шений предметов. Сенсорное развитие детей происходит более активно в процессе такой деятельности, как лепка, рисование, а указанные виды деятельности содержат элементы народного декоративно-прикладного творчества, которое является действенной составляющей народно-педагогической культуры. Важнейшей особенностью данных видов деятельности, по наблюдению В.В. Давыдова, является то, что самостоятельно воплощает свои замыслы, овладевая при этом сложными формами восприятия и образного мышления.
У дошкольников заметно активизируется умственная деятельность, т.е. происходит устойчивый рост обобщенности и последовательности мыслительных операций. Психологи A.A. Люблинская, В.С. Мухина,
H.H. Поддъяков считают, что дети данного возраста могут уже выделять существенное в явлениях окружающей действительности, у них развивается умение рассуждать, находить не только явные, но и скрытые причины явлений, делать обоснованные выводы. В решении вопросов умственного развития окажет результативную помощь отгадывание загадок и использование в педагогической деятельности пословиц и поговорок.
У детей дошкольного возраста продолжает активно развиваться воображение, что характеризует этот возраст наибольшей эмоциональной насыщенностью и безоглядной верой в существование воображаемых образов и воображаемых ситуаций. Развитию данного новообразования могут способствовать отгадывание и придумывание загадок, сочинение сказок, различных небывальщин или перевертышей, а также ролевое поведение в игре.
Происходит также совершенствование слухового восприятия ребенка, и, прежде всего, фонематического слуха. Дошкольники, овладевая звуковым рядом родноБиблиографический список
го языка, начинают безошибочно различать их, правильно произносить, изменяя громкость и темп речи, используя средства интонационной выразительности. Для развития и совершенствования слухового восприятия потенциал народной педагогики располагает такими средствами как скороговорки, потешки, считалки и т.д.
Итак, дошкольный возраст характеризуется развитием целого ряда потребностей, важнейшими из которых являются потребности в общении, во внешних впечатлениях, в движении. Кроме того, он связан с развитием таких важных новообразований как память, мышление, воображение и произвольное поведение, в результате чего происходит первоначальное формирование личности ребенка и закладываются основы детского мировоззрения.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что народная педагогика располагает всеми необходимыми средствами и формами, способствующими развитию указанных потребностей, новообразований, форм поведения и создает реальные условия для воспитания полноценной личности ребенка.
Таким образом, народ в ходе пристального наблюдения эмпирическим путем выявил психолого-педаго-гические особенности, присущие ребенку дошкольного возраста и выработал соответствующие им средства и приемы воспитания. Кроме того, воспитание в народной педагогике — это комплексный, долговременный, преемственный процесс, постепенно усложняющийся и функционально, и содержательно, что способствовало разностороннему и многоуровневому воздействию на личность ребенка. В этом смысле воспитательный потенциал народной педагогики вполне соотносим с достижениями современной психологической и педагогической науки.
1.Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. пособие для студ. вузов. / А. Н. Леонтьев. — М.: Смысл; Академия, 2004.
2.Люблинская, А. А. Очерки психического развития ребенка / А. А. Люблинская. — М.: Изд-во АПН СССР, 1959.
3.Дружинин, В. Н. Психология семьи / В. Н. Дружинин. — 3-е изд. — М.; СПб.; Нижний Новгород: Питер, 2006.
4.Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1999.
5.Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — М.: АСТ; М. : Астрель, 2005.
6.Волков, Г. Н. Этнопедагогика: учебник для студентов средних и высших педагогических заведений / Г. Н. Волков. — М.: Изд-во «Академия», 1999.
7.3апорожец, А. В. Психическое развитие ребенка // Избр. психологические труды: В 2-х т. / А. В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1986. — Т. 1.
8.Гончаров, П. К. Педагогическая система К.Д. Ушинского / П.К. Гончаров. — М.: Педагогика, 1974.
9.Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 1968.
10.Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: учеб. пособие для студ. вузов. / С. Л. Рубинштейн. — М., СПб.: Питер, 2006.
11.Смирнова, Е. О. Психология ребенка : учебник для педучилищ и вузов / Е. О. Смирнова. — М.: Изд-во «Школа-Пресс», 1997.
12.Першина, Л. А. Возрастная психология: учеб. пособие для вузов / Л. А. Першина. — М.: Академический Проект, 2004.
Статья поступила в редакцию 24.12.07.
УДК 378.02:372.8
И.Д. Файзиев, канд. пед. наук, профессор ХГПИ, г. Худжанд (Таджикистан)
ЕДИНЫЙ ПОДХОД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ
Обсуждается проблема разработки стандартов в системе образования с учетом новых требований к качеству обучения школьников в обществе. Для осуществления единого подхода, обеспечения преемственности в формировании естественнонаучных знаний и развития самостоятельности учащихся в процессе обучения автор формулирует необходимые условия.
Ключевые слова: стандарт, самостоятельность, уровневый подход
В период возникновения и становления самостоя- одной стороны, и становление различных типов новых тельных независимых государств произошла диффе- образовательных учебных учреждений: колледжей, гим-ренциация системы образования, то есть возникли соб- назии, лицеев а также частных школ, с другой. И, в ственные национальные образовательные системы, с третьих, изначальность уровня подготовленности науч-
но педагогических кадров в регионе требует особенного подхода в решений проблемы развития самой системы образования в целом и в системе развивающего обучения в частности.
Следует отметить, что в новом учебном плане по предмету физика предусматривается различные количество часов для направлений: естественнонаучных, гуманитарных и других направлений обучения физике (от одного до шести часов в неделю учебной нагрузки). К примеру, выделен один час для педагогического направления и шесть часов в неделю для физико-математического направления. В связи с этим, содержание учебного материала, уровень его предъявления, средства контроля за уровнем знаний учащихся должны варьироваться соответственно количеству выделенных часов. Это положение усложняет реализацию самостоятельной работы в практике преподавания в условиях, когда не разработан уровневый подход к пониманию самостоятельной работы в системе развивающего обучения.
В связи с вышеизложенным, необходимо в государстве разработать собственный стандарт образования для всех учебных предметов, в частности, для предмета физики. Стандартом предъявляется минимальное содержания учебного материала, уровень его предъявления и система контроля за уровнем самостоятельности учащихся, способствующая решению проблем: обеспечения права на полноценное образование, сохранения единства образовательного пространства в государстве, гуманизации, управления и повышение качества образования.
Решение проблемы формирования и развития самостоятельности учащихся в условиях новых рыночных отношений в государстве при использовании инновационных технологий обучения следует считать особенно актуальным, когда начинается становление национальной системы образования в регионе, так как от правильного выбора содержания образования зависит формирование новой личности, соответствующей новым требованиям общества. Оно должно способствовать умственному развитию, воспитанию культуры учебного труда, развитию сотрудничества и самостоя-
Статья поступила в редакцию 1 7.02.08.
тельности, мотивационной и интеллектуальной сферы личности, развитию познавательных интересов, развитию сенсорного восприятия, целостному представлению о явлениях и закономерностях природы, повышению качеству образования и развитию творческого мышления обучающихся.
Для осуществления единого подхода, обеспечения преемственности в формировании естественнонаучных знаний и развития самостоятельности учащихся в процессе обучения необходимо обеспечивать следующие условия:
- выбор эффективных педагогических систем обучения;
- выделение основы изучаемого материала;
- определение нижнего уровня изучения материала, который удовлетворяет государственному стандарту образования и который способствует его реализации на уровне современных требований к развитию общества;
- формулирование требований к уровню знаний учащихся каждого элемента знаний;
- определение основных этапов формирования содержания изучаемого материала и вклада каждого предмета в их развитие;
- определение необходимого уровня самостоятельности учащихся по окончанию школы.
В заключение следует подчеркнуть, что реализация новых направлений в системе образования требует определенных организационных действий на различных уровнях: на уровне комиссии Министерства просвещения для разработки стандарта образования, учебных планов на которых рассматривается согласование во времени изучения различных учебных предметов; на уровне программных комиссий Министерства просвещения, в которых рассматриваются уровневые разработки программ, что, могли бы удовлетворять различным категориям обучающихся с учетом современных требований к системе обучения, на уровне авторов учебников и методических пособий; на уровне методических школьных Советов и преподавателей школ, которые реализуют в практике преподавания разработанные основы содержания образования в целом.
УДК 378.02
О.В. Байдалина, канд. пед. наук, ст. преподаватель ГАГУ, г. Горно-Алтайск Е.Н. Устюжанина, канд. пед. наук, доцент ГАГУ, г. Горно-Алтайск
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ
Рассматривается проблема общепедагогической, методической и психологической готовности педагога к использованию жизненного опыта учащихся в процессе преподавания спецкурса «Методика составления и решения задач по химии».
Ключевые слова: актуализация, проблема, учебно-познавательный процесс, личный познавательный опыт.
Гуманистический характер современной образовательной парадигмы предполагает изменение характера отношений между взаимодействующими сторонами учебно-познавательного процесса. Признание учащегося активным субъектом педагогического воздействия со всеми его индивидуальными личностными особенностями, достоинствами и потребностями требует решения вопроса об использовании его жизненного познавательного опыта в процессе обучения.
Соотнесение усваиваемых знаний с жизненным опытом учащихся — важная и глубокая проблема. Прин-
ципы организации образовательного процесса традиционной школы не позволяли полноценно использовать личный познавательный опыт учащихся в качестве источника знаний в силу его непоследовательности, нелогичности, а нередко и противоречивости.
В учебно-познавательном процессе, организованном на подлинно гуманистических позициях, взаимодействие жизненного опыта учащихся с содержанием образования выступает как закономерность: личный познавательный опыт школьников рассматривается как важная часть их духовного мира.