Библиографический список
1. Козырева, О. А. Воспитание как феномен моделирования и практики: монография [Текст]/ О. А. Козырева. - Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2010.
- 410 с. - КВМ 978-5-7148-0346-8.
УДК 378.02:[378.016:502/504]
Дробчик Татьяна Юрьевна
Кандидат химических наук, доцент кафедры современного естествознания Кемеровского государственного университета, [email protected], Кемерово
Невзоров Борис Павлович
Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой современного естествознания Кемеровского государственного университета, [email protected], Кемерово
ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ В РАЗВИТИИ ЧЕРТЫ «ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ» У СТУДЕНТА
Drobchik Tatyana Yurjevna
Candidate of chemical science, associate professor of the modern natural science chair, of the Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo.
Nevzorov Boris Pavlovich
Doctor of pedagogy, professor, head of the chair of the modern natural science of the Kemerovo State University, [email protected], Kemerovo
THE OBJECTIVES OF THE NATURAL SCIENCE TEACHER IN THE “COGNITIVE SELF-SUFFICIENCY” DEVELOPMENT OF THE STUDENT
Новые социокультурные реалии отчетливо выявили ряд противоречий типичных для современной системы образования: между потребностью в познании и образовании самой формирующейся личности и общественными ожиданиями, связанные с содержанием, уровнем и направленностью образования подрастающих поколений, между потребностями самой личности и условиями массовой школы, между индивидуальными процессом развития личности и нивелирующей ее системой образования, между неизменным интересом к проблемам устройства окружающего мира и собственного места в нем и неумением пользоваться полученной информацией.
Решение большинства этих проблем обеспечивается отходом высшей школы от однообразия и унифицированности, построением системы нелинейного образования, образования сопереживания, поисков и управления процессами познания, как одного из условий личностно-ориентированной модели образования. Все это предъявляет более высокие требования к уровню профессиональной и общекультурной подготовки преподавателя.
Образование в синергетическим подходе выступает как системный объект, который не может быть рассмотрен только как причина становления личности в обществе, не может рассматриваться и как следствие самоидентификации формирующейся личности. Мы предлагаем рассматривать институт образования как функционирующую систему, заданную на рисунке 1.
Рисунок 1 - Структура социально-образовательной системы
Система сохраняет свою структуру с древнейших времен, однако связи в триаде «-ученик-учитель-общество-» осуществляются все более совершенными средствами (например, компьютерами).
Мы остановимся на возникших культурологически обозначенных обратных связях человек (в нашей работе - студент) - информационное общество в социально-образовательной системе.
Социальный конфликт в образовательной сфере, связанный со становлением информационного общества, заключается в том, что учителя и взрослые члены различных общественных формаций воспитывались и получали профессиональное образование в эпоху индустриальной или традиционной культуры, а учащиеся средней школы, студенты - практически чистый продукт информационной культуры.
В традиционной культуре социализация личности осуществлялась средствами персональной трансляции знаний, норм и образцов сознания и поведения - от старших к младшим, от родителей к детям, от мастера к ученику, от священника к прихожанину и т. д. Личностный и жизненный опыт воспитателя и его персональные культурные ориентации имели основополагающее значение. В индустриальном обществе подобные механизмы социального и культурного воспроизводства личности потеряли свою эффективность. В России этот «обрыв» произошел в кризисные 90-е г. XX в., когда, как утверждают многие социологи [4; 9], родители во вза-
имоотношениях со своими детьми сами приняли на себя роли детей, поскольку накопленный жизненный опыт оказался совершенно ненужным, неприменимым в новых экономических условиях.
В настоящее время, время экономического, политического, общекультурного выхода России на мировую арену, возникает необходимость в большей универсализации передаваемого опыта, так как формируются общенациональные нормы и стандарты, унифицируются формы использования и получения социальных благ.
Рассмотрим особенности взаимодействия современного студента и его наставников (преподавателей, родителей и др. взрослых) в вышеизложенном ключе с использованием семантической формулы системной триады «-рацио-эмоцио-интуицио-» в применении к умению самостоятельно работать.
Под «рацио» в контексте данного исследования следует понимать аналитическое начало, которое заключается в самостоятельной работе по получению интересующей информации через накопление первоначальной информации, фактов, а также последующее использование методов познания, о чем говорилось ранее.
В аспекте получения новой информации человек информационной культуры обладает значительно превосходящими возможностями перед предшественниками. Как отмечает видный социолог и политолог У. Дай-зард [3, с. 215], мы вступили в век, в котором любой «тупица», сидя за компьютерным терминалом, сможет просматривать невообразимо колоссальные залежи информации, находящейся в различных банках данных. У. Дайзард вспоминает слова Эдисона о том, что гений - это 99% потения и 1% вдохновения. Новые информационные технологии могут сократить часть работы, требующей потения, гораздо больше, чем в 90 раз. В идеале открыты небывалые просторы к занятию исследовательской работой.
В этой части можно выявить первую задачу преподавателя как помощника в развитии черты «познавательная самостоятельность» у учащегося. Обладая соответствующими знаниями в процедурах поиска и, что важнее на данном этапе взросления учащихся, оценки информации в компьютерных сетях, преподаватель должен передать это умение студентам, преподав критерии разгланичения науки и не-науки (псевдонауки, других форм познания мира). Проведя соответствующий поиск в Интернете, мы полагаем, что истинно естественнонаучные Интернет-порталы наиболее просты в ориентации, хорошо структурированы, в основном информация представлена научно-популярным языком, что способствует усвоению информации, так как задействует и «эмоцио» личности. Подчеркнем, что ключевая сложность студента - демаркация научной информации от ненаучной, как следствие, недостоверной, некритичной и т. д.
Более важная вторая задача состоит в обучении пользованию логическими процедурами «рацио», выраженными в методах познания. Глубинную проблему в связи с этим ставит перед преподавателем экранная
цивилизация, ведь носитель этой культуры, в нашей работе - студент, иначе запоминает информацию. Разница хорошо иллюстрируется содержанием еще одного синонима информационной культуры - клиповой культуры [9, с. 35]:
- современный студент запоминает гораздо больший объем информации, чем предшественники, просто потому, что этой информации гораздо больше;
- запоминаемая студентом информация отрывочна, не систематизирована, часто не подвержена анализу.
В объективизированной памяти такая информация выглядит, как куски разрозненных звуков и звукосочетаний, а визуальная информация может быть представлена короткими клипами (отсюда и еще одно название информационной культуры). Б. Ю. Щербаков приводит в своей работе [9, с. 54] результаты исследований по запоминанию текстов песен людьми различных возрастов: если бабушки 60-65 лет помнят в среднем тексты 12-15 песен, то подростки 10-15 лет помнят в среднем 1-3 песни.
Информация не успевает анализироваться, становиться знанием, встраиваться в единую картину мира личности, может долгое время содержаться и в кратковременной, и в долговременной памяти без связи с возможностями ее применения. Учащемуся очень сложно пересказать что-либо, воспроизвести текст.
Таким образом, в аспекте клиповости теряется весь смысл информации как упорядочивающего начала в человеческой деятельности, недаром в синергетике информация - мера порядка в любой системе, как, например, температура - мера нагретости тел.
В современной культурологии появились понятия «инстинктивное кино», «инстинктивная книга», которые могут быть сведены к общему «инстинктивная информация». Это книга, кино, разговор, не оставившие памяти о себе, исключенные личностью из мыслительной деятельности за ненадобностью. Механизм такого исключения достоверно не изучен, но существуют работы о механизмах актуализации информации (например, [5; 7]).
Совокупная задача образовательного процесса на данном уровне заключается в том, чтобы сделать информацию не только достижимой {задача первая), осознанной в системе единой картины мира учащегося, опосредованной через личные переживания и опыт {задача вторая), но и выделенной, важной, необходимой среди массы всех прочих «клипов». И на этом этапе познавательная самостоятельность наполняется вторым смыслом после «рацио» - «эмоцио», которое заключается в мотивированности проведения самостоятельных исследований учащегося, его любопытстве, интересе.
Истина не может быть достигнута механически, только путем использования рациональных процедур, ее поиски не могут проистекать из глубинных потребностей приспособления к действительности, личность не
настолько прагматична. Познание мира человеком есть «желание познать тайну вещей и тайну жизни, искание духа, стремление обнаружить в разнородных феноменах нечто общее, связующее их, желание посвятить свои открытия человечеству» [2, с. 17]. Познавать что-либо эффективно можно только обладая рядом выраженных черт личности, таких как увлеченность предметом, способность удивляться, воля к достижению цели познания и некоторые другие. Мы утверждаем, что все дети обладают этими чертами, а неэффективность познавательной активности студентов и школьников связана лишь с наличием больших объемов не объясненной (поэтому не понятой) информации, неизвестностью для учащегося выдающихся, интересных свойств данного явления природы, равнодушием окружающих людей к вопрошающему, отсутствием сопереживания к исканиям истины.
Остановимся на вопросе популяризации преподавателем той или иной информации, в нашей работе - науки, в частности, естествознания.
Вопросам популяризации науки в России до последнего времени уделялось крайне мало внимания. Считанные книги (Я. Перельман, В. Горбачев и некоторые др.), считанные телевизионные передачи (например, передача «Очевидное-невероятное» возродилось в 2007 г. на центральном ТВ, а в 2008 г. опять исчезла из сетки вещания) и научно-популярных фильмов очень мало по сравнению с прочей экранной продукцией.
Поэтому третьей задачей преподавателя в деле развития познавательной самостоятельности студентов является выработка методик популяризации науки на уроках естествознания. Задача, на наш взгляд, наиболее трудная в решении, так как интересы студента - вчерашнего школьника менее избирательны, чем у более взрослых людей. Выработка устойчивого и длительного интереса к тому или иному естественнонаучному объекту, явлению так, чтобы учащийся сделал его предметом самостоятельного исследования - задача очень сложная.
Выделим наиболее часто встречающиеся в педагогической литературе приемы активизации интереса.
Существенное значение имеет стиль изложения материала преподавателем - в духе современной образовательной парадигмы ему рекомендуется отказаться от непоколебимой уверенности, менторства, требований к механическому запоминанию. Заучивая готовые формулы, как стихотворения, не обжегшие душу, учащийся остается вне сути явлений. «Истина должна быть пережита, а не преподана», - писал Г. Гессе в известном романе «Игра в бисер».
В новой парадигме образования [8] преподавание не может быть изложением готовых истин. Поиски, сомнения, переживания должны сопровождать обучение, вовлекая в этот процесс всех участников. Конечно, для этого необходимо, чтобы наставник опирался не столько на книжное знание, дополненное личным опытом, сколько на свое собственное, выстраданное в творческих исканиях, возможно подкрепленное и выровненное книжной информацией. Студент в своей самостоятельной работе сможет
примерять на себя примеры поведения преподавателя в аудитории: от «читаю, но не понимаю - значит нужно заучить, сдать и забыть» к «читаю, но не понимаю - значит, нужно взять другой источник информации, тогда пойму».
Кроме того, требуется заинтересованное участие аудитории в движении мысли. «Пока человек производит акт сравнения внешних предметов, не имеющих к нему отношения, и не вовлекает самого себя в акт сравнения - он не мыслит», - говорил М. К. Мамардашвили [6, с. 15]. Здесь мы обращается к члену «общество» из триады социально-образовательной системы (рис. 1). Познавательная активность одиночек дает ощутимые социально-значимые плоды, по мнению психологов, только во взрослой жизни, когда человек является, как правило, сложившимся интравертом, и общество взрослых людей осознает пользу от его занятий (такие люди признанно наиболее эффективно занимаются научными изысканиями). В среде вуза студенту-интраверту, которому, без сомнения, наиболее свойственна черта «познавательная самостоятельность» сложно встраиваться в группу (экстравертов больше). Поэтому перед преподавателем ставится четвертая задача - популяризация достижений каждого студента с выраженной познавательной самостоятельностью в группе, более крупных образовательных формациях. Эту задачу можно решить, давая творческие самостоятельные задания учащимся, затем доводя результаты труда до аудитории. Подчеркнем, что творческие самостоятельные работы могут быть не только способом развития познавательной самостоятельности студентов, но и способом проверки и оценки усвоения материала.
В социологии также описаны методы включенного наблюдения и наблюдающего участия. Переход от первого ко второму реализовал в своей работе «Драматическая социология» [1] А. Н. Алексеев.
Самым загадочным звеном в структуре развивающейся личности является, без сомнения, «интуитио» - субсанциальное начало, которое заключается в существовании личностных особенностей мышления (бессознательное целеполагание активности, направленность и траектория процесса познания и др.) конкретного молодого человека.
Советская идеологическая машина долгое время преграждала путь к научным исследованиям сути человека (как генетической, так и поведенческой). На настоящем этапе исследования шестого чувства, как часто уничижительно называли интуицию, ведутся, но информация зачастую недостоверна. К сожалению, данный вопрос, ввиду своей наглядности и «чудесности», вовлечен в сферу клиповой культуры средствами массовой информации, псевдонауками, такими как экстрасенсорика, эзотерика вообще.
Мы рассмотрим особенности включения «интуицио» в процесс развития познавательной самостоятельности учащегося через средства структурной методологии целостного подхода, синергетику. Любая живая и неживая система развивается нелинейно. Образ нелинейности предложен на рисунок 2.
точка бифуркации
рождение
Рисунок 2 - Схема развития нелинейной системы
Ребенок, рождаясь, как любая другая открытая система, начинает испытывать влияние окружающей среды и отвечать на это влияние выбором тех или иных условий дальнейшего развития, зачастую эти «ответы» предсказуемы. Точки выбора на схеме (рисунок 2) называются точками бифуркации, причем система в этой точке выбирает только один путь развития из множества возможных. Учение синергетики доказательно утверждает, что для системы, находящейся в точке бифуркации невозможно предугадать ход дальнейшего развития. Эта скрытость решения о выборе того или иного пути может называться интуицией по отношению к человеку в том случае, когда решение ведет к усовершенствованию, упорядочению системы «личность».
Существенным подспорьем во взгляде на «интуицио» в развитии познавательной самостоятельности является то обстоятельство, что весь дальнейший путь система строит на условиях начальных этапов. Например, синергетика может доказать похожесть характеров людей одного знака Зодиака не из псевдонаучных астрологических заключений, а из обстоятельств состояния окружающей среды в умеренных шпротах (практически одинаковая температура, освещенность, состав материнского молока и др.). Первые впечатления детей одного знака практически одинаковы - стесненность пеленок или простор, вкусовые первые впечатления и др. Также на звукосочетаниях можно выстроить тезис о подобии людей одного имени - ведь первое, что они слышат в жизни особенное - свое имя. Учитель вполне может обнаружить рациональное зерно в эзотерической литературе типа «Имя и судьба» и «Звезды говорят», ведь астрологами накоплен огромный статистический опыт обобщений. Почему бы не произвести корреляционные исследования «имя - способность» пли «знак Зодиака - способность», как не кощунственно для современной науки это бы не звучало?
Синергетика не отвергает детерминизм (причинно-следственную обусловленность), она выводит детерминизм на новый уровень - динамический. Динамический детерминизм утверждает, что причина (состояние системы перед точкой бифуркации) может породить несколько следствий (путей на рисунке 2), но окружающие условия и состояние самой системы (студента
в нашем исследовании) приводят к выбору одного, наиболее соответствующего упорядочению, улучшению качества системы.
Не подлежит сомнению то обстоятельство, что наши студенты-первокурсники находятся на той стадии филогенеза, что им в максимальной степени свойственна самоорганизация как процесс постоянного наращивания порядка в себе (как физического, так и химического, биологического, психического, социального).
Перед преподавателем, с которым самоорганизующаяся система - учащийся контактирует значительный по меркам самоорганизации отрезок жизни, стоит наиважнейшая задача (пятая) - быть тем фактором, который своим примером, умелым владением материалом и методиками побуждает развитие в нужную в процессе образования сторону. Индийская мудрость гласит: «Мы все - слепок с наших учителей».
Поскольку точки бифуркации следуют в жизни молодых людей очень быстро, подспорьем для преподавателя может стать игра в том или ином выражении, особенно, если она осуществляется быстродействующими компьютерными средствами. Мы полагаем, что игровой момент можно перенести и на методологический уровень проверки и оценки знаний - ведь в современных тестирующих оболочках достаточно опций для создания псев-доигрового поля. Тесты можно сделать игровыми, и потому интересными студентам, а, так как окончание игры - понятие условное, тестовые задания вполне могут способствовать развитию познавательной самостоятельности учащихся.
Мы считаем, что развитие познавательной самостоятельности (и других черт) студента эффективно в тех обстоятельствах, когда деятельность преподавателя носит полифункциональный характер.
Для преподавателя выполнение обозначенных в нашем исследовании задач отягощено существованием ряда проблем в педагогическом образовании, наиболее значительными из которых являются: несоответствие уровня современной подготовки преподавателей в высшей школе социокультурным и познавательным запросам учащихся в рамках складывающейся информационной цивилизации; слабое внедрение инновационных педагогических технологий в систему подготовки педагогических кадров; недостаточный учет психологических черт каждого учащегося в существующих программах преподавания естествознания.
Познавательная самостоятельность - одна из наиважнейших предпосылок развития способностей и важных свойств личности таких, как эрудированность, наблюдательность, культура использования средств языка, креативность как способность к творческой деятельности и др.
Библиографический список
1. Алексеев, А. Н. Драматическая социология [Текст]/ А. Н. Алексеев. - М.: Логос, 1997. - 316 с.
2. Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды [Текст]/ Ю. К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
3. Дайзард, У. Наступление информационного века [Текст]/ У. Дайзард II Новая технократическая волна на Западе. - М.: Наука, 1986. - 216 с.
4. Ермолаева-Томина, Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей [Текст]/ Л. Б. Ермолаева-Томина II Вопросы психологии. - 1975. - № 5. -С. 166 - 176.
5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]/ А. Н. Леонтьев.
- М.: Просвещение, 1975. - 304 с.
6. Мамардашвили, М. К. Беседы о мышлении / М. К. Мамардашвили II Мысль изреченная. - М.: Логос, 1991. - 200 с.
7. Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А. М. Матюшкин. - М.: Просвещение, 1972. - 178 с.
8. Филиппов, В. М. Место фундаментального естественнонаучного образования в новой образовательной парадигме [Текст]/ В. М. Филиппов II Вестник РУДН. Сер.: Фундаментальное естественнонаучное образование. - 1995. - № 1. -С. 5-16.
9. Щербаков, Б. Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура [Текст]/ Б. Ю. Щербаков. - М.: Логос, 2001. - 164 с.
УДК 378:51
Кузнецова Елена Васильевна
Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры прикладной математики ГОУ ВПО Липецкий государственный технический университет, [email protected], Липецк
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УСЛОВИЯХ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Kuznetsova Elena Vasilyevna
Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associated Professor of Lipetsk State Technical University, [email protected], Lipetsk
THE PROJECTING OF THE DISCIPLINE TEACHING UNDER CONDITIONS OF THE NEW EDUCATIONAL STANDARD
В процессе перехода к компетентностной модели образования в соответствии с ФГОС ВПО третьего поколения наступила фаза практической реализации: разработка новых учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин, паспортов компетенций. Проектирование учебного процесса в условиях компетентностного подхода обнаруживает наличие ряда вопросов и противоречий. Во-первых, отсутствие однозначного общепринятого