Научная статья на тему 'Возникновение и становление Костромского истпеда и института педагогики и психологии'

Возникновение и становление Костромского истпеда и института педагогики и психологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
644
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Басов Николай Фёдорович, Басова Валентина Марковна, Тимонин Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Возникновение и становление Костромского истпеда и института педагогики и психологии»

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ КАК ФЕНОМЕН ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ: ТРАДИЦИИ,

ТРАНСФОРМАЦИИ, ИННОВАЦИИ

Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.И. Тимонин ВОЗНИКНОВЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ КОСТРОМСКОГО ИСТПЕДА И ИНСТИТУТА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

«Пионерфак» - «истпед». Как известно, словосочетание «историко-педагогический факультет» появилось в 1966 году, а предшествовало ему официальное - «пионерское отделение» и широко распространенное неофициальное «пионерфак». Для понимания возникновения пионерфака необходимо обратиться к общественно-политической атмосфере того времени.

Вторая половина 50-х годов связана с процессом преодоления культа личности Сталина. В это время в стране наметились позитивные социальнополитические изменения, которые проявились, прежде всего, в оживлении всей общественной жизни. Особенно это видно в активизации деятельности общественных молодежных и детских организаций. В комсомоле, например, состоялись два съезда - в 1954 и 1958 гг. (XII и XIII). А ведь было время, когда перерывы между съездами составляли 13 лет (X-1936 г., XI-1949). В пионерской организации - в ноябре 1957 г. состоялся VIII пленум ЦК ВЛКСМ, который восстанавливал группы октябрят и вожатых-производственников. Еще раньше, в 1955 г. была учреждена Книга Почета пионерской организации. Началось создание разновозрастных отрядов по месту жительства; появились Зоны пионерского действия, «Пионерские ступени». 13 декабря 1957 года создается Центральный Совет Всесоюзной пионерской организации, принимаются новые «Законы юных пионеров». Зарождается в 1958 г. коммунарское движение. Началась подготовка ко II слету пионерской организации (1962 г). Открыт крупнейший в стране Дворец пионеров в Москве.

Оживилась общественная жизнь молодежи и детей в регионах, на периферии. В Костроме впервые в истории страны состоялись две крупные межобластные конференции по детскому движению. (В 1959 и 1961

гг.). Здесь зародился опыт по созданию сводных сельских пионерских дружин, зон пионерского действия.

Историки детского движения называют это время периодом взлета деятельности пионерской организации. Центральный совет ВПО возглавляла Л.К. Балясная, внесшая огромный вклад в развитие пионерской организации.

Таким образом, в конце 50-х годов происходила своеобразная перестройка содержания детского движения, наметился процесс приведения форм и методов деятельности пионерской организации в соответствие с новым временем, новыми требованиями.

В процессе активизации деятельности детского и молодежного движения, его перестройки, остро встал вопрос о кадрах пионерской организации, потребовались люди, основательно подготовленные к такой работе, к новым требованиям времени. Другими словами: возникла потребность в подготовке таких специалистов, которые не только были бы преданны своему делу, но и умели с учетом новых требований, на хорошей психолого-педагогической основе грамотно организовать детей и вести за собой. Нужны были вожатые и педагоги - организаторы, подготовленные на базе высших педагогических учебных заведений, т.е. имеющие высшее педобразование.

Именно в таких условиях и начался эксперимент по подготовке кадров нужной квалификации у нас в Костромском педагогическом институте и в других регионах страны, когда были открыты отделения учителей истории и старших пионерских вожатых (1962). В Костроме тогда его возглавил Семен Михайлович Миценгендлер.

Мы начинали тогда почти с нуля. Почти потому, что подобный опыт подготовки кадров все-таки имелся в 20-х годах, когда была открыта Академия социального

©Н.Ф. Басов, В.М. Басова, А.И. Тимонин, 2007

5

воспитания им. Н.К. Крупской. В ней имелось внешкольное отделение, среди выпускников которого были известные многим исследователи детского движения Валентин Григорьевич Яковлев и Виталий Соломонович Ханчин. Однако опыт этот был небольшим и вскоре забыт.

Первопроходцам было трудно. Приходилось утверждать новую специальность в условиях вуза, ее авторитет и жизнеспособность.

Нам повезло с первым руководителем - лидером С. М. Миценгендлером. До преподавания в институте он был директором областного Дворца пионеров и заместителем председателя областного совета пионерской организации. Хорошо знал опыт других регионов - в Ленинграде, Чите, в Москве. Он имел хорошие деловые связи с Центральным Советом и Министерством просвещения, чему способствовало участие в организации двух межобластных конференций в Костроме и в руководстве пионерскими дружинами области.

Заметной была поддержка ректора пединститута М.И. Синяжникова. Это отдельная интересная страница в жизни нашего истпеда.

Первый положительный опыт костромичей обсуждался на Коллегии Министерства просвещения России. 29 июня 1966 г года было принято совместное постановление Минпроса РСФСР и ЦК ВЛКСМ о преобразовании отделения старших вожатых и учителей истории в историко-педагогический факультет, который начал подготовку учителей истории, обществоведения и методистов пионерской работы.

Вновь коллектив преподавателей и студентов пробует, ищет, экспериментирует. И в 1968 г. Минпрос разрешает открыть в нашем институте единственное в стране заочное отделение по подготовке учителей истории и методистов по пионерской работе.

Специфика обучения требовала объединения преподавателей, которые обеспечивали психологопедагогический и специальный учебные блоки в единый коллектив, способный выполнить поставленные задачи. Именно поэтому, 14 августа 1969 г. в нашем институте была создана кафедра теории и методики пионерской работы. Руководили ею последовательно известные специалисты в этой области: В.Г. Яковлев, К.А. Воронина, А.Н. Лутошкин, А.Г. Кирпичник, Н.Ф. Басов. Особо можно сказать о первом заведующем кафедрой, кандидате педагогических наук, доценте, старшем научном сотруднике Академии педагогических наук РСФСР Валентине Григорьевиче Яковлеве. Многие

Ватник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

поколения пионерских работников учились по его книгам: «Наша смена», «Смена комсомола», «Зори Советской пионерии» и др. Он много сделал для становления и развития кафедры.

Большую помощь в обогащении содержания подготовки будущих специалистов оказали в разное время Б.З. Вульфов, В.В. Лебединский, А.В. Мудрик, B.C. и В.Д. Сапоровские, Л.И.Уманский, З.К. Шнекендорф, Б.Е. Ширвиндт и др.

В результате появились первые программы, пособия, методические разработки, которые в дальнейшем стали широко использоваться в других вузах. Известность приобрели не только книги В.Г. Яковлева, но и работы А.Н. Лутошкина «Как вести за собой», учебное пособие Н.Ф. Басова по истории молодежного и детского движения, статьи и книги А.Г. Кирпичника, А.И. Тимонина, С.П. Афанасьева, С.В. Коморина и других.

Преподаватели кафедры способствовали утверждению добрых традиций на историкопедагогическом факультете: установочного лагерного сбора студентов-первокурсников; агитационных походов студентов факультета по районам Костромской области (проводился ежегодно до 1988 года), во время которого проводились школы актива, семинары классных руководителей, организовывались концерты художественной самодеятельности в сельских клубах; школам и детским домам передавались собранные преподавателями и студентам книги; слеты выпускников. В 1973 г. кафедра выступила инициатором создания лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг». В разные годы лагерем руководили А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский, А.Г. Кирпичник, В.П. Ижицкий, А.И. Тимонин. С августа 1979 г. испедовцы участвовали в становлении областного лагеря пионерского актива «Соколенок».

В сентябре 1974 г. при кафедре теории и методики пионерской и комсомольской работы начал действовать методический центр «Товарищ». С 1975/76 учебного года работает педагогический отряд деревенского назначения «Альтаир» и проводятся творческие конкурсы «Товарищ песня» и «Замечательный вожатый».

Памятным событием стал выезд полного состава факультета в апреле 1976 г. в Москву, где на Красной Площади были подведены итоги деятельности коллектива преподавателей и студентов в детских и молодежных объединениях. Значимой была встреча в том же году студентов факультета в с редакционной

коллегией журнала «Вожатый».

Вторая половина 70-х годов вошла в историю факультета и тем, что именно в этот период состоялись первые защиты диссертаций молодых преподавателей кафедры теории и методики воспитательной работы из числа выпускников (Н.С. Захарова, Н.Ф. Басов, А.Д. Шилик, С.В. Дубрович).

Именно в это время начинают издаваться первые сборники научных трудов, подготовленные на кафедре. Первый из них вышел в свет в октябре 1978 года под названием «Воспитание общественной активности детей в пионерской и комсомольской организации». Позже были изданы сборники: «Подготовка будущего учителя к работе с пионерскими и комсомольскими организациями», «Подготовка студентов к воспитательной работе в школе» и другие.

Заметным явлением в научно-педагогической жизни факультета стал выход работы А.Г. Кирпичника и В.П. Ижицкого «Летние объединения старшеклассников» в издательстве «Знание» (1984 г.), посмертной книги А.Н. Лутошкина «Эмоциональные потенциалы коллектива» (предисловие к ней написали Б.З. Вульфов, А.Г. Кирпичник, А.В. Мудрик, Р.С. Немов) и книги А.Г. Кирпичника и Р.С. Немова «Путь к коллективу» в издательстве «Педагогика» (1988 г.) и др.

Возродилась традиция проведения крупных научных конференций по детскому движению на Костромской земле. В феврале 1990 г. на базе истпеда прошла Всесоюзная научно-практическая конференция «Состояние и развитие науки о детском движении: проблемы и перспективы», которой предшествовала инициированная преподавателями нашей кафедры дискуссия в нескольких номерах всесоюзного научнометодического журнала «Вожатый». Конференция инициировала создание всесоюзной (теперь международной) Ассоциации исследователей детского движения, в учреждении и последующей деятельности которой костромичи принимали активное участие. В июне 1993 г. члены кафедры теории и методики воспитательной работы основывают региональное отделение - Ассоциацию исследователей и организаторов детских объединений Костромской области. При ее активном участии в Костроме положено начало выходу информационного бюллетеня «ТИМ» (Теория, История, Методика детского движения). С 1995 года это признанное специалистами издание международной Ассоциации исследователей детского движения.

В 1993 г. на базе факультета состоялась

Всероссийская научно-практическая конференция «Социальная роль и позиция взрослых в детском движении», в 1994 г. - «Психолого-педагогические проблемы подготовки организаторов и лидеров, детских и юношеских объединений», в 1996 г. - «Детское движение: Практика и наука».

Ну и, наконец, по инициативе кафедры воспитательной работы нашего истпеда и ректората в апреле 1994 г. создан Межвузовский центр Министерства образования РФ по научнометодическому обеспечению социальной работы в сфере молодежного и детского движения при Костромском педагогическом институте.

По сути, закончился большой и важный этап в развитии нашего историко-педагогического факультета.

В середине 90-х годов начинается новый этап в жизни кафедры теории и методики пионерской, комсомольской, воспитательной работы.

В мае 1996 г. произошло ее дальнейшее преобразование. Она стала называться кафедрой социальной педагогики. Кафедра обеспечивает преподавание всего комплекса общепрофессиональных дисциплин на специальностях «Психология», «Социальная работа», «Специальная дошкольная педагогика и психология», «Социальная педагогика» (дневное и заочное отделения); по специальности «Социальная педагогика» дисциплин предметной подготовки и национально-регионального компонента; чтение курса «Социальной педагогики» на других факультетах, где готовят преподавателей; руководство спецсеминарскими, курсовыми, квалификационными работами и всеми видами практики.

Кафедра осуществляет также работу в отделении дополнительного профессионального образования по специальностям: «Социальная работа», «Психология», «Социальная педагогика». В ней участвуют В.М. Басова, Б.Н. Бобкова, Ж.А. Захарова, Е.М. Карпова, Т.В. Козырева, О.В. Миновская, О.А. Павлова, А.Е. Подобии, О.С. Щербинина.

Кафедра социальной педагогики активно участвует в научно-исследовательской работе. Преподавателями кафедры опубликованы более 100 научных статей. Кроме того, вышли из печати труды

А.Л. Уманского «Педагогическое сопровождение лидеров во временных игровых объединениях подростков», «Педагогическое сопровождение детского лидерства»; В.М. Басовой «Формирование социальной компетентности у сельских школьников», «Теория и

Педагогика. Психология. Социальная работа Ювенология. Социокинетика ♦ Спецвыпуск, 2007

практика формирования социальной компетентности личности», «Социально-педагогическое обеспечение формирования социальной компетентности сельских школьников»; В.М. Басовой и Н.Ф. Басова «Кафедра социальной педагогики Костромского государственного университета: становление и развитие 1962-2002»;

В.М. Басовой и Ж.А. Захаровой «Социальная работа с семьей»; В.М. Басовой и А.Н. Кравченко «Педагогические методы в социальной работе»;

А.Е. Подобина и Б.В. Куприянова «Очерки общественной педагогики: ролевое движение в России».

Преподаватели кафедры постоянно повышают свою квалификацию, изучая опыт как отечественной, так и зарубежной педагогической работы. В частности, в Германии побывали В.М. Басова (2002); в США

А.Е. Подобии (2003); в Польше А.Л. Уманский (2003), О.А. Павлова (2004, 2006).

Кафедра ведет научно-исследовательскую работу по нескольким грантам РГНФ: «Формирование социальной компетентности сельских школьников», «Социально-педагогическая феноменология ситуационно-ролевой игры», «Социокультурные имитации в социальном воспитании учащихся», а также, по заданию Министерства образования и науки РФ «Исследование состояния и прогнозирования развития региональной системы воспитания в учреждениях общего и профессионального образования»; исследования в рамках проекта Евросоюза «Развитие системы социальных услуг для наименее защищенных слоев населении - II».

Преподаватели кафедры совместно со студентами занимаются научными изысканиями в рамках НИР, благодаря чему более 20 студентов участвовали в конкурсе научно-социальных программ для молодежи и студентов «Шаг в будущее». В конкурсе студенческих работ Министерства образования РФ приняли участие 15 студентов. Преподаватели кафедры стали участниками более 60 научно-практических конференций.

Послевузовское образование на кафедре осуществляется через дневную и заочную форму обучения в аспирантуре по специальности 13.00.02. -«Теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе)», докторантуре и институте соискателей по подготовке диссертационных исследований. Всего аспирантов, прошедших послевузовское профессиональное образование по кафедре за этот период, более 60

человек.

За период с 2000 по 2005 годы было издано 7 сборников научных трудов аспирантов и молодых ученых: «Социально-педагогические аспекты

воспитания»; «Проблемы теории и методики социального воспитания»; «Социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе»; «Социальнопедагогическая деятельность: проблемы и

перспективы»; «Социальное развитие детей и молодежи: условия его обеспечения»; «Социальнопедагогическая деятельность: пути и условия ее совершенствования» и другие, где опубликовано более 190 статей, отражающих современные проблемы социальной педагогики.

Три сотрудника кафедры (В.М. Басова, М.И. Рожков, А.Е. Подобии') являются членами диссертационного совета по защите кандидатских диссертаций по специальности 13.00.02 - «Теория и методика социального воспитания в общеобразовательной и высшей школе».

За истекший период преподавателями кафедры защищено 11 кандидатских и докторских диссертаций.

Кафедра поддерживает тесные связи с родственными подразделениями в Москве, Туле, Ярославле, с Центром теории воспитания Института теории и истории педагогики РАО, Центральным советом Союза пионерских организаций - Федерации детских объединений (СПО ФДО), видными учеными: Л.В. Алиевой, Л.В. Байбородовой, А.В. Волоховым, Б.З. Вульфовым, Д.В. Григорьевым, М.А. Ковальчук,

A.В. Мудриком, В.Г. Пряниковой, Н.Л. Селивановой,

B.Б. Успенским, В.А. Фокиным, И.И. Фришман.

Все члены кафедры принимают участие в различных формах сотрудничества с образовательными и социальными организациями города и области.

В.М. Басова является членом городского и областного экспертных советов по инновационной деятельности в сфере образования, выступает научным руководителем опытно-экспериментальной работы в школах № 36 г. Костромы, № 4 г. Нерехты. Ж.А. Захарова сотрудничает с Костромским домом ребенка, Ченцовским детским домом и руководит общественным объединением усыновителей. Также она является научным консультантом программы «Модель межведомственной системы сопровождения детей и молодежи группы риска и социум» и научным руководителем подпрограммы «Центр сопровождения приемных семей».

В мае 2001 года был создан Институт педагогики

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

и психологии на базе историко-педагогического, социально-педагогического факультета и факультета психологии и педагогики Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Деятельность института осуществляется на основании Устава государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова» и «Положения об Институте педагогики и психологии».

Основной целью деятельности института является концентрация интеллектуального потенциала ученых и специалистов для развития фундаментальных и прикладных научных исследований, повышения эффективности образовательного процесса по направлениям высшего профессионального образования, подготовка профессионалов по ряду специальностей, включенных во взаимодействие в системе «человек - человек».

Профессионал, в отличие от узкого специалиста, является субъектом профессиональной деятельности, а не просто носителем совокупности знаний и умений. Он способен к ее проектированию и развитию в зависимости от конкретной ситуации через осуществление рефлексии собственного опыта. Профессионал в области образования (учитель, педагог-дефектолог, социальный педагог) призван оптимизировать социальную жизнь путем трансляции определенной системы знаний и набора ценностных отношений подрастающему поколению. Психолог и специалист по социальной работе являются организаторами социальных изменений, сопровождают их, управляют индивидуальными и социальными ресурсами в интересах человека, социальной группы и общества. Таким образом, кроме требований к уровню профессиональной подготовленности, важнейшим требованием к специалистам, которых готовит ИПП, является принятие системы гуманистических ценностей как регулятора поведения профессионала.

В этом контексте образовательный процесс в ИПП предполагает следующие принципы

организации: субъектной ориентированности процесса профессиональной подготовки: наполнения

субкультуры общности профессиональным содержанием; коммуникативной доминанты

профессиональной подготовки и профессиональной деятельности; интеграции совокупного субъекта образования; конструктивности, приоритета

продуктивной, преобразовательной деятельности;

открытости для взаимодействия с обществом в целом и с отдельными организациями, учреждениями, объединениями, физическими лицами как его представителями.

Реализация этих целей и принципов осуществляется во взаимодополняющих видах деятельности: образовательная, научно-

исследовательская, социально-педагогическая, административно-хозяйственная и методическая.

Образовательная деятельность, сочетает в себе учебную деятельность и преподавание как основу теоретической и практической подготовки будущего специалиста.

Научно-исследовательская деятельность студентов, аспирантов, преподавателей направлена на формирование научного стиля общения, межличностных связей в научной сфере и ликвидацию разорванности теоретических исследований и практического внедрения результатов.

Социально-педагогическая деятельность в сфере организации досуга и волонтерства предназначена для развития личностных творческих потенциалов, активизации способности субъекта к созиданию в различных областях социальной действительности.

Методическая деятельность, предполагает совершенствоьание организации всех видов совместной деятельности.

Административно-хозяйственная деятельность позволяет обеспечивать образовательный процесс в институте с точки зрения совершенствования и развития материально-технической базы.

В институте педагогики и психологии осуществляется подготовка по следующим специальностям: «Социальная работа», квалификация-специалист по социальной работе; «Педагогика и методика начального образования», квалификация -учитель начальных классов; «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Иностранный язык» (английский), квалификация - учитель начальных классов и учитель иностранного языка начальных классов; «Педагогика и методика начального образования с дополнительной специальностью «Информатика», квалификация -учитель начальных классов и учитель информатики начальных классов; «Педагогика и методика дошкольного образования», квалификация -организатор-методист дошкольного образования; «Педагогика и психология с дополнительной специальностью «Социальная педагогика»,

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенодогия. Социокинетика * Спецвыпуск, 2007

9

квалификация - педагог-психолог, социальный педагог; «Психология», квалификация - психолог, преподаватель психологии; «Социальная педагогика», квалификация - социальный педагог; «Специальная дошкольная педагогика и психология», квалификация -педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии.

Для эффективного обеспечения содержания учебного процесса по названным специальностям созданы и успешно функционируют кафедры общей психологии, социальной психологии, социальной педагогики, педагогики и методики начального образования, специальной педагогики и психологии, социальной работы, теории и истории педагогики, информационных технологий в образовании, гуманитарных и социально-экономических дисциплин.

За пятилетний период работы сложилась определенная структура управления Институтом педагогики и психологии.

На настоящий момент Институтом педагогики и психологии создан достаточный ресурсный фонд для развития и совершенствования процесса профессионального становления специалиста в вузе. Мы видим несколько перспективных направлений, реализация которых позволит модернизировать среду института. Данная концепция определяет основную стратегию деятельности ИПП по обеспечению становления специалиста-профессионала в образовательной, научно-исследовательской и социально-педагогической деятельности.

Образовательная деятельность имеет своей целью продвижение студента от объекта обучения к субъекту образования и профессиональной деятельности и становление ИПП в качестве интегративного субъекта образования в регионе. Реализация данной цели возможна:

- через повышение качества образования, которое предполагает реализацию разного уровня образовательных программ (дополнительные специальности, специализации, программы переподготовки); повышение мобильности диплома выпускников; внедрение инновационных технологий; организацию и методическое обеспечение самостоятельной работы студентов; методическое обеспечение образовательного процесса (создание учебно-методического центра); включение студентов в научные исследования; усиление профессионального компонента во внеаудиторной деятельности; соединение учебной деятельности с социально-

педагогической деятельностью в регионе;

- совместную деятельность с организациями,

образовательными и социальными учреждениями по профессиональной подготовке специалистов, которая включает в себя такие компоненты, как заключение договоров с муниципальными образованиями, социальными организациями по подготовке специалистов; практико-ориентированное

содержательное наполнение регионального компонента стандарта; привлечение руководителей и специалистов учреждений к реализации образовательных программ в институте; организация совместных научноисследовательских проектов (создание учебно-научных лабораторий); обобщение опыта деятельности организаций и учреждений; поствузовское сопровождение молодых специалистов (методологические семинары, тренинги, образовательные семинары); создание банка рабочих мест;

- повышение квалификации преподавателей, которое является одним из приоритетных направлений работы и предполагает стажировку преподавателей в различных вузах как в России, так и за рубежом, что даст возможность освоения преподавателями инновационных образовательных технологий, повышения своего профессионального уровня. Главный вопрос, связанный с данным направлением - вопрос финансирования.

Видятся три основных источника: во-первых, средства университета; во-вторых, привлечение средств научных грантов; в-третьих, привлечение внебюджетных средств, средств учреждений (образовательных, социальных и других), с которыми есть договоры о сотрудничестве.

Целью научно-исследовательской деятельности является переход от исследования актуальных проблем к интеграции научных направлений на основе междисциплинарности и внедрению результатов исследований в социально-педагогическую деятельность региона. Реализация данной цели предполагает:

- организацию научных исследований: региональные научные гранты и исследования (организация опытно-экспериментальных площадок на базе учреждений), включение в научные исследования студентов;

- организацию научных направлений: анализ проведенных исследований, выявление междисциплинарных связей, обобщение полученных

10

Вестник КГУ им. Н А. Некрасова ♦ 2007. Том 13

Новосибирский истпед: связь времен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

результатов (создание учебно-научных центров, научных лабораторий, временных научных коллективов), издание коллективных монографий, проведение научных собраний;

- внедрение результатов исследований в практику, которое предполагает организацию ресурсного центра, подготовку методических рекомендаций, технологических модулей, продвижение методической продукции института педагогики и психологии в регионе.

Социально-педагогическая деятельность института педагогики и психологии строится на основе продвижения студента от субъекта внеаудиторной деятельности к интегративному субъекту социальнопедагогической деятельности в регионе и предполагает:

- организацию опыта самостоятельной деятельности студентов во внеучебное время, что возможно через организацию комплексных ключевых дел (фестивали, учебно-методические сборы); организацию студийных объединений студентов (методические объединения, танцевальная студия,

вокальная студия, социальное проектное бюро, группа файндрайзинга, школа профессионального вожатого);

- организацию социально-педагогических проектов в регионе: создание и обеспечение деятельности научно-педагогических объединений (авторские лагеря, клубы старшеклассников); организацию анимационных групп; проведение социальных акций; реализацию социальных проектов в молодежной сфере (проектные семинары с Комитетом по делам молодежи, профессиональные мастерские);

- научно-методическое обеспечение социальнопедагогической деятельности, которое состоит в подготовке методических материалов и их издании; в создании Информационно-методического центра; проведении образовательных семинаров; создании научно-методического экспертного совета.

Деятельность института педагогики и психологии в настоящее время предполагает реализацию основных задач модернизации высшего образования Российской Федерации в вузе и регионе.

Н.Н.Киселев, Е.В.Киселева, Т.А.Ромм НОВОСИБИРСКИЙ ИСТПЕД: СВЯЗЬ ВРЕМЕН1

Про начало...

Историко-педагогическое образование, что же это

- феномен, временная необходимость, гениальная находка? Следует отметить, что узкой специальности «вожатый» в образовательных программах вузов не было никогда. Подготовка специалистов данного направления с высшим образованием рассматривалась как совмещенная профессия. Такой подход обозначился еще в конце 1960-х годов, когда на базе исторических факультетов Костромы, Курска, Воронежа, Челябинска и Новосибирска по инициативе Министерства образования были открыты так называемые пионерские факультеты (официально: историко-педагогические). Перед ними ставилась задача удовлетворения возрастающих потребностей в специфической и довольно немногочисленной педагогической профессии - методистов пионерской и комсомольской работы.

Вполне понятно, что выбор вузов для подготовки

специфической профессии был продиктован региональной политикой. В Москве в это время открывается Высшая комсомольская школа, ставшая научным образом и координатором Всесоюзного образовательного проекта. Новосибирск в числе пяти территориальных центров отвечал за Сибирь и Дальний Восток. В первые годы существования историкопедагогического факультета резко возрос конкурс: до 25% принимались студенты по целевым направлениям обкомов комсомола. Это были выпускники и активисты школьных общественных объединений Якутска, Братска, Благовещенска, Петропавловска-Камчатского и др. городов. Отсюда наши давние общественные связи, которые бережно сохраняются и культивируются, по сей день. Наш университет до сих пор продолжает подготовку специалистов по работе с детьми и молодежью в представительствах Владивостока, Надыма, Абакана. Не прерывались контакты нашего профессорско-преподавательского состава с учеными

' В статье использованы материалы Н.П. Аникеевой, Г.В. Винниковой, З.И. Лаврентьевой из сборника статей «Связь времен» (Новосибирск, 2005 г)

©Н.Н. Киселев, Е.В. Киселева, Т.А. Ромм, 2007

И

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.