Научная статья на тему 'Истоки: к 45-летию Костромского областного лагеря старшеклассников "Комсорг" имени А. Н. Лутошкина'

Истоки: к 45-летию Костромского областного лагеря старшеклассников "Комсорг" имени А. Н. Лутошкина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
590
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛАГЕРЬ ШКОЛЬНОГО КОМСОМОЛЬСКОГО АКТИВА / "КОМСОРГ" / ИСТПЕД / А.Н. ЛУТОШКИН / SCHOOL KOMSOMOL ACTIVISTS' CAMP / LUTOSHKIN KOSTROMA REGIONAL LEADING YOUTH CAMP "KOMSOMOL ORGANISER" / KOSTROMA PEDAGOGIC INSTITUTE HISTORY & PEDAGOGY FACULTY / ANATOLIY LUTOSHKIN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кирпичник Анатолий Григорьевич

В статье изложены причины, вызвавшие необходимость лагерей комсомольского актива старшеклассников в 1960-1970-х годах. Показаны предпосылки создания лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» в Костромской области. Указана роль административных органов в организации работы лагеря, место «Комсорга» в образовательной, научной, общественной деятельности историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова. Особое внимание уделено влиянию на становление различных элементов системы работы «Комсорга» А.Н. Лутошкина, указанию на некоторые результаты его исследовательской и научно-методической работы в лагере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Origins: to the 45th Anniversary of Lutoshkin Kostroma regional leading youth camp “Komsomol Organiser”

The reasons which caused the necessity in camps of Komsomol activists seniors in the 1960s1970s, are stated in the article. Prerequisites of creation of a camp of school Komsomol activists “Komsomol Organiser” in Kostroma Region are shown. The role of administrative bodies in the organisations of the camp’s work, the place of “Komsomol Organiser” in educational, scientific, public work of historico-pedagogic faculty of Nekrasov Kostroma State Pedagogic Institute is specified. Special attention is paid to influence of various elements of system of work of Anatoliy Lutoshkin on formation of “Komsomol Organiser”, as well as to showing some results of his research, scientific and methodical work in the camp.

Текст научной работы на тему «Истоки: к 45-летию Костромского областного лагеря старшеклассников "Комсорг" имени А. Н. Лутошкина»

УДК 371.4

Кирпичник Анатолий Григорьевич

кандидат психологических наук, профессор Костромской государственный университет [email protected]

ИСТОКИ:

К 45-ЛЕТИЮ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО ЛАГЕРЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «КОМСОРГ» ИМЕНИ А.Н. ЛУТОШКИНА*

В статье изложены причины, вызвавшие необходимость лагерей комсомольского актива старшеклассников в 1960-1970-х годах. Показаны предпосылки создания лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» в Костромской области. Указана роль административных органов в организации работы лагеря, место «Комсорга» в образовательной, научной, общественной деятельности историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова. Особое внимание уделено влиянию на становление различных элементов системы работы «Комсорга» А.Н. Лутошкина, указанию на некоторые результаты его исследовательской и научно-методической работы в лагере.

Ключевые слова: лагерь школьного комсомольского актива, «Комсорг», истпед, А.Н. Лутошкин.

60-70 гг. прошлого ХХ века были ознаменованы многими интересными явлениями в разных сферах общественной жизни. Среди них можно заметить внимание к учащимся старших классов школ, число которых значительно возросло в связи с установлением всеобщего обязательного среднего образования. В стране активизировались поиски эффективных форм работы школьных организаций союза молодежи (ВЛКСМ). Молодежные газеты того времени изобилуют материалами о творческих находках в работе комсомольских организаций школ.

Комсомольские органы многих областей страны, педагоги-энтузиасты школ, работники внешкольных учреждений справедливо полагали, что успех в работе школьных комсомольских организаций во многом зависит от подготовленности школьников-активистов. Наряду с совещаниями секретарей школьных комсомольских организаций, проходивших в райкомах и горкомах ВЛКСМ, повсеместно стали организовываться для широкого круга членов избираемых органов комсомольского самоуправления специальные семинары в течение учебного года. Во многих областях решили воспользоваться для этих целей и летним каникулярным временем. Стали собираться областные лагеря школьного комсомольского актива. На этой волне возник лагерь «Комсорг» в Курской области, а затем после переезда профессора Л.И. Уманского и доцента А.Н. Лутошкина в Кострому, по их предложению одноименный лагерь в нашей области.

По своей сути «Комсорг» изначально представлял собой лагерный сбор секретарей и членов бюро школьных и классных комсомольских организаций с районов и городов Костромской области. Их направлением в лагерь занимались райкомы и горкомы комсомола. Численность и категории направляемых определялись специальной разнарядкой областного комитета ВЛКСМ. Порядок направления в лагерь имел определенное значение. В лагерь

приезжали не просто старшеклассники, а имеющие в организациях своих сверстников полномочия члены выборных органов комсомольского самоуправления. Приезжали, а точнее было бы сказать - ко -мандировались, прежде всего, на учебу [9].

Организаторами «Комсорга» были Костромской обком ВЛКСМ, областной отдел образования, областной совет профсоюзов. Это они принимали ежегодно специальное совместное постановление о проведении лагерной смены, ее материальном и финансовом обеспечении, утверждали руководителей и работников лагеря, программу его работы. Но поистине детищем лагерь стал для преподавателей и студентов историко-педагогического факультета, кафедры теории и методики пионерской и комсомольской работы Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова [2].

Следует заметить, что факультет к этому времени имел опыт обеспечения работы нескольких пионерских лагерей, направления практически во все пионерские лагеря области старших вожатых и методистов. Многие студенты проходили практику летом в общеизвестных «Артеке» и «Орленке». Был опыт работы и в областном лагере пионерского актива. «Комсорг» появился, когда на факультете значительно улучшилась подготовка по методике комсомольской работы в школе. Это стало возможным в связи с тем, что этот курс стал читаться не эпизодом, приезжавшим на короткое время раз в году преподавателем, а квалифицированным, в недавнем прошлом профессиональным комсомольским работником, кандидатом психологических наук, соавтором уже известной к тому времени книги «Психология работы комсорга» [11], к тому же ставшим деканом факультета Анатолием Николаевичем Лутошкиным [1].

«Комсорг» расширял уже отлаженное поле активного участия факультета, кафедры теории и методики пионерской и комсомольской работы,

* Подготовлено в рамках Госзадания Минобрнауки. Проект № 27.4374.2017/НМ.

© Кирпичник А.Г., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4

229

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

факультетской комсомольской организации в практических делах областной комсомольской организации, становился еще одной базой практики для студентов, полигоном, как для рождения, так и внедрения новых творческих идей, форм и методов коллективной деятельности старшеклассников.

И еще одно обстоятельство способствовало созданию «Комсорга». Оно связано с именем доктора психологических наук, профессора Льва Ильича Уманского, еще до приезда в Кострому известного исследователя психологии организаторских способностей школьников и создателя социально-психологической концепции группы как коллектива [10]. Продолжение его, а также его ученика и друга А.Н. Лутошкина, исследовательского поиска, включение в эту работу костромичей, предполагало наличие полевой научно-исследовательской лаборатории. Такой лабораторией должен был стать и стал лагерь «Комсорг» [3; 6]. В первую же смену для проведения социально-психологических экспериментов и эмпирических исследований к костромичам в лагере присоединились сотрудники научно-исследовательского института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР во главе с академиком А.В. Петровским.

Таковы в общих чертах предпосылки, обусловившие появление на костромской земле в 1973 году областного лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг».

Душой лагеря, его истинным лидером, «центровым» во всей его деятельности, официально начальником штаба с первой же смены и до 1979 года включительно был А.Н. Лутошкин. Как никто другой он умел подобрать в «Комсорг» работоспособный состав отряда «Товарищ» и вдохновить его на работу. Помнится, первый обряд посвящения в отряд проводился на квартире Анатолия Николаевича и использовалась в этой церемонии принадлежавшая ему рапира. С необычайной эмоциональностью он проводил первый общий сбор комсоргов в лагере под названием «200...», а затем - «300 под голубой крышей» и, надолго запечатлевавшийся в эмоциональной памяти, заключительный общий сбор «Комсорги, в дорогу!». Он, декан, доцент, кандидат наук, мог запросто взять баян и организовать песенный час со всем лагерем. В смену 1974 года ему пришлось практически совмещать обязанности начальника штаба и баяниста. По его идее в лагере с 1975 года начала действовать психологическая служба, которая первоначально называлась службой настроения [5]. Дневнички настроения - это его изобретение. Самоаттестация отрядов с символическими ориентирами от «песчаной россыпи» до «горящего факела» - тоже [8].

Известная, выдержавшая три издания, пользующаяся спросом по сей день книга «Как вести за собой» - это доработанные лекции в деловом клу-

бе комсоргов, которые читал А.Н. Лутошкин [7]. На проводимые по его задумке откровенные «диалоги в колизее» во время режимного положения «горизонт», собирался без всякого принуждения весь состав лагеря.

Праздник Алого паруса, песня-диспут «Кому трубить тревогу», конкурс «Товарищ песня» -это его реализованные задумки. А уже немодный «Урок по Марксу», по выпускному сочинению обдумывающего выбор профессии и смысла жизни. Запомнилась его шутка при подготовке урока: «Не отвлекайте. Я беседую с Марксом».

Это все о формах работы, вошедших в традиции «Комсорга» с подачи Анатолия Николаевича. Но, пожалуй, главное, что делал он в лагере и что заложил в нем на долгие годы - это атмосфера доверительных товарищеских отношений. Это трудно передается словами, но хорошо знакомо всем, побывавшим в лагере. В «Комсорге» не было детей и воспитанников. Не было педагогов в общепринятом значении этого слова. Были товарищи по идее, по делу, по общим устремлениям. Культивировалось уважение каждого к каждому и требовательность каждого к каждому независимо от возраста, социального статуса, должностей и званий. Было то, что И.П. Иванов называл «содружеством», а педагоги-новаторы 1980-х «сотрудничеством». Была искренность и была забота. Отсюда и сигнал в дневничках настроения для психологической службы о необходимости индивидуальной встречи. И ежевечерний обход Анатолием Николаевичем лагеря после отбоя - «у всех ли все в порядке, не требуется ли доброе слово?». И вечерний «Клубик» для отряда «Товарищ» не скрываемый от комсоргов. И отсутствие игры в самоуправление, а организация участия в решении вопросов жизни лагеря на ежевечерних планерках, как инструкторов отрядов, так и комсоргов-командиров [4].

В 1980 году на открытии комсорговской смены впервые были произнесены слова «.имени Лауреата премии Ленинского комсомола Анатолия Николаевича Лутошкина». Так и звучат они доныне, обозначая первого на правом фланге, предпочитавшего образ трубача, как символ добра и высокой нравственности, способного принять на себя ответственность и повести за собой.

«.Человек становится душевно богаче не столько оттого, что он берет от других, сколько оттого, что он им отдает» - написал на последней странице в «Как вести за собой» А.Н. Лутошкин. И в песне его: «За все мы, комсорги, в ответе, пока у нас сердце стучится». Это, наверное, и есть главный смысл «Комсорга», его непреходящая ценность.

Библиографический список

1. Анатолий Николаевич Лутошкин: (его жизнь, работа, идеи в воспоминаниях коллег, друзей, уче-

230

Вестник КГУ ^ 2017

ников) / сост. и ред. А.Г. Кирпичник. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - 108 с.

2. Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г., Рассадин Н.М. Феномен пионерфака: (К 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2007. - Т. 13. - № 1. - С. 97-102.

3. Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе: Межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: А.Г. Кирпичник (отв. ред.), В.М. Басова, В .П. Ижицкий. - Кострома: КГПИ, 1989. - 148 с.

4. Кирпичник А.Г. Коммунарская методика в лагере «Комсорг»: подготовка школьного комсомольского актива // Коммунарская методика как феномен педагогической действительности: Материалы заседания Научного Совета «Проблемы интеграции психолого-педагогической науки и школьной практики», проведенного 30 ноября - 1 декабря 1987 г. в г. Москве / под ред. А.Г. Кирпичника и Н.Л. Селивановой. - Кострома, 1989. - С. 101-111.

5. Кирпичник А.Г. Служба настроения в управлении коллективами // Эмоциональные потенциа-

лы коллектива: Межвуз. сб. науч. тр. - Ярославль, 1977. - Вып. 50. - С. 120-125.

6. Кирпичник А.Г., Лутошкин А.Н., Уман-ский Л. И. Лагерь «Комсорг» - база подготовки комсомольского актива для школ области и объект психолого-педагогического исследования // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов: сб. науч. тр. -Ярославль, 1976. - Вып. 45. - С. 167-172.

7. Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. -М.: Просвещение, 1978. - 159 с.

8. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

9. Областной лагерь комсомольского актива «Комсорг» / авт. и сост.: В.Г. Асафов, А.Г. Кирпичник, О.В. Лунева, Н.М. Рассадин, Н.П. Смольяни-нова, А.Д. Шилик; общ. ред. А.Г. Кирпичника. -Кострома, 1984. - 47 с.

10. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.

11. Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. Психология работы комсорга. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 160 с.

Педагогика. Психология. Социокинетика № 4

231

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.