Психологические проблемы реализации инновационных технологий в образовании
УДК 159.9
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Л.В. Абдалина
В статье рассматриваются основные характеристики инновационного потенциала современного специалиста, исследуются основные личностные качества будущего специалиста
Ключевые слова: характеристики, инновационный потенциал, личность
Проблема инновационного развития личности и социума обусловлена активной интеграцией России в мировое сообщество. Готовность индивидуального и общественного сознания к переменам во всех сферах общественной жизни к активному, творческому участию в них и принятию нового, как ценности, как главного источника культурного и экономического развития современного общества, является необходимым условием всеобщего прогресса.
Именно инновационная направленность личности специалиста дает возможность участвовать в смене парадигм познания, изменения ценностей актуальной культуры, в объективации собственного потенциала, проявлять подлинную активность, инициативу, мобильность и творчество в обновлении жизнеустройства российского общества и достигать подлинного акме (А.М. Бандурка, Б.Г. Ананьев, А.А. Деркач, Э.Ф. Зеер, Л. С. Подымова, А.И. Пригожин и др.). Высшее профессиональное образование, являясь ведущим институтом социализации и индивидуализации, качественно преобразует личность студента, формирует его профессиональный, социальный опыт, развивает самостоятельность и автономность (Э.Ф. Зеер, Н.А. Коваль, Л.М. Митина, Н.С. Пряжников, В.А. Сластенин и др.).
Однако, сложившаяся в вузе система профессионального обучения, личностного развития, становления будущего специалиста все еще характеризуется недостаточной гибкостью общепрофессиональных, специальных,
факультативных программ, не обеспечивает требуемого уровня подготовки инновационно мыслящих и действующих специалистов. Инновационная составляющая личностного и профессионального становления будущего специалиста в вузе формируется стихийно, а имеющийся опыт реализации, в том числе, экспериментальных программ, ориентированных на развитие инновационного потенциала личности студента, не обобщается должным образом, сохраняя статус частного опыта.
Обращение к инновационному потенциалу личности связано с объективной/субъективной
Абдалина Лариса Васильевна - РГСУ (ВФ), д-р психол. наук, профессор, зав. кафедрой, e-mail:
ablavai 1 @rambler.ru, тел: 8-903-650-43-90
потребностью и необходимостью наделения направленности личности современного
специалиста ценностно-смысловой детерминантой, ориентиром новизны - объективации всех
потенциалов личности и максимальной персонализации, фиксируемых в: потребности в обновлении, творчестве; стремлении к преобразованиям, изменениям в мире вещей, людей, явлений; диалектичности, проблемности, творческом характере познания; личностной
активности в освоении новых форм жизнедеятельности; ориентации на
экспериментирование; оптимизме, энтузиазме, самобытности и т. п. Именно в их сформированности проявляются подлинно новаторские характеристики личности, активно содействующие ее
прогрессивному самовыражению и
самоактуализации: в учебной деятельности - в виде разработки авторских проектов, подготовки
самостоятельных научно-исследовательских работ, оригинальных конкурсных программ, новых нестандартных алгоритмов самообразования; в будущей профессиональной деятельности - в творческом решении профессиональных задач, многовариантном видении проблемы, организации нестандартных экспериментов; в общественной деятельности - в участии в новых человеческих объединениях, организациях, союзах, движениях, клубах, в динамизме, включенности в коллективную жизнь. В таких актах и направлениях жизнедеятельности инновационный потенциал личности не только обнаруживается и проявляется, но и определяется, созидается, стимулируя путь к вершинным личностным, профессиональным, социальным достижениям и обретению истиной индивидуальности.
Именно в инновационности проявляется подготовленность личности к «предвосхищению» и «участию» в быстро наступающих переменах в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к разнообразным, новым способам самовыражения и самоактуализации в жизнедеятельности.
Некоторые психологические особенности инновационного потенциала личности нашли отражение в разработанной Э. Хагеном теории инновационной (новаторской) личности, которую автор рассматривал как предпосылку
экономического роста, распространения
предпринимательства и накопления капитала. По мнению автора, это определенный личностный синдром, который противоположен авторитарной личности в традиционном обществе.
Сформированная условиями современности, инновационная личность способствует рождению самоподдерживаемых изменений, которые постоянно революционизируют жизнь - ее стандарты, ценности и т. д. К основным
характеристикам инновационной личности автор объективно относит:
- отношение к действительности, которое характеризуется любознательностью и стремлением управлять ею, что выражается в упорном поиске основных регуляторов с целью воздействовать на различные явления и контролировать их;
- принятие на себя ответственности за плохие стороны мира, сопряженное с поиском наилучших решений и попытками внести изменения;
- откровенность и терпимость с подчиненными, одобрительное отношение к их стремлению к новациям и оригинальности;
- творчество, стимулирующее самобытность и
стремление к новизне, неукротимая
любознательность [цит. по 4].
Важные характеристики инновационной личности мы находим в описании акмеологами определяющих особенной творческого потенциала личности. Так, последний наделяется:
созидательной направленностью профессиональных интересов; потребностью в новаторской деятельности; склонностью к инновациям; высоким уровнем общего и некоторых специальных видов интеллекта; склонностью к формированию ассоциативных связей; развитым воображением; сильной волевой регуляцией поведения и деятельности; самостоятельностью; умением управлять своим состоянием, в том числе стимулировать свою творческую активность [3].
Структурные элементы инновационного потенциала личности современного специалиста могут быть обнаружены в характеристиках ценностей, свойственных для личности как субъекта инноваций и профессионального успеха (Т. Питерс). Укажем основные из них, содержащие имплицитно/явно, на наш взгляд, показатели психологической характеристики инновационной направленности личности: стремление к
совершенству и одержимость успехами; воображение, фантазия, мечты, «безумные идеи»; мой талант, мое достижение, мой вклад, мой след; работа с возможностями; процветание на неопределенности; культ мастерства и страсть к обновлению; производство «методов», «правил», «решений», «впечатлений»;способность к
сотрудничеству; ставка на качество: прекрасно, красиво, элегантно, стильно; стратегическое выражение своего таланта и талантов других; креативность во всем; уверенность в себе; инициатива как добродетель; любовь к парадоксам; лидерство как ответственность,
экспериментирование, продвижение талантов; стимулирующее незнание; жизнь в ускоренном темпе; жизнь, полная работы и др. [цит. по 9].
Особая роль в осмыслении понятия «потенциал» принадлежит Аристотелю, который рассматривал «акт и потенции личности», разделяя бытие на «потенциальное» и «актуальное», а личностное развитие как процесс перехода от первого ко второму.
Анализ научных подходов (Е.Н. Богданов, М.С. Каган, Д.А. Леонтьев, В.Н. Марков и др.) к определению сущности «потенциала» показывает, что данный феномен является универсальной категорией и означает совокупность имеющихся средств, ресурсов, возможностей личности. Изучение феномена «потенциал» показало, что он трактуется учеными по-разному.
По мнению Е. Н. Богданова, потенциал представляет собой совокупность средств, скрытых возможностей, могущих проявиться при определенных условиях. Д. А. Леонтьев
представляет личностный потенциал как системную организацию индивидуально-психологических особенностей личности, лежащую в основе способности личности исходить из устойчивых ориентиров в своей жизнедеятельности и сохранять стабильность смысловых ориентаций и эффективность деятельности [6]. Согласно В.Н. Маркову, потенциал есть система его возобновляемых внутренних ресурсов, которые проявляются в деятельности, направленной на получение социально значимых результатов [7].
В проведенных под нашим руководством исследованиях предложены авторские варианты психологических конструктов и особенности личностного потенциала педагога (И.К Кобзенко, 2010), карьерного потенциала (Е.Н. Булатова, 2011), дано представление об акмеологическом потенциале современного специалиста (Л. В. Абдалина, А. А. Жигулин, Е.Н. Рябышева, 2011), о нравственном потенциале социального работника (П. А. Кобылинский, 2012).
Согласно И. К. Кобзенко, личностный потенциал следует понимать как совокупность смысложизненных и профессиональных убеждений, знаний, умений, творческих способностей, качеств и отношений, определяющих степень возможностей его самореализации в профессии [5].
Карьерный потенциал будущего специалиста в трактовке Е. Н. Булатовойпредстает в виде совокупности актуальных и потенциальных ресурсов, раскрывающихся в духовной,
интеллектуальной, творческой активности личности, оптимальное распределение и развитие которых способствует продвижению в профессиональной деятельности, а также социальной и личностной успешности[2].
Акмеологический потенциал в самом общем виде может быть раскрыт как личностное образование, которое обеспечивает ускорение процесса акме-ориентированного саморазвития человека, закрепление новых достижений в этом
процессе и подготовку к дальнейшим акме-ориентированным самопреобразованиям [1].
В самом общем смысле потенциал личности представляет собой ее ресурсный фонд, который может быть актуализирован и задействован для достижения определенного результата при благоприятных условиях развития способностей личности, а также меру возможностей личности в сфере постановки и разрешения задач ее деятельности. Для этого необходимы единство и взаимосвязь способностей и мотивации личности, сплав «могу» и «хочу» (В.Н. Марков).
Это в равной мере применимо к пониманию сущностных характеристик инновационного потенциала личности современного специалиста.
Представляет интерес точка зрения ученых (С.
Кравченко, И. Кладченко) на инновационный потенциал, который они правомерно трактуют как способность системы к трансформации фактического порядка вещей в новое состояние с целью удовлетворения существующих или вновь возникающих потребностей. При этом эффективное использование инновационного потенциала делает возможным переход от скрытой возможности к явной реальности, то есть от одного состояния в другое, от традиционного к новому.
Литературные данные показывают, что общую структуру инновационного потенциала личности следует рассматривать с учетом закономерностей функционирования мотивационной сферы (прежде всего мотивация достижения), эмоциональноволевой сфер, познавательных процессов (дивергентное мышление, степень ригидности мыслительных процессов и т. д.), индивидуальнопсихологических особенностей (способность к творчеству, интернальность при принятии решений) субъекта деятельности (М.В. Чигринова).
По мысли Л.С. Подымовой, В.А. Сластенина, роль личности с инновационной направленностью состоит в том, чтобы отвечать на неуклонное развитие сложности и динамичности общественных, производственных, культурных процессов, чтобы совершенствовать, управлять развитием
технологических, а затем и организационных отношений, потока соответствующих отношений.
Таким образом, инновационный потенциал
личности современного специалиста в самом
обобщенном виде возможно рассмотреть как совокупность мотивов, свойств и качеств личности, проявляющихся в новых, не стандартных способах ее объективации и индивидуализации с целью
удовлетворения имеющихся и вновь возникающих материальных, социальных и духовных потребностей.
Сегодня по-прежнему актуальной остается проблема целостного исследования инновационного потенциала личности, как его структурноРоссийский государственный социальный университет (филиал в г. Воронеж)
THE MAIN CHARACTERISTICS OF THE INNOVATIVE POTENTIAL OF THE PERSONALITY
OF A MODERN SPECIALIST L.V. Abdalina
The paper discusses themain characteristics of the innovative potentialof the personality, the personal qualities of the
specialists are considered
Key words: potential, innovative personality, innovative potential
содержательных, так и динамических,
результативных характеристик.
Мы считаем, что целостное представление об инновационном потенциале личности позволит глубже понять природу, предпосылки формирования как личностной, так и
профессиональной и социальной компетентностей современного специалиста.
В связи с этим, будущему специалисту необходимо: знание собственного инновационного потенциала; его адекватное использование, осуществление; наращивание и развитие, т. е. «...человеческий потенциал полезнее рассматривать не как определенный объем ресурсов, которые человек может пустить в дело в течение своей жизни и которые даны ему от рождения, а как его каждодневную, ежеминутную способность к производству таких ресурсов .» [7 ;22].
Литература
1. Абдалина Л.В. Общее представление об акмеологическом потенциале личности / Л.В. Абдалина, А.А. Жигулин, Е.Н. Рябышева // Перспективы науки, №5(20). С. 235-239.
2 .Булатова Е.Н. Структура и содержание
карьерного потенциала личности специалиста атомной энергетики /Е.Н. Булатова, Л.В. Абдалина// Вест. Тамб. Ун-та. Сер. Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып.11 (91). С. 142-147.
3. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007. - 248 с.
4. Карпова Ю.А. Введение в социологию
инноватики: учебное пособие / Ю.А. Карпова. - СПб.: Питер, 2004. - 192 с.
5. Кобзенко И.К. Структурно-содержательные
характеристики личностного потенциала педагога / И.К. Кобзенко, Л.В. Абдалина // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. - Тамбов, 2011. - Вып. 2(94). - С.99-103.
6. Леонтьев Д.А. Личностное в личности:
личностный потенциал как основа самодетерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Вып. 1.- М. : Смысл, 2002. - С. 56-65.
7. Марков В. Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка / В. Н. Марков. - М.: РАГС, 2001. - 162 с.
8. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная
деятельность. - М.: МАГИСТР ПРЕСС, 2000. - 488 с.
9. Старовойтенко Е. Б. Культурная психология
личности: монография / Е.Б. Старовойтенко. - М.:
Академический Проект; Гаудеамус, 2007. - 310 с.
10. Фетисов А.С. Психологические основания
взаимодействия здоровье обеспечивающей
образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога // Вестник Воронежского
государственного технического университета. 2012. Т.8. № 10.2. С. 144-149.