Научная статья на тему 'Инновационная образовательная среда вуза'

Инновационная образовательная среда вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1710
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / НАУЧНО-ИССЛЕДО-ВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ / САМОРАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / RESEARCH AND DEVELOPMENT ACTIVITIES / FORMATION OF PERSONALITY / SELF-DEVELOPMENT / INNOVATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Продиблох Надежда Евгеньевна

В статье рассматриваются проблемы влияния инновационной образовательной среды на мотивацию обучения и самореализацию личности. Излагается парадигма и принципы формирования и развития инновационной образовательной среды вуза как смыслообразующей системы. Анализируются риски, формируемые образовательной средой и их влияние на саморазвитие субъектов и объектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Продиблох Надежда Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the problem of the influence of the innovative educational environment on learning motivation and personal fulfillment. We present paradigm and principles of formation and development of innovative educational environment of high school as a sense-system. The risks generated by the educational environment and their impact on the self-development of the subjects and objects of education have been analyzed.

Текст научной работы на тему «Инновационная образовательная среда вуза»

УДК 378.1 ББК 74.58 П-78

Продиблох Надежда Евгеньевна, кандидат социологических наук, доцент кафедры конституционного строительства и государственного и муниципального управления факультета управления Майкопского государственного технологического университета, т.: (8772) 522443

ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА

(рецензирована)

В статье рассматриваются проблемы влияния инновационной образовательной среды на мотивацию обучения и самореализацию личности. Излагается парадигма и принципы формирования и развития инновационной образовательной среды вуза как смыслообразующей системы. Анализируются риски, формируемые образовательной средой и их влияние на саморазвитие субъектов и объектов образования.

Ключевые слова: инновационная образовательная среда, научно-исследо-вательская деятельность, формирование личности, саморазвитие, инновационные процессы.

Prodiblokh Nadezhda Eugenievna, Candidate of Sociology, associate professor of the Department of Constitutional Construction and State and Municipal Management of the Faculty of Management of Maikop State Technological University, tel.: (8772) 522443.

INNOVATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF A HIGH SCHOOL

(reviewed)

The article deals with the problem of the influence of the innovative educational environment on learning motivation and personal fulfillment. We present paradigm and principles of formation and development of innovative educational environment of high school as a sense-system. The risks generated by the educational environment and their impact on the self-development of the subjects and objects of education have been analyzed.

Keywords: innovative educational environment, research and development activities, formation of personality, self-development, innovation processes.

В современном динамичном, глобализирующемся мире, требующем постоянного притока новых знаний, возрастает роль образовательной среды [1]. Очевидно, что именно в образовательной среде происходит двухсторонний процесс: формирование и развитие личности, с одной стороны; с другой - под влиянием деятельности человека среда меняется, как меняется и сам человек. В то же время образовательная среда создает определенную атмосферу, побуждающую студента, во-первых, к самоопределению в мире обучения и воспитания, во-вторых - к профессиональному становлению, формированию необходимых профессиональных компетенций.

Образовательная среда вуза состоит из таких компонентов, как: внутренняя направленность вуза, или специфика вузовских целей, ценностей и задач; избираемые образовательные технологии и их психологическая организация; средства, которыми вуз решает свои задачи в общекультурном контексте; психологический климат; дифференцированность представлений преподавателей о своих студентах; социально-психологическая структура профессорскопреподавательского состава; психологическая организация передачи знаний; психологические характеристики преподавателей и студентов [2].

В настоящее время перед каждым образовательным учреждением профессионального образования встала насущная задача корректировки образовательных программ в соответствии с индивидуальными запросами личности и требованиями рынка труда. Таким образом, организация

образовательного процесса должна способность развитию таких компетенций, как способность человека анализировать свой профессиональный уровень, осваивать новые профессиональные знания и навыки в соответствии с меняющимися требованиями, умение проектировать свою карьеру, работать с информацией и организовывать профессиональное общение и взаимодействие со всеми субъектами образовательного сообщества.

Парадигма формирования и развития инновационной образовательной среды вуза, как смыслообразующей системы, способствующей созданию условий качественной подготовки специалистов, отличающихся творческим, инновационным мышлением, способными успешно реализовывать себя на рынке труда, может быть реализована, если: образовательная среда вуза наиболее полно отражает потребности государства в квалифицированных специалистах, тесно взаимодействует с рынком труда и способствует единству социокультурного, духовно-нравственного, профессионального и гражданского в формировании личности выпускника; способствует реализации стратегии инновационного развития вуза на удовлетворение растущих потребностей инновационной экономики; строится на основе принципов инновационной педагогики; материальная и учебно-производственная база соответствует уровню инновационного развития рынка труда и мировым тенденциям образования; формируется корпоративным сообществом педагогов на основе активного сотрудничества со студентами, бизнесом и администрацией региона; повышает роль общественного фактора в развитии образовательного процесса и активизирует инновационную деятельность педагогов и студентов.

Главным субъектом формирования и развития инновационной образовательной среды вуза выступает сам вуз.

Инновационные процессы в образовании имеют объективный характер, соответствующий сущностной природе и закономерностям развития человека и общества, что и определяет их гуманистическую природу. Основной закономерностью развития этих процессов является их непрерывность. Чем более благоприятные условия получает студент для своего личностного, профессионального развития и самореализации, тем более успешно формируется специалист в интересах общества и наоборот.

Личностный смысл инновационной образовательной среды состоит в создании условий для развития творческого потенциала студента и построении на этой основе базиса для успешной карьеры и самоидентификации. Социальный смысл инновационной образовательной среды состоит в создании благоприятных условий подготовки конкурентноспособного специалиста.

Основными тенденциями развития инновационной образовательной среды являются: взаимопроникновение и сближение ее внешней и внутренней составляющих; усиление влияния общественного фактора на развитие инновационной среды [3]; сращивание исследовательской работы вуза с интересами производства, бизнеса, администрации региона; приоритетность воспитательной работы со студентами в процессе профессиональной подготовки специалистов.

На наш взгляд, основой формирования и развития инновационной образовательной среды вуза могут служить следующие принципы:

- принцип открытости (жизни; теориям, концепциям и идеям; личности и обществу);

- принцип системности;

- принцип опережения растущих профессиональных, социальных и личностных потребностей;

- принцип сотрудничества как внутри вуза, так и с его социокультурным окружением;

- принцип самосохранения, саморазвития и самоуправления;

- принцип непрерывности образования как главного условия профессионального саморазвития;

- принцип синтеза традиционного и новаторского;

- принцип единства функционирования локальных и глобальной информационной систем.

Система критериев оценки инновационного образовательного процесса в форме

образовательной среды вуза существенно влияет на развитие педагогической инноватики.

Основными критериями выступают: сотрудничество преподавателей и студентов во всех сферах жизнедеятельности вуза; студенческое самоуправление; коммерцилизация образования; интеллектуальная собственность, востребованная рынком; перспективный характер выполнения социального заказа в подготовке кадров; корпоративная новаторская культура вуза; наличие договоров и совместных проектов с производством, бизнесом, администрацией региона; мониторинг удовлетворения региональных потребностей в кадрах; самодиагностика качества профессиональной подготовки будущих специалистов и их востребованности.

Основными направлениями развития инновационной образовательной среды вуза являются: обеспечение единства профессиональной подготовки и формирования гражданского самосознания обучаемых; педагогическое обеспечение инновационного процесса вуза; мотивирование и стимулирование проявления инновационного потенциала профессорскопреподавательского состава в образовательном процессе вуза; развитие студенческого самоуправления; усиление связи с производством, работодателями, бизнесом, администрацией региона; развитие инновационного ресурса вуза и информационных сетей.

В данном направлении следует отметить, что руководство преподавателями научноисследовательской деятельностью студентов развивает у последних творческое мышление, способствует личностной самореализации, помогает организовать свою деятельность.

Исследовательская работа студентов организуется в форме:

- самостоятельной поисковой студенческой работы;

- научно-исследовательской студенческой работы в период учебной и пред-дипломной практик;

- курсового и дипломного проектирования;

- проблемного обучения на учебных занятиях (изучение, исследование кон-кретной проблемы);

- разработки исследовательских проектов, выставляемых на различные сту-денческие конкурсы.

В целях обеспечения эффективности научно-исследовательской работы студентов, необходимо использовать системный подход в ее организации и проведении, а также формировать исследовательскую культуру студентов. Системный подход определяет и учитывает условия выработки у студентов активной потребности в знаниях, профессиональную готовность преподавателей к инновациям в преподавательской деятельности и последовательному осуществлению исследовательской работы [4].

Актуальность научно-исследовательской работы студентов диктуется требованиями рынка. Информационное общество требует от человека постоянного обновления знаний, его приращения, поиска нового потока информации в целях самообразования.

Таким образом, одной из центральных целей педагогической деятельности образовательных учреждений должно стать развитие мотивации у студентов к самостоятельному познанию и творчеству. Основой знаний и умений студента в данном случае становится не только профессионально-предметная подготовленность по специальности, но и способность прогнозировать основу всех направлений профессиональной компетентности в будущем, что в полной мере может быть реализовано при занятии со студентами научно-исследовательской работой.

Вместе с тем, образовательная среда сама может выступать фактором формирования рисков, влияние которых распространяется на качество учебно-вос-питательного процесса, на здоровье и личностное развитие его участников.

По нашему мнению, в системе высшего образования можно выделить следующие группы рисков образовательной среды:

- связанные с управлением и организационной культурой вуза, факультета, кафедры (корпоративная культура может интегрировать интересы субъектов и объектов образования посредством закрепления определенных правил, поведенческих установок, поведенческих стереотипов, связанных с деятельностью и соблюдением норм ее выполнения, но может выступать и как дезинтегриующий фактор);

- связанные с организацией учебно-воспитательного процесса (распределение аудиторного фонда, организация учебного процесса, его методическая обеспеченность, воспитательная работа со студентами, их психологическое сопровождение на этапе адаптации к вузу, вовлеченность в научно-исследовательскую работу, организация досуговой деятельности и системы самоуправления и т.п.).

- обусловленные субъектами педагогического взаимодействия («преподаватель - студент», «преподаватель - преподаватель», «студент - студент»).

И в этой связи отметим, что минимизация рисков в данном случае может осуществляться путем повышения социально-психологической компетентности преподавателей и студентов, направленных на улучшение их межличностного взаимодействия.

Таким образом, в системе инновационного обучения можно реально поставить акцент на формирование свободной творческой личности, способной к самообразованию и саморазвитию. Следует рассматривать инновационную деятельность как универсальное качество личности, а готовность к ней - главный результат инновационного вуза.

Литература:

1. Продиблох Н.Е. Влияние социокультурной среды на мотивацию обучения студентов вузов (на примере Республики Адыгея): дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06. Майкоп, 2006. 222 с.

2. Мерзон Е.Е. Образовательная среда как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педагогического вуза // Молодой ученый. 2011. Т. 2, №10. С. 170-172.

3. Алисов Е.А., Подымова Л.С. Инновационная образовательная среда как фактор самореализации личности. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15588067

4. Рыбакова Л.А. Формирование гуманистических ценностных ориентаций студентов педвуза в молодежной организации. URL: http://dlib.rsl.ru/01004261414

5. Арендачук И.В. Образовательная среда вуза как фактор психолого-педагогических рисков. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/arendachuk.pdf

References:

1. Prodiblokh N.E. Influence of socio-cultural environment on learning motivation of university students (on the example of the Republic of Adyghea): dis. ... Cand. of Sociology: 22.00.06. Maikop,

2006. 222 p.

2. Merzon E.E. Educational environment as a factor of formation ofprofessional competence of students of a pedagogical university //A young scientist. 2011. V. 2, № 10. P. 170-172.

3. Alisov E.A., Podymova L.S. Innovative educational environment as a factor in personal fulfillment. URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=15588067

4. Rybakova L.A. Formation of humanistic valuable orientations of students of a teacher training university in the youth organization. URL: http://dlib.rsl.ru/01004261414

5. Arendachuk I.V. Educational environment of a high school as a factor of psychological and pedagogical risks. URL: http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/07/15/arendachuk.p

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.