Семенова Ирина Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры высшей математики и методики обучения математике,
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация. Kmail: [email protected]
Эрентраут Елена Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математики и методики обучения математике, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected].
Semenova Irina Nikolaevna, Candidate of Sciences (Education),
Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Higher Mathematics and Methods of Teaching Mathematics,
Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russian. E-mail: [email protected]
Erenraut Elena Nikolaevna,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Mathematics and Methods of Teaching Mathematics, South Ural State Humanitarian Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russian. E-mail: [email protected]
УДК 796.07 ББК 75.1
М.М. Степанова, К.С. Степанов, М.В. Шафикова
ВЛИЯНИЕ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ НА РАЗВИТИЕ 8 СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ 1
о
ШКОЛЬНИКОВ 12-14 ЛЕТ НА УРОКАХ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ я
В основе «круговой тренировки» лежит многократное повторение определенных движений в условиях заданного порядка изменения нагрузки и чередования с отдыхом при точном ее дозировании. Поэтому круговая тренировка является организационно-методической формой занятий физическими упражнениями, направленными в основном на комплексное развитие двигательных качеств, в большей степени скоростно-силовых. Эта организационно-методическая форма применяется на занятиях еще недостаточно широко, поэтому выбор темы является актуальным.
Ключевые слова: школьник, физическая культура, круговая тренировка, скоростно-силовые способности.
M.M. Stepanova, K.S. Stepanov, M.V. Shafikova
THE IMPACT OF CIRCUIT TRAINING ON THE DEVELOTMENT OF SPEED AND STRENGTH ABILITIES OF SCHOOLCHILDREN AGED 12-14 IN CLASSES OF PHYSICAL EDUCATION
The concept of "circuit training" is based on multiply repeated movements with predetermined sequence of changing loads alternated with rest in accurate dosing. Thus, circuit training is considered to be an organizational and methodological form of physical exercises basically aimed at comprehensive
0 О.
1 ^
-I
0 *
^ >s " о
1 T
A
ГО X
I го
i ° * £
0
£^ГО S I
1 l_
e-s
° I g™
£ g
^ о
Ф s S X X -0
к ^
s о ^ ^
m 3
development of motor abilities, mostly speed and strength. This organizational and methodological form has not been yet widely used in the teaching process, so the choice of the topic may be regarded as highly relevant.
Key words: schoolchildren, physical culture, circular training, speed and strength abilities.
ro
CO
о
=3 ad
CO
о
X
го
с
ф
I-
о
О
(О са о х го
с
ф
I-
О
Физическая культура является главным звеном системы физического воспитания в школе, благоприятно воздействует на здоровье учащихся и способствует успешному обучению и всестороннему развитию личности. В процессе физического воспитания учащихся, наряду с образованием двигательных навыков и умений, важным вопросом является совершенствование основных двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости, гибкости и выносливости.
Для воспитания этих физических качеств школьников используются различные методы: соревновательный, игровой, повторный, интервальный и другие. Наряду с этими методами используется метод круговой тренировки.
Суть круговой тренировки состоит в том, что весь объем специально составленного комплекса должен быть выполнен нормированно, в определенной последовательности, при условии, что нагрузки будут постепенно увеличиваться. При увеличении нагрузки нужно учитывать индивидуальные особенности физического развития школьников [2]. Во время круговой тренировки удерживается прямая и обратная связь между учителем и учащимися, ведется контроль за двигательной подготовленностью и состоянием здоровья.
По мнению многих специалистов, одним из основных направлений физического воспитания в детском и юношеском возрасте должно быть воспитание скоростно-силовых способностей, так как высокий уровень их развития в дальнейшем во многом способствует улучшению трудовых показателей человека и достижению учащимися высоких спортивных результатов при занятиях спортом [1].
Скоростно-силовые способности являются объединением собственно силовых и скоростных способностей. Собственно силовые способности включают в себя как быструю, так и взрывную силу.
Быстрая сила выражается в непредельном напряжении мышц, в выполняемых заданиях, которые нужно сделать со значительной скоростью, но не достигающей предельной величины. Взрывная сила выражается в способности человека за возможно короткий промежуток времени достичь наивысших показателей силы при выполнении двигательного действия (примером может служить бег с низкого старта на небольшие дистанции, прыжки и метания мяча и т.д.). Эффективные средства для развития взрывной силы - передачи набивного мяча из разных исходных положений и прыжки вверх после спрыгивания с тумбы 2550 см и более [4].
Скоростные способности - это возможности человека, позволяющие ему в минимально короткий для данных условий интервал времени совершать двигательные действия. Существуют элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Элементарные формы - это быстрота реакции, скорость выполнения одиночного движения и темп выполнения этого движения.
Элементарные формы проявления скоростных способностей в различных видах двигательной деятельности могут выступать в различных сочетаниях и объединяться с другими техническими действиями и физическими качествами. Это уже будет комплексное проявление скоростных способностей, которое определяется быстротой выполнения целостных двигательных действий, возможностью за короткий промежуток времени набрать максимальную скорость и способностью как можно дольше поддерживать ее. Для повышения показателей скоростных возможностей в их комплексном выражении используются три группы упражнений: для улучшения быстроты реакции; для развития скорости выполнения отдельных движений; задания, которые характеризуются взрывным характером.
Комплекс скоростно-силовых заданий, предусматриваемых учебными программами для физического воспитания школьников, обширен и разнообразен. Он включает в себя всевозможные прыжки, передачи мяча, толкания, броски и скоростные поднимания тяжелых предметов или спортивных снарядов, быстрые перемещения циклического характера, определенный ряд действий в спортивных играх и единоборствах, выполняемых за короткое время с высокой интенсивностью [3].
Из этого большого комплекса заданий для строго регламентированного воздействия на скоростно-силовые способности выбирают главным образом те, которые можно легко менять по скорости и весу отягощений. Преимущественно такие упражнения выполняют с нормированными внешними отягощениями, вес которых постепенно увеличивается, потому что многократное повторение движений с определенным отягощением, даже если эти движения выполняются с большой скоростью, в итоге приводит к остановке развития уровня мышечных напряжений, что тормозит рост скоростно-силовых способностей.
Во время первого занятия обычной круговой тренировки предполагается создание групп и представление им комплексов упражнений на этапах. Во время второго занятия определяется максимальное количество повторений с учетом и без учета времени. Во время следующего занятия занимающиеся выполняют 1-3 круга. Это зависит от того, какие конкретные задачи были поставлены и от индивидуальных особенностей каждого школьника. Основой обычной круговой тренировки являются три метода:
Непрерывно-поточный - метод, который заключается в том, что все упражнения выполняются слитно, одно за другим, с небольшими остановками для отдыха. Этот метод отличается тем, что постепенно увеличивается мощность работы (до 60% от максимума) и повышается число заданий в одном или нескольких кругах. Одновременно уменьшается время выполнения заданий (до 10-20 с.)
и увеличивается время отдыха между станциями (до 35-40 с.) [5]. Данный метод помогает развивать двигательные качества в комплексе.
Поточно-интервальный - метод, который заключается в выполнении несложных по технике упражнений (40% от предельной мощности) в течении 20-40 с на каждом этапе с небольшим отдыхом. Цель этого метода в снижении времени, за которое был пройден круг. Он развивает общую и силовую выносливость, улучшает дыхательную и сердечнососудистую систему.
Интенсивно-интервальный - метод, который мы используем с повышением уровня физической подготовленности школьников. Мощность выполнения заданий на этом этапе достигает 70-75% от максимально возможной, и это происходит за счет повышения интенсивности и снижения времени работы на станции (до 15-20 с). Этот способ работы помогает совершенствовать максимальную и «взрывную» силу. Перерыв в 35-40 с позволяет увеличить результаты в упражнениях скоростной и скоростно-силовой выносливости [5].
Для выполнения задач, поставленных в работе, были организованны две группы - экспериментальная и контрольная из 24 испытуемых каждая.
В контрольной группе упражнения для развития скоростно-силовых способностей выполнялись повторно-интервальным методом. В экспериментальной группе упражнения выполнялись по методу круговой тренировки. Для того чтобы проконтролировать динамику развития физических качеств, мы использовали следующие тесты:
1. Прыжок в длину с места.
2. Бег 30 м с высокого старта.
3. Челночный бег 3 х 10 м.
4. Прыжок вверх толчком с двух ног.
5. Бросок набивного мяча от головы (весом 2 кг), сидя на полу.
Исходное и конечное тестирование проводилось в одних и тех же условиях после предварительной разминки. Результаты фиксировались в протоколы и были обработаны методом математической статистики.
ф
I-
о о
X
ю о о о с
о ><
-О
са о
0 О.
1 ^
О * " О
О)
А
го х X го
§ 8 о
£^ГО ^ X X ._ Ф £
сч
£ ¡5
^ о
ф ^
^ X
X -О
к с;
^ о
^ %
т 3
Математические методы обработки материала. Обработка результатов исследования проводилась по основным статистическим параметрам:
• вычисление средней арифметической величины (М);
• вычисление среднего квадратичного отклонения (а);
• вычисление средней ошибки среднего арифметического (т);
• вычисление прироста в %;
• вычисление средней ошибки разности (I;);
• достоверность различий (р) определялась по 1-критерию Стьюдента при уровне значимости 5%.
Контроль за уровнем двигательной подготовленности в школе имеет большое значение не только для учеников, но и для учителей физической культуры, которые, анализируя результаты в отдельных видах контрольных упражнениях, вносят коррективы в учебный процесс, с целью более успешного развития физических качеств, на каждом этапе школьной программы. Это способствует более качественной подготовке школьников к сдаче норм ГТО.
В экспериментальном исследовании принимали участие школьники 13-14 лет, в каждой группе по 24 человека. Результаты скоростно-силовой подготовленности учеников 7-х классов приведены в табл. 1 и 2.
Табл. 1. Исходный уровень скоростно-силовых способностей мальчиков
Исходные данные
№ Контрольные упражнения Экспериментальная группа Контрольная группа Р
М ± т ±а М ± т ±а
1 Прыжок в длину с места, см 194,1 ± 0,97 3,5 193,9 ± 0,88 3,2 1,3 > 0,05
2 Бег на 30 м, с 5,3 ± 0,06 0,23 5,2 ± 0,05 0,20 0,5 > 0,05
3 Челночный бег 3 х 10, с 8,4 ± 0,05 0,20 8.5 ± 0,05 0,20 1,0 > 0,05
4 Прыжок вверх толчком с двух ног, см 42,3 ± 0,5 1,75 42,2 ± 0,7 2,34 0,13 > 0,05
5 Бросок набивного мяча из-за головы, сидя на полу, см 249,6 ± 2,21 7,96 255,9 ± 1,46 5,27 2,6 < 0,05
Табл. 2. Исходный уровень скоростно-силовых способностей девочек
го ш О
го
ЕЗ т
ей о
X
го
с
ф
I-
О О
(О ей о
X
го
с
ф
I-
О
Исходные данные
№ Контрольные упражне- Экспериментальная Контрольная Р
ния группа группа
М ± т ±а М ± т ±а
1 Прыжок в длину с места, см 166,8 ± 1,4 4,2 167,5 ± 0,8 2,3 0,3 > 0,05
2 Бег 30 м, с 5,7 ± 0,1 0,35 5,6 ± 0,1 0,2 0,8 > 0,05
3 Челночный бег 3 х 10, с 9,1 ± 0,1 0,3 9,4 ± 0,13 0,4 3,0 < 0,05
4 Прыжок вверх толчком с двух ног, см 37,2 ± 0,9 2,6 38,8 ± 1,0 2,9 0,9 > 0,05
Бросок набивного мяча
5 из-за головы, сидя на полу, см 184,3 ± 2,2 6,5 180,1 ± 2,2 6,5 1,4 > 0,05
Исследование, проведенное в начале эксперимента, показало, что начальный уровень скоростно-силовой подготовленности учащихся 7-х классов в контрольной и экспериментальной группе находится приблизительно на одном уровне (р>0,05).
В конце эксперимента выявилась положительная динамика изменения скоростно-силовых способностей испытуемых.
Динамика развития скоростно-сило-вой подготовленности школьников 1314 лет за время эксперимента изображена на рисунке 1-2.
4 3,5 3 2,5
г
1,5 1
0,5 0
3,7
3,6
0,8
0,3
2,3
1,9
I
2,7
1,5
I
□ Экспериментальная группа
Контрольная группа
Прыжок в длину Бег 30 м, с Челночный бег Прыжок вверх Бросок с места, см 3 х 10, с толчком с двух набивного мяча
ног, см из-за головы, сидя на полу, см
Рис. 1. Результаты тестов (в %) у мальчиков за период эксперимента
6 5 4 3
г 1 о
5,3
1,7
1,4
I
4,3
2,4
2,1
1,8 -
IП1
23 □ Экспериментальная
1У группа
Контрольная группа
1,3 ,
■ I
Прыжоквдлину БегЗОм, с Челночныйбег Прыжоквверх Бросок с места, см 3 х 10, с толчком набивного мяча
с двух ног, см из-за головы, сидя на полу, см
Рис. 2. Результаты тестов (в %) у девочек за период эксперимента
За период эксперимента произошли положительные изменения, как в экспериментальной, так и в контрольной группах. Сравнительный анализ результатов в группах показал, что в экспериментальной группе, как у мальчиков, так и у девочек результаты были выше, чем в контрольной группе (рис. 1-2).
В ходе исследования были выявлены основные способы организации круговой тренировки на уроках физической культуры. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств по методу круговой тренировки нужно выполнять в основной части урока физической культуры, после разминки.
За период эксперимента положительные изменения наблюдались, как в экспериментальных, так и в контрольных группах мальчиков и девочек. Это положение свидетельствует о том, что применение двух разных методов: метода круговой тренировки и метода повторно-интервального выполнения упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых способностей школьников 12-14 лет, было эффективным. Однако лучшие результаты получены по большинству тестов у мальчиков и девочек в экспериментальной группе. Это указывает на преимущество метода круговой тренировки.
<и
I-
о о
X
ю о о о с о X .0 са о
0 о.
1 ^
о *
" О
О)
го х
1 го
2 °
0
£^ГО X
1 |_
ф Б
см
Библиографический список
1. Баскетбол: примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва [Текст] / сост.: Ю. Пор-
£ ё
^ о
ф 2 X X -О
к ш _ о
^ щ
т 3
тнов, В. Башкирова, В. Луничкин, М. Духовный, А. Мацак, С. Чернов, А. Саблин. - М.: Советский спорт, 2009. - 100 с.
2. Гуревич, И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств [Текст] / И.А. Гуре-вич. - Минск: Высшая школа, 1985. - 255 с.
3. Лях, В.И. Физическая культура в основной школе: учеб. программа для учащихся 1-11 классов [Текст] / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М.: Просвещение, 2010. - 171 с.
4. Романцов, А.В. К вопросу об эффективности круговой тренировки в школьной практике [Текст] / А.В. Романцов. - Воронеж, 2006. - 142 с.
5. Чунин, В.В. Теория и практика физической культуры [Текст] / В.В. Чунин. - М.: Мастерство, 1997. - 388 с.
References
1. Basketball: Approximate program of sports training for children and youth sports schools, specialized children and youth schools of Olympic reserve / Ed.: Yu. Portnov, V. Bashkirova, V. Lunichkin, M. Dukhovny, A. Matsak, C. Chernov, A. Sablin. Moscow: Sovietskiy Sport, 2009. P. 100. [in Russian].
2. Gurevich I.A. Circuit training in developing physical abilities. Minsk: Vysshaya shkola, 1985. P. 255. [in Russian].
3. Lyakh V.I., Zdanevich A.A. Physical culture in general school: educ. program for students grades 1-11 grades. Moscow: Prosvescheniye, 2010. P. 171. [in Russian].
4. Romantsov A.V. On the effectiveness of circuit training in school practice. Voronezh, 2006. P. 142. [in Russian].
5. Chunin V.V. Theory and practice of physical culture. Moscow: Masterstvo, 1997. P. 388. [in Russian].
Сведения об авторах: Степанова Марьям Маратовна,
старший преподаватель кафедры физического воспитания,
Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Information about the authors: Stepanova Mariyam Maratovna,
Senior Lecturer,
Department of Physical Education,
Higher School of Physical Culture and Sports,
South Ural State Humanitarian
Pedagogical University,
Chelyabinsk, Russia.
E-mail: [email protected]
Степанов Константин Сергеевич,
доцент кафедры теории и методики
физической культуры и спорта,
Высшая школа физической культуры и спорта,
Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический
университет,
г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: [email protected]
Stepanov Konstantin Sergeevich,
Associate Professor, Department of Theory
and Methods of Physical Education and Sport Higher School of Physical Culture and Sports, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]
Шафикова Маргарита Валерьевна,
студентка, Высшая школа физической культуры и спорта, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: гкшуа96@таП.т
Shafikova Margarita Valerevna,
Student, Higher School of Physical Culture and Sports, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]