УДК 371.4
Сомкина Мария Александровна
кандидат педагогических наук, доцент
Петрова Мария Сергеевна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет [email protected], [email protected]
ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНОГО АКТИВА В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ (на примере областного лагеря актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг»)*
В статье представлен опыт работы областного лагеря актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг» по формированию активной жизненной позиции, развития лидерского потенциала школьников. В статье приводится описание образовательной ситуации в лагере, роль и место педагогического коллектива в организации жизнедеятельности школьников.
Ключевые слова: авторский лагерь, лидер, лидерские качества, организаторская деятельность, социально-значимая деятельность.
Современные условия общественной жизни усилили необходимость развития готовности личности к самореализации, самосовершенствованию, проявлению своего лидерского потенциала, формированию социальной активности. Одной из подтвердивших значимость потенциала организационных форм, удовлетворяющих названную потребность, являются специально образуемые профильные смены загородных лагерей.
В Костромской области накоплен богатый опыт организации летних профильных смен областного лагеря актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг» [1; 3; 4; 5].
Участниками смен становятся старшеклассники в возрасте 13-17 лет, вступившие в такой этап жизни, когда интенсивно формируются взгляды, позиции, отношение к миру, идет поиск своего места в жизни. Этот возраст характеризуется стремлением к самоопределению, самоизменению, реализации своих внутренних потенциалов. Лагерь, обладая возможностями вариативности деятельности, на наш взгляд, позволяет участникам всесторонне реализовывать себя.
Традиционно в программе лагеря принимают участие представители школьного ученического самоуправления, члены детских и подростковых общественных организаций. Участники смены проходят целевой отбор, который предполагает подготовку портфолио о своих достижениях, описание опыта участия в проектной деятельности, мотивационное собеседование.
В основе программы лагеря лежит организация жизнедеятельности, обеспечивающая раскрытие и развитие личностных потенциалов школьников. Вся работа в лагере направлена на создание условий по формированию готовности школьников к сознательному выявлению и утверждению активной жизненной позиции, самоопределению по деятельностному основанию.
Готовность к самоопределению по деятельност-ному основанию понимается нами как особое личностное состояние, которое предполагает наличие у личности образа, структуры действия и постоянной направленности сознания на его выполнение. Она включает в себя различного рода мотивы на осознание задач, модели вероятного поведения, определения специальных способов деятельности, оценку своих возможностей, утверждение собственной позиции по отношению к определенной деятельности [2].
Готовность представляет собой сложный синтез тесно взаимосвязанных компонентов. К ним относятся: когнитивный (наличие у личности знаний о предстоящей деятельности, ее целях и понимание ее значимости); процессуальный (наличие умений эффективно, целесообразно осуществлять деятельность); деятельностный (предполагает систематическое участие субъекта в деятельности); эмоциональный (отношение личности к собственному участию в деятельности).
Формирование готовности к самоопределению может осуществляться в процессе решения следующих задач:
1. Включение школьников в социально значимую деятельность творческого характера.
2. Личностно-ориентированное информационное обеспечение включения школьников в различные виды деятельности.
3. Вариативное программирование социально-значимой деятельности.
4. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение развития лидерского потенциала подростков [3].
Решение обозначенных задач реализуется педагогическим коллективом лагеря, который включает в себя преподавателей, аспирантов, магистрантов, студентов Костромского госуниверситета, которые являются трансляторами традиций, ценностей, эталонов поведения, носителями субкультуры [6].
* Подготовлено в рамках Госзадания Минобрнауки. Проект № 27.4374.2017/НМ.
208
Вестник КГУ ^ 2017
© Сомкина М.А., Петрова М.С., 2017
Подготовка школьного актива в условиях профильного лагеря..
Основными функциями педагогического коллектива являются: разработка содержания программы смены и ключевых дел, информационно-методическая поддержка деятельности участников в течение смены, управление жизнедеятельностью временных детских объединений и другое. Взаимодействие педагогов и участников смены строится на основе сотрудничества, представляет собой субъект-субъектное взаимодействие.
Немаловажным, на наш взгляд, является создание образовательной ситуации в лагере, смысл которой состоит во включении участников смены в различные виды социально-значимой деятельности, раскрытие перед ними ее смыслов, ценностей, назначения, содержания и специфики; в организации пространства личностного самоопределения, стимулирование процессов самопознания, самопроектирование школьников; в построение различных сообществ как пространства реализации своих возможностей; в обеспечение введения в деятельность по реализации конкретных программ.
Значимым фактором подготовки школьного актива является диагностика имеющегося лидерского потенциала подростка, информационное обеспечение знаниями по самоорганизации и организации других, включение подростков с совместную деятельность, стимулирующую проявление лидерских качеств и организаторских способностей, создание ситуаций социальных проб подростков в различных видах деятельности, анализ полученного опыта.
Образовательный блок в Областном лагере актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг» представляет собой систему учебно-развивающих занятий, кружков, клубов, мастер-классов. Целями являются развитие социальной активности старшеклассников, развитие лидерских качеств, формирование знаний, умений по самоорганизации и организации других. При организации учебно -развивающих занятий сочетаются традиционные формы и методы (лекция, семинар) и методы имитационного обучения (анализ конкретных ситуаций).
Основной частью образовательной программы «Комсорга» является цикл учебно-развивающих занятий, формирующих готовность молодежи к активной организаторской деятельности в условиях лагеря и после смены в своих образовательных учреждениях.
Занятия «Школы лидера» представлены следующей тематикой: «Лидерство и имидж лидера» (кого можно считать лидером, а кого руководителем, качества лидера, типы лидерства, стили руководства группой, стили лидерства, что такое имидж, составляющие имиджа); «Методика организаторской деятельности» (что такое организаторская деятельность, этапы организаторской работы, факторы групповой работы, планирование, виды руководства, характеристики команды и руково-
дителя, правила организаторской работы); «Формы воспитательной работы» (что такое форма, классификация форм работы, азбука форм работы, варианты творческих заданий); «Правила эффективного общения» (что такое общение, функции, каналы, средства, виды, блоки, правила общения, что такое конфликт, правила разрешения конфликта, правила публичного выступления, структура публичного выступления); «Приемы творческого мышления (что такое творчество, творческая деятельность, творческое мышление, креативность, этапы креативного процесса, приемы творческого мышления)»; «Настроение» (что такое настроение, что влияет на настроение, что способствует улучшению настроения, что такое темперамент, типы темперамента); «Проектирование» (написание, защита и осуществление организаторских проектов) и др. Занятия проводятся в течение смены в отрядах, под руководством методиста лагеря [4].
Логическим продолжением образовательной программы являются мастер-классы и клубы. Мастер-класс как форма обучения является одним учебным занятием, на котором подростки могут получить конкретные знания, информацию, практические умения в каком-либо виде деятельности. Традиционно мастер классы проводятся по конкретным делам, которые предстоит организовывать отрядам и раскрывает процесс подготовки мероприятия (художественное, музыкальное оформление, сценарий, ресурсы, работа микрогрупп и т.д.).
Клуб по интересам - это форма организации, добровольно объединяющая в свободное время подростков, межличностные отношения которых опосредованы общественно-ценным и личностно-значимым содержанием совместной групповой деятельности. Клуб удовлетворяет социокультурные потребности участников. Образовательная функция клуба заключается в содействии определению жизненных планов, самоопределению. В процессе активного взаимодействия с другими (сверстниками, взрослыми, младшими) подросток познает себя, приобретает опыт сотрудничества. Содержание деятельности клуба включает несколько аспектов: культурно-образовательный, досуговый и социальный. Примечательно, что организаторами клубов могут быть и сами участники смены. Традиционно в лагере действуют клубы спортивной направленности, вокального и хореографического мастерства, прикладного творчества и другие.
Программа лагеря предусматривает закрепление полученных знаний в рамках совета дела. В совет дела, как правило, входят комсорги из разных отрядов. Основная задача совета дела заключается в разработке и проведении одного из ключевых дел смены (вечер агитбригад, игра на местности, конкурсная программа, ток-шоу). Выбор участников совета дела может происходить по двум основани-
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
209
ям: по личной инициативе подростка и по усмотрению педагога. Совет дела способствует приобретению умений по организации той или иной формы работы.
Демонстрация полученных знаний, опыта участия в событиях смены происходит посредством реализации проекта отряда - подготовка и проведение общелагерного дела (маршрутная игра, праздник песни и танца, лирический вечер, ярмарка, спартакиада, интеллектуальная игра). Подростки самостоятельно определяют основные цели и задачи проекта, этапы работы, микрогруппы и содержание их работы, позиции участников (организатор, исполнитель), ресурсы, правила и режим работы и взаимодействия. В ходе проектной деятельности осуществляется консультирование, ко -торое предполагает оказание методической помощи, обеспечения благоприятного, эмоционального настроя, микроклимата, оперативное разрешение конфликтных ситуаций, поддержание активности, помощь в поиске необходимых ресурсов.
Таким образом, подготовка школьного актива в рамках профильной смены заключается в конструировании ситуаций социальных проб старшеклассников, способствующих максимальному проявлению лидерского потенциала у подростков; накоплению опыта организации социально-значимой деятельности; умению выстраивать систему социально-значимых взаимоотношений в группе.
Библиографический список
1. Куприянов Б.В. Очерки общественной педагогики: авторские лагеря Костромской облас-
ти. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. - 65 с.
2. Мингалеева A.B., Валеева Н.Ш. Профессионально-личностное саморазвитие будущего специалиста как психолого-педагогическая проблема // Вестник Казанского технологического университета. - 2008. - № 4. - С. 153-158.
3. Областной лагерь актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг»: методические материалы / сост. А. А. Корсакова; науч. ред. А.И. Тимо-нин. - Кострома: КГУ, 2016. - 48 с.
4. Областной лагерь актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг»: Школа лидера (цикл учебно-развивающих занятий областного лагеря актива молодежи им. А.Н. Лутошкина «Комсорг»). - Кострома: КГУ, 2016. - 38 с.
5. Тимонина А.А. Особенности работы психологической службы в областном лагере актива молодежи имени А.Н. Лутошкина «Комсорг» // Психология и педагогика социального воспитания: материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина / под общ. ред. Н.М. Рассадина, А.И. Тимонина; сост. А.Г. Кирпичник. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - С. 134-136.
6. Тимонина Л.И. Реализация позиции педагогической поддержки инструкторами и методистами Костромского областного лагеря старшеклассников «Комсорг» // Психология и педагогика социального воспитания: материалы науч.-практ. конф., посвящ. 70-летию со дня рождения А.Н. Лутошкина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - С. 157-160.
Вестник КГУ Л 2017
210