но педагогических кадров в регионе требует особенного подхода в решений проблемы развития самой системы образования в целом и в системе развивающего обучения в частности.
Следует отметить, что в новом учебном плане по предмету физика предусматривается различные количество часов для направлений: естественнонаучных, гуманитарных и других направлений обучения физике (от одного до шести часов в неделю учебной нагрузки). К примеру, выделен один час для педагогического направления и шесть часов в неделю для физико-математического направления. В связи с этим, содержание учебного материала, уровень его предъявления, средства контроля за уровнем знаний учащихся должны варьироваться соответственно количеству выделенных часов. Это положение усложняет реализацию самостоятельной работы в практике преподавания в условиях, когда не разработан уровневый подход к пониманию самостоятельной работы в системе развивающего обучения.
В связи с вышеизложенным, необходимо в государстве разработать собственный стандарт образования для всех учебных предметов, в частности, для предмета физики. Стандартом предъявляется минимальное содержания учебного материала, уровень его предъявления и система контроля за уровнем самостоятельности учащихся, способствующая решению проблем: обеспечения права на полноценное образование, сохранения единства образовательного пространства в государстве, гуманизации, управления и повышение качества образования.
Решение проблемы формирования и развития самостоятельности учащихся в условиях новых рыночных отношений в государстве при использовании инновационных технологий обучения следует считать особенно актуальным, когда начинается становление национальной системы образования в регионе, так как от правильного выбора содержания образования зависит формирование новой личности, соответствующей новым требованиям общества. Оно должно способствовать умственному развитию, воспитанию культуры учебного труда, развитию сотрудничества и самостоя-
Статья поступила в редакцию 1 7.02.08.
тельности, мотивационной и интеллектуальной сферы личности, развитию познавательных интересов, развитию сенсорного восприятия, целостному представлению о явлениях и закономерностях природы, повышению качеству образования и развитию творческого мышления обучающихся.
Для осуществления единого подхода, обеспечения преемственности в формировании естественнонаучных знаний и развития самостоятельности учащихся в процессе обучения необходимо обеспечивать следующие условия:
- выбор эффективных педагогических систем обучения;
- выделение основы изучаемого материала;
- определение нижнего уровня изучения материала, который удовлетворяет государственному стандарту образования и который способствует его реализации на уровне современных требований к развитию общества;
- формулирование требований к уровню знаний учащихся каждого элемента знаний;
- определение основных этапов формирования содержания изучаемого материала и вклада каждого предмета в их развитие;
- определение необходимого уровня самостоятельности учащихся по окончанию школы.
В заключение следует подчеркнуть, что реализация новых направлений в системе образования требует определенных организационных действий на различных уровнях: на уровне комиссии Министерства просвещения для разработки стандарта образования, учебных планов на которых рассматривается согласование во времени изучения различных учебных предметов; на уровне программных комиссий Министерства просвещения, в которых рассматриваются уровневые разработки программ, что, могли бы удовлетворять различным категориям обучающихся с учетом современных требований к системе обучения, на уровне авторов учебников и методических пособий; на уровне методических школьных Советов и преподавателей школ, которые реализуют в практике преподавания разработанные основы содержания образования в целом.
УДК 378.02
О.В. Байдалина, канд. пед. наук, ст. преподаватель ГАГУ, г. Горно-Алтайск Е.Н. Устюжанина, канд. пед. наук, доцент ГАГУ, г. Горно-Алтайск
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Рассматривается проблема общепедагогической, методической и психологической готовности педагога к использованию жизненного опыта учащихся в процессе преподавания спецкурса «Методика составления и решения задач по химии».
Ключевые слова: актуализация, проблема, учебно-познавательный процесс, личный познавательный опыт.
Гуманистический характер современной образовательной парадигмы предполагает изменение характера отношений между взаимодействующими сторонами учебно-познавательного процесса. Признание учащегося активным субъектом педагогического воздействия со всеми его индивидуальными личностными особенностями, достоинствами и потребностями требует решения вопроса об использовании его жизненного познавательного опыта в процессе обучения.
Соотнесение усваиваемых знаний с жизненным опытом учащихся — важная и глубокая проблема. Прин-
ципы организации образовательного процесса традиционной школы не позволяли полноценно использовать личный познавательный опыт учащихся в качестве источника знаний в силу его непоследовательности, нелогичности, а нередко и противоречивости.
В учебно-познавательном процессе, организованном на подлинно гуманистических позициях, взаимодействие жизненного опыта учащихся с содержанием образования выступает как закономерность: личный познавательный опыт школьников рассматривается как важная часть их духовного мира.
В этой связи, учителю-предметнику необходимо четко представлять как потенциальные возможности, так и трудности привлечения жизненного опыта учащихся в процессе обучения в соответствии с особенностями своего учебного предмета.
Процесс формирования личного познавательного опыта человека происходит в течении всей его жизни. Уже с раннего детства ребенок пользуется объектами, удовлетворяющими его потребности. Позднее он начинает взаимодействовать с миром во всем многообразии его познавательных и практических отношений. На этой стадии человек знакомится с веществами, их свойствами и функциональным значением в повседневной жизни, а также с явлениями, сопровождающими превращения этих веществ. Кроме того, стихийно приобретается опыт предметной деятельности, в том числе и направленной на обеспечение личной безопасности в жизнедеятельности, а вместе с ним опыт эмоционально-ценностных и эстетических отношений к миру.
Таким образом, стихийно или целенаправленно приобретенный познавательный опыт человека становится не только основой его общекультурного кругозора, но может рассматриваться и как источник элементарных естественнонаучных знаний, преимущественно прикладного характера. Поэтому учитель химии, стремящийся полноценно использовать жизненный опыт учащихся в процессе обучения, должен не только общепедагогически, методически и психологически быть к этому подготовлен. Ему необходимо обладать практической компетентностью в вопросах применения химических знаний, поскольку, с одной стороны, это позволит ему перестраивать житейские понятия учащихся, «подтягивая» их до уровня научных, с другой — соотносить научные знания по химии с реалиями окружающей действительности, наполнять их жизненным содержанием.
В рамках указанных проблем нами ведется подготовка студентов к использованию жизненного опыта учащихся в процессе обучения химии.
Так, при изучении курса «Методика преподавания химии» будущие учителя приобретают навыки включения жизненного познавательного опыта учащихся в школьный курс химии. При этом нами рассматриваются два критерия случаев включения житейских знаний учащихся в образовательный процесс по химии:
1) когда ранее приобретенные житейские знания в основном совпадают с содержанием научных знаний или, по крайней мере, не противоречат им;
Статья поступила в редакцию 12.02.08.
2) когда содержание житейских знаний не соответствует содержанию научных знаний, вступая с ними в противоречие.
В первом случае, имеющиеся у школьников житейские знания должны быть актуализированы, а затем расширены и уточнены. Во втором случае прикладные знания из жизненного познавательного опыта учащихся необходимо своевременно выявлять для того, чтобы их скорректировать, или — при необходимости — показать их ошибочность (научную несостоятельность) и разрушить, а на этой основе сформировать прикладные знания с научным содержанием.
В соответствии с этим, студенты знакомятся с методиками корректировки жизненного опыта учащихся, типами заданий, направленных на расширение их житейских знаний, процедурами включения личного познавательного опыта в содержание учебного предмета, моделируют проблемные ситуации, основанные на несовпадении жизненного опыта учащихся с научными знаниями.
В спецкурсе «Методика составления и решения задач по химии» предлагаются варианты расчетных и экспериментальных задач, составленных на примерах из жизненной практики.
В качестве зачетного задания по спецкурсу «Внеклассная работа по химии» студентам предлагается осуществить разработку внеклассного мероприятия в ходе которого будет происходить трансформация личного познавательного опыта учащихся, расширение их житейских представлений, либо противопоставление жизненных знаний и научных фактов.
Большое значение в решении проблемы подготовки студентов к использованию жизненного опыта учащихся имеет курс из числа дисциплин специализации «Прикладные химические знания в школьном курсе химии», в рамках которого студенты приобретают необходимый запас прикладных химических знаний и рассматривают пути их включения в познавательный процесс по химии.
Мы считаем, что жизненный опыт является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения человека. Поэтому, используя жизненный опыт учащихся в качестве источника знаний по химии и приобщая школьников к осмыслению личного познавательного опыта можно повысить уровень их функциональной грамотности, обеспечить формирование устойчивого познавательного интереса и потребности в учении, преодолеть формализм получаемых знаний.
УДК 37.01:001.8
А.А.Темербекова, канд. пед. наук, доцент ГАГУ, г. Горно-Алтайск
АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» В АСПЕКТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА
В статье дан контекстуальный анализ понятия «информация» с точки зрения философии и современного научного знания. Информация возникает только тогда, когда появляется субъект, обладающий возможностью целенаправленного поведения и целенаправленных действий. Тогда информация может рассматриваться как фактор целенаправленной профессиональной деятельности человека и как результат этой деятельности.
Ключевые слова: информация, информационная компетентность, информационная деятельность.
Тенденция глобализации наукоёмкого производ- ление процессами создания, обработки и распреде-
ства вывела информацию сегодня на роль новой все- ления информации ориентировано новое направление
общей меры труда, в связи с чем возникла потреб- в науке — информационный менеджмент. Предметом ность в научном подходе к информации, выявлении труда менеджера по информации является инфор-
её наиболее характерных свойств с целью эффектив- мация, опрерируя ею, он принимает решения, необ-
ного ее преобразования и применения в профессио- ходимые для изменения состояния управляемого нальных областях деятельности человека. На управ- объекта.