УДК 378.1 ББК 74.58
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ: ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД
Беляев Владимир Иванович, доктор педагогических наук, профессор Академия социального управления ( г. Москва)
Аннотация. В статье обосновывается необходимость создания системы инновационного образования в РФ, раскрывается личностный и социальный смысл инновационных образовательных систем; рассматриваются сущностные характеристики инновационной педагогики; представлена авторская концепция подготовки специалистов в гуманитарном вузе.
Ключевые слова: образование, воспитание, инновационная педагогика, творческое мышление, профессионализм, компетентность, концепция.
TRAINING IN A LIBERAL ARTS COLLEGE: AN INNOVATIVE APPROACH
Belyaev V.I., doctor of pedagogical Sciences, Professor
Academy of social management
(Moscow)
Abstract: the article substantiates the necessity of creation of system of innovative education in Russia, disclosed personal sense of innovative educational systems; examines the essential features of innovative pedagogy; presents the author's concept of training in a liberal arts College.
Keywords: education, innovative pedagogy, creative thinking, professionalism, competence, concept.
В конце ХХ века российское образование столкнулось с глобальной конкуренцией. Составной частью этого процесса является свободное движение интеллектуальных ресурсов - информации, научных парадигм, инноваций и их носителей. Переход к информационному обществу формирует новые отношения человека к проблеме самореализации, к образованию, к выбору профессии. Признание России на мировом уровне как стабильной и передовой державы требует обеспечения этого приоритета соответствующим уровнем образования. Российскому обществу необходимы высшие шко-
182 -I
лы, интегрирующие и адаптирующие все лучшее из отечественного и зарубежного опыта. Создание инновационных высших учебных заведений - это объективная потребность: за их выпускниками -будущее российской цивилизации.
Социальный смысл инновационного образования определен современной политикой как центральный. «В настоящее время, указывается на официальном портале Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов, наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной
деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов: разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики; проведение исследований фундаментального и прикладного характера; использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов» [16].
Если мы не хотим раствориться в европейском сообществе, не потерять свою культуру и менталь-ность, то нам следует развивать высшую школу в парадигме единства подготовки гражданина и специалиста-профессионала: их воспитание «должно исходить из понятия национального, должно опираться на то, что связывает единичного человека с его нацией, должно развивать в его душе то, что может слить индивидуальность с духом народа и с внешним проявлением жизни нации - национальной культурой» (В.Н. Сорока-Росинский). Сегодня с не меньшей остротой, чем сто лет назад, встала проблема - как, «входя в жизнь общечеловеческую», не растерять духовных ценностей своей культуры и не встать на путь «евро-пейничанья» (Н.Я. Данилевский).
Инновации генерируются индивидами, обладающими творческим мышлением, объективация которого резко усиливается в связи с феноменом инновационного образования: формирование творческого мышления институализируется в системе инновационного образования; оно способствует развитию диалектики понимания у будущего профессионала взаимообусловленности личных и общественных жизненных смыслов; формирует у них мышление, побуждающее к рождению оригинальных идей и реализации новаторских проектов.
Проблему инновационного образования, формирующего инновационное мышление, человечество решало всегда. К числу фундаментальных методологических позиций относится положение об историко-педагогическом детерминизме идей и принципов реформирования и развития образовательных систем. В контексте такого подхода расширяются возможности трансформации прогрессивных идей прошлого в настоящее и будущее. Развитие есть только там, где есть история, поскольку представляет собой такое прошлое, которое продолжает жить в настоящем и будущем. Инновационные процессы являются двигателем гуманистической педагогики в целом (3, с. 182-190).
Педагогические инновации базируются на учениях Платона, Аристотеля, Коменского и др. [12]. Это означает, что традиция и инновация должны рассматриваться не как противоположности, взаимоисключающие и уничтожающие друг друга, а как две стороны одного целого, дополняющие друг друга,
диалектически взаимосвязанные и взаимодействующие друг с другом: хорошие традиции порождают хорошие инновации, а современные инновации опираются на лучшие традиции прошлого [11].
Под инноватикой понимается комплексный процесс создания, распространения и использования нового средства для удовлетворения общественной потребности. Сущность понятия «инновация» связывается не только с созданием и распространением принципиальных новшеств, но с преобразованиями и изменениями в образе деятельности, стиле мышления педагога, который с этим образом связан [18, с. 140].
Инновационная педагогика - это педагогика, направленная на «создание человека будущего». В лучших своих образцах она ориентирована не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми личностными компетенциями, позволяющими затем приобретать знания самостоятельно и применять их творчески. Инновации - это идеи, процессы, дающие результаты качественного преобразования педагогического процесса и социальных явлений. В основе инновационных процессов лежит творчество, оно - демиург инновационной педагогики.
Можно сказать, что инновационная педагогика - это система нетрадиционных идей и закономерностей, позволяющая целенаправленно проектировать и организовывать педагогический процесс с целью создания максимально целесообразной ситуации для развития личности, способной принять «вызов будущего»; ситуации, где проектируется это будущее на уровне смысло- и целеполагания и осуществляется процесс достижения готовности личности к успешной жизнедеятельности в этом «непредсказуемом» будущем (В.Я. Ляудис).
Под педагогической инновацией нами понимается принципиально новая идея, парадигма и концепция образования, теория и педагогическая система, которые генерируются в реальность с целью реализации новаторских идей и смыслов совершенствования мира, общества и человека и осознаются окружающими как ранее не существовавшие. Инновационная педагогика - стратегический путь гуманизации образования, а следовательно, реализации свободы в воспитании и обучении личности. Творческое мышление выступает в инновационном образовании как центральное новообразование личности.
Новации и инновации имеют общее в том, что они несут новизну преобразований. Различие между ними в глубине, масштабности и перспективе преобразований: новации модернизируют и усовершенствуют процесс, а инновации осуществляют его коренную перестройку. Инновация несёт в себе, как
183
основную, смыслообразующую идею раскрепощения творческого потенциала личности, коллектива, нации. Инновационная педагогика позволяет целенаправленно проектировать и организовывать процесс образования с целью создания максимально благоприятных условий для развития «всех сущностных сил» человека, что позволяет воспитать личность, способную принять «вызов непредсказуемого будущего», а это возможно только при одном условии, если она сама становится активным субъектом культурно-исторического процесса (3, 192-193).
Инновации внутренне присущи всякой развивающейся общественной системе и наоборот, отсутствие инновационных процессов в обществе является показателем его консерватизма, застоя и даже деградации системы. Развивающееся общество всегда создает острую потребность в «новых людях», т. е., реализуя социальный заказ, вуз должен осуществлять подготовку людей с новым мышлением. Инновационные процессы в системе образования и есть ответ на эти социальные требования.
Качественное изменение жизни происходит в результате творческой деятельности людей. Следовательно, для общественного прогресса необходима творческая личность, что и составляет центральную задачу образования. Л.С. Выготский писал: «Обучить творческому акту ... нельзя, но это вовсе не означает, что воспитателю нельзя содействовать его образованию и появлению. Через сознание мы проникаем в бессознательное, мы можем известным образом так организовать сознательные процессы, что через них вызвать процессы бессознательные...» [5, с. 247]. Таким образом, он говорил о возможности содействия творчеству, его развитии в педагогическом процессе.
Единство сознательного и бессознательного, в котором приоритетным началом выступает сознательное, как главное условие возникновения и развития творчества, становится для нас методологическим основанием в рассмотрении творчества как движетеля и сущностной характеристики инновационной педагогики. Творчество становится социально-психологической силой, организующей наше поведение «на будущее». Несколько перефразируя высказывание знаменитого психолога, можно сказать, что творчество «есть социальное в нас» [5, с. 243, 238]. Оно составляет «ценностную сущность» человеческой природы и может быть объяснено и понято в контексте природы человека как социального существа: творчество в своей основе имеет социальную природу.
Философское понимание ценностной сущности человеческой природы являет собой основополагающую методологическую предпосылку для иннова-
ционной педагогики, которая утверждает, что человек постоянно движется в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности развития своей субъектности. К.А. Абульханова-Славская утверждает: «Важнейшее из всех качеств человека быть субъектом, то есть творцом своей истории, вершителем своего жизненного пути. Это значит -инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфической активности, творческой и нравственной ., добиваться своих результатов» [1, с. 37].
Идея человека как субъекта культурно-исторического процесса получила свое обоснование в фи-лософско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна, стержнем которой является представление о деятельностной сущности человека - субъекта, сознательно познающего и преобразующего мир. В процессе творческой деятельности преобразуется и созидается сам творец. Психолог рассматривал деятельность субъекта как высший уровень бытия, благодаря которому начинается реорганизация и совершенствование последнего [17].
Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической психологии А. Маслоу, является положение о том, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможности для позитивного роста и совершенствования. При этом он рассматривал творчество как наиболее универсальную характеристику, имманентно заложенную в нем от рождения. Люди способны сами формировать свою жизнь, всегда стремясь к вершинам личностного роста. По мере продвижения в иерархии потребностей, человек становится все более свободным в выборе направлений саморазвития, самостоятельно решая вопрос о том, каким он хочет стать [19].
Наиболее отчетливо феноменологические идеи выражены в работах К. Роджерса: все поведение человека вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Это стремление сохранить и развить себя, максимально проявить свои лучшие качества, заложенные от природы, стать полноценно функционирующей личностью и составляют основу сущностной природы человека как личности. Психолог ввел понятие «полноценно функционирующий человек» для обозначения людей, которые реализуют свой личностный потенциал и движутся к наиболее полному познанию себя и сферы своих переживаний. Он не сомневался, что люди могут делать свободный выбор и играть активную роль в формировании своей жизни, выстраивании линии собственного поведения [19]. Таким образом, оте-
184 -I
чественные и зарубежные психологи доказательно утверждают наличие реальных ресурсов у каждого человека в самоактуализации и самореализации своих возможностей, что требует, прежде всего, развития творческих способностей.
Актуальным становится исследование феномена инновационного мышления, способствующего нахождению поиска путей нетрадиционного решения проблемы, эффективного развития профессионализма и компетентности. Высшая школа должна формировать профессионала, у которого развито креативное мышление, обладающее инновационной способностью. Этой точки зрения придерживаются Буланова-Топоркова М.Б., Духавнева А.В., Кукушин В.С. и многие другие специалисты: «...перед обучением встали новые задачи: не только дать учащимся знания, но обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умения и навыков самостоятельного умственного труда» [13].
Проблему формирования творческого мышления в условиях инновационного образования мы рассматриваем только в педагогическом аспекте. Единицей анализа в процессе формирования инновационного мышления выступает ментальная модель, позволяющая схематично представить механизм возникновения и реализации инновации, нововведения, структуру и объективацию инновационного мышления. Инновация - это принципиальная новизна, возникающая в ходе познания и генерации в практику определенных ментальных моделей. Инновационное мышление рассматривается как развивающееся творческое мышление в его высшей фазе (7, с. 10-61; 8, с. 110-150).
Отправной позицией в этом вопросе для нас являются разработки отечественных психологов С.Л. Рубинштейна, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и др. о единстве сознательного и бессознательного, единстве сознания и деятельности, превращения внешних стимулов-средств во внутренние, перехода объекта в субъект творческой деятельности и др. [20, с. 519-523]. В соответствии с принципом деятельности, знание не может существовать вне деятельности и входит в ее структуру, поэтому «понятие является и отражением бытия, и средством мыслительной операции». Современная парадигма высшего образования не может не учитывать процесс развития форм мышления. Развитие воображения, творчества связано с активностью памяти, мышления [9, с. 315].
Таким образом, педагогическая наука, рассматривая механизмы повышения качества обучения, требует постановки на первый план развития самодеятельности и мыследеятельности обучаемого. При рассмотрении данного вопроса необходимо
помнить, что установка на неизменность индивидуальных механизмов мышления является ошибочной. С.Л. Рубинштейн отмечал, что способности -это функция, прежде всего, «не задатков самих по себе, а их развития ...».
Инновационное мышление мы рассматриваем как творческое мышление, приводящее к новым результатам. По определению А. И. Бесковой, творческое мышление «является наиболее концентрированным выражением максимально эффективного и гармоничного функционирования всех компонентов мыслительной способности человека» [4].
В основу парадигмы инновационного образования гуманитарного вуза положено развитие активной позиции студентов в учебной и общественной деятельности, развитие у них нетрадиционного мышления и способностей предвидения последствий своих идей и действий. Так, например, выделенный О. Зельцем психологический механизм антиципации наиболее четко определил ее общий психологический смысл - предвосхищение неизвестного. Для концепции инновационного образования, формирующего нетрадиционное и продуктивное мышление, это есть не что иное, как способность специалиста к прогнозированию и моделированию, формируемая и развиваемая в процессе инновационного обучения.
Творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием нового продукта, новообразованиями в предметной и самой познавательной деятельности (интенсивность мотивации и новизна целей, изобретательность и вариативность построения плана-проекта, оригинальность методов и приёмов достижения этих целей, контроля качества и др.).
Возникает главный вопрос: каждый ли субъект, тем более студент(!), может быть новатором, генерирующим по-настоящему новые, востребованные обществом идеи, добивающимся не только их теоретического представления обществу, но и доводящим их до объективации, изменяющим ранее установленный процесс сложившихся отношений между предметами, вещами, явлениями? От ответа на него во многом зависит, правомочно ли ставить вопрос об инновационном образовании, формирующем новаторское мышление у обучаемых не только у специально отобранных (одаренных) личностей, но и в масштабе целого института. Очевидно, что генерирование инноваций как продукта высшей степени творчества доступно не всякому. Однако, если основываться на теории Л.С. Выготского, позиции которого разделяют и современные педагоги, то ответ положительный. [10, с. 238]. Поэтому так важно выявить механизм проис-
185
хождения самой инновации в лоне нетрадиционного мышления, чтобы потом с помощью соответствующим образом организованного образования сделать этот механизм широко доступным- достоянием большинства. В решении этой проблемы мы отталкиваемся от тезиса Я.А. Коменского: учить всех всему! Для современной высшей школы он получает следующее развитие: формировать творческое мышление у всех студентов.
В науке существует многообразие ментальных моделей. Они интегрируют существующие картины мира, идеи, парадигмы, концепции, образы, понятия и т. д. как эмпирического, так и теоретического уровня, что создает возможность целостного восприятия мира. Возникновение ментальных моделей инновационного характера обусловлено рядом факторов: нестандартным подходом к построению обучения и воспитания, раскрывающим перед обучаемым основные смыслы личностного, социального, национального бытия; непрерывностью совершенствования профессионализма; способностью к систематическому и непрерывному получению им знаний в ходе разработки исследуемой проблемы. Смыслом интенциональности мотивации личности становится нацеленность не столько на адаптацию и интеграцию, сколько на саморазвитие и изменение, на поиск нового, ранее не существовавшего (идеи, знания, опыта); определяется внутренним смыслом нравственного императива, направленностью на возвышение свойств человека, гражданина, патриота, с целеполаганиями, основанными на понимании смысла истинной духовности; высоким уровнем критичности по отношению к существующим теориям и к собственным суждениям; открытостью к иным идеям и моделям.
Инновационное мышление - это мышление индивида (или группы единомышленников), способное создавать и продуцировать ноуменальные ментальные модели, обусловленные целенаправленными познавательными процессами и факторами (образованием в том числе) через развитие и совершенствование социокультурных закономерностей путем единства научного и практического поиска, объективируя его в новаторских проектах, направленных на качественное изменение существующей картины мира с позиций гуманности - истины, добра и красоты.
Инновационное мышление, имея общефилософскую альтруистическую основу, производит открытия, создавая (развивая) методологический базис научного познания и преобразования мира. Инновационное мышление способствует прогрессу человеческой цивилизации. В его основе лежит синтез традиционного (эволюционного) и новаторского (революционного) начал и смыслов. Инновационное
мышление - это свободный поиск субъектом познания объективной истины в процессе совершенствования личностного и социального бытия (9, с. 79-152).
Инновационное мышление является продолжением творческого мышления, его высшей стадией. Оба типа мышления неразрывно взаимосвязаны, но не тождественны. Инновационное мышление формируется и развивается на базе творческого и, в свою очередь, не может существовать без него. Однако не всякое творческое мышление можно назвать инновационным, но все, что присуще творческому мышлению, лежит в его основе, хотя и со своими особенностями: со способностью выхода на режим созидания феномена нового и генерирования, прежде всего, инноваций духовного порядка, а также знаний, ранее не существовавших в практике; с возможностью обеспечения инновационного процесса и тиражирования инноваций; с имманентностью инновационной способности у каждого студента (т. е. институт как инновационная система способен генерировать инновационное мышление у всех обучаемых); со способностью к освобождению от устаревших стереотипов и догм; с мотивацией не только на адаптацию и интеграцию в профессиональной деятельности, но и на революционность; с развитой способностью самопознания, саморазвития и иных форм самореализации; со способностью многофакторного анализа всей совокупности информации и рационального принятия решения (3, с. 471-476).
Инновационное мышление имеет градацию по уровням творчества - глобальности, масштабности и перспективности. Инновационное мышление имманентно и потенциально присуще всем. Оно основывается на человеческой любознательности, на неудовлетворенности человека собой и миром, на его альтруистической натуре и активности. В этом и проявляется диалектика взаимообновления мира и человека, в котором инновационное мышление выступает посредником между ними, системным звеном нововведений. Инновационная образовательная среда вуза способна сформировать у любого обучаемого творческое мышление, позволяющее ему решать профессиональные и социальные задачи на высоком уровне компетенции, инициативно и ответственно. Сущностным смыслом инновационного образования в вузе является формирование человека будущего как синтеза гражданского и профессионального начал, вооруженного творческим мышлением, поскольку именно творчество есть «открытие новых путей, оно ведет и указывает одинаково в науке, в искусстве, в религии, в политике и в экономике» [Б.П. Вышеславцев].
Философско-педагогической основой инновационных образовательных систем выступает
антропоцентристский подход, утверждающий активную роль человека в строительстве мира и самого себя; веру в его неограниченные творческие возможности; уважение к личности, процесс развития которой целостен и непрерывен. Психолого-педагогической основой этих систем выступает лич-ностно-ориентированный деятельностный подход, а формой его реализации - высшая школа, которая гуманизирует и демократизирует свою образовательную среду - один из основных факторов формирования «человека будущего».
Социальный и личностный смысл инновационного образования заключается в том, что образовательная среда вуза выступает комплексной формой организации основополагающих факторов развития личности студента, её творческого потенциала. Её содержанием является культура как многоплановый и разноуровневый компонент их профессиональной подготовки - от общей и национальной до профессиональной и специальной. Культура выступает как необходимое условие, средство, содержание и результат процесса подготовки гражданина-профессионала. При этом открывается следующая закономерность успешного функционирования и развития образовательной среды вуза: чем более адекватно представлена в ней культура в совокупности своих основных компонентов как условие социального и профессионального воспитания, творческой деятельности обучаемого, тем более он становится сознательным субъектом культурно-исторического процесса, формирования и гармонизации своих личностных и профессиональных характеристик; тем более успешнее решается проблема его социализации и профессионализации; тем свободнее осуществляется им процесс личностной самодетерминации в процессе этнокультурной и гражданской идентификации; тем оптимальнее осуществляется процесс его адаптации и интеграции в социальной и профессиональной сферах, тем более благоприятные создаются в инновационной образовательной среде вуза условия для формирования творческой личности (3, с. 481-482).
Исходя как из позиций зарубежных, так и отечественных специалистов, можно сформулировать концепцию гуманитарного вуза, реализующую инновационное обучение и воспитание как смыс-лообразующую (личностно и социально ориентированную) систему профессиональной подготовки, формирующую творческое мышление у студентов. Она включает в себя совокупность идей и принципов, которые составляют её теоретико-методологический базис и компоненту, обеспечивающую реализацию целевой установки инновационной образовательной парадигмы.
Концепция - это теоретическое обоснование решения какой-либо проблемы или «...определенный способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет или явление». Концепцию мы рассматриваем как проект, теоретическим ядром которого выступает триада «цель-идея-принцип» [2 с. 300; 3, с. 477-479]. Системообразующим компонентом концепции является цель - подготовка гражданина-профессионала, обладающего творческим мышлением и способным компетентно решать проблемы жизнедеятельности сегодня и в отдалённом будущем. Идея в философском смысле определяется как высшая форма познания мира, не только отражающая объект изучения, но и направленная на его преобразование. В этом смысле идея в науке не только подытоживает опыт предшествующего развития знания, но и служит основой для синтеза знания в некую целостную систему и поиска новых путей решения проблемы.
Целью концепции инновационного образования в вузе является подготовка конкурентно способного специалиста - с творческим мышлением и высоким потенциалом гражданственности, отвечающего требованиям социума и профессии на протяжении всей своей жизнедеятельности - самодостаточного «во всех отношениях»; задачами высшего гуманитарного образования выступают: подготовка высоконравственной, обладающей профессиональными и социальными компетенциями личности с научным мировоззрением и стилем мышления, способной к генерации инноваций как в решении экстремальных, кризисных ситуаций, так и в разрешении задач повседневной деятельности; с сознательной гражданской позицией, высокой культурой и чувством собственного достоинства, ведущей здоровый образ жизни, с мотивацией на профессиональную и социальную мобильность.
В основе концепции лежит совокупность идей: идея синтеза профессиональной подготовки с нравственным и гражданским воспитанием (Платон, Ломоносов, Пирогов); идея формирования творческого мышления у всех студентов вуза (развитие идей Я.А. Коменского, Л.С. Выготского); идея актуализации личностных и социальных смыслов в профессиональной подготовке; идея объективной природы инновационных процессов, присущей образованию и педагогической деятельности; идея наличия способностей к творчеству у всех студентов вуза; идея образовательной среды вуза как основного социально-педагогического фактора в решении задач подготовки будущих специалистов, обладающих творческим мышлением и др. [7, с. 155-172].
Концепция включает систему принципов: открытости, системности, опережения, диалога, со-
187
трудничества, коэволюционности, непрерывности, корпоративности, синтеза традиционного и новаторского, единства учебной, воспитательной, научной и производственной деятельности и др.
Цель и совокупность идей составляют методологическое основание процесса создания и развития инновационной образовательной среды вуза, а система принципов - её теоретическую основу. «Такой обобщенный, еще не разработанный в деталях проект называют концептуальным. Назначение этого проекта состоит в том, чтобы дать основные ориентиры для поиска возможностей его реализации и дальнейшей детализации», - отмечает В.С. Лазарев [15].
Учитывая тот факт, что образование определяется культурой нации, уровнем развития науки и практики, его принято считать социокультурным феноменом, реализующим важнейшие социальные функции: оптимального вхождения человека в мир науки и культуры; социализации человека и преемственности поколений; формирования общественной и духовной жизни человека, всех отраслей массового духовного производства; трансляции культурных образцов человеческой деятельности; развития региональных систем и сохранения национальных традиций; социального института, передающего и воплощающего базовые и культурные ценности общества; катализатора прогрессивных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке [Реан А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И.].
В инновационной парадигме вуза её сущностное содержание заключается не в самоцели привнесения инноваций в учебную деятельность, а в создании психолого-педагогической системы обеспечения инновационного обучения и воспитания, оказывающей эффективное воздействие на развитие профессиональных, гражданских, патриотических и других важных качеств личности, актуализации в ней творческого мышления, способного к генерации инноваций. Эта система создаётся в форме инновационной образовательной среды вуза.
Инновации становятся результатом жизненного, профессионального, личностного смысла. Личностный смысл через генерацию инноваций реализует проблемную ситуацию, разрешает противоречие в профессиональной деятельности, достигает эффективного решения и действия в экстремальной ситуации. Главной целью инновационного образования «является сохранение и развитие творческого потенциала личности. Образование XXI века не может обойтись без органичного включения творчества в его суть» (И.А. Цатурава). Личностный смысл инновационной образовательной среды состоит в создании наиболее благоприятных условий
для развития «всех сущностных сил» и творческих потенциалов студента, возможностей построения на этой основе базиса для его успешной карьеры, самоидентификации и самореализации. Социальный смысл инновационной образовательной среды состоит в подготовке конкурентно способного специалиста - гаранта исторической перспективы развития общества и государства.
Таким образом, инновационные процессы в образовании требуют радикальных изменений, прежде всего, во взаимоотношениях педагога с учащимися, в переводе их на личностный уровень, в формировании творческой атмосферы сотрудничества, развитии диалога, открытости. Гуманизация образования и педагогической деятельности составляет важнейшую характеристику инновационной педагогики, предполагающую установление подлинно человеческих отношений между ними в процессе обучения и воспитания. Инновации выступают и как «ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъективную сущность» процессов образования и воспитания личности [6, с. 24].
На основе действия закона детерминированности педагогического процесса в условиях инновационной образовательной среды можно конкретизировать его частное проявление для инновационной концепции: чем она более диалектична и альтернативна к иным новаторским идеям, теориям и концепциям, тем более она перспективна; чем более она социально и личностно ориентирована в системе профессиональных ценностей, тем более гуманистична и демократична, следовательно, тем более она инновационна и востребована в условиях демократизации общества.
Инновационно-образовательная среда становится ведущим фактором формирования творческого мышления как у отдельных субъектов, так и корпоративных педагогических сообществ. В основе такого мышления лежит синтез сознательного и бессознательного (Л.С. Выготский), единство сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев), стимулируемые инновационной образовательной средой вуза, личностными, профессиональными и социальными мотивами субъектов и объектов образовательного процесса. Одной из основных характеристик инновационного мышления, как высшего типа творчества, является независимость его носителей от традиционных вариантов решения проблем и устремлённость их идей и проектов в будущее. Таким образом, инновационное мышление - это фактор достижения и развития личностной свободы и гражданина, и специалиста. Оно становится ведущим критерием профессионализма и гражданской ответственности.
188 -I
В основе стратегии подготовки специалиста лежит идея создания инновационной образовательной среды, ориентированной на формирование личности гражданина-профессионала: если у государства будут хорошие граждане, то у него будут и хорошие специалисты (Н.И. Пирогов), основным компонентом у которых является инновационно-творческое мышление. Представленная парадигма профессиональной подготовки специалиста выступает основой методологии формирования инновационной образовательной среды вуза, а совокупность принципов - ее теоретическим базисом. Концепция, опирающаяся на теоретико-методологические основы инновационной педагогики, позволяет осуществлять реальный научный прогноз формирования и развития инновационной образовательной среды гуманитарного вуза, т. е. целенаправленный процесс подготовки конкурентных специалистов.
Инновационная образовательная среда вуза -это духовно-материальная система: пространство профессиональной подготовки будущих специалистов, создающая наиболее благоприятные условия для развития творческих потенциалов у всех объектов и субъектов учебно-воспитательного процесса и выводящая их в режим саморазвития, самореализации и самоидентификации. Творчество - атрибут инновационной педагогики и инновационной образовательной среды вуза.
Смысл инновационных исторических идей и предпосылок, приемлемых в современных условиях - формирование творческой личности гражданина-специалиста, обладающего творческим мышлением, профессиональной и социальной мобильностью на основе совершенствования самопознания, самоорганизации, самообразования и самореализации. Напомним, инновационное образование - «это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создает условия для полноценного развития всех своих участников; . инновационное образование - это развивающее и развивающееся образование». Сущность инновационного образования состоит в комплексном изменении основных личностных сфер обучаемых и формировании у них творческого мировоззрения.
Анализ инновационных процессов в образовании позволил сформулировать философско-пе-дагогическую основу целеполагания парадигмы инновационного образования: выпускник вуза должен отвечать критерию профессионализма, соединенного с высокой нравственностью (Платон), что определяется в целевой установке как формирование гражданина-специалиста (Н.И. Пирогов), обладающего творческим мышлением (Л.С. Выготский). Реализация этой целевой установки в усло-
виях инновационной образовательной среды вуза, формирующей творческое мышление, позволяет гарантировать качественную профессиональную подготовку будущих специалистов на перспективу - личностную и государственную.
Список литературы:
1. Абульханова - Славская, К.А. Психология и сознание личности. - М. - Воронеж, 1999. - 367 с.
2. Беляев, В.И., Салтанов, Е.Н. Социальная педагогика: методология, теория, история. - М.: Изд-во РГСУ, 2004. - 413 с.
3. Беляев, В.И. Методология педагогического исследования. - М., 2013. - 509 с.
4. Бескова, И.А. Как возможно творческое мышление?
- М.: Изд-во Института философии РАН, 1993. - 197 с.
5. Выготский, Л.С. Психология искусства/ Под ред М.Г. Ярошевского. - М.: Педагогика, 1987. - 345 с.
6. Гуманистическая парадигма и личностно-ориен-тированные технологии профессионально педагогического образования/ Под ред. В.Л.Матросова. - М., Прометей, 1999. - 187 с.
7. Делия, В.П. Инновационное образование, формирующее инновационное мышление. - Балашиха: ИСЭ-ПиМ, 2005. - 264 с.
8. Делия, В.П. Инновационное образование гуманитарного вуза: теоретические и методологические основы.-М.: ООО «пКц Альтекс». - 2007. - 508 с.
9. Дьяченко, М.И., Кандыбович, Л.А. Психология высшей школы: Уч. пос. для вузов. - 2-е изд. - БГУ, 1981.
- 383 с.
10. Ильинский, И.М. Образовательная революция. - М.: Изд-во Моск. гуманит. социал. акад., 2002. - 580 с.
11. Инновация и традиция в образовании / Под ред. Бошко М.Влаховича. - Белград, 1996. - 325 с.
12. История социальной педагогики за рубежом: Курс лекций. - Учеб. пособие. для вузов социального профиля /Под ред. В.И.Беляева. - М.: Изд-во СГУ, 2003.
- 266 с.
13. Краткая философская энциклопедия. - М.: Прогресс, 1994. - 575 с.
14. Кун, Т. Структура научных революций. - М.: Прогресс, 1975. - 288 с.
15. Лазарев, В.С., Мартиросян, Б.П. Введение в педагогическую инноватику. - М. : Педагогическое общество России, 2004. - 304 с.
16. Официальный портал Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов -http://www.rost.ru/.
17. Рубинштейн, Л.С. Основы общей психологии. -СПб.: Питер Ком,1999. - 720.
18. Сластёнин, В.А., Подымова, Л.С. Педагогика: инновационная деятельность, - М., Школа - Пресс, 1997. 456 с.
19. Хьелл, Л., Зиглер, Д. Теории личности. - СПб.: Питер, 1997. - 606 с.
20. Ярошевский, М.Г. История психологии. 3-е изд. -М.: Мысль, 1985. - 575 с.
189