УДК 37
Райкина Мария Александровна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗЕ
В настоящей работе обсуждаются и анализируются некоторые аспекты подготовки педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе. Приводится анализ форм, методов и направлений подготовки педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе. Рассмотрен опыт подготовки педагогов к осуществлению преемственности процесса социального воспитания в вузе.
Ключевые слова: преемственность, социальное воспитание, педагогическое обеспечение, студент, педагог, куратор, учебно-воспитательный процесс, внеаудиторная деятельность.
Современное состояние реализации идей педагогического обеспечения преемственности процесса социального воспитания в вузе характеризуется рядом обстоятельств. Долгое время готовность к обучению в высшем профессиональном учреждении рассматривалась лишь как определенный объем полученных знаний и умений, при этом мало внимания уделялось формированию фундаментальных личностных качеств, служащих основной успешного социального и профессионального становления.
В соответствии с этим появляется необходимость согласования содержательной и процессуальной сторон процесса социального воспитания, необходимостью единого подхода к педагогическому обеспечению преемственности данного процесса в условиях высшего профессионального учреждения. Анализ проблемы преемственности процесса социального воспитания в профессиональном образовании позволил выявить основные компоненты: преемственность в этапах профессионального становления личности, преемственность в содержании социального воспитания и преемственность в методах, формах и средствах социального воспитания. Как следствие возникает необходимость, во-первых, согласовать все компоненты, во-вторых педагогически обеспечить преемственность процесса социального воспитания в вузе [1].
На наш взгляд, преемственность процесса социального воспитания в вузе можно рассматривать как непрерывную взаимосвязь между содержанием деятельности различных субъектов данного процесса, единство и целостность воспитательных влияний на личность на разных его эта-
пах, обеспечивающую системность социализации личности. В организационном плане преемственность процесса социального воспитания в вузе предусматривает обеспечение перехода из одной воспитательной организации в другую, помощь в освоении нового социального статуса; в содержательном плане - включение в социально-значимую деятельность, организацию внешнего влияния на личность, стимулирование ее внутренней активности, обеспечение адаптации в коллективе.
Их разрешение требует создания целостных представлений о преемственности процесса социального воспитания студентов, определение содержания деятельности всех субъектов данного процесса, а также специальной подготовки педагогов к данному аспекту профессиональной деятельности.
Однако эффективность организации преемственности в воспитании зависит от специфической, обеспечивающей данный процесс педагогической деятельности.
Нами отмечено, что одним из условий эффективности педагогического обеспечения преемственности процесса социального воспитания в вузе является - специальная подготовка педагогов к осуществлению данного процесса. В связи с тем, что готовность педагогов представляет собой многомерную и многокомпонентную систему, специфические характеристики данной категории определяются своеобразием конкретной профессиональной деятельности.
В нашем представлении, подготовка педагогов к организации преемственности процесса социального воспитания в вузе реализуется как процесс, осуществляющийся за счет: привлечения преподавателей к составлению комплексной
© Райкина М.А., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
115
программы учебно-воспитательного процесса студентов, на разных этапах обучения, которая предполагает описание основных направлений, форм деятельности, как студентов, так и самих педагогов (учебная, научно-исследовательская, внеаудиторная); организации обучающих семинаров и мастер-классов, позволяющих сформировать знания, во-первых, о содержании, формах, методах организации преемственности процесса социального воспитания студентов; во-вторых, о способах и приемах работы со студентами, студенческой группой на разных этапах обучения; в-третьих, об основных видах деятельности, в которых может принять участие студент, как в роли наблюдателя, так и в роли организатора собственного проекта; в четвертых, о вопросах оказания помощи студентам в процессе их самореализации и построении собственной перспективы профессионального развития и т.д.; информационная и методическая поддержка педагогов, направленная получение знаний о способах включения студентов в образовательный и воспитательный процесс, формах и способах адаптации студентов в вузе, вариантах профессионального роста студентов и определение их индивидуальных маршрутов; проведение выездных сборов актива студентов, аспирантов, преподавателей; обеспечение функционирования института кураторства.
Преподавательским коллективом Института педагогики и психологии Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова накоплен большой опыт работы института кураторства, как одной из наиболее эффективных форм социального воспитания студентов. Необходимо отметить, что роль педагога-куратора отводится не только преподавателям Института педагогики и психологии, но и студентам. Куратор-студент, чаще всего выбирается из числа студентов старших курсов органами самоуправления. Как правило, он сопровождает учебную группу только первые два года и затрагивает вопросы организации внеаудиторной деятельности. Куратор-преподаватель, определяется решением заседания кафедры из числа педагогов выпускающей кафедры.
В своей работе куратор реализует ряд функций: организационная функция куратора включает: обеспечение участия студентов в мероприятиях института и университета; координацию работы группы; выявление личностных потенциалов студентов с последующим привлечением их
к участию в различных сферах институтской жизни и др.; воспитательная функция куратора предполагает воспитание ответственного отношения к учебе и ценностного отношения к внеаудиторной деятельности; содействие формированию студенческого коллектива и воспитанию личности, умеющей согласовывать свои интересы с интересами коллектива; профилактику асоциального поведения студентов; методическая функция куратора включает методическую помощь в решении учебных вопросов; обучение студентов навыкам организаторской деятельности, умению работать в коллективе; планирование воспитательной работы с группой; помощь в организации самообразования и свободного времени студентов; функция социальной защиты предполагает помощь в получении социальных стипендий, материальной помощь в случае необходимости и т.д.
Кураторы (преподаватель/студент) направляют свои усилия на ускорение введения студентов в вузовское пространство. Под их руководством формируется актив студенческих групп, усилия которого также направляются на адаптацию студентов к новым условиям.
Кроме того, на базе Института педагогики и психологии организована работа «Школы профессионального вожатого» (ШПВ), где основанная функция проведения практических занятий для студентов второго курса, отводится кураторам, из числа студентов, успешно освоивших деятельности педагога-организатора в загородном детском центре. Для кураторов ШПВ проводится мастер-классы и консультации по правилам организации практических занятий, формам работы со студенческой группой, по планированию и проектированию собственной деятельности.
Важно отметить, что необходимо включать педагогов в совместную деятельность со студентами, которая касается образовательно-воспитательного процесса и предполагает участие во внеаудиторной деятельности: подготовка дней открытых дверей кафедр, участие в создании и реализации проектов социальных акций, участие в конференциях, подготовка творческой презентации учебной группы и др.
Изучение личностных особенностей, прогнозирование успешности обучения, хода адаптации, оказание помощи студентам, кураторам, родителям в процессе взаимной адаптации в ИПП предусматривает программа «Социально-психологическая адаптация». Программа «Комфортная
116
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
образовательная среда» направлена на профилактику неуспеваемости, определение ее психологических причин, наличия предрасположенности к различным видам зависимостей, создание комфортных условий для личностно-профессионального роста и студентов и преподавателей.
Таким образом, специальная подготовка педагогов по реализации преемственности процесса социального воспитания направлена на профессионально-личностное и индивидуальнотворческое развитие, формирование готовности
к осуществлению высокопрофессиональной деятельности по обеспечению преемственности процесса социального воспитания в вузе, что будет являться условием эффективным условием организации данного процесса.
Библиографический список
1. ГодникМ.С. Преемственность школьного и вузовского образования в России (на основе стандартов) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://school-vuz.narod.ru (29.09.11 г.).
УДК 37.018.1
Румянцев Юрий Викторович
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЕЙ СОЦИАЛЬНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЬИ
Статья посвящена проблемам подготовки будущих специалистов по социальной работе к социальному консультированию семей группы риска. Охарактеризованы этапы формирования умений применять на практике методы консультирования данной категории семей.
Ключевые слова: семья, семейное неблагополучие, социальное консультирование, коммуникативные навыки.
Работа с семьей является основным направлением деятельности для социальных служб всех стран. В последнее десятилетие осложнилось положение семьи, детей, молодежи, не обеспечивается решение их проблем. Семья испытывает значительное напряжение в силу тяжелого экономического положения; усиления расслоения семей по уровню доходов; роста количества неполных семей; изменение общепринятых норм поведения и т.д. Семейное и социальное неблагополучие ведут к росту асоциального поведения детей и подростков. С этими проблемами семья не может справиться в одиночку: ей нужна профессиональная помощь, в первую очередь, психологов, педагогов, юристов, медицинских работников, специалистов по социальной работе с семьей.
Важное место в работе специалиста с семьей занимает социальное консультирование. Это одна из испытанных форм, позволяющая успешно осуществлять дифференцированный подход к разным семьям. В настоящее время наблюдается следующее противоречие в данной проблеме: с одной стороны, это недостаточное оснащение организационно-технической базы, с другой сто-
роны - это необходимость в уменьшении времени проведения социального консультирования.
Социальная сфера стеснена в средствах из-за недостаточного финансирования. Во многих учреждениях социальной защиты (в частности, в Костромской области) нет отдельных кабинетов и инструментария для осуществления социального консультирования, носящего конфиденциальный характер и требующего соблюдения ряда принципов и правил. В учреждениях нет компьютерного обеспечения для разработки анкет, обработки полученных результатов, ведения статистики, анализа и прогнозирования. Специалист обязан работать «вручную», что затрудняет процесс и отнимает массу времени.
Для оказания такого рода помощи семье специалисты, в том числе и социальные работники, должны глубоко знать проблемы семьи, специфику жизнедеятельности семьи, иметь особую подготовку. Опыт подготовки специалистов по социальной работе к консультированию семей группы риска позволяет нам выделить несколько этапов.
На первом этапе формирование у будущих специалистов по социальной знаний о сущнос-
© Румянцев Ю.В., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
117