встречи с выпускниками разных лет, с абитуриентами, вечера памяти и другие мероприятия.
Значимым событием стало открытие в честь юбилея института - в ноябре 2011 года - музея ИПП, в котором выставлены научные труды преподавателей института; информация об истории и современном состоянии кафедр института; награды и достижения студентов и преподавателей.
В музее организуются учебные занятия, а также проводятся научно-практические конференции, экскурсии, работают демонстрационные площадки и дискуссионные клубы.
Особым элементом среды Института педагогики и психологии следует считать внеаудиторную деятельность, которая строится в форме палитры фестивалей и включает:
а) фестиваль специальностей (презентация ресурсов, основных образовательных программ, кадрового потенциала кафедр, образовательных технологий, инфраструктуры ИПП, баз практик). Студенты готовят творческую презентацию специальностей «Знакомьтесь, I курс» (1 курс); конкурс газет, рекламные акции (2 курс); работу центров по презентации специальностей и образовательной инфраструктуры ИПП (3 курс); конкурс профессионального мастерства (4 курс); конкурс агитбригад, организацию творческих площадок по презентации педагогических и социальных технологий (5 курс).
б) фестиваль лета, направленный на популяризацию деятельности педагогических отрядов, предусматривает творческий отчет педагогических коллективов загородных лагерей; предъявление образцов деятельности педагога-организатора (вожатого) в них; презентацию результатов научных исследований студентов.
в) фестиваль творчества преследует цель актуализации и развития творческого потенциала студента, презентации форм культурно-досуговой деятельности и отчет творческих объединений института (вокальная, танцевальная студия, театральное объединение).
г) фестиваль социальных акций ориентирован на включение студентов в социально-значимую деятельность; предъявление образцов волонтерской деятельности; формирование опыта организаторской и социально-проективной деятельности (проектный семинар, файндрайзинг, социальные акции, выпуск газеты).
д) фестиваль спорта организуется с целью привлечения студенческой молодежи к массовым спортивным соревнованиям и внедрения здорового образа жизни.
е) фестиваль «Студенческая весна» преследует ряд целей: формирование у студентов опыта участия в художественном творчестве; предъявление образцов корпоративной культуры ИПП (театральные постановки, гала-концерт, мастер-класс, капустник «Мы - сила!»).
ж) фестиваль науки направлен на формирование у обучающихся представлений о научно-исследовательской деятельности как средстве профессионального становления и включает традиционную научно-практическую конференцию студентов, Интернет-конференции с другими вузами, презентацию сборников научных трудов студентов и аспирантов, авторские консультации и встречи с ведущими учеными страны, их публичные лекции, творческий отчет научных лабораторий.
Кроме событий в рамках фестивалей, организуются праздники на этаже, приуроченные к основным календарным датам (День знаний, День учителя, Новый год, День защитника отечества, Международный женский день, День Победы), профессиональным праздникам (День защиты детей, День социального педагога, День психолога, День социального работника).
Дополняет среду сложившаяся система органов студенческого самоуправления, деятельность координационного совета, который объединяет культор-гов, профоргов, старост, организаторов Фестивалей, кураторов «Школы профессионального вожатого» и представителей творческих коллективов (хореографического, вокального, театрального, пресс-центра, интерактивно-развлекательного кафе «ИРКА», администраторов творческих программ, актерских групп, оформителей).
Таким образом, первое направление содержания в данной модели базируется на профессионально значимых для специалиста социальной сферы ценностях (совесть, долг, доброта, ответственность, исполнительность, компетентность, внутренний мир человека, творчество), заключенных в модулях информационной среды (информационно-зна-ниевый, коммуникационный, программно-методический, технологический) и реализуемых через события, ситуации, отношения, действия с использованием совокупности методов (поисковые, диалогические, игровые), форм (лекции, тренинги, социальные акции и практика, фестивали, дни профессий, творческие конкурсы, создание сайтов, проекты) и средств в лице системы кураторства и студенческого самоуправления, ресурсного центра.
Это ориентирует на инвентаризацию и кооперацию ресурсов внешних и внутренних, создание единой информационной базы, организацию информационного образования, координацию программ.
Второе направление в содержательном модуле предполагает социальное образование, то есть педагогическую деятельность, ориентированную на усвоение человеком социального опыта общества, социальной группы, необходимого ему для самореализации как гражданина, члена семьи, специалиста в профессиональной сфере.
Анализ государственных образовательных стандартов по направлениям подготовки: педагогическое, психолого-педагогическое, социальная работа,
162
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Модель социального воспитания студентов в информационной среде вуза..,
позволяет констатировать, что выпускник должен обладать рядом компетенций. Их формирование осуществляется в процессе преподавания дисциплин профессиональных блоков таких, как педагогика, психология, социальная политика, управление социальными системами, так и дополнительных учебных дисциплин, связанных с формированием информационной компетентности личности.
А) Адаптационная программа для первокурсников «Учись учиться», цель которой содействие успешному освоению студентами новых форм и методов учебно-познавательной деятельности.
Она преследует такие задачи: обучающие - освоение студентами знаний в сфере эффективной организации учебной деятельности; развивающие -формирование универсальных умений учебной деятельности; воспитательные - создание условий для формирования положительного отношения студентов-первокурсников к учебной деятельности как значимому виду труда.
Б) Социальная информатика направлена на формирование у студентов системного представления об информационном характере развития современного общества, а также о возникающих при этом информационных, психологических и социально-экономических проблемах и методах их решения.
Задачи дисциплины: заложить у студентов основы умения правильно ориентироваться в новой информационной реальности как в мире в целом, так и в России; сформировать представление у студентов о процессе информатизации как важнейшей составляющей мирового развития; показать студентам важность и насущную необходимость овладения основами компьютерной грамотности, без которой невозможно органично включиться в реалии современной информационной среды и активно содействовать ее социокультурному развитию; подготовить студентов к дальнейшему изучению, освоению и участию в разработке информационных технологий в социальной работе.
Индивидуальная помощь обучающимся в социальном воспитании, как содержательный компонент, предусматривает: во-первых, деятельность института кураторов, функциями которого являются помощь студентам первого курса в процессе социальной адаптации в вузе и институте, а также обеспечение реализации личностных потенциалов студента, его самовыражения и самоутверждения; во-вторых, работу социально-педагогической службы, которая, оказывает помощь уязвимым категориям студентов (сопровождение при оформлении социальной стипендии, материальной помощи, устройстве в общежитие); в-третьих, через информационные стенды, студенческую газету «Ремарка», работу в социальных сетях. Первые оформляются с целью информационного обеспечения студентов, аспирантов, преподавателей по различным направлениям: расписание учебного процесса всех
форм обучения; информация об итоговой государственной аттестации; социально-педагогическая деятельность; практика студентов; наука ИПП и поддержка (есть проблема - обратись).
Студенческая газета «Ремарка» информирует студентов о событиях ИПП, заслугах и достижениях студентов и преподавателей. В газете существуют постоянные рубрики: «Лицо с обложки» (интервью с известными людьми ИПП); «Фестивалим!» (информация о проводимых фестивалях); «Коротко о главном...» (новости ИПП); «События специальностей и направлений подготовки» (история их возникновения, олимпиады, конференции); «Нужна помощь!», конкурсы, проекты, акции «Если не мы, то кто» и другие.
Странички в социальных сетях в связи с их популярностью и востребованностью в молодежной среде содержат часть информации об Институте, «В контакте» представляют свою деятельность различные объединения ИПП: Институт педагогики и психологии (г. Кострома); интерктивно-развлека-тельное кафе «ИРКА»; театральная студия «Угол зрения»; областной лагерь актива молодежи «Комсорг»; лагерь ролевых игр «Кентавр» и другие.
С помощью данных информационных источников студенты могут следить за жизнью Института в любое время года, включая каникулы, стажировки. Кроме того, новости и анонсы событий Института становятся доступными индивидуально каждому студенту, который может участвовать в различных обсуждениях, высказывать свое мнение, предложения, что позволяет вовлечь в информационный обмен максимально большое количество студентов, организовать их взаимодействие, инициировать совместные действия по улучшению среды и условий жизнедеятельности, получит компетентный совет и поддержку.
Процессуальный компонент включает в себя основные принципы, на которых он строится и внутреннюю логику его организации.
В качестве принципов социального воспитания в информационной среде вуза мы выделили: дополнительности, оптимальности, недирективности, открытости, безопасности, комфортности, своевременности, доступности и принципы организации самой информационной среды вуза, к которым отнесли:
1. Принцип соответствия содержания социального воспитания в информационной среде вуза современным требованиям информационного общества.
2. Принцип комплексности использования имеющихся ресурсов вуза при формировании информационной среды.
3. Принцип информационной насыщенности учебно-воспитательного процесса.
4. Принцип соответствия информационной среды вуза с требованиями непосредственных работодателей.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 1
163
5. Принцип подчинения профессионально-этическим требованиям, предъявляемым к выпускнику того или иного направления подготовки/специальности.
6. Принцип приоритета информационной компетентности студента вуза по отношению к другим компетенциям.
Логика организации рассматриваемого процесса включает ряд этапов: диагностический, стимулирующий, деятельностный, аналитический, на каждом из которых решались конкретные задачи с использованием комплекса приемов и средств влияний на обучающегося.
Последний компонент модели социального воспитания студентов в информационной среде вуза -результативный. Он включает инструментарий, с помощью которого можно определить эффективность, педагогическую целесообразность выявленных условий и проводимой работы. В качестве критериев мы отобрали когнитивный, эмоциональный, действенно-практический, а показателей - информированность (знания, умения и навыки), грамотность, активность, критичность, коммуникативность, удовлетворенность, личностный рост.
Таким образом, представленная модель успешно реализуется в Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета
имени Н.А. Некрасова. Она обеспечивает эффективность социального воспитания студентов в информационной среде вуза.
Библиографический список
1. Институт педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова: первые шаги / сост. Е.Е. Смирнова; науч. ред. Н.Ф. Басов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - 208 с.
2. Рассадин Н.М. Костромской вектор социального воспитания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1. -Ч. 1. - С. 5-9.
3. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2012. - Т. 18. - № 1. - Ч. 1. - С. 55-58.
4. Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Кострома, 29-30 октября 2009) / под общей ред. Н.М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 324 с.
УДК 371.4
Смирнова Елена Юрьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО ОПЫТА У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА
В статье анализируются результаты опытно-экспериментальной работ по изучению формирования духовного опыта у несовершеннолетних в закрытых учреждениях.
Ключевые слова: несовершеннолетний, отклоняющееся поведение, духовный опыт.
ля несовершеннолетних с проявлением черт отклоняющегося поведения, преступивших нормы морали, законы во всем мире создают специализированные исправительные учреждения (воспитательно-трудовые колонии, училища, социально-реабилитационные центры и т.п.), задачами которых являются в соответствии с «Пекинскими правилами» (1985 год) создание благоприятных условий для физического, психического, социального развития, перевоспитания детей, формирования у них социальных навыков и трудовых умений, подготовки к социальной адаптации в новой жизненной ситуации.
Особое место в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа. В 2012 году в России их функционировало 58 (в 2011 году - 59; в 2010 году - 61). Кроме того, в структуре Федеральной службы испол-
нения наказаний России функционируют 46 воспитательных колоний. В 2012 году в них содержалось 2554 человек (2011 год - 3248 человек; 2010 год - 4022 человека) [1, с. 295-303].
Подростки с делинквентными формами поведения отличаются социальной дезадаптацией, деформацией системы внутренней регуляции, асоциальными стратегиями поведения, дефектами в ценностных ориентациях и социальных установках. В отношении них используются приемы и методы, средства и формы социально-педагогической профилактики, одной из задач которой является ресо-циализация, выполняющая восстановительно-созидательные функции. Одним из ведущих педагогических условий ресоциализации выступает духовный опыт. Под духовным опытом несовершеннолетнего можно понимать способ познания им нравственных законов, ведущих общечеловеческих ценностей, культурных традиций в процессе участия
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Смирнова Е.Ю., Басов Н.Ф., 2014