циалистов на 23,3%.
3. Эффективным направлением обеспечения психофизической готовности будущих специалистов геологического профиля является организация дополнительных занятий по спортивному ориентированию, которые позволят с минимальными затратами и в более короткое время обеспечить повышение уровня развития профессионально важных качеств, овладение трудовыми навыками, укрепление здоровья, сформировать интерес к своей профессии и потребность к занятиям физкультурноспортивной деятельностью.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быков, В. А. Альтернативные методики применения физических упражнений для профессионально-прикладной физической подготовки и оздоровления студентов в системе высшего образования : учебное пособие / В. А. Быков, Н.Г. Каленикова, И. А. Дубогрызова ; под общ. ред. В. А. Быкова ; Смоленская гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма. - Смоленск : [б.и.], 2006. - 86 с.
2. Евсеев, Ю.И. Педагогическое проектирование профессионально ориентированного физического воспитания студентов (на примере подготовки специалистов, контактирующих с риск-геофакторами) // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2005. - № 1. - С. 47-50.
3. Егорычев, А.О. Теория и технология управления психофизической подготовкой студентов к профессиональной деятельности : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Егорычев А.О. - Ярославль, 2005. - 36 с.
4. Становов, В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка как фактор качественного образования молодёжи : монография / В.В. Становов. - Смоленск : [б.и.], 2009. - 154 с.
Контактная информация: [email protected]
ДИНАМИКА УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ, ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ У
ШКОЛЬНИКОВ 11-16 ЛЕТ
Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Адыгейский государственный университет (ИФК и дзюдо АГУ),
Майкоп;
Татьяна Анатольевна Должикова, инструктор по фитнесу,
Краснодар
Аннотация.
В статье показано, что у девочек 13-14 лет результаты в тестах, связанных с перемещением всего тела в пространстве могут снижаться вследствие значительного увеличения массы тела. Это, в свою очередь, может являться причиной повышения показателей психоэмоциональной напряжённости и тревожности, а также приводить к нежеланию заниматься физическими упражнениями.
Ключевые слова: физическая подготовленность, физическое развитие, психоэмоциональное состояние, школьники.
DYNAMICS OF THE LEVEL OF PHYSICAL FITNESS, PHYSICAL DEVELOPMENT AND PSYCHO-EMOTIONAL CONDITION OF SCHOOL CHILDREN OF 11-16 YEARS OLD
Oleg Borisovich Nemtsev, the doctor of pedagogical sciences, professor,
Adygea State University (physical training and judo),
Maikop;
Tatiana Anatoliyevna Dolzhikova, the fitness instructor,
Krasnodar
Annotation
The article proves that girls aged 13-14 yrs might perform worse in the tests related to the movement of the whole body in space due to considerable gain in body weight. This may entail the growth of psycho-emotional stress and anxiety resulting in unwillingness to exercise.
Keywords: physical fitness, physical development, psycho-emotional condition, school children.
ВВЕДЕНИЕ
Одной из наиболее острых проблем физического воспитания учащихся учебных заведений различного типа является не только низкий уровень их физической подготовленности, несовместимый с нормами для человека, как биологического вида, но и нежелание заниматься физическими упражнениями, результатом которого, несомненно, может являться дальнейшее снижение физических кондиций [1, 2, 5 и др.]. В то же время причины негативного отношения школьников к физкультурно-спортивной деятельности до сих пор не совсем ясны. Это, с одной стороны, во многом делает необоснованной, неподкреплённой объективными данными направленность и содержание физического воспитания школьников различного возраста и пола; с другой стороны, обусловливает необходимость получения знаний подобного рода.
МЕТОДИКА
Для определения уровня физической подготовленности школьников применялись тесты, рекомендованные "Комплексной программой физического воспитания" [4]. Также использовались тесты, двигательное содержание которых не связано с перемещением всего тела в пространстве: метание набивного мяча весом 1 кг из положения стоя, толчок набивного мяча весом 2 кг от груди из положения стоя.
В качестве критериев психоэмоционального состояния школьников рассматривались результаты теста по методике Р.М. Баевского [3] и показатели тревожности.
В тесте о методике Р.М. Баевского [3] в положении лёжа у испытуемого в течение 5 минут проводилось определение показателей вариабельности сердечного ритма, из которых в работе использовался показатель "мощности очень низкочастотной составляющей" спектра. Этот показатель характеризует степень психоэмоциональной напряжённости и в норме равен 15-30%.
Для определения уровня тревожности, связанной с занятиями на уроке физической культуры, применялся тест по методике "Шкала тревожности", разработанный по принципу "Шкалы социально-ситуационной тревоги" [6]. Длина и масса тела испытуемых, а также жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) измерялись по стандартным правилам медицинскими работниками школ, в которых проводилось тестирование. Затем вычислялись весо-ростовой индекс Кетле. и относительная жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛотн).
В эксперименте приняли участие 98 мальчиков и 92 девочки 11 лет, 92 мальчика и 89 девочек 12 лет, 92 мальчика и 94 девочки 13 лет, 84 мальчика и 86 девочек 14 лет, 78 юношей и 79 девушек 15 лет, 73 юноши и 75 девушек 16 лет.
Достоверность различий рассматриваемых показателей определялась при помощи однофакторного дисперсионного анализа (ANOVA).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ
Как следует из анализа полученных данных, динамика показателей физической подготовленности и у мальчиков, и у девочек наиболее ярко выражена в возрасте 14 лет. Так, из восьми показателей физической подготовленности в возрасте 14 лет у мальчиков достоверно не изменились относительно уровня 13 лет показатели выносливости и гибкости, а у девочек - только показатель гибкости. В 13 лет у мальчиков обнаружено достоверное изменение результатов по сравнению с 12-летними в четырёх тестах из восьми (прыжке в длину с места, 6-минутном беге, метании и толкании набивного мяча), а у девочек - лишь в двух тестах (метание и толкание набивного мяча).
Несколько меньше, чем в 14 лет, выражена динамика показателей физической подготовленности в возрасте 11-12 лет. Так, 12-летние мальчики достоверно превзошли мальчиков 11 лет лишь по показателю выносливости (6-мин бег) и одному из показателей абсолютных скоростно-силовых способностей. Больше выражена динамика уровня физической подготовленности в этом возрасте у девочек: 12-летние школьницы показали достоверно более высокие результаты, чем 11-летние, в беге на 30 метров, 6-минутном беге, подтягивании в висе лёжа на низкой перекладине, метании и толкании набивного мяча. В возрасте 15 лет юноши достоверно превзошли 14-летних подростков по показателям силовой выносливости (подтягивание в висе на высокой перекладине) и абсолютных скоростно-силовых способностей (метание и толчок набивного мяча).
В этом же возрасте девушки показали более высокие результаты, чем девочки-подростки 14 лет только в толкании набивного мяча.
Наименьшие изменения уровня физической подготовленности зафиксированы в возрасте 16 лет: юноши превзошли 15-летних в толкании, а девушки - в метании набивного мяча.
Полученные результаты позволяют характеризовать возраст 13-14 лет, как возраст наибольших перемен в физическом состоянии и мальчиков, и девочек. Однако не может не привлечь внимание различная направленность динамики некоторых показателей физической подготовленности в этом возрасте у мальчиков и девочек. Так, все изменения результатов всех применявшихся тестов (как достоверные, так и недостоверные) у мальчиков происходят в одном направлении: они улучшаются, уровень соответствующих физических способностей растёт.
В то же время результаты в беге на 30 метров, в челночном беге 3х10 метров, в прыжке в длину с места, в 6-минутном беге, в подтягивании в висе лёжа на низкой перекладине у девочек 14 лет достоверно снизились относительно уровня 13 лет.
Анализ показателей физического развития у школьников разного возраста, даёт основания считать, что снижение результатов в тестах, связанных с перемещением всего тела в пространстве, у девочек во многом обусловлено значительными изменениями их массы тела, причём, изменениями, обусловленными возрастанием доли пассивного (жирового) компонента: при незначительном увеличении длины тела в возрасте 13 и 14 лет это приводит к достоверному увеличению весо-ростового индекса Кетле.
У мальчиков 11-16 лет зафиксирован устойчивый выраженный прирост массы тела без выраженных "скачков". Однако прирост массы тела у мальчиков происходит преимущественно за счёт активного (мышечного) компонента. Очевидно, это и обусловило отсутствие периодов снижения уровня физической подготовленности у них в период с 11 до 16 лет.
Величины жизненной ёмкости лёгких возрастают и у мальчиков, и у девочек с 11 до 16 лет. В то же время показатель ЖЕЛ относительно массы тела обнаруживает иную, нежели ЖЕЛ, динамику у мальчиков и девочек. Так, в возрасте с 11 до 16 лет ЖЕЛотн изменяется у мальчиков незначительно (наибольшие изменения не превышают -3,6% от уровня, зафиксированного в предыдущем возрасте). Однако если абсо-
лютная ЖЕЛ имеет положительную, то ЖЕЛотн - в большинстве случаев отрицательную динамику. У девочек же в 13 и 14 лет наблюдается выраженное (р<0,05) снижение относительной ЖЕЛ. Очевидно, это связано со значительным увеличением массы тела в этом возрасте. Также значительное (р<0,05) снижение показателя ЖЕЛотн наблюдается у девочек в возрасте 15 лет. Естественно, что столь выраженное снижение абсолютной величины ЖЕЛотн у девочек не может не сказываться негативно на результатах в беге на выносливость.
Описанные изменения физической подготовленности и физического развития у школьников сопровождались трансформацией и показателей психоэмоционального состояния. В возрасте 13 лет у мальчиков и девочек наблюдается резкое повышение всех рассматривавшихся показателей психоэмоционального состояния школьников.
Так, уровень психоэмоциональной напряжённости у мальчиков и девочек в возрасте 13 лет достоверно превысил уровень 12-летних школьников и оказался выше физиологической нормы (30%). Следует, впрочем, учитывать, что уровень психоэмоциональной напряжённости в целом может быть обусловлен и причинами, не связанными прямо с процессом физического воспитания: его повышение в возрасте 13 лет может быть следствием возрастных особенностей восприятия мира. В то же время достоверное повышение в возрасте 13 лет всех рассматривавшихся показателей тревожности, связанной с уроком физической культуры, позволяет считать, что усиление значимости самооценки, своих способностей и физических кондиций, итогов их сравнения со способностями сверстников в этом возрасте во многом определяет психоэмоциональное состояние школьников.
Также следует отметить, что в возрасте 14 лет у девочек наблюдается резкое снижение желания заниматься физическими упражнениями.
Второе скачкообразное снижение показателя желания заниматься физическими упражнениями у девочек зафиксировано в возрасте 16 лет.
У мальчиков в течение с 11 до 16 лет зафиксировано лишь плавное снижение желания заниматься физическими упражнениями.
ВЫВОД
Таким образом, в ходе исследования установлено, что в возрасте с 11 до 14 лет у девочек наблюдается интенсивное увеличение массы тела, при этом в возрасте 13 лет повышение массы тела происходит скачкообразно (различия массы тела у девочек 14 и 13 лет составили 22,2%). Причём, из многочисленных исследований известно, что подобное увеличение массы тела у девочек происходит преимущественно за счёт пассивного жирового компонента. Такие физиологические изменения приводят к резкому снижению способности к проявлению выносливости, силовых и скоростно-силовых способностей, связанных с преодолением веса собственного тела. Резкое и длительное повышение в этом возрасте психоэмоциональной напряжённости и тревожности, связанных с оцениванием своих физических кондиций, оценкой по физической культуре, с одной стороны, может являться причиной нарушений здоровья психического характера, с другой стороны, приводит к нежеланию заниматься физическими упражнениями, прогрессирующей гиподинамии и, как следствие, к нарушениям физических составляющих здоровья.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абольянина, С.Г. Динамика развития мотивации детей к физкультурнооздоровительной деятельности / С.Г. Абольянина, Г.А. Решетнева // Проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы науч. конф. - Хабаровск, 2002. - С. 3-
5.
2. Алифанова, Л.А. Новые формы профилактической и оздоровительной работы в школе : (здоровье школьника в руках учителя) / Л.А. Алифанова // Физкультура в профилактике, лечении и реабилитации. - 2006. - № 1. - С. 4-8.
3. Баевский, Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний / Р.М. Баевский, А.П. Берсенева. - М. : Медицина, 1997. - 236 с.
4. Лях, В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич. - М. : Просвещение, 2004. - 126 с.
5. Немцев, О.Б. Формирование физической культуры личности студентов на занятиях в секции общей физической подготовки / О.Б. Немцев, Р.С. Козлов // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. - 2009. - № 3. - С. 145-160.
6. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога : в 2 кн. : учеб. пособие. Кн. 1 : Система работы психолога с детьми разного возраста / Е.И. Рогов. - М. : Владос, 2001. - 384 с.
Контактная информация: [email protected]
МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ У СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ К ЭФФЕКТИВНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ
ЗАДАЧ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОЖАРОВ ВЫСОКОЙ КАТЕГОРИИ
СЛОЖНОСТИ
Елена Михайловна Николаева, соискатель,
Алексеевский филиал Белгородского государственного университета,
г. Алексеевка
Аннотация
В работе представлены результаты проведенного исследования по использованию методики развития профессиональной устойчивости у сотрудников ГПС МЧС России к эффективному выполнению задач при ликвидации пожаров высокой категории сложности. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики.
Ключевые слова: профессиональная устойчивость; профессиональная подготовка; сотрудники ГПС МЧС России; пожары высокой категории сложности.
THE METHODOLOGY OF PROFESSIONAL STABILITY DEVELOPMENT AMONG EMPLOYEES OF THE STATE FIRE SERVICE OF THE MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS OF RUSSIA FOR EFFECTIVE FULFILLMENT OF
TASKS DURING EXTINGUISHING OF FIRES WITH HIGH CATEGORY OF
COMPLEXITY Elena Mihajlovna Nikolaeva, the competitor,
Alekseevsky branch of the Belgorod state university,
Alekseyevka
Annotation
The work presents the results of the research on implementing the methods of development of professional stability among employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia for effective fulfillment of tasks at extinguishing the fires with high category of complexity. High efficiency of the developed methods is experimentally proved.
Keywords: professional stability; vocational training; employees of the State fire service of the Ministry of Emergency Situations of Russia; fires with high category of complexity.
В настоящее время население нашей страны подвержено воздействию различных стихийных бедствий и катастроф различного происхождения, среди которых, особое место занимают пожары. Только за 2009 год на пожарах погибло более 11000 россиян.
В этих условиях особая роль отводится пожарным подразделениям ГПС МЧС России, на которые возлагается ответственность не только по обеспечению противопожарной безопасности, но и по эффективному выполнению задач при ликвидации пожаров различной категории сложности.
Качество выполнения этих задач во многом зависит от уровня профессиональной и морально-психологической устойчивости личного состава ГПС МЧС России.