УДК 159.9.316.6 ББК Ю9
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
В.Ю. ГУСЕВА, ГБОУВПО ЮУГМУМинздрава России, г. Челябинск, Россия А.О. ТИХОНОВА, ГБОУ ВПО ЮУГМУ Минздрава России, г. Челябинск, Россия
e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье раскрываются проблемы адаптации студентов с ограниченными возможностями, уделяется внимание социально-психологическим факторам адаптации таких студентов к условиям вуза.
Ключевые слова: студенты с ограниченными возможностями, адаптация, социально-психологические факторы.
Актуальность. На данный момент в столице России проживает около 1 миллиона 200 тысяч инвалидов, из которых, примерно 27 тысяч - это дети-инвалиды. К сожалению, их число с каждым годом увеличивается.
"Инвалид" - это человек, не способный сам обеспечить собственные потребности социальной и личной жизни из-за приобретенных или врожденных недостатков умственных или физических возможностей. Об этом гласит Декларация, о правах инвалидов (ООН, 1975 год).
Термин, "дети с ограниченными возможностями" используется во многих странах чаще, чем термин "инвалид". Это объясняется тем, что термин "инвалид", по мнению большинства, дискриминирует права граждан, которые обладают нестандартной внешностью и ограниченными возможностями. Именно поэтому данный термин вышел из обихода.
Чтобы адаптация детей, с ограниченными возможностями в социуме прошла успешно и с нормальным уровнем тревожности, общество должно создавать максимально благоприятные условия среды для нормальной жизнедеятельности детей, с ограниченными возможностями [6, 7, 9, 13, 20, 21, 22, 23]. Важным и первостепенным условием является то, что такая среда должна способствовать самореализации, развитию и организации жизнедеятельности детей-инвалидов конкретно в их возрасте. Процесс становления личности является очень сложной проблемой и имеет круг проблем, которые препятствуют социализации детей с ограниченными возможностями. Именно поэтому необходима точная, и
согласованная работа всех участников, которые взаимодействуют с детьми-инвалидами, чтобы такие дети смогли получить полноценное образование, опыт и иметь перспективы в будущем. "Социально-психологический ареал" вокруг такого ребенка состоит из его родителей, ближайших родственников, медицинских работников, педагогов, психологов и социальных работников. Только тогда можно помочь интеграции ребенка с ограниченными возможностями в общество [4].
Многие факторы затрудняют реализацию в обществе ребенка, с ограниченными возможностями. Поэтому дети-инвалиды должны актуализировать различные способы совладания с жизненными ситуациями, чтобы снизить стрессогенность и сохранить психическое здоровье [3, 17].
Студенты с ограниченными возможностями должны идти по жизни с девизом "Жить инвалидом, но не быть им". Именно эта цель является главнейшей в работе с такими детьми.
Чтобы достигнуть этой цели, необходимо выполнение педагогическим коллективом ряда задач. К ним относятся:
- обеспечение в создании психологического комфорта для обучения и становления студента как личности;
- помощь студенту в адаптации в обществе, саморазвитии и самореализации во время обучения [8, 11];
- обеспечение защиты личного пространства студента-инвалида;
- необходимость установления связей между местом обучения и семьей, то есть между новым, неизвестным социумом и уже привычным для студента кругом общения.
Адаптация студентов-инвалидов к обществу обладает своими специфическими
особенностями. Они заключаются в том, что такие дети имеют особые потребности. Их необходимо удовлетворять, чтобы дети-инвалиды в обучении имели равные возможности со здоровыми детьми. На сегодняшний день имеется новый подход к термину "инвалидность", соответствующий в большей степени конвенции ООН о правах инвалидов. В соответствии этому подходу, исполнение прав людей с ограниченными возможностями рассматривается с точки зрения структуры самого общества. Для этого, предельно учитываются потребности и особенности этих людей. Иными словами, создается особая среда для обучения студентов-инвалидов, которая учитывает все их специфические потребности.
Такая среда обеспечивает студентам с ограниченными возможностями программу реабилитации, которая для каждого устанавливается индивидуально,
здравоохранение, проведение своевременной медицинской экспертизы, обеспечение благоприятными жилищными условиями, беспрепятственное общение и т.д.
Исходя из выделенных элементов, определяются средства и методы адаптации. Например, внедряется особая форма обучения, в которую входит создание пособий, дидактических материалов, специальных учебных программ, которые учитывают специфические потребности детей-инвалидов. Также в социально-психологической сфере применяются социальные технологии, психологическое консультирование и сопровождение. Очень часто проблема адаптации инвалидов в социуме, ошибочно рассматривается лишь в одном направлении, хотя более правильным, и эффективным в отношении решения данной проблемы было бы рассматривать ее в объединении нескольких видов социальной адаптации, так как человек функционирует во всем многообразии условий среды. Также, очень важное значение для студентов-инвалидов имеет социально-психологический компонент. Этот компонент значительно влияет на взаимоотношения лиц с ограниченными возможностями и здоровых людей, а значит, он влияет на их взаимную адаптацию.
Другие зарубежные авторы, такие как Д. Холл и Т. Тинклин также выделяют ряд
проблем, которые следует учитывать вузам при обучении студентов с инвалидностью. Особо выделяют недостаток специализированных средств, в ходе обучения для инвалидов по слуху, например, отсутствие аудиоматериалов, лексических программных средств и др. Недостатком является так же недоступность учебных помещений или, как отмечалось ранее, отстраненность общества от студентов-инвалидов. Немало важным недостатком является неумение преподавателей
взаимодействовать с такими студентами во время обучения. По мнению авторов, отдельной проблемой, требующей особого внимания, является ограничения выбора профессий при поступлении в вуз. Студенты с ограничениями по здоровью, почти всегда опираются на свои объективные возможности в выбранной профессии, а не на личные предпочтения. Это приводит к тому, что такой выпускник в дальнейшем будет испытывать трудности не только в социальной, но и в профессиональной адаптации [19].
В системе вузов существуют различные стрессоры. Например, недоступность высшего учебного заведения, преимущественно, для студентов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата вызвана наличием пространственных стрессоров. Как отмечают Соболева Е.В., Шумакова О.А., Батуева С.В., успешная адаптация в пространственном аспекте связана с условиями среды, в то время как, в образовательном и социально-психологическом аспектах, она во многом зависит от самого индивида, особенно от личностных ресурсов психологических, профессиональных и физических [2, 10, 14].
Отсутствие условий в пространственном аспекте, делает студентов-инвалидов зависимыми от близких людей, с помощью которых они посещают занятия, либо вообще отказываются от обучения, если нет возможности помогать студенту. Поэтому, особенно необходимо введение
соответствующих мер по обеспечению доступности пространства, технического оснащения и обустройства "безбарьерной среды". В противном случае, физические препятствия могут усугубить социальные. Прав и Шестопалов Ю.П., который указывает на то, что необходимо "разбудить" общество, чтобы сформировать понимание проблем
инвалидности. И одновременно ввести жесткие
требования организации среды для людей, с ограниченными возможностями [21].
Таким образом, многообразие факторов, преимущественно социальная их
обусловленность, реформирование систем здравоохранения и образования определяют необходимость комплексного подхода к коррекции и устранению основных факторов риска [5, 12].
В первую очередь, организация работы со студентами-инвалидами требует
квалифицированного преподавательского
состава, способного повышать свою квалификацию в системе непрерывного образования [15]. Преподаватель при работе со студентами-инвалидами должен обладать такими компетенциями как: социально-личностные, общенаучные, инструментальные и личностным потенциалом, позволяющим работать с нетипичными студентами [16]. На сегодняшний день только в некоторых городах имеются высшие учебные заведения, которые накопили опыт высшего образования людей с ограничениями по здоровью. Это, например, Москва, Саратов, Санкт-Петербург, Челябинск, Владимир. Однако, не все студенты из отдаленных регионов страны могут преодолеть финансовые и организационные сложности, чтобы поступить в вуз для получения высшего образования.
Во-вторых, подготовка вузов для обучения инвалидов с нарушениями слуха, зрения, речи требует применения специальных технологий. В настоящее время происходит внедрение различных информационно-коммуникативных, мультимедийных, и интерактивных технологий. Это способствует улучшению обучения студентов с ограниченными возможностями.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современных исследованиях отечественных и зарубежных авторов отражаются наиболее важные вопросы, адаптации студентов-инвалидов к условиям высшего учебного заведения. Также, выявлен круг проблем, которые препятствуют этому процессу и факторы-стрессоры, из которых, наиболее значимыми, являются: низкая степень доступности инфраструктуры вузов, нехватка специальных средств сопровождения обучения студентов с ограниченными возможностями, психологические и социально-культурные препятствия, которые затрудняют адаптацию студентов-инвалидов к среде здоровых сверстников. Предотвращение этих
препятствий, на пути адаптации студентов, с ограничениями в здоровье - главная задача образовательной и социальной политики государства, органов муниципального управления, общественных организаций, которые связаны с жизнью людей с ограниченными возможностями.
Список литературы
1. Андреева А.С. Эмпирическое исследование ситуативной тревожности детей старшего дошкольного возраста, проживающих в сельской местности / А.С. Андреева // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области. - №1 (3). - 11.12.2013. - с. 12-15
2. Батуева С.В. Социально-психологическая адаптация первоклассника с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами театральной деятельности / С.В. Батуева //Психология, социология и педагогика. -2014. - №11 [Электронный ресурс]. URL: http://psychology.snauka.ru/2014/11/3934 (дата обращения: 24.12.2015).
3. Батуева С.В. Социализация младших подростков с задержкой психического развития арт-терапевтическими средствами социокультурной деятельности / С.В. Батуева //Вестник СМУС 74 - 2014. - №5 - с. 47-52.
4. Герасимова О.Ю. Проблемы медико-социальной и психологической реабилитации детей с отклонениями в развитии / О.Ю. Герасимова // Паллиативная медицина и реабилитация: Научно-практический журнал. - М, 2003. -№2. - с. 100.
5. Герасимова О.Ю. Здоровье и семейные факторы риска / О.Ю. Герасимова // 1-я итоговая научно-практическая конференция молодых ученых. - Челябинск, 2003. - с. 27-28.
6. Долгова В.И. Психолого-педагогическая коррекция тревожности как фактора эмоциональной устойчивости студентов-психологов / В.И. Долгова, О.А. Шумакова // Научно-методические рекомендации / Челябинск, 2010. Сер. Инновационная культура будущего педагога-психолога
7. Маляр К.В. Научные подходы в решении актуальных проблем развития детской паллиативной медицины /К.В. Маляр, О.В. Денисов, Л.А. Драчук // Здоровье населения промышленных моногородов: материалы междисциплинар. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. статей. - Челябинск: АБРИС, 2014. - с. 138-142.
8. Мезенцева Е.А. Мультимедийные презентации как инновационный педагогический метод работы кафедры / Е.А. Мезенцева М.В. Пешикова А.Ю. Савочкина и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы II науч.-практич. конф.: сб. статей. - Челябинск: ЧелГМА, 2011. - с. 73-75.
9. Пешиков О.В. Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" за 5 лет в Челябинской области / О.В. Пешиков // Медико-социальные аспекты оказания помощи пациентам с онкогематологической патологией: материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием: сб. статей. - Челябинск: ПЦ "ПринтМед", 2010. -
с. 136-139.
10. Пешиков О.В. Факторы успешной учебы студентов вуза / О.В. Пешиков, А.Ю. Шаманова, М.В. Вдовиченко // Бюллетень Северного государственного медицинского университета. - 2010. - №1. - Вып. XXIV. - с. 123-124.
11. Пешикова М.В. Рабочая тетрадь как инновационный педагогический метод работы кафедры /М.В. Пешикова, Е.А. Мезенцева, О.Б. Прокопьева и др. // Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации: материалы I науч.-практич. конф.: сб. статей. - Челябинск: ЧелГМА, 2010. - с. 90-91.
12. Семченко Л.Н. Особенности образа жизни и факторы риска для здоровья студенческой молодежи / Л.Н. Семченко, О.Ю. Герасимова, С.А. Батрымбетова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций №08 часть IV. Москва - 2015. - с. 54-55
13. Сероусова О.В. Коппинг-стратегии, стресс и алекситимия у больных мигренью / О.В. Сероусова, М.И. Карпова, А.И. Долгушина и др. // Уральский медицинский журнал. - 2015. - №2 (125). - с. 57-61.
14. Соболева Е.В. Жизнестойкость как адаптационный ресурс иногородних студентов / Е.В. Соболева, О.А. Шумакова //Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014.
- №2 (37). - с. 84-86.
15. Соболева Е.В Качество подготовки социальных работников в системе непрерывного образования. / Е.В. Соболева //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки.
- 2013. - Т. 5. - №2. - с. 129-135.
16. Соболева Е.В. Состояние проблемы развития личностного потенциала у психологов в отечественной психолого-педагогической теории и практики / Е.В. Соболева // Психология, социология и педагогика. - Июль 2014. -№7. - [Электронный ресурс] - URL: http://psychology.snauka.ru/2014/07/3425.
17. Соболева Е.В. Социально-психологическое обучение стратегиям совладающего поведения субъектов оказания помощи в экстремальных ситуациях / Е.В. Соболева // Вестник совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. - 2014. - №3 (3). - с. 42-45.
18. Соболева Е.В. Субъективные факторы психической адаптации студентов в новой личностно значимой социальной ситуации /Е.В. Соболева //Психология обучения. - 2014. - №06. - с. 74-80.
19. Холл Д. Студенты-инвалиды и высшее образование / Д. Холл, Т. Тинклин //Журнал исследований социальной политики. 2004. N1
20. Шестопалов Ю.Л. Безбарьерная среда для маломобильных граждан как объект социального проектирования /Ю.Л. Шестопалов //Интернет-журнал "Науковедение". - 2011. - N 6
21. Шлепотина Н.М. Некоторые аспекты социальной адаптации студентов Южно-Уральского государственного медицинского университета / Н.М. Шлепотина // Вестник совета молодых ученых и специалистов Челябинской области: материалы I всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых "Психолого-социальная и медико-реабилитационная поддержка незащищенных слоев населения". - 2013. -№1 (3). - с. 220-223
22. Шумаков В.А. Моделирование компетентностно ориентированного занятия / В.А. Шумаков // В сборнике: Оптимизация высшего медицинского и фармацевтического образования: менеджмент качества и инновации Материалы II Всероссийской (V внутривузовской) научно-практической конференции, посвященной дню российской науки. - 2014. - с. 132-136
23. Шумакова О.А. Сущность и особенности базовой культуры психолога образования с родителями / О.А. Шумакова // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2011.
- №1 (15). - с. 149-151.
SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION STUDENTS WITH DISABILITIES*
V.Y. GUSEVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia A.O. TIKHONOVA, SUSMU, Chelyabinsk, Russia e-mail: [email protected]
Abstract
The article reveals the problem of adaptation of students with disabilities, attention is paid to social and psychological factors of adaptation to the conditions of high school students.
Keywords: students with disabilities, adaptation, social and psychological factors.
* Научный руководитель: ст. преподаватель, к.псх.н. Соболева Е.В.