работе с детьми с ОВЗ мы рассматриваем как актуальную проблему теории и методики профессионального образования, требующую теоретико-методологического анализа и практического решения. Намеченные в работе теоретические основы могут выступать базой для практического разрешения поставленной проблемы в процессе подготовки студентов СКП в вузе.

Ссылки:

1. Elkind D. Children with Special Needs: A Postmodern Perspective [Электронный ресурс] // Journal of Education. 1998. Vol. 180, no. 2. Special Education: A Test for Liberal Democracy. P. 1-16. URL: http://jour-nals.sagepub.com/doi/pdf/10.1177/002205749818000202 (дата обращения: 25.11.2017).

2. Сухих В.Г. Формирование готовности специалистов социального профиля к работе с лицами с ограниченными возможностями здоровья : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2015.

3. Fanu G.L. International Development, Disability, and Education: Towards a Capabilities-Focused Discourse and Praxis // International Journal of Educational Development. 2014. Vol. 38. September. P. 69-79. https://doi.org/10.1016/j.ijedudev.2014.04.001.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень бакалавриата). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/510303.pdf (дата обращения: 12.08.2017) ; Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.04.03 «Социально-культурная деятельность» (уровень магистратуры). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/510403.pdf (дата обращения: 12.08.2017).

5. Щербакова О.А. Анализ нормативно-правового и организационно-методического обеспечения подготовки студентов социально-культурного профиля к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // В мире научных открытий : материалы XXI Междунар. науч.-практ. конф. (26 дек. 2016 г.) / под ред. д-ра пед. наук, проф. С.П. Акути-ной. М., 2016. 120 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.