Научная статья на тему 'Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями'

Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3418
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / КРИЗИСНАЯ СЕМЬЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ибрагимова Э. Ф., Авдеенко А. С., Соболева Е. В.

В современном обществе большое значение уделяется социальной помощи по выявлению нуждающихся семей, а также оказание помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах. Одна из актуальных задач состоит в определении понятия "социально опасное положение" и выработке подходов к оценке мер, направленных на профилактику, социальную поддержку образования и реабилитацию детей и семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL WORK WITH FALSE-FAMILY FAMILIES

In modern society, great importance is given to social assistance in identifying families in need, as well as assisting families and children who find themselves in difficult life circumstances. One of the urgent tasks is to define the concept of "socially dangerous situation" and develop approaches to assessing measures aimed at prevention, social support for education and rehabilitation of children and families.

Текст научной работы на тему «Социально-психологическая работа с неблагополучными семьями»

УДК 159.9.072 ББК 88

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ

ИБРАГИМОВА Э.Ф., АВДЕЕНКО А.С., СОБОЛЕВА Е.В. ФГБОУВО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

Аннотация

В современном обществе большое значение уделяется социальной помощи по выявлению нуждающихся семей, а также оказание помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах. Одна из актуальных задач состоит в определении понятия "социально опасное положение" и выработке подходов к оценке мер, направленных на профилактику, социальную поддержку образования и реабилитацию детей и семей.

Ключевые слова: семья, неблагополучные семьи, неполная семья, кризисная семья.

Актуальность. Проблема государственной поддержки семей в социально опасном положении является актуальной в настоящее время. Это связано с ростом количества неблагополучных семей, где родители могут страдать алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и вести асоциальный образ жизни. Дети в таких семьях, как правило, являются беспризорными, не образованными и предоставленными сами себе.

В современном обществе большое значение уделяется социальной помощи по выявлению нуждающихся семей, а также оказание помощи семьям и детям, оказавшимся в трудных жизненных обстоятельствах. Одна из актуальных задач состоит в определении понятия "социально опасное положение" и выработке подходов к оценке мер, направленных на профилактику, социальную поддержку образования и реабилитацию детей и семей.

Важное место в системе защиты населения занимает детство. Российским семьям присущи определенные проблемы, характерные современному обществу. Стремительно растет число "кризисных семей", которые не справляются с трудностями социально-экономического и социально-медицинского характера, то есть по каким, то обстоятельствам оказываются в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи со стороны государства, в том числе социально-психологической помощи. Мероприятия по улучшению условий жизни включают в себя определенный комплекс различных действий медико-социального, экономического, правового, психолого-

педагогического характера. Эти мероприятия направлены на преодоление трудных жизненных обстоятельств, организацию достойных условий жизнедеятельности, поддержание физического, психического и нравственного здоровья семьи и населения в целом [8].

Исследования в области психологии, социологии и педагогике показывают, что каждая семья переживает различные кризисные периоды: беременность; обучение ребенка в дошкольном учреждении; поступление ребенка в первый класс и обучение в начальной школе; подростковый возраст и юношество; начало самостоятельной жизни детей и уход детей из семьи. Данные кризисные периоды в семье не проходят безболезненно. Поэтому при прохождении кризисных периодов каждый член семьи подвержен различным воздействиям, которые могут привести к различным негативным последствиям. Семья в такие периоды уязвима и может перейти из статуса среднестатистической семьи в "группу риска". Если вовремя оказать помощь такой семье, то она не перейдет в статус неблагополучной [1, 2,

3].

Специфика жизнедеятельности инвалида в семье может не предполагать некоторые условия, поэтому это может негативно сказаться на формировании и развитии личностных качеств детей. Вот некоторые трудности, с которыми может столкнуться семья с ребенком инвалидом: материальные затруднения, затруднение в получении образования и усвоения знаний, отсутствие должного интереса

семьи к жизни ребенка, проблемы с психическим и физическим здоровьем [4].

На основании данной проблемы было проведено эмпирическое исследование неблагополучных семей. Цель исследования -выявить особенности социально-

психологической работы с неблагополучными семьями и наиболее эффективные методы работы с ними. Выборка данного исследования формировалась на основе доступности семей, возможность построения с ними диалога. Если семья не откликается на требования заняться воспитанием детей и систематически не выполняет свои родительские обязанности, то встает вопрос о лишении родительских прав.

Максимальное количество семей (55%) среди исследуемых неблагополучных семей имеет низкий уровень доходов. Также значительную долю составляют пьющие родители и родители, страдающие наркоманией, таких - 34%. За этими семьями идет особый надзор, поскольку в отдельных случаях они представляют угрозу для своих детей. 11% семей состоят на учете как неблагополучные по причине наличия конфликтов.

Опрос детей показал, что в семьях опрошенных детей в большей части заботу никто не проявляет. Существенный процент детей, о которых никто не проявляет заботы (65%). Значительный процент составляют дети, "гуляющие на улице" в свободное время (80%). При этом большую часть, занимающихся в секции, составляют мальчики. Большую часть детей, помогающих по дому, составляют девочки (3 человека). Отмечается низкий процент семей, в которых не принято употребление спиртных напитков. Большинство родителей употребляют спиртные напитки ежедневно. Это достаточно высокий процент. В 95% семей курят все взрослые (оба родителя). Это служит дурным примером и способствует возникновению дурной привычки у детей [10].

Основные направления работы с неблагополучными семьями является: профилактическая работа с асоциальными семьями, постановка на учет неблагополучных семей, обследование жилищно-бытовых условий граждан, надзор за качеством воспитания детей в неблагополучных семьях. Источниками информации о семейном неблагополучии являются: классные

руководители, воспитатели детского сада,

педагоги, врачи, участковый инспектор, соседи, родственники [5, 7].

Последовательность работы с

неблагополучными семьями следующая: знакомство с семьей, обследование жилищно-бытовых условий семьи, выявление проблем, возникших в семье; выявление и анализ причины социального неблагополучия семьи, ее особенности, личностные качества; выработка конкретных, индивидуальных целей, задач по работе с неблагополучными семьями; подведение итогов работы с семьей; разработка дальнейшего плана работы с семьей.

В рамках работы с неблагополучными семьями осуществляется взаимодействие с иными структурами: школы, дворцы культуры, центры занятости, МВД и т.д.

Основными результатами систематической работы с неблагополучными семьями стали следующие: значительно увеличился уровень трудоустройства граждан из неблагополучных семей. Выявлена положительная динамика в количестве выбывающих неблагополучных семей. Это дает основания считать, что программы, реализуемые в их отношении, эффективны. Также незначительная

положительная динамика отмечается в вопросах лечения от алкоголизма. К сожалению, сохраняются проблемы с лишением родительских прав. Выявляются семьи где есть угроза жизни детям [9].

В результате реализации программ в школах и домах культуры повысилась занятость детей и уровень посещаемости школ. При этом были получены следующие: было сокращено свободное время детей; бесконтрольное пребывание их на улице; досуг детей был организован, поскольку большинство мероприятий проводились в свободной обстановке и не формировали серьезных нагрузок на детей, что в свою очередь не стало препятствием к усвоению школьной программы.

Кроме того, были изменены отношения родителей с детьми: удалось сфокусировать внимание родителей на их детях; увеличить время пребывания родителей с детьми; совместное выполнение заданий и работы; удалось обратить внимание родителей на наличие вредных привычек в семье, что должно улучшить ситуацию в семьях по данному вопросу.

Список литературы

1. Авдеенко А. С. Подготовка студентов-психологов к информированию социума о значимых социально-психологических проблемах и способах их решения / А.С. Авдеенко, Е.В. Соболева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016- Т. 4 - №2 (13). - С. 37-39.

2. Авдеенко А.С. Особенности проявления жизнестойкости человека в трудных жизненных обстоятельствах /А.С. Авдеенко // Клинические и биологические направления современной психиатрии: матер. международной научно-практической конференции. Совет молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2016. - Т. 4. - №2 (13). -С. 29-31.

3. Авдеенко А.С. Проведение нового формата конференций как инновационного метода в обучении студентов медицинского университета /А. С. Авдеенко //Инновации в образовании и медицине: матер. III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Дагестан, 2016. - С. 16-184. Дмитриева И.С. Мотивация -как фундамент здорового образа жизни / И. С. Дмитриева, И.И. Соболева, Е.В. Соболева // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 2. - №1 (16). - С. 55-57.

5. Долгова В.И. Будущему специальному психологу: подготовка к итоговой аттестации: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений /В.И. Долгова, Л.В., Иванова, Е.Г. Капитанец и др. - Челябинск, 2008. - 100 с.

6. Долгова В.И. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В.И. Долгова, Е.Г. Капитанец, О.А. Шумакова. -Челябинск, 2008. - 115 с.

7. Коркмазов М.Ю. История научной школы кафедры оториноларингологии /М.Ю. Коркмазов, М.С. Ангелович, И.Д. Дубинец и др. //матер. научно-практической конференции: Основные достижения научных школ ЮУГМУ Сборник, посвященной 70-летию Южно-Уральского государственного медицинского университета. - 2014. - С. 79-82.

8. Соболева Е.В. Современные подходы в обучении студентов медицинских вузов / Е.В. Соболева, О.В. Пешиков, М.В. Пешикова и др. // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2017. - Т. 1. - №1 (16). - С. 34-36.

9. Соболева Е.В. Развитие личностного потенциала будущего психолога в образовательном процессе вуза / Е.В. Соболева //дис. ... канд. психол. наук: Екатеринбург, 2014 - 199 с.

10. Строева В.С. Средства оздоровления населения в социальной работе: учеб. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки 040400 Социальная работа (квалификация "бакалавр") /В.С. Строева, М.Е. Солодянкина, О.И. Лаврухин и др. - Челябинск, 2012 - 140 с.

SOCIAL-PSYCHOLOGICAL WORK WITH FALSE-FAMILY FAMILIES

IBRAGIMOVA E.F., AVDEENKOA.S., SOBOLEVA E.V. FSBEI HE SUSMUMOH Russia, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected], [email protected], [email protected]

Abstract

In modern society, great importance is given to social assistance in identifying families in need, as well as assisting families and children who find themselves in difficult life circumstances. One of the urgent tasks is to define the concept of "socially dangerous situation" and develop approaches to assessing measures aimed at prevention, social support for education and rehabilitation of children and families.

Keywords: family, disadvantagedfamilies, single parent family, crisis family.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.