http://www.uchzap.com ISSN 2308-8796 ISSN 2542-0070 (Online)
УДК 362.7
Надежда Васильевна Курилович1,
доктор педагогических наук, доцент, Тамбовский государственный университет им. Р. Г. Державина (393000, Россия, г. Тамбов, ул. Советская, 181), e-mail: Kurilovichtmb@mail.ru
Елена Александровна Чернова2,
аспирант,
Тамбовский государственный университет им. Р. Г. Державина (393000, Россия, г. Тамбов, ул. Советская, 181), e-mail: darknegr@mail.ru
Формирование готовности педагогов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
В статье рассмотрена готовность социальных педагогов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья, проанализированы подходы, рассмотрены сущность и содержание понятия «готовность», «готовность педагога», «универсальная профессиональная готовность», определено понятие универсальной готовности. Готовность к работе с детьми с особенностями в развитии является необходимым фундаментом для последующего проявления профессиональной компетентности и достижения мастерства, выработки своего собственного стиля работы, способствующим формированию профессиональных и специальных компетенций, которыми должен обладать будущий социальный педагог В настоящее время наблюдается снижение мотивации профессиональной деятельности педагогов, неготовность к профессиональной инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования, низкая стрессоустойчивость при выполнении профессиональных обязанностей, отсутствие в деятельности творчества и креатива. Учитывая особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, у социальных педагогов должна быть сформирована универсальная профессиональная готовность, включающая совокупность видов готовности (с различными компонентами) к работе с ними. Понятие «универсальная профессиональная готовность» социального педагога является интегральным понятием, включающим творческую и креативную, инклюзивную, инновационную, личную экстремальную готовность к работе, являющимся устойчивым личностным образованием, с заложенными знаниями, умениями и личностными качествами, мотивами, ценностями, определяющими компетентность будущих педагогов. Проблема формирования универсальной профессиональной готовности социальных педагогов к работе с особыми детьми является многосторонней, поскольку объединяет в себе психологические, социологические и педагогические аспекты. Её необходимо рассматривать как целостное проявление внутренней активности педагога.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды, готовность педагога, универсальная готовность, компоненты, структура готовности
Введение. В стремительно меняющемся мире новых знаний, технологий, открытий и достижений главным условием остаются требования, которые предъявляются ко всем участникам образовательного процесса: готовность к получению знаний как со стороны обучаемого, так и со стороны педагога, готового осуществлять профессиональную дея-
тельность, включающую не только комплекс знаний, навыков и умений, приобретённых в процессе профессиональной подготовки в вузе, но и готовность к профессиональному росту в условиях информатизации и развития новых наукоёмких технологий. Характеристика квалификации, необходимая педагогу для осуществления определённого вида профес-
1 Н. В. Курилович формулирует концепцию данного исследования, цели и задачи, определяет выводы.
2 Е. А. Чернова анализирует и систематизирует научную литературу по проблеме исследования, совместно с руководителем определяет цель, задачи исследования, оформляет статью.
136
© Курилович Н. В., Чернова Е. А., 2018
сиональной деятельности, отражается в профессиональном стандарте1. Согласно данному документу, основными характеристиками успешного педагога являются мобильность, готовность к переменам, ответственность и самостоятельность в принятии решений, способность к нестандартным трудовым действиям, творческий подход к осуществлению своих обязанностей, постоянное саморазвитие2. Говоря о готовности социального педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, отметим, что эти характеристики усиливают своё значение.
Методология и методы исследования. Понятие «готовность» в педагогике рассматривается с различных позиций: готовность к труду (Н. Д. Левитов, К. К. Платонов, Л. А. Кандыбович), готовность к действию, внутренняя готовность, инновационная готовность, профессиональная готовность, готовность к обучению (Н. В. Нижегородцева), социально-психологическая готовность к решению педагогических задач (Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Су-хобская), готовность к восприятию (Н. В. Кузьмина), готовность к осмыслению педагогических явлений (Л. В. Никитенкова), готовность к профессионально-педагогической деятельности (Ю. И. Турчанинова, Е. Г. Шаинов).
М. Б. Игошев выделяет основные этапы развития научных взглядов на проблему готовности личности к деятельности [3].
Первый этап затрагивает период, начиная с конца XIX - начала ХХ в. Разрабатываются вопросы нейрофизиологических механизмов регуляции, где психологическая готовность рассматривается как один из механизмов успешности в деятельности. Сторонниками данного подхода являются Н. Д. Левитов, Л. С. Нерсесян, А. Ц. Пуни, В. Н. Пушкин, А. А. Ухтомский и др.
Л. С. Нерсесян и В. Н. Пушкин рассматривают готовность с точки зрения компонентов профессиональной деятельности. А. Ц. Пуни анализирует готовность через призму симптокомплекса черт личности.
1 Постановление Правительства РФ от 22.01. 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.base.garant. ги/70304190 (дата обращения: 15.06.2018).
2 Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (с изм. от 25.12.2014 г.) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения:
15.06.2018).
Второй этап начинается с 1940-1960-х гг. Именно в этот период понятие «готовность» рассматривается с позиции теории деятельности: на уровне физиологических, психологических механизмов мотивационных установок, мотивов, установок, потребностей личности. Авторами данной теории являются А. Г. Асмолов, Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов. Д. Н. Узнадзе связывает готовность личности и действия. А. Г. Асмолов в монографии «Деятельность и установка» придерживается мнения, что установка является предпосылкой возникновения деятельности.
Начиная с 1970-х гг. и по настоящее время идёт третий этап развития научных взглядов на предмет готовности педагога к осуществлению деятельности. Разрабатывается теория психологической готовности, обогащается понятие «психологическая готовность к труду» и вводится понятие «профессиональная готовность». А. П. Серняв-ская, А. М. Столяренко, О. Б. Дмитриева рассматривают готовность как деятельност-ную и личностную характеристику субъекта труда, которая отражает уровень развития и потенциальные возможности педагога. М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович определяют готовность как совокупность компонентов: мотивационный, ориентационный, операционный, волевой, рефлексивный.
А. А. Деркач рассматривает готовность педагога как целостное проявление личности, выделяя познавательные, эмоциональные и мотивационные компоненты. Готовность к труду, готовность к действию, внутренняя готовность, инновационная готовность, системная готовность рассматривается О. С. Тоис-тевой как результат формирования комплекса профессиональных, метапрофессиональ-ных и эмоционально-психических качеств личности.
Г. И. Хозяинов интерпретирует понятие «готовность» на уровне ценностных ориен-таций, рассматривая «готовность» как качество, состояние и динамический процесс, который подвержен изменению3. Исследователи Г. А. Алферова, К. М. Дурай-Новакова, А. И. Пискунов отмечают, что готовность к педагогической деятельности заключается в усвоении им специальных знаний, социальных отношений, в сформированности профессиональных качеств личности.
По мнению С. И. Архангельского, готовность педагога отражается «в умении
3 Хозяинов Г. И. Педагогическое мастерство преподавателя. - М.: Высш. шк., 1988. - С. 23.
хорошо, мастерски преподать свой предмет, доступно, глубоко излагать учебную информацию, увлекать потребностью знаний, возбуждать в них (учащихся) трудолюбие и упорство, стремление самостоятельно находить решение научных задач, развивать ширину их взглядов и гибкость мышления» [2, с. 330].
По мнению Н. В. Курилович, составной частью всего процесса профессиональной подготовки работника социальной сферы является процесс формирования культуры профессионального общения [5].
К. К. Платонов и В. В. Сторож рассматривают профессиональную готовность специалиста как субъективное состояние личности, которая считает себя способной и подготовленной к выполнению соответствующей профессиональной деятельности и стремящейся её выполнять [7, с. 45; 11].
Е. П. Ильин определяет готовность как оптимальное рабочее состояние, которое характеризуется длительным сохранением работоспособности и возобновлением сил, адекватной реакцией на внешнее влияние, ритмичностью и синхронностью [4].
О. С. Тоистева определила такие компоненты готовности к педагогической деятельности, как мотивационно-ценностный (личностный) и исполнительский (процессуальный) [3].
По словам В. А. Сластенина, «...совокупность профессионально обусловленных требований к учителю определяется как профессиональная готовность к педагогической деятельности. В её составе правомерно выделить, с одной стороны, психологическую, психофизиологическую и физическую готовность, а с другой - научно-теоретическую и практическую компетентность как основу профессионализма»1.
С. В. Алехина, М. А. Алексеева, Е. Л. Агафонова, И. В. Ульянова рассматривают профессиональную готовность и психологическую готовность с позиции деятельности [1, с. 83-92; 9].
Теоретические подходы по формированию профессиональной готовности будущего социального педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья нашли своё отражение в работах Н. Ф. Басова, М. А. Галагузовой, Н. В. Гарашкиной,
1 Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - С. 32.
И. А. Зимней, С. В. Тетерского, А. В. Хуторского и др. Проблема становления профессиональной готовности к педагогической и социальной деятельности рассматривается в работах В. И. Волынкина, Б. М. Игошева, В. А. Монастырского, В. А. Сластенина. Исследования в области формирования психолого-педагогической готовности к профессиональной деятельности проведены такими учёными, как А. Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленская, М. Е. Богоявленская, А. К. Маркова.
Профессиональная готовность к работе с детьми с особенностями в развитии является необходимым фундаментом для последующего проявления профессиональной компетентности и достижения мастерства, выработки своего собственного стиля работы, способствующим формированию профессиональных и специальных компетенций, которыми должен обладать будущий социальный педагог. В настоящее время наблюдается снижение мотивации профессиональной деятельности педагогов, неготовность к профессиональной инновационной деятельности в условиях инклюзивного образования, низкая стрессоустойчивость при выполнении профессиональных обязанностей в работе с детьми с особенностями в развитии.
В разные культурно-исторические эпохи отношения к «особой группе людей» было самым различным - от крайней жестокого до милосердного и сострадательного. У всех у них наблюдается то или иное отклонение от «нормы». Сложность в определении понятия «норма» не только терминологическая, но и содержательная. Например, в медицине, психологии, социологии имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. По мнению Г. Н. Штиновой, М. А. Галагузо-вой, «. норма - это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней»2. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом - «отклонение».
Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» очень важны, так как используются для характеристики процесса развития и социального поведения человека. Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Напри-
2 Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика / под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М.: Владос, 2008. - С. 92.
мер, отклонениями от нормы в развитии ребёнка являются и умственная отсталость, и талантливость, и одарённость. В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определённую точку отсчёта, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации личности, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность. Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследственными факторами, или какими-либо внешними обстоятельствами. В специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. В Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации» введены понятия «дети-инвалиды», «дети с ОВЗ». Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтверждённые психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий для получения образования1.
Понятие «инвалид» несколько отличается от понятия «ограниченные возможности здоровья» и трактуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребёнок-инвалид»2. В соответствии с этими понятиями определено содержание образования, условия организации обучения и воспитания таких детей.
Результаты исследования и обсуждение. Учитывая особенности категории детей с ограниченными возможностями здоровья, у социальных педагогов должна быть
1 Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273-Ф3 (последняя ред.) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 15.06.2018).
2 Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.base.garant.ru/10164504 (дата обращения: 15.06.2018).
сформирована универсальная профессиональная готовность, включающая совокупность видов готовности (с различными компонентами) к работе с особыми детьми.
Вслед за В. А. Сластениным мы делаем акценты на выделении компонентов универсальной профессиональной готовности, таких как инновационность, креативность, инклюзивность, экстремальность.
Формирование готовности социального педагога к педагогической деятельности в условиях дополнительного образования является сложным процессом, а исследование осуществляется на стыке теории и методики профессионального образования, педагоги-ки,психологии.
Опираясь на работы В. В. Хитрюк и И. Н. Хафизуллиной, профессиональную готовность социальных педагогов к работе с детьми, имеющими особые образовательные потребности, на наш взгляд, необходимо рассматривать с точки зрения инклюзивной готовности «аттитюд»3. «Аттитюд» включает в себя профессиональное мышление и профессиональное поведение педагога, которое является основой его профессионально-педагогической компетентности. Сама инклюзивная готовность обладает образовательным эффектом, содержание которого отражает намерения использовать образовательные результаты (комплекса компетенций) при решении практических задач и требования, предъявляемые социальным заказом к качеству образования.
По мнению А. К. Марковой, компетентный социальный педагог должен обладать и инновационной готовностью, под которой понимают способность педагога воспринимать предлагаемые педагогические инновации без отторжения и создавать условия для их практического применения. При этом педагог должен понимать необходимость собственного роста, знать базисные основы профессиональной деятельности, критически относиться к своей деятельности, иметь собственный профессиональный опыт, быть готовым к опытно-экспериментальной работе, уметь распознавать педагогическую инновацию.
3 Хафизуллина И. Н. Формирование инклюзивной компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Астрахань, 2008. - 213 е.; Хитрюк В. В. Формирование инклюзивной готовности будущих педагогов в условиях высшего образования: дис. . д-ра пед. наук: 13.00.08. - Калининград, 2015. - 390 с.
Компетентный социальный педагог строит модели социальных отношений и партнёрства, берёт на себя ряд организаторских функций педагога, психолога, методиста, управленца и в каждый компонент своей деятельности закладывает инновационные подходы: цели, содержание, развитие способностей, методы. Структурные компоненты инновационной деятельности наиболее ярко и детально описаны в работах Н. Д. Ни-кандрова и В. А. Кан-Калика. Важность и значение культуры здоровья усиливается при внедрении инновационных процессов и инновационной готовности в педагогическую практику.
Нельзя не сказать, что профессиональная деятельность социального педагога в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья сопряжена с рисками, стрессами, экстремальными условиями труда, физическими, эмоциональными и моральными перегрузками. Это даёт возможность рассмотреть такой вид готовности педагога, как личная экстремальная профессиональная готовность. Сфера личной экстремальной профессиональной готовности была заимствована из сферы здравоохранения. Но работают с детьми с ограниченными возможностями не только медики, но и социальные педагоги. Данная деятельность вызывает большие трудности, обязывающие к полному, крайнему, предельному напряжению сил и возможностей, фактор усталости и утомления требует напряжения для поддержания должного качества работы, а фактор внутренней неготовности и отсутствия интереса к выполняемой работе, решаемой задаче, поручению ставят под угрозу физическое здоровье. Общие и специальные (частные) педагогические принципы экстремальной подготовки достаточно подробно изложены А. М. Столяренко, Е. Л. Куцеевой [8]. К общим педагогическим принципам он относит принципы методологического, обучающего (дидактического), воспитательного назначения. Специальные (частные) педагогические принципы экстремальной подготовки включают основные, содержательные, организационные, методические.
К основным принципам относятся:
- принцип экстремальной природосо-образности, заключающийся в глубоком понимании закономерностей целенаправленного формирования компонентов;
- принцип экстремальной научности, опирающийся на научные данные экстремальной психологии и экстремальной педагогики;
- принцип психолого-педагогического единства, который учитывает и психологические, и педагогические закономерности, и взаимосвязи;
- принцип экстремальной целеустремлённости и надёжности, заключающийся в строгом подчинении цели;
- принцип гуманизма и личностного подхода, основывающийся на идеях гуманизма и ценности человеческой жизни;
- принцип оптимизма и позитивности, на основе выбора форм, средств, методов и приёмов подготовки человека к преодолению экстремальных трудностей.
Комплекс содержательных принципов содержит такие принципы, как:
- принцип формирования экстремальной подготовленности и экстремальных способностей;.
- принцип единства экстремального обучения, воспитания, развития;
- принцип экстремально-прикладной результативности.
В организационные входят следующие принципы:
- принцип педагогической системности;
- принцип единства группового, дифференцированного и индивидуального подходов;
- принцип специального обеспечения экстремальной подготовки.
Методические принципы включают такие принципы, как:
- принцип мотивирующей, воспитывающей и развивающей личности;
- принцип доступности, последовательности и прочности подготовки1.
По мнению Н. Н. Малярчук, напряжение, естественное стрессовое состояние, состояние эмоционального выгорания у педагогов осуществляющих обучение различных категорий детей в условиях инклюзивного образования, являются отрицательными факторами и свидетельствуют о несформи-рованности экстремальной профессиональной готовности [6, с. 45].
Экстремальная профессиональная готовность тесно связана с творческой готовно-
1 Столяренко А. М. Экстремальная психопедагогика: учеб. пособие для вузов. - М.: Юнити-Дана, 2002. -С. 215.
стью социального педагога, так как помогает педагогу справиться со стрессами, перегрузками и моральным истощением. Творческая готовность или креативная готовность заключается в творческом или креативном подходе к своей деятельности, в изменении информационной функции учебной деятельности на развивающую. Процесс творчества основывается на вдохновении автора, его способностях, а креативный процесс несёт в себе прагматический элемент, заключающийся в понимании, зачем, для чего, что именно и как нужно создавать. Такое взаимодействие педагога, детей и их родителей создаёт атмосферу творчества, сотрудничества, диалога, что позволяет активизировать творческие потенциалы личности и способствовать раскрытию одарённости [10]. Ведь дети, имеющие отклонения в физической сфере, могут иметь творческую одарённость, творческие способности, талант (Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкин, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков). Работая с такими детьми, сам педагог должен обладать творческой готовностью. Содержание системы развития творческой готовности педагога должно способствовать мобилизации творческих и креативных способностей личности, стиму-
лированию её творческой активности, реализации её потенциала и формированию способности личности к саморазвитию. Готовность к творчеству и креативу заключается в возможности самостоятельно, целенаправленно осуществлять и корректировать педагогическую персональную деятельность по достижению проектного образа.
Заключение. Таким образом, понятие «универсальная профессиональная готовность» социального педагога к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья - интегральное понятие, включающее творческую и креативную, инклюзивную, инновационную, личную экстремальную готовность к работе, являющееся устойчивым личностным образованием, с заложенными знаниями, умениями и личностными качествами, мотивами, ценностями, определяющими компетентность будущих педагогов.
Проблема формирования универсальной профессиональной готовности социальных педагогов к работе с особыми детьми является многосторонней, поскольку объединяет в себе психологические, социологические и педагогические аспекты. Её необходимо рассматривать как целостное проявление внутренней активности педагога.
Список литературы
1. Алёхина С. В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83-92.
2. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерности, основы и методы. М.: Высш. шк., 1980. 368 с.
3. Игошев Б. М. Профессиональная и личностная готовность социального педагога к работе с подростками девиантного поведения // Педагогическое образование и наука. 2010. № 3. С. 10-17.
4. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. 509 с.
5. Курилович Н. В. Модель формирования культуры профессионального общения будущих социальных работников в условиях вуза // Вестник РУДН. 2011. № 2. С. 56-61.
6. Малярчук Н. Н. Культура здоровья педагога. Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2008. 192 с.
7. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. 254 с.
8. Куцеева Е. Л. Культура здоровья учителя инклюзивной школы // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8, № 5/3. С. 91-95.
9. Ульянова И. В., Алпатова О. Б. Подготовка будущих социальных педагогов к анализу социально-педагогических явлений [Электронный ресурс] // Успехи современного естествознания. 2015. № 9-3. С. 567-571. Режим доступа: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35636 (дата обращения: 15.08.2018).
10. Яговкина Л. С. Формирование готовности родителей к содействию в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009. № 2. С. 373-380.
11. Сторож В. В. Викладач i студент: умови особистюно професмного зростання: матерiали мiжна-род. наук.-практ. конф. (22-23 мая 2014 г). Черкаси: Видавець, 2014. 19-21 с.
Статья поступила в редакцию 14.09.2018; принята к публикации 18.10.2018
Библиографическое описание статьи
Курилович Н. В., Чернова Е. А. Формирование готовности педагогов к работе с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 6. С. 136-143.
Nadezhda V. Kurilovich1,
Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Tambov State University named after R.G. Derzhavin (181 Sovetskaya st., Tambov, 393000, Russia), e-mail: Kurilovichtmb@mail.ru
Elena A. Chernova2,
Postgraduate, Tambov State University named after R. G. Derzhavin (181 Sovetskaya st., Tambov, 393000, Russia), e-mail: darknegr@mail.ru
Formation of Teachers' Readiness to Work with Children Disabilities
The article considers the social teachers' readiness to work with children disabilities, analyzes approaches, considers the essence and content of "readiness", "readiness of the teacher", "universal professional readiness", defines the concept of universal readiness. Readiness to work with children with special needs in development is a necessary foundation for the subsequent manifestation of professional competence and achievement of skills, development of their own style of work, contributing to the formation of professional and special competencies, which should have a future social teacher. Currently, there is a decrease in the motivation of teachers' professional activity, lack of readiness for professional innovation in inclusive education, low stress resistance in the professional duties' performance, lack of creativity and creativity. Taking into account the peculiarities of this category of children with disabilities and disabled children, social teachers should have a universal professional readiness, including a set of types of readiness (with different components) to work with them. The concept of universal professional readiness of a social teacher is an integral concept that includes creative, inclusive, innovative, personal extreme readiness to work, which is a sustainable personal education, with inherent knowledge, skills and personal qualities, motives, values that determine the competence of future teachers. The problem of social teachers' universal professional readiness formation to work with special children is multifaceted, because it combines psychological, sociological and pedagogical aspects. It should be considered as a holistic manifestation of the internal activity of a teacher.
Keywords: children with disabilities, teacher readiness, universal readiness, components, readiness structure
References
1. Alyohina C. V. Gotovnost' pedagogov kak osnovnoj faktor uspeshnosti inklyuzivnogo processa v obrazovanii // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2011. № 1. S. 83-92.
2. Arhangel'skij S. I. Uchebnyj process v vysshej shkole, ego zakonomernosti, osnovy i metody. M.: Vyssh. shk., 1980. 368 s.
3. Igoshev B. M. Professional'naya i lichnostnaya gotovnost' social'nogo pedagoga k rabote s podrostkami deviantnogo povedeniya // Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. 2010. № 3. S. 10-17.
4. Il'in E. P. Motivaciya i motivy. SPb.: Piter, 2004. 509 s.
5. Kurilovich N. V. Model' formirovaniya kul'tury professional'nogo obshcheniya budushchih social'nyh rabotnikov v usloviyah vuza // Vestnik RUDN. 2011. № 2. S. 56-61.
6. Malyarchuk N. N. Kul'tura zdorov'ya pedagoga. Tyumen': Izd-vo Tyumen. gos. un-ta, 2008. 192 s.
7. Platonov K. K. Struktura i razvitie lichnosti. M.: Nauka, 1986. 254 s.
8. Kuceeva E. L. Kul'tura zdorov'ya uchitelya inklyuzivnoj shkoly // Istoricheskaya i social'no-obra-zovatel'naya mysl'. 2016. T. 8, № 5/3. S. 91-95.
1 N. V. Kurilovich - has made contribution to the concept, and defined the purpose and objectives of the study, formulated the conclusion, has approved final version of the article.
2 E. A. Chernova has made the research; analyzed and systematized scientific literature on this issue; together with the head of the research the goal and tasks were formulated; the article was drawn up in accordance with the requirements.
9. Ul'yanova I. V., Alpatova O. B. Podgotovka budushchih social'nyh pedagogov k analizu social'no-pedagogicheskih yavlenij [Elektronnyj resurs] // Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya. 2015. № 9-3. S. 567-571. Rezhim dostupa: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35636 (data obrashcheniya: 15.08.2018).
10. Yagovkina L. S. Formirovanie gotovnosti roditelej k sodejstviyu v obrazovanii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya // Vestnik KGU im. N. A. Nekrasova. 2009. № 2. C. 373-380.
11. Storozh V. V. Vikladach i student: umovi osobistisno profesijnogo zrostannya: materiali mizhnarod. nauk.-prakt. konf. (22-23 maya 2014 g.). Cherkasi: Vidavec', 2014. 19-21 s.
Received: September 11, 2018; accepted for publication October 18, 2018
Reference to the article
Kurilovich N. V., Chernova E. A. Formation of Teachers' Readiness to Work with Children Disabilitie // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 6. PP. 136-143.