Научная статья на тему 'Подготовка педагогов физической культуры в системе дистанционного образования бакалавров на примере дисциплины «Теория и методика плавания»'

Подготовка педагогов физической культуры в системе дистанционного образования бакалавров на примере дисциплины «Теория и методика плавания» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЛАВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Савельева Ольга Юрьевна, Карпов Владимир Юрьевич, Гусев Алексей Витальевич, Калинин Александр Дементьевич, Сибгатулина Фаиля Равильевна

В условиях модернизации российского высшего образования, внедрения современных технологий преподаватели и студенты испытывают определенные сложности при осуществлении учебной деятельности в системе дистанционного образования при изучении базовых и избранных видов спорта на факультетах физической культуры и в физкультурных вузах страны. Авторами предпринята попытка выявить основные причины, вызывающие сложности осуществления учебного процесса в системе дистанционного образования MOODLE при изучении дисциплины «Теория и методика плавания», предложены возможные пути их устранения в ходе образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Савельева Ольга Юрьевна, Карпов Владимир Юрьевич, Гусев Алексей Витальевич, Калинин Александр Дементьевич, Сибгатулина Фаиля Равильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of physical culture teachers at bachelors distance learning system on the example of discipline "Theory and swimming methods"

Teachers and students experience difficulties at implementation the educational activity in the distance learning system when studying the basic and chosen sports at faculties of physical culture and sports in higher education institutions of the country, because of the modernization and introduction of the modern technologies at the Russian higher education. Authors made an attempt to establish the main reasons causing difficulties at implementation of the educational process in the MOODLE distance learning system by studying discipline "The theory and swimming methods" and offered possible ways of their elimination during the educational process.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов физической культуры в системе дистанционного образования бакалавров на примере дисциплины «Теория и методика плавания»»

ции на предполагаемый результат. Ярко выраженные спринтеры в среднем начинают дистанцию ближе к нижней границе «временного коридора», и наоборот те, кто тяготеет к 200 м, начинают медленнее, демонстрируя более стабильную скорость на протяжении всей дистанции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Макаренко, Л.П. Соревновательная деятельность высококвалифицированных пловцов-спринтеров : учебное пособие слушателей ИПК и ФПК, тренеров по плаванию / Л.П. Макаренко ; Рос. гос. ун-т физ. культуры. - М. : [б.и.], 2003. - 105 с.

2. Павлов, А.И. Определение понятия «спортивная тактика» / А.И. Павлов, В.Г. Войтов // Теория и практика физической культуры. - 2000. - № 9. - С. 20-21.

3. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и её практическое приложение : учебник для студ. вузов физ. воспитания и спорта / В.Н. Платонов. - Киев : Олимпийская литература, 2004. - 806 с.

4. Плавание : учебник / Т.М. Абсалямов, М.М. Булатова, Н.Ж. Булгакова [и др.] ; под ред. В.Н. Платонова. - Киев : Олимпийская литература, 2000. - 495 с.

REFERENCES

1. Makarenko, L.P. (2003), Competitive activity of highly skilled swimmers-sprinters: a training manual for students of PKI andFPK, swimming trainers, RGUFK, Moscow..

2. Pavlov, A.I. and Voitov, V.G. (2000), "Definition of the concept of "sport tactics", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 20-21.

3. Platonov, V.N. (2004), The system of training athletes in the Olympic sport: General theory and its practical application: textbook for stud. universities nat. upbringing and sports, Olympic literature, Kiev.

4. Absalyamov, Т.М., Bulatova, M.M., Bulgakova, N.Zh. and others, Ed. Platonov V.N. (2000), Swimming: textbook, Olympic literature, Kiev.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 06.10.2017

УДК 796.077.5

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ БАКАЛАВРОВ НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПЛАВАНИЯ»

Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет г. Москва; Александр Демен-тьевич Калинин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский национальный исследовательский медицинский университет, им. Н.И. Пирогова, г. Москва; Фаиля Рави-льевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II, Москва

Аннотация

В условиях модернизации российского высшего образования, внедрения современных технологий преподаватели и студенты испытывают определенные сложности при осуществлении учебной деятельности в системе дистанционного образования при изучении базовых и избранных видов спорта на факультетах физической культуры и в физкультурных вузах страны. Авторами предпринята попытка выявить основные причины, вызывающие сложности осуществления учебного процесса в системе дистанционного образования MOODLE при изучении дисциплины «Теория и методика плавания», предложены возможные пути их устранения в ходе образовательного про-

цесса.

Ключевые слова: дистанционное образование, бакалавр, физическая культура, плавание, технологии.

TRAINING OF PHYSICAL CULTURE TEACHERS AT BACHELORS DISTANCE LEARNING SYSTEM ON THE EXAMPLE OF DISCIPLINE "THEORY AND

SWIMMING METHODS"

Olga Yurievna Savelieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Alexey Vtalievich Gusev, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, head of the Department of Physical culture and Life safety, Moscow State University of Psychology and Education; Alexander Dementyevich Kalinin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Pirogov Russian National Investigating Medicine University, Moscow; Failia Ravilievna Sibgatulina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Moscow State University of Railway Engineering, Moscow

Annotation

Teachers and students experience difficulties at implementation the educational activity in the distance learning system when studying the basic and chosen sports at faculties of physical culture and sports in higher education institutions of the country, because of the modernization and introduction of the modern technologies at the Russian higher education. Authors made an attempt to establish the main reasons causing difficulties at implementation of the educational process in the MOODLE distance learning system by studying discipline "The theory and swimming methods" and offered possible ways of their elimination during the educational process.

Keywords: distance learning, bachelor, physical culture, swimming, technologies.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в системе высшего физкультурного образования при подготовке бакалавров по направлению «Физическая культура», в частности, при изучении дисциплины «Теория и методика плавания», в учебный процесс внедряются инновационные технологии, обновляются и модернизируются традиционные формы обучения, совершенствуются формы контроля [1, 3, 5, 7].

Бакалавры, обучающиеся в Педагогическом институте физической культуры и спорта (ПИФКиС) Московского городского педагогического университета по направлению «Педагогическое образование» и профилю подготовки «Физическая культура», изучают дисциплину «Теория и методика плавания» в течение 324 часов, из которых 184 часа планируются на самостоятельную учебную деятельность [4, 6]. Такое положение вещей предъявляет повышенные требования к осознанию студентами важности обеспечения оптимальной организации и содержания этой составляющей учебного процесса [5, 6]. На протяжении ряда лет с целью интенсификации процесса обучения преподаватели плавания акцентируют внимание студентов на значимости самостоятельной учебной деятельности, традиционно предлагая им в ходе непрерывной учебной практики вариативные по объему и сложности творческие задания [2, 5, 6]. Однако современные требования обязывают преподавателей высшей школы внедрять в учебный процесс самые передовые технологии обучения [1, 2, 7, 8]. Компьютеризация учебного процесса изо дня в день расширяет свои рамки, переходя от лекций-визуализаций к самостоятельному изучению бакалаврами теоретических разделов учебных дисциплин, взаимодействию обучаемых и педагога внутри сети Интернет. Сегодня модернизации подвержен не только процесс получения информации, но и система аттестации, которая в значительной степени становится дистанционной [4, 8]. В практику подготовки педагога физической культуры в ПИФКиС внедряется система дистанционного образования (СДО) MOODLE (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-

ориентированная динамическая учебная среда) [4]. При внедрении данного нововведения в процесс изучения бакалаврами базовых видов физкультурно -спортивной деятельности с методикой преподавания, в частности, дисциплины «Теория и методика плавания» обе стороны столкнулись с определенными сложностями, в связи, с чем и была предпринята попытка поиска возможных путей для их преодоления.

Нами были поставлены задачи:

- выяснить отношение бакалавров - будущих педагогов физической культуры к процессу изучения спортивно-педагогической дисциплины «Теория и методика плавания» посредством СДО МООБЬБ в ПИФКиС МГПУ;

- определить основные причины, вызывающие трудности у студентов при работе в СДО МООБЬБ в процессе изучения базовых видов физкультурно-спортивной деятельности с методикой преподавания.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в течение 2015/16 и 2016/17 учебных годов, в нем приняли участие бакалавры педагогического образования (44.03.01), профиль подготовки «Физическая культура» очного (п=69) и заочного (п=24) отделений ПИФКиС, изучавшие дисциплину «Теория и методика плавания» в течение трех семестров на 1 и 2 курсах. Основными методами исследования были: изучение учебной документации для оценки активности и успешности работы студентов в системе СДО МООБЬБ и выявление мнения студентов в виде опроса о целесообразности применения дистанционного обучения при изучении указанной дисциплины.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В ходе исследования было выявлено, что активность студентов очного отделения в посещении курса дисциплины «Теория и методика плавания» в СДО МООБЬБ весьма низкая: её показатель был относительно высоким лишь начале первого семестра - 71,0%, но всё сводилось только к записи на курс. Менее четверти (23,2%) студентов-очников, изначально претендовавших на высокий рейтинг и отличную итоговую оценку, своевременно выполняли все задания на протяжении всего срока изучения дисциплины; остальные 76,8% студентов, как на первом, так и на втором курсах задания выполняли несвоевременно и не в полном объеме. Фактом явилось то, что информацию: содержание рабочей программы, фонда оценочных средств; учебные пособия и иные ресурсы, размещенные преподавателем в СДО МООБЬБ, а тем более гиперссылки не просматривал никто, исключением явились только презентации по тематике лекционного курса. К началу первой сессии этой информацией заинтересовались 8,6% всех студентов, к последующим сессиям данный показатель практически не повысился. Студенты заочного отделения в своем большинстве (83,3%) проходили регистрацию и авральном порядке и начинали выполнять задания в СДО непосредственно перед сессией; предоставляемая им возможность рационального распределения личного времени не использовалась.

Поскольку, приближаясь к началу промежуточной аттестации, у студентов-очников возникает необходимость набора максимума рейтинговых баллов, а студенты-заочники не допускаются к сессии без выполнения всех требований в СДО МООБЬБ, то интенсивность обращения обучающихся в систему возросла. Так, на втором курсе к итоговому экзамену 87,0% студентов очного отделения и 91,6% заочного выполнили все задания и прошли тестирование, к началу первой сессии в этот показатель был равен 55,1% и 66,7% , соответственно.

Согласно рабочей программе и фонду оценочных средств дисциплины «Теория и методика плавания», получение максимального балла предусматривает реализацию студенческих творческих работ в ходе учебной практики в бассейне. Студенты, которые вовремя выкладывали свои работы в СДО МООБЬБ, зачастую забывали дублировать их на

бумажном носителе, поскольку считали, что рейтинговые баллы они уже получили. Однако при проведении учебной практики преподавателю необходимо иметь текст студенческой работы перед глазами, если не на бумажном носителе, то в электронном виде, но выход в МООБЬБ для прочтения работы непосредственно на бортике бассейна на сегодняшний день практически невозможен. Иной вариант: зачастую студент, представивший преподавателю работу на бумажном носителе, прошедший учебную практику в бассейне и получивший за неё оценку забывал загрузить работу в МООБЬБ. По мнению всех опрошенных студентов-очников, указанная проблема связана с непривычной, нетрадиционной формой предоставления работ. Пытаясь «приучить» бакалавров к взаимодействию в СДО МООБЬБ, было предложено засчитывать максимальные рейтинговые баллы только при предъявлении творческих разработок и на бумаге, и в электронном виде при условии качественной их реализации в ходе учебной практики. Однако подобный опыт дал положительный результат лишь при аттестации студентов, обучающихся на «хорошо» и «отлично», поскольку остальным обучаемым для выполнения этих весьма требований просто не хватало соответствующих знаний, опыта взаимодействия с СДО МООБЬБ и элементарной учебной дисциплины [4]. Таких «проблемных» студентов за весь период изучения дисциплины было чуть меньше половины (43,5%).

Личные сообщения от преподавателя в СДО МООБЬБ читали и отвечали на них лишь единицы - 8,6%, с комментариями к работам знакомились только 12,5% от всего контингента (п = 93).

Так как задачей СДО МООБЬБ является обучение и контроль, то изначально нами не ограничивалось время и количество попыток при прохождении тестирования знаний. Однако это привело к тому, что некоторые студенты заочного отделения (12,5%) проходили тесты более 50 раз, бездумно варьируя варианты ответов для получения высокого балла. Студенты, «продвинутые» в области новейших технологий, добросовестно отвечая на тест их 10 вопросов в течение 3-3,5 часов, разобравшись в системе, определенным образом отмечали правильные ответы для своих сокурсников, которые справлялись с тестами на «отлично» за 1,5-2 минуты. Подобная «взаимопомощь» делала дальнейшее тестирование бессмысленным, поскольку все ответы приходилось аннулировать. Данный факт свидетельствует о несовершенстве системы и ставит вопрос перед её разработчиками о защите всей индивидуальной информации.

Мнения студентов о целесообразности применения СДО МООБЬБ в процессе изучения спортивной дисциплины «Теория и методика плавания» в основном были едины: система непривычна и потому неудобна (94,6%). Большинство студентов отметили, что до конца не понимают правила работы в системе, путаются, ошибаются, теряют свои данные (95,7%). Поскольку сервер не справляется с колоссальным количеством запросов, то довольно часто возникают проблемы доступа, происходит прерывание имеющегося соединения, на восстановление которого и на многократные повторы введения студентами своих материалов затрачивается много времени (69,9%). Лишь 4,3% опрошенных -спортсмены высокого класса, часто выезжающие на сборы и соревнования, указали, что отчитываться перед преподавателем в системе им, в принципе, удобно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Во избежание негативного отношения студентов к работе в СДО МООБЬБ в стенах вуза необходимо организовать «Школу МООБЬБ», которая поможет каждому пользователю грамотно с ней взаимодействовать.

Возможно, целесообразным будет отказ от загрузки в СДО МООБЬБ письменных студенческих работ, сохранив лишь информационную и контролирующую функции системы, например, оставив презентации лекций, гиперссылки, электронные варианты учебников, тесты и т.п. Преподавателю весьма сложно письменно конкретизировать свои замечания, давать рекомендации и разъяснения, к тому же это занимает весьма много

времени. При непосредственной встрече с обучаемым, имея на руках текст на бумажном носителе, преподавателю приходится повторно разъяснять студенту, достоинства и недостатки выполненной работы, т.е. практически дублировать уже ранее выполненную им деятельность [4]. Поскольку практические занятия в бассейне ведут два преподавателя, и каждый из них контролирует обучаемых своей подгруппы, то у преподавателя, не являющегося автором данного курса в СДО MOODLE, возникают сложности при проверке студенческих работ, так как не может войти в чужой курс. Как правило, именно у студентов, занимающихся с этим преподавателем, и возникают проблемы со своевременной загрузкой документов.

Аттестация студентов в конце семестра в системе СДО MOODLE не предусматривает учета достижений обучаемых по освоению ими плавательных умений и навыков, прохождения непрерывной учебной практики, в связи, с чем она не может быть достоверной. Разработчикам следует задуматься о возможности внесения оценок за плавательную и педагогическую подготовленность в электронный журнал учета успеваемости.

Адаптация будущих студентов к взаимодействию с СДО должна начинаться в стенах средней школы, возможно, это изменит их отношение к дистанционному образованию в стенах вуза. По нашему мнению совершенствование СДО MOODLE в целом с учетом специфики практических дисциплин поможет не усложнить, а облегчить учебный процесс, как для студентов, так и для преподавателей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абросимова, А.В. Новые подходы в подготовке студентов к педагогической деятельности по плаванию / А.В. Абросимова, В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева // Инновационно-технологическое развитие науки : сб. статей междунар. науч.-практ. конф. : в 3 ч. - Уфа : Альтера, 2017. - С. 133-135.

2. Лапина, Н.М. Повышение готовности будущих учителей физической культуры к обучению плаванию / Н.М. Лапина, В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева // Психологические и педагогические аспекты научного становления личности : сб. статей международной науч.-практ. конф. - Уфа : Аэтерна, 2017. - С. 98-100.

3. Распопова, Е.А. Текущий контроль знаний студентов по дисциплине «Теория и методика плавания» на практических занятиях / Е.А. Распопова, О.Ю. Савельева // Вестник МГПУ. Серия «Естественные науки». - 2015. - № 3 (16). - С. 79-83.

4. Савельева, О.Ю. Из опыта подготовки бакалавров физической культуры по дисциплине «Теория и методика плавания» в СДО MOODLE МГПУ/ О.Ю. Савельева // Инновационные технологии в спорте и физ. воспитании подрастающего поколения : материалы VII межрегион. науч.-практ. конф. с международ. участием. - М., 2017. - С. 503-505.

5. Савельева, О.Ю. Плавание: самостоятельные занятия : учебное пособие / О.Ю. Савельева ; Моск. гос. пед. ун-т. - М. : [б.и.], 2010. - 116 c.

6. Савельева, О.Ю. Самостоятельная учебная деятельность студентов в процессе изучении дисциплины «Теория и методика плавания» / О.Ю. Савельева // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы V науч.-практ. конф. с междунар. участием. - М., 2015. - С.137-141.

7. Савельева, О.Ю. Инновации в преподавании дисциплины «Плавание» в высших учебных заведениях / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Р.В. Козьяков // Наука, образование и инновации : междунар. научно-практ. конф. - Уфа : Аэтерна, 2016. - С. 152 -154.

8. Современные технологии в подготовке бакалавра - педагога по физической культуре к обучению плаванию / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Т.М. Воеводина, Н.М. Лапина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 187-192.

REFERENCES

1. Abrosimova, A.V., Karpov V.Yu. and Savelieva O.Yu (2017), "The new approaches in preparing students for pedagogical activity in swimming", Innovative-technological development of science collection of articles of international scientific-practical conference, P.H. "Altera", Ufa, pp. 133-135.

2. Lapina, N.A., Karpov V.Yu., Savelieva O.Yu. (2017), "Improving the readiness of future teachers of physical culture to learn swimming", Psychological and pedagogical aspects of the scientific formation of the personality collection of articles of the international scientific-practical conference, P.H. "Aetherna", Ufa, pp. 98-100.

3. Raspopova E.A. and Savelieva O.Yu. (2015), "The current control of students knowledge at discipline "The theory and swimming methods» on a practical training", MSPU bulletin, "Natural science" series, No. 3(16), pp.79-83.

4. Savelieva O.Yu. (2017), "From the experience of training bachelors of physical culture in the discipline "Theory and technique of navigation" in SDO MOODLE MSPU", Innovative technologies in sports and physical education of rising generation: materials of VII interregional scientific-practical conf. PIFKS of the Moscow State Pedagogical University, pp. 503-505.

5. Savelyeva, O.Yu. (2010), Swimming: independent occupations: Manual, publishing house MSPU, Moscow.

6. Savelyeva, O.Yu. (2015), "Independent educational activity of students in the process of studying the discipline "Theory and swimming methods"", Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation: Materials V scientific and practical conference MSPU, Moscow, pp. 137-141.

7. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu. and Koziakov R.V. (2016), "Innovations in the teaching of the discipline "Swimming" in higher education institutions", Science, education and innovations: Materials of the international Scientific and practical conference, Ufa, P. 152-154.

8. Savelieva O.Yu., Karpov V.Yu., Voevodina T.M. and Lapina M.N. (2017) Modern technologies at teaching physical culture bachelor to educating in swimming, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp.187-192.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 14.10.2017

УДК 796.077.5

ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ГТО ПО

ПЛАВАНИЮ

Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Маргарита Александровна Петрова, кандидат педагогических наук, доцент, Максим Викторович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Наталья Михайловна Лапина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара

Аннотация

Физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» - нормативная база отечественной системы физического воспитания. В содержание испытаний комплекса ГТО включены нормативы по плаванию, но требования по их выполнению не обязательны и весьма доступны, поскольку данный тест относится к тестам по выбору и может быть заменен другим. На наш взгляд, для всех ступеней комплекса ГТО этот тест должен быть обязательным, а абитуриенты и выпускники физкультурных вузов и факультетов физической культуры обязаны выполнять нормативы по плаванию на золотой значок, поскольку их физическая и плавательная подготовленность - основное условие формирования профессиональных компетенций.

Ключевые слова: система физического воспитания, плавательная подготовленность, комплекс ГТО, плавание, требования, бакалавры физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.