Современная школа
УДК 378.091.398+371.31
Подготовка школьных команд к организации образовательного процесса на основе индивидуализации обучения
Т. А. Абрамовских, А. В. Коптелов, В. Н. Маслакова
Training of school teams for educational process organization on the basis of training individualization
T. A. Abramovskikh, A. V. Koptelov, V. N. Maslakova
Аннотация. Данная статья посвящена проблеме подготовки школьных команд к организации образовательного процесса на основе индивидуализации обучения в общеобразовательной организации. В работе показана актуальность индивидуализации образовательного процесса, регламентированная нормативными документами в сфере образования. Дана характеристика научно-теоретических подходов к проблеме индивидуализации в аспекте ее развития. Авторы статьи констатируют, что в системе общего образования накоплен практический опыт организации образовательной деятельности на основе индивидуализации, в частности, в гимназии № 127 г. Снежинска Челябинской области. В статье доказана необходимость специальной подготовки школьных команд, включающих управленцев и педагогов, для успешной организации образовательного процесса на основе индивидуализации обучения. Авторами статьи проведен анализ реализации разработанной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации в форме стажировки для школьных команд на базе гимназии. Особое внимание в статье уделено специально организованной деятельности слушателей в рамках стажировки, что обеспечивает практико-ориенти-рованный характер курсов, активизирует про-
явление их субъектной позиции при решении управленческих и педагогических ситуаций по вопросам организации образовательного процесса на основе индивидуализации образовательных программ.
Abstract. This article is devoted to the problem of training school teams for educational process organization on the basis of the individualization of education in the general education organization. The paper shows the relevance of the individuali-zation of the educational process, regulated by normative documents in the field of education. The characteristic of scientific and theoretical approaches to the problem of individualization in the aspect of its development is given. The authors of the article state that in the general education system practical experience in organizing educational activities on the basis of individualization is accumulated, in particular, in gymnasium No. 127 in Snezhinsk of Chelyabinsk region. The article proves the need for special training of school teams, including managers and teachers, for the successful organization of the educational process on the basis of the individualization of education. The authors of the article analyzed the implementation of the developed additional professional program of advanced training in the form of practical training for school teams at the gymnasium. Particular attention is paid to the specially orga-
Т. А. Абрамовскух, А. В. Копшелов, В. Н. Маслакова
Подготовка школьных команд к,организации образовательного процесса...
nized activity of trainees within the practical training, which ensures the practical nature of the courses, activates the manifestation of their subjective position in solving managerial and pedagogical situations of educational process organization on the basis of individualization of educational programs.
Ключевые слова: дополнительная профессиональная программа повышения квалификации, стажировка, школьные команды, индивидуализация обучения, индивидуальный учебный план, региональная инновационная площадка.
Keywords: additional professional program of advanced training, practical training, school teams, individualization of training, individual curriculum, regional innovative platform.
Современное российское законодательство в сфере образования предоставляет широкие возможности образовательным организациям в части организации образовательного процесса. Это касается индивидуализации образовательной деятельности в общеобразовательной организации.
Закон «Об образовании в РФ» обозначил актуальность индивидуализации образования в нескольких статьях. В статье 34 устанавливается, что обучающиеся имеют право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе на ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами. Обучающиеся имеют право на выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Кроме того, статья 66 указывает, что организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Организация образова-
тельной деятельности может осуществляться в соответствии с индивидуальным учебным планом, определение которого нормативно закреплено в законе. Под индивидуальным учебным планом подразумевается учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося (п. 23 ст. 2). Актуальность индивидуализации также обозначается федеральными государственными образовательными стандартами (далее - ФГОС) на всех уровнях образования. ФГОС начального общего образования определяет, что в образовательном учреждении должны создаваться условия, обеспечивающие возможность участия обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; основная образовательная программа НОО. В соответствии с ФГОС основного общего образования условия реализации основной образовательной программы должны обеспечивать для участников образовательного процесса возможность индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы при поддержке педагогических работников и тьюторов. В ФГОС среднего общего образования акцентируется внимание на том, что основная образовательная программа должна быть направлена на формирование умений самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построения индивидуального образовательного маршрута.
ФГОС общего образования регулирует исполнение вышеперечисленных требований через учебный план образовательного учреждения.
Следовательно, в стандартах четко определяется, что в качестве результатов индивидуализации образовательного процесса у учеников будут сформированы необходимые для успешной жизни в современном обществе
предметные, метапредметные и личностные компетентности.
Относительно обязанностей обучающихся законом «Об образовании в РФ» устанавливается, что они обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план (ст. 43).
Кроме того, в «Национальной доктрине образования Российской Федерации на период до 2025 года» индивидуализация образовательного процесса, обеспеченная многообразием образовательных программ, видов и форм обучения учащихся, названа одним из ожидаемых результатов ее реализации.
Таким образом, актуальность проблемы индивидуализации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях очевидна, поскольку это является одним из приоритетов государственной политики в области образования. При этом возникает проблема, насколько общеобразовательные организации готовы к реализации процесса индивидуализации обучения. Организация образовательного процесса на основе индивидуализации обучения требует наличие как у руководителей, так и педагогов сформированных определенных профессиональных компетенций. Во-первых, наличие умений грамотно разработать и реализовать индивидуальные учебные планы, которые с одной стороны, должны обеспечить достижение каждым обучающимся качества образования в соответствии с ФГОС общего образования, с другой - обеспечить соблюдение прав всех участников образовательных отношений. Во-вторых, обеспечить нормативное закрепление реализации индивидуальных учебных планов на уровне общеобразовательной организации в локальных нормативных актах и строгое исполнение норм, установленных в них. В-третьих, организация образовательного процесса на основе индивидуализации обучения потребует в обязательном порядке внесения изменений во внутреннюю систему оценки качества образования. При этом все действия руководящих и педагогических работников по выше названным позициям не должны противоречить действующему законодательству в сфере образования. Следовательно, для того чтобы успешно организовать образовательный процесс на основе индивидуализации обучения, обеспечив
при этом достижение должного уровня качества образования, не нарушив действующих норм и прав всех участников образовательных отношений, требуется специальная подготовка управленческих и педагогических кадров по данному виду деятельности. Нам представляется разумным осуществлять такую подготовку в системе дополнительного профессионального образования с привлечением образовательных организаций - лидеров, имеющих соответствующий эффективный опыт деятельности по данному направлению.
В настоящее время в системе общего образования имеется определенный опыт организации образовательного процесса на основе индивидуализации, в том числе в региональной системе образования Челябинской области. В частности, в гимназии № 127 г. Сне-жинска. В течение многих лет гимназия успешно выполняет миссию учреждения, которое создает условия для развития индивидуальных способностей и наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей). В гимназии осуществляется подготовка выпускников к самостоятельному осознанному выбору профессии и успешному построению их жизненной карьеры. В образовательной организации разработана и успешно реализуется модель образовательной системы, обеспечивающей достижение качества образования на основе индивидуализации образовательного процесса. Реализация данной модели позволила гимназии успешно принять участие в 2016 году в конкурсном отборе общеобразовательных организаций по реализации образовательного проекта развития естественно-математического и технологического образования «ТЕМП» [1] с присвоением статуса региональной инновационной площадки. Гимназия успешно реализует инновационный проект «Популяризация инженерных и конструкторских специальностей на основе индивидуализации образовательных программ в условиях закрытого административно-территориального образования» [2]. Целью проекта стало формирование системы подготовки выпускников гимназии, ориентированной на самостоятельный осознанный выбор будущей профессии и планирование
Т. А. Абрамовских А. В. Крптелов, В. Н. Маслакова
Подготовка школьных команд к,организации образовательного процесса...
успешной жизненной карьеры в реальном секторе экономики с учетом приоритетов регионального рынка труда. В рамках реализации названного инновационного проекта была разработана и реализована дополнительная профессиональная программа повышения квалификации в форме стажировки для школьных команд на базе гимназии № 127 г. Снежинска «Организационно -управленческие механизмы индивидуализации образовательных программ в общеобразовательной организации».
Выбор формы повышения классификации был обусловлен решением актуальной задачи системы дополнительного профессионального образования, направленной на формирование и развитие у работников школы готовности к осознанному профессиональному развитию и саморазвитию, обеспечивающего достижение высокого уровня профессиональной деятельности в части организации образовательного процесса на основе индивидуализации обучения. Поэтому в рамках реализации данной дополнительной профессиональной программы в форме стажировки стало не только обеспечение слушателей определенным объемом теоретических знаний, но и формирование практических способов профессиональной деятельности в области индивидуализации обучения.
Данная установка стала основополагающей при определении цели и планируемых результатов обучения по дополнительной профессиональной программе в форме стажировки.
Целью обучения школьных команд становится формирование/совершенствование у слушателей компетенций, необходимых для организации обучения учащихся на основе индивидуализации образовательных программ. Соответственно обучение слушателей становится успешным по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации в форме стажировки, если они достигают:
- расширения знаний о правовых нормах в сфере образования в части организации обучения учащихся на основе индивидуализации образовательных программ в общеобразовательной организации и приобретения навыков применять их на практике;
- умения выделять специфику деятельности общеобразовательной организации и проводить оценку ее конкурентоспособности с учетом организации обучения учащихся на основе индивидуализации образовательных программ;
- овладения проектными методами организации образовательного процесса на основе индивидуализации образовательных программ;
- умения разрабатывать внутренние локальные нормативные акты общеобразовательной организации по вопросам организации образовательного процесса на основе индивидуализации образовательных программ;
- умения разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы с учетом индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- умения осуществлять совместно с психологом и иными специалистами психолого -педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ в форме индивидуальных учебных планов;
- умения применять разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках ФГОС общего образования.
Как уже отмечалось выше, программа ориентирована на школьные команды, включающие управленческие и педагогические кадры общеобразовательных организаций. Данный аспект нашел отражение при отборе содержания дополнительной профессиональной программы. В частности, в структурном плане программа включает четыре раздела, раскрывающих нормативно-правовые основания и психолого-педагогические особенности организации образовательного процесса на основе индивидуализации, содержательно-процессуальные и прикладные аспекты деятельности управленцев и педагогов по данному направлению деятельности общеобразовательной организации. В основу разработки содержания программы стажировки были положены три содержательные линии. Первая - это нормы действующего законодательства в сфере образования. Вторая - современные теоретико-методологические представления психолого-педагогической науки о проблеме
индивидуализации обучения. Третья - методически выверенный и технологично представленный опыт гимназии по организации образовательного процесса на основе индивидуализации.
Работа слушателей по освоению содержания дополнительной профессиональной программы начинается с изучения нормативных оснований индивидуализации образовательных программ в контексте достижения качества образования в общеобразовательной организации. При этом качество образования рассматривается как законодательно закрепленное определение, под которым понимается комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия ФГОС общего образования и потребностям обучающихся и их родителям (законным представителя), в том числе степень достижения планируемых результатов основных образовательных программ. Особый акцент слушателей делается на ответственности образовательного учреждения за качество образования своих обучающихся. Тем самым результаты образования в целом зависят от эффективности деятельности образовательной организации по реализации ФГОС общего образования. При этом особо важным нам представляется рассмотрение компетенций образовательной организации. С этой целью изучаются основные положения нормативных правовых документов федерального, регионального и муниципального уровней, определяющих компетенции образовательной организации в части регламентации образовательного процесса на основе индивидуализации обучения.
Вторая содержательная линия дополнительной профессиональной программы, как было отмечено выше, касается характеристики научно-теоретических подходов к проблеме индивидуализации обучения, имеющихся на сегодняшний день в психо лого -педагогической науке. Нам представляется важным в организации работы со слушателями показать развитие идей индивидуализации, поскольку ее современное понимание в контексте государственной политики в значительной степени основывается на гуманистических идеях педагогики, разрабатываемых зарубежными и отечественными учеными-
педагогами. В этом аспекте актуальным представляется педагогическое наследие немецкого педагога и ученого XIX века Адольфа Ди-стервега. В его педагогическом труде «Руководство к образованию немецких учителей» изложены взгляды на общие задачи и принципы обучения. Особый интерес, с нашей точки зрения, представляет формулировка ведущих принципов воспитания и обучения природосообразности, культуросообразности и самодеятельности. Под природосообразно-стью Дистервег понимал развитие заложенных в ребенке природных задатков и учет его возрастных и индивидуальных особенностей; принцип культуросообразности предполагает в содержании воспитания достигнутого уровня культуры и воспитательного идеала общества (другими словами - социального опыта); самодеятельность он понимал как активность, инициативность личности в образовательном процессе [3]. В данных положениях педагогической теории Дистервега заключаются ключевые принципы индивидуализации образования. Развивая обозначенные идеи, в конце XX века российский педагог и ученый О. С. Газман определил, что индивидуализация предполагает:
- во-первых, индивидуально ориентированную помощь детям в реализации первичных базовых потребностей, без чего невозможно ощущение природной «самости» и человеческого достоинства;
- во-вторых, создание условий для максимальной реализации заданных природой (наследственных) физических, интеллектуальных, эмоциональных способностей и возможностей, характерных именно для данного индивида;
- в-третьих, поддержка человека в автономном, духовном саморазвитии, в развитии способности к самоопределению (экзистен-циональному выбору) [4].
В современном российском образовании изменяется роль обучающегося: он становится субъектом образования. Как субъект он управляет собственной познавательной деятельностью. Содержание образования ориентировано на поиск своего собственного «я». Поиск требует от обучающегося не подражания и репродукции, а выбора и проектирования индивидуального образовательного
Т. А. Абрамовских, А. В. Коптелов, В. Н. Маслакова
Подготовка школьных команд к,организации образовательного процесса...
маршрута на основе социального опыта. Новые ориентации и ценности современного образования обусловили необходимость понимать обучающегося как индивидуальную реальность и как индивидуальную возможность.
Результаты образовательной деятельности предполагают раскрытие личностных особенностей каждого ребенка. Требования к результатам вписаны в ФГОС общего образования. Реализация этих требований в аспекте принципов природосообразности, культуро-сообразности и самодеятельности сопровождается широкой индивидуализацией образовательного процесса.
Разрабатывая содержание дополнительной профессиональной программы в форме стажировки авторы ориентировались на подход А. А. Кирсанова к индивидуализации образовательного процесса, который он определяет как набор педагогического инструментария, соответствующего целям деятельности и реальным познавательным возможностям коллектива класса, отдельных учеников и групп учащихся, позволяющим обеспечить учебную деятельность ученика на уровне его потенциальных возможностей с учетом целей обучения [5]. Кроме того, современные исследования в области проблем индивидуализации обучения позволили сформировать у слушателей [6; 7; 8] системное представление об имеющемся в психолого-педагогической науке комплексе теоретических подходов и взглядов. Содержательно-процессуальный и прикладной аспекты деятельности школьной команды по организации образовательного процесса на основе индивидуализации подробно детализируются слушателям в процессе освоения опыта гимназии.
В процессе специально организованной деятельности слушатели определяют возможные интегрированные стратегии индивидуализации обучения, основанные на отборе:
- организационных форм обучения (деление класса на постоянные и временные группы, индивидуальные занятия, дистанционные формы);
- содержания образования (учебного материала, модульных курсов, тематики исследовательских работ, учебных проектов, программ дополнительного образования, внеурочной деятельности);
- современных технологий обучения.
Подробный документарный анализ локальных нормативных актов гимназии позволяет слушателям понять логику организации работы по индивидуализации образовательных программ, поскольку в них регламентируются все этапы деятельности и проводится разделение полномочий между всеми участниками образовательных отношений.
Основываясь на принципах технологического подхода к управлению образовательной организацией, слушатели осуществляют разработку проекта учебного плана, регламентирующего организацию образовательной деятельности на основе индивидуализации обучения, посредством, предлагаемых гимназией, шаблонов локальных актов, алгоритмов деятельности, технологических карт.
Особое внимание при организации работы со слушателями уделяется вопросам создания условий организации обучения на основе индивидуализации образовательных программ. С целью наиболее эффективного и результативного использования кадровых и финансовых ресурсов слушатели под руководством сотрудников гимназии определяют приоритетные «точки роста» своей образовательной организации, потенциальные возможности и конкретные механизмы участия субъектов образовательной деятельности в реализации обучения на основе индивидуализации образовательных программ.
Акцентируется внимание слушателей на условиях, которыми располагает региональная система образования, сформировавшихся в рамках реализации мероприятий ФЦПРО 2011-2015, 2016-2020 гг. и обеспечивающих современное качество общего образования, а именно, на развертывании сети программ профессиональной переподготовки кадров, создании стажировочных площадок для обучения и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования, конкурсной поддержка образовательных программ и экспертно-аналитического сопровождения таких программ.
Значительное время в рамках стажировки отводится вопросам организации и проведению диагностических процедур по выявлению индивидуальных способностей учащихся.
о
5
I
«I
>43 К
&
с
Ьо
"О
Ьо
о
Оо
Н а им ено в а ние ра зз Ела УТП Л 0 ПО Л ЯНГеЛЬ НОН профЕсснональнон программы Тем а унеоно:о занятия Првлла г а емы й ферм ы раоогьз со слушателями е пб^нол стажнро в кк Перечень лнляктнческнз; матЕрвалов. прЕЛ ста влнем Ы1 г им на знее с .ту шаге.тт.;
Технология разработки Положений. Правил. Порядков, обеспечив агсших организацию обучения на основе индивидуелизалии образовательных программ Обучающий семинар Шаблоны локальных нормативных актов (Помжешщ, Правила. Порядки)
Технология разработки программ (дополнительных общеобразовательных, внеурочной деятельности, модульных курсов. Летних предметных школ. НОУ. предметной лаборатории, центра образовательной робототехники) Кейс-технология. работа в группах Технологическая карта
Прикладные аспекты решения актуальны! проблем профессиональной деятельности по иадиЕвдуалжации образовательных программ (4 ч.) Кедровые и финансово-жономиче ские ресурсы организации обучения на основе индивидуализации образовательных программ (использование возможностей образовательной организации и социальных партеров) Проектировочный семинар Методические рекомендации, техно-догические карты
Формы участия Управляющего совета в организации обучения на основ е индивидуализ ации образ овягельных программ Мастер-класс Сценарий, технологическая карта
Формы реализации принципа открытости и гласности при организации обучения на основе индивидуализации образовательных программ Площадка практической активности Сценарии, программы, пресс-релизы
Организация и проведение диагностических процедур по выявлению индивидуальны*: способностей учащихся. Циклограмма диагностических процедур педагога-психолога по выявлению- актуальных в рамках тематики проекта индивидуальных способностей учащихся пс возрастным группам Обучающий семин^? с элем ентами тренинга Циклограмма
Итогов ая аттестация Тема проекта «Индивидуальный учебный план обучающегося* Зашита проектов школьных команд
Итоговая диагностика, подведение итогов, ответы на вопросы слушателей Заполнение дневника стажёра, ответы на вопросы анкеты Анкета, дневник стажёра
г
/
\
Слушателям не только демонстрируется циклограмма диагностических процедур педагога-психолога по выявлению индивидуальных способностей учащихся, но и технологично представляются подходы к ее разработке и к отбору измерительных материалов (диагностик, методик, опросов, анкет).
Выбор формы повышения квалификации в виде стажировки школьных команд и отбор выше представленного содержания дополнительной профессиональной программы требуют особого внимания к определению форм проведения учебных занятий со слушателями. Во-первых, это минимальный объем лекционных занятий (не более 20% от общего количества аудиторных часов). Причем, запланированные учебно-тематическим планом (далее - УТП) лекции носят интерактивный характер, поскольку включают элементы эвристической беседы, дискуссии, «мозгового штурма» и др. Во-вторых, особое внимание уделяется проведению практических учебных занятий в форме практикумов, обучающих и проектных семинаров, мастер -классов с использованием кейсов практических заданий, технологических карт для организации проектной работы слушателей. Это обусловлено тем, что данные формы организации работы слушателей способствуют повышению их субъектной позиции при решении актуальных педагогических и управленческих ситуаций по вопросам организации образовательного процесса на основе индивидуализации образовательных программ. Краткая характеристика и содержания и форм учебных занятий со слушателями по вопросам организации образовательного процесса на основе индивидуализации образовательных программ представлена в таблице 1. Стажировка завершается защитой проектов школьных команд по теме «Индивидуальный учебный план обучающегося», которая является формой итоговой аттестации.
В заключение отметим, что тщательный отбор содержания, форм организации работы со слушателями на учебных занятиях, дидактических материалов обеспечивает успешное достижение цели стажировки, выражающейся в освоении представителями школьных команд профессиональных компетенций необходимых для эффективной организации рабо-
ты по индивидуализации обучения учащихся в своих общеобразовательных организациях.
Библиографический список:
1. Концепция развития естественно-математического и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП» / сост. Е. А. Коузова, Е. А. Тюрина, М. И. Солодкова и др. ; под ред. В. Н. Кеспикова; Челяб. ин -т перепод. и пов. квал. работ, образ. - 2-е изд. -Челябинск : ЧИППКРО, 2015. - 88 с.
2. Маслакова В. Н. и др. Проект региональной инновационной площадки «Популяризация инженерных и конструкторских специальностей на основе индивидуализации образовательных программ в условиях ЗАТО» /
B. Н. Маслакова, Ю. В. Борисова, Е. А. Мухитдинова и др. // Методист. - 2017. - № 3. -
C.10-14.
3. Дистервег А. Руководство к образованию немецких учителей / А. Дистервег // Избранные педагогические сочинения. - М. : Учпедгиз, 1956. - С. 136-203.
4. Газман О. Воспитание и педагогическая поддержка детей / О. Газман // Народное образование. - 1998. - № 6. - С. 108-111.
5. Кирсанов А. А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А. А. Кирсанов. - Казань : Изд-во Казанского университета, 1982. - 224 с.
6. Косолапова Л. А. Индивидуализация как педагогическая проблема: поиски и решения / Л. А. Косолапова // Непрерывное образование. - 2018. - № 1 (23). - С. 23-27.
7. Шевелев А. Н. Индивидуальное и массовое школьное образование: сравнительный анализ зарубежной и отечественной педагогических традиций / А. Н. Шевелев // Непрерывное образование. - 2017. - № 3 (21). -С. 68-74.
8. Ермолаева М. Г. К вопросу о реализации субъектности в образовательном процессе / М. Г. Ермолаева // Непрерывное образование. - 2018. - № 1 (23). - С. 28-32.
References:
1. Kouzova E. A., Tyurina E. A., Solodko-
va M. I. The concept of the development of mathematical and technological education in the Chelyabinsk region "TEMP" [Koncepciya razvitiya estestvenno-matematicheskogo i tekhnolo-
Т А Абрамовских, А. В. Коптелов, В. Н. Маслакова Подготовка школьных команд к организации образовательного процесса.
содшсл.
ó" <h
A
ЧИППКРО
gicheskogo obrazovaniya v CHelyabinskoj oblasti "TEMP"], ed. by V. N. Kespikov, Vol. 2, Chelyabinsk: CIRIPSE, 2015. 88 p.
2. Maslakova V. N., Borisova Yu. V., Mu-khitdinova E. A., Yashina N. A., Oboskalov A. G. The project of the regional innovation platform "Popularization of engineering and design specialties on the basis of individualization of educational programs in the context of closed city" [Proekt regional'noj innovacionnoj ploshchadki "Populyarizaciya inzhenernyh i konstruktorskih special'nostej na osnove individualizacii obra-zovatel'nyh programm v usloviyah ZATO"], 2017, No. 3, pp. 10-14.
3. Diesterweg A. Guide to the education of german teachers [Rukovodstvo k obrazovaniyu nemeckih uchitelej], 1956, pp. 136-203.
4. Gazman O. Education and pedagogical support of children [Vospitanie i pedagogicheskaya podderzhka detej], 1998, No. 6, pp. 108-111.
5. Kirsanov A. A. Individualization of educational activity as a pedagogical problem [Individu-alizaciya uchebnoj deyatel'nosti kak pedagog-icheskaya problema], Kazan: The Publishing House of Kazan University, 1982. 224 p.
6. Kosolapova L. A. Individualization as a pedagogical problem: searches and solutions [Individualizaciya kak pedagogicheskaya problema: poiski i resheniya], 2018, No. 1 (23), pp.23-27.
7. Shevelev A. N. Individual and mass school education: comparative analysis of foreign and domestic pedagogical traditions [Individual'noe i massovoe shkol'noe obrazovanie: sravnitel'nyj ana-liz zarubezhnoj i otechestvennoj pedagogicheskih tradicij], 2017, No. 3 (21), pp. 68-74.
8. Ermolaeva M. G. Question of the realization of subjectivity in the educational process [K vo-prosu o realizacii sub'ektnosti v obrazovatel'nom processe], 2018, No. 1 (23), pp. 28-32.