УДК 371.4
Кирпичник Анатолий Григорьевич
кандидат психологических наук, профессор Костромской государственный университет [email protected]
ИСТОКИ:
К 45-ЛЕТИЮ КОСТРОМСКОГО ОБЛАСТНОГО ЛАГЕРЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ «КОМСОРГ» ИМЕНИ А.Н. ЛУТОШКИНА*
В статье изложены причины, вызвавшие необходимость лагерей комсомольского актива старшеклассников в 1960-1970-х годах. Показаны предпосылки создания лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг» в Костромской области. Указана роль административных органов в организации работы лагеря, место «Комсорга» в образовательной, научной, общественной деятельности историко-педагогического факультета Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова. Особое внимание уделено влиянию на становление различных элементов системы работы «Комсорга» А.Н. Лутошкина, указанию на некоторые результаты его исследовательской и научно-методической работы в лагере.
Ключевые слова: лагерь школьного комсомольского актива, «Комсорг», истпед, А.Н. Лутошкин.
60-70 гг. прошлого ХХ века были ознаменованы многими интересными явлениями в разных сферах общественной жизни. Среди них можно заметить внимание к учащимся старших классов школ, число которых значительно возросло в связи с установлением всеобщего обязательного среднего образования. В стране активизировались поиски эффективных форм работы школьных организаций союза молодежи (ВЛКСМ). Молодежные газеты того времени изобилуют материалами о творческих находках в работе комсомольских организаций школ.
Комсомольские органы многих областей страны, педагоги-энтузиасты школ, работники внешкольных учреждений справедливо полагали, что успех в работе школьных комсомольских организаций во многом зависит от подготовленности школьников-активистов. Наряду с совещаниями секретарей школьных комсомольских организаций, проходивших в райкомах и горкомах ВЛКСМ, повсеместно стали организовываться для широкого круга членов избираемых органов комсомольского самоуправления специальные семинары в течение учебного года. Во многих областях решили воспользоваться для этих целей и летним каникулярным временем. Стали собираться областные лагеря школьного комсомольского актива. На этой волне возник лагерь «Комсорг» в Курской области, а затем после переезда профессора Л.И. Уманского и доцента А.Н. Лутошкина в Кострому, по их предложению одноименный лагерь в нашей области.
По своей сути «Комсорг» изначально представлял собой лагерный сбор секретарей и членов бюро школьных и классных комсомольских организаций с районов и городов Костромской области. Их направлением в лагерь занимались райкомы и горкомы комсомола. Численность и категории направляемых определялись специальной разнарядкой областного комитета ВЛКСМ. Порядок направления в лагерь имел определенное значение. В лагерь
приезжали не просто старшеклассники, а имеющие в организациях своих сверстников полномочия члены выборных органов комсомольского самоуправления. Приезжали, а точнее было бы сказать - ко -мандировались, прежде всего, на учебу [9].
Организаторами «Комсорга» были Костромской обком ВЛКСМ, областной отдел образования, областной совет профсоюзов. Это они принимали ежегодно специальное совместное постановление о проведении лагерной смены, ее материальном и финансовом обеспечении, утверждали руководителей и работников лагеря, программу его работы. Но поистине детищем лагерь стал для преподавателей и студентов историко-педагогического факультета, кафедры теории и методики пионерской и комсомольской работы Костромского государственного педагогического института им. Н.А. Некрасова [2].
Следует заметить, что факультет к этому времени имел опыт обеспечения работы нескольких пионерских лагерей, направления практически во все пионерские лагеря области старших вожатых и методистов. Многие студенты проходили практику летом в общеизвестных «Артеке» и «Орленке». Был опыт работы и в областном лагере пионерского актива. «Комсорг» появился, когда на факультете значительно улучшилась подготовка по методике комсомольской работы в школе. Это стало возможным в связи с тем, что этот курс стал читаться не эпизодом, приезжавшим на короткое время раз в году преподавателем, а квалифицированным, в недавнем прошлом профессиональным комсомольским работником, кандидатом психологических наук, соавтором уже известной к тому времени книги «Психология работы комсорга» [11], к тому же ставшим деканом факультета Анатолием Николаевичем Лутошкиным [1].
«Комсорг» расширял уже отлаженное поле активного участия факультета, кафедры теории и методики пионерской и комсомольской работы,
* Подготовлено в рамках Госзадания Минобрнауки. Проект № 27.4374.2017/НМ.
© Кирпичник А.Г., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ №4
229
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
факультетской комсомольской организации в практических делах областной комсомольской организации, становился еще одной базой практики для студентов, полигоном, как для рождения, так и внедрения новых творческих идей, форм и методов коллективной деятельности старшеклассников.
И еще одно обстоятельство способствовало созданию «Комсорга». Оно связано с именем доктора психологических наук, профессора Льва Ильича Уманского, еще до приезда в Кострому известного исследователя психологии организаторских способностей школьников и создателя социально-психологической концепции группы как коллектива [10]. Продолжение его, а также его ученика и друга А.Н. Лутошкина, исследовательского поиска, включение в эту работу костромичей, предполагало наличие полевой научно-исследовательской лаборатории. Такой лабораторией должен был стать и стал лагерь «Комсорг» [3; 6]. В первую же смену для проведения социально-психологических экспериментов и эмпирических исследований к костромичам в лагере присоединились сотрудники научно-исследовательского института общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР во главе с академиком А.В. Петровским.
Таковы в общих чертах предпосылки, обусловившие появление на костромской земле в 1973 году областного лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг».
Душой лагеря, его истинным лидером, «центровым» во всей его деятельности, официально начальником штаба с первой же смены и до 1979 года включительно был А.Н. Лутошкин. Как никто другой он умел подобрать в «Комсорг» работоспособный состав отряда «Товарищ» и вдохновить его на работу. Помнится, первый обряд посвящения в отряд проводился на квартире Анатолия Николаевича и использовалась в этой церемонии принадлежавшая ему рапира. С необычайной эмоциональностью он проводил первый общий сбор комсоргов в лагере под названием «200...», а затем - «300 под голубой крышей» и, надолго запечатлевавшийся в эмоциональной памяти, заключительный общий сбор «Комсорги, в дорогу!». Он, декан, доцент, кандидат наук, мог запросто взять баян и организовать песенный час со всем лагерем. В смену 1974 года ему пришлось практически совмещать обязанности начальника штаба и баяниста. По его идее в лагере с 1975 года начала действовать психологическая служба, которая первоначально называлась службой настроения [5]. Дневнички настроения - это его изобретение. Самоаттестация отрядов с символическими ориентирами от «песчаной россыпи» до «горящего факела» - тоже [8].
Известная, выдержавшая три издания, пользующаяся спросом по сей день книга «Как вести за собой» - это доработанные лекции в деловом клу-
бе комсоргов, которые читал А.Н. Лутошкин [7]. На проводимые по его задумке откровенные «диалоги в колизее» во время режимного положения «горизонт», собирался без всякого принуждения весь состав лагеря.
Праздник Алого паруса, песня-диспут «Кому трубить тревогу», конкурс «Товарищ песня» -это его реализованные задумки. А уже немодный «Урок по Марксу», по выпускному сочинению обдумывающего выбор профессии и смысла жизни. Запомнилась его шутка при подготовке урока: «Не отвлекайте. Я беседую с Марксом».
Это все о формах работы, вошедших в традиции «Комсорга» с подачи Анатолия Николаевича. Но, пожалуй, главное, что делал он в лагере и что заложил в нем на долгие годы - это атмосфера доверительных товарищеских отношений. Это трудно передается словами, но хорошо знакомо всем, побывавшим в лагере. В «Комсорге» не было детей и воспитанников. Не было педагогов в общепринятом значении этого слова. Были товарищи по идее, по делу, по общим устремлениям. Культивировалось уважение каждого к каждому и требовательность каждого к каждому независимо от возраста, социального статуса, должностей и званий. Было то, что И.П. Иванов называл «содружеством», а педагоги-новаторы 1980-х «сотрудничеством». Была искренность и была забота. Отсюда и сигнал в дневничках настроения для психологической службы о необходимости индивидуальной встречи. И ежевечерний обход Анатолием Николаевичем лагеря после отбоя - «у всех ли все в порядке, не требуется ли доброе слово?». И вечерний «Клубик» для отряда «Товарищ» не скрываемый от комсоргов. И отсутствие игры в самоуправление, а организация участия в решении вопросов жизни лагеря на ежевечерних планерках, как инструкторов отрядов, так и комсоргов-командиров [4].
В 1980 году на открытии комсорговской смены впервые были произнесены слова «.имени Лауреата премии Ленинского комсомола Анатолия Николаевича Лутошкина». Так и звучат они доныне, обозначая первого на правом фланге, предпочитавшего образ трубача, как символ добра и высокой нравственности, способного принять на себя ответственность и повести за собой.
«.Человек становится душевно богаче не столько оттого, что он берет от других, сколько оттого, что он им отдает» - написал на последней странице в «Как вести за собой» А.Н. Лутошкин. И в песне его: «За все мы, комсорги, в ответе, пока у нас сердце стучится». Это, наверное, и есть главный смысл «Комсорга», его непреходящая ценность.
Библиографический список
1. Анатолий Николаевич Лутошкин: (его жизнь, работа, идеи в воспоминаниях коллег, друзей, уче-
230
Вестник КГУ ^ 2017
ников) / сост. и ред. А.Г. Кирпичник. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2005. - 108 с.
2. Басов Н.Ф., Кирпичник А.Г., Рассадин Н.М. Феномен пионерфака: (К 45-летию историко-педагогического факультета КГПИ) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2007. - Т. 13. - № 1. - С. 97-102.
3. Воспитание старшеклассников во временном комсомольском коллективе: Межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: А.Г. Кирпичник (отв. ред.), В.М. Басова, В .П. Ижицкий. - Кострома: КГПИ, 1989. - 148 с.
4. Кирпичник А.Г. Коммунарская методика в лагере «Комсорг»: подготовка школьного комсомольского актива // Коммунарская методика как феномен педагогической действительности: Материалы заседания Научного Совета «Проблемы интеграции психолого-педагогической науки и школьной практики», проведенного 30 ноября - 1 декабря 1987 г. в г. Москве / под ред. А.Г. Кирпичника и Н.Л. Селивановой. - Кострома, 1989. - С. 101-111.
5. Кирпичник А.Г. Служба настроения в управлении коллективами // Эмоциональные потенциа-
лы коллектива: Межвуз. сб. науч. тр. - Ярославль, 1977. - Вып. 50. - С. 120-125.
6. Кирпичник А.Г., Лутошкин А.Н., Уман-ский Л. И. Лагерь «Комсорг» - база подготовки комсомольского актива для школ области и объект психолого-педагогического исследования // Социально-психологические проблемы личности и коллектива школьников и студентов: сб. науч. тр. -Ярославль, 1976. - Вып. 45. - С. 167-172.
7. Лутошкин А. Н. Как вести за собой: Старшеклассникам об основах организаторской работы. -М.: Просвещение, 1978. - 159 с.
8. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. - М.: Педагогика, 1988. - 128 с.
9. Областной лагерь комсомольского актива «Комсорг» / авт. и сост.: В.Г. Асафов, А.Г. Кирпичник, О.В. Лунева, Н.М. Рассадин, Н.П. Смольяни-нова, А.Д. Шилик; общ. ред. А.Г. Кирпичника. -Кострома, 1984. - 47 с.
10. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. - М.: Просвещение, 1980. - 160 с.
11. Уманский Л.И., Лутошкин А.Н. Психология работы комсорга. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 160 с.
Педагогика. Психология. Социокинетика № 4
231