Научная статья на тему 'Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста'

Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
919
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЛИЧНОСТЬ / POTENTIAL / INNOVATIVE PERSONALITY / INNOVATIVE POTENTIAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абдалина Л. В.

В статье рассматриваются основные характеристики инновационного потенциала современного специалиста, исследуются основные личностные качества будущего специалиста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE PERSONALITY OF A MODERN SPECIALIST

The paper discusses themain characteristics of the innovative potentialof the personality, the personal qualities of the specialists are considered

Текст научной работы на тему «Основные характеристики инновационного потенциала личности современного специалиста»

Психологические проблемы реализации инновационных технологий в образовании

УДК 159.9

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ

СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Л.В. Абдалина

В статье рассматриваются основные характеристики инновационного потенциала современного специалиста, исследуются основные личностные качества будущего специалиста

Ключевые слова: характеристики, инновационный потенциал, личность

Проблема инновационного развития личности и социума обусловлена активной интеграцией России в мировое сообщество. Готовность индивидуального и общественного сознания к переменам во всех сферах общественной жизни к активному, творческому участию в них и принятию нового, как ценности, как главного источника культурного и экономического развития современного общества, является необходимым условием всеобщего прогресса.

Именно инновационная направленность личности специалиста дает возможность участвовать в смене парадигм познания, изменения ценностей актуальной культуры, в объективации собственного потенциала, проявлять подлинную активность, инициативу, мобильность и творчество в обновлении жизнеустройства российского общества и достигать подлинного акме (А.М. Бандурка, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Л. С. Подымова, А.И. Пригожин и др.). Высшее профессиональное образование, являясь ведущим институтом социализации и индивидуализации, качественно преобразует личность студента, формирует его профессиональный, социальный опыт, развивает самостоятельность и автономность (Э.Ф. Зеер, Н.А. Коваль, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин и др.).

Однако, сложившаяся в вузе система профессионального обучения, личностного развития, становления будущего специалиста все еще характеризуется недостаточной гибкостью общепрофессиональных, специальных,

факультативных программ, не обеспечивает требуемого уровня подготовки инновационно мыслящих и действующих специалистов. Инновационная составляющая личностного и профессионального становления будущего специалиста в вузе формируется стихийно, а имеющийся опыт реализации, в том числе, экспериментальных программ, ориентированных на развитие инновационного потенциала личности студента, не обобщается должным образом, сохраняя статус частного опыта.

Обращение к инновационному потенциалу личности связано с объективной/субъективной

Абдалина Лариса Васильевна - РГСУ (ВФ), д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой, e-mail:

ablavai 1 @rambler.ru, тел: 8-903-650-43-90

потребностью и необходимостью наделения направленности личности современного

специалиста ценностно-смысловой детерминантой, ориентиром новизны - объективации всех

потенциалов личности и максимальной персонализации, фиксируемых в: потребности в обновлении, творчестве; стремлении к преобразованиям, изменениям в мире вещей, людей, явлений; диалектичности, проблемности, творческом характере познания; личностной

активности в освоении новых форм жизнедеятельности; ориентации на

экспериментирование; оптимизме, энтузиазме, самобытности и т. п. Именно в их сформированности проявляются подлинно новаторские характеристики личности, активно содействующие ее

прогрессивному самовыражению и

самоактуализации: в учебной деятельности - в виде разработки авторских проектов, подготовки

самостоятельных научно-исследовательских работ, оригинальных конкурсных программ, новых нестандартных алгоритмов самообразования; в будущей профессиональной деятельности - в творческом решении профессиональных задач, многовариантном видении проблемы, организации нестандартных экспериментов; в общественной деятельности - в участии в новых человеческих объединениях, организациях, союзах, движениях, клубах, в динамизме, включенности в коллективную жизнь. В таких актах и направлениях жизнедеятельности инновационный потенциал личности не только обнаруживается и проявляется, но и определяется, созидается, стимулируя путь к вершинным личностным, профессиональным, социальным достижениям и обретению истиной индивидуальности.

Именно в инновационности проявляется подготовленность личности к «предвосхищению» и «участию» в быстро наступающих переменах в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к разнообразным, новым способам самовыражения и самоактуализации в жизнедеятельности.

Некоторые психологические особенности инновационного потенциала личности нашли отражение в разработанной Э. Хагеном теории инновационной (новаторской) личности, которую автор рассматривал как предпосылку

экономического роста, распространения

предпринимательства и накопления капитала. По мнению автора, это определенный личностный синдром, который противоположен авторитарной личности в традиционном обществе.

Сформированная условиями современности, инновационная личность способствует рождению самоподдерживаемых изменений, которые постоянно революционизируют жизнь - ее стандарты, ценности и т. д. К основным

характеристикам инновационной личности автор объективно относит:

- отношение к действительности, которое характеризуется любознательностью и стремлением управлять ею, что выражается в упорном поиске основных регуляторов с целью воздействовать на различные явления и контролировать их;

- принятие на себя ответственности за плохие стороны мира, сопряженное с поиском наилучших решений и попытками внести изменения;

- откровенность и терпимость с подчиненными, одобрительное отношение к их стремлению к новациям и оригинальности;

- творчество, стимулирующее самобытность и

стремление к новизне, неукротимая

любознательность [цит. по 4].

Важные характеристики инновационной личности мы находим в описании акмеологами определяющих особенной творческого потенциала личности. Так, последний наделяется:

созидательной направленностью профессиональных интересов; потребностью в новаторской деятельности; склонностью к инновациям; высоким уровнем общего и некоторых специальных видов интеллекта; склонностью к формированию ассоциативных связей; развитым воображением; сильной волевой регуляцией поведения и деятельности; самостоятельностью; умением управлять своим состоянием, в том числе стимулировать свою творческую активность [3].

Структурные элементы инновационного потенциала личности современного специалиста могут быть обнаружены в характеристиках ценностей, свойственных для личности как субъекта инноваций и профессионального успеха (Т. Питерс). Укажем основные из них, содержащие имплицитно/явно, на наш взгляд, показатели психологической характеристики инновационной направленности личности: стремление к

совершенству и одержимость успехами; воображение, фантазия, мечты, «безумные идеи»; мой талант, мое достижение, мой вклад, мой след; работа с возможностями; процветание на неопределенности; культ мастерства и страсть к обновлению; производство «методов», «правил», «решений», «впечатлений»;способность к

сотрудничеству; ставка на качество: прекрасно, красиво, элегантно, стильно; стратегическое выражение своего таланта и талантов других; креативность во всем; уверенность в себе; инициатива как добродетель; любовь к парадоксам; лидерство как ответственность,

экспериментирование, продвижение талантов; стимулирующее незнание; жизнь в ускоренном темпе; жизнь, полная работы и др. [цит. по 9].

Особая роль в осмыслении понятия «потенциал» принадлежит Аристотелю, который рассматривал «акт и потенции личности», разделяя бытие на «потенциальное» и «актуальное», а личностное развитие как процесс перехода от первого ко второму.

Анализ научных подходов (Е.Н. Богданов, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, В.Н. Марков и др.) к определению сущности «потенциала» показывает, что данный феномен является универсальной категорией и означает совокупность имеющихся средств, ресурсов, возможностей личности. Изучение феномена «потенциал» показало, что он трактуется учеными по-разному.

По мнению Е. Н. Богданова, потенциал представляет собой совокупность средств, скрытых возможностей, могущих проявиться при определенных условиях. Д. А. Леонтьев

представляет личностный потенциал как системную организацию индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности [6]. Согласно В.Н. Маркову, потенциал есть система его возобновляемых внутренних ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [7].

В проведенных под нашим руководством исследованиях предложены авторские варианты психологических конструктов и особенности личностного потенциала педагога (И.К Кобзенко, 2010), карьерного потенциала (Е.Н. Булатова, 2011), дано представление об акмеологическом потенциале современного специалиста (Л. В. Абдалина, А. А. Жигулин, Е.Н. Рябышева, 2011), о нравственном потенциале социального работника (П. А. Кобылинский, 2012).

Согласно И. К. Кобзенко, личностный потенциал следует понимать как совокупность смысложизненных и профессиональных убеждений, знаний, умений, творческих способностей, качеств и отношений, определяющих степень возможностей его самореализации в профессии [5].

Карьерный потенциал будущего специалиста в трактовке Е. Н. Булатовойпредстает в виде совокупности актуальных и потенциальных ресурсов, раскрывающихся в духовной,

интеллектуальной, творческой активности личности, оптимальное распределение и развитие которых способствует продвижению в профессиональной деятельности, а также социальной и личностной успешности[2].

Акмеологический потенциал в самом общем виде может быть раскрыт как личностное образование, которое обеспечивает ускорение процесса акме-ориентированного саморазвития человека, закрепление новых достижений в этом

процессе и подготовку к дальнейшим акме-ориентированным самопреобразованиям [1].

В самом общем смысле потенциал личности представляет собой ее ресурсный фонд, который может быть актуализирован и задействован для достижения определенного результата при благоприятных условиях развития способностей личности, а также меру возможностей личности в сфере постановки и разрешения задач ее деятельности. Для этого необходимы единство и взаимосвязь способностей и мотивации личности, сплав «могу» и «хочу» (В.Н. Марков).

Это в равной мере применимо к пониманию сущностных характеристик инновационного потенциала личности современного специалиста.

Представляет интерес точка зрения ученых (С.

Кравченко, И. Кладченко) на инновационный потенциал, который они правомерно трактуют как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей. При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть от одного состояния в другое, от традиционного к новому.

Литературные данные показывают, что общую структуру инновационного потенциала личности следует рассматривать с учетом закономерностей функционирования мотивационной сферы (прежде всего мотивация достижения), эмоциональноволевой сфер, познавательных процессов (дивергентное мышление, степень ригидности мыслительных процессов и т. д.), индивидуальнопсихологических особенностей (способность к творчеству, интернальность при принятии решений) субъекта деятельности (М.В. Чигринова).

По мысли Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, роль личности с инновационной направленностью состоит в том, чтобы отвечать на неуклонное развитие сложности и динамичности общественных, производственных, культурных процессов, чтобы совершенствовать, управлять развитием

технологических, а затем и организационных отношений, потока соответствующих отношений.

Таким образом, инновационный потенциал

личности современного специалиста в самом

обобщенном виде возможно рассмотреть как совокупность мотивов, свойств и качеств личности, проявляющихся в новых, не стандартных способах ее объективации и индивидуализации с целью

удовлетворения имеющихся и вновь возникающих материальных, социальных и духовных потребностей.

Сегодня по-прежнему актуальной остается проблема целостного исследования инновационного потенциала личности, как его структурноРоссийский государственный социальный университет (филиал в г. Воронеж)

THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE PERSONALITY

OF A MODERN SPECIALIST L.V. Abdalina

The paper discusses themain characteristics of the innovative potentialof the personality, the personal qualities of the

specialists are considered

Key words: potential, innovative personality, innovative potential

содержательных, так и динамических,

результативных характеристик.

Мы считаем, что целостное представление об инновационном потенциале личности позволит глубже понять природу, предпосылки формирования как личностной, так и

профессиональной и социальной компетентностей современного специалиста.

В связи с этим, будущему специалисту необходимо: знание собственного инновационного потенциала; его адекватное использование, осуществление; наращивание и развитие, т. е. «...человеческий потенциал полезнее рассматривать не как определенный объем ресурсов, которые человек может пустить в дело в течение своей жизни и которые даны ему от рождения, а как его каждодневную, ежеминутную способность к производству таких ресурсов .» [7 ;22].

Литература

1. Абдалина Л.В. Общее представление об акмеологическом потенциале личности / Л.В. Абдалина, А.А. Жигулин, Е.Н. Рябышева // Перспективы науки, №5(20). С. 235-239.

2 .Булатова Е.Н. Структура и содержание

карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики /Е.Н. Булатова, Л.В. Абдалина// Вест. Тамб. Ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып.11 (91). С. 142-147.

3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 248 с.

4. Карпова Ю.А. Введение в социологию

инноватики: учебное пособие / Ю.А. Карпова. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.

5. Кобзенко И.К. Структурно-содержательные

характеристики личностного потенциала педагога / И.К. Кобзенко, Л.В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов, 2011. - Вып. 2(94). - С.99-103.

6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности:

личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1.- М. : Смысл, 2002. - С. 56-65.

7. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка / В. Н. Марков. - М.: РАГС, 2001. - 162 с.

8. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная

деятельность. - М.: МАГИСТР ПРЕСС, 2000. - 488 с.

9. Старовойтенко Е. Б. Культурная психология

личности: монография / Е.Б. Старовойтенко. - М.:

Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 310 с.

10. Фетисов А.С. Психологические основания

взаимодействия здоровье обеспечивающей

образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога // Вестник Воронежского

государственного технического университета. 2012. Т.8. № 10.2. С. 144-149.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.