Научная статья на тему 'Место и значение учебной практики в подготовке студентов факультетов физической культуры к предстоящей педагогической деятельности (на примере плавания)'

Место и значение учебной практики в подготовке студентов факультетов физической культуры к предстоящей педагогической деятельности (на примере плавания) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММА / ПЛАВАНИЕ / УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпов Владимир Юрьевич, Савельева Ольга Юрьевна, Сибгатулина Фаиля Равильевна, Федорова Татьяна Юрьевна

В статье рассматривается ретроспектива становления и развития учебной практики в программных документах дисциплины «Плавание» в системе высшего физкультурного педагогического образования России; обсуждаются возможности инновационных подходов, расширения традиционных средств подготовки бакалавров физической культуры к предстоящей педагогической деятельности по плаванию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпов Владимир Юрьевич, Савельева Ольга Юрьевна, Сибгатулина Фаиля Равильевна, Федорова Татьяна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Place and Importance of educational internship in preparation for upcoming pedagogical activity for students of physical culture faculties (on the example of swimming)

The article considers the retrospective of formation and development of the educational internship in the program documents of “Swimming” discipline in the system of Russian higher pedagogical education (physical culture). The possibilities of the innovative approaches, the expansion of the traditional means in training of physical culture bachelors for the upcoming pedagogical activity in swimming are also discussed.

Текст научной работы на тему «Место и значение учебной практики в подготовке студентов факультетов физической культуры к предстоящей педагогической деятельности (на примере плавания)»

УДК 796.077.5

МЕСТО И ЗНАЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ПРЕДСТОЯЩЕЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ПЛАВАНИЯ)

Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва, Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет,

Фаиля Равильевна Сибгатулина, кандидат педагогических наук, профессор, Татьяна Юрьевна Федорова, доцент, кандидат социологических наук, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II

Аннотация

В статье рассматривается ретроспектива становления и развития учебной практики в программных документах дисциплины «Плавание» в системе высшего физкультурного педагогического образования России; обсуждаются возможности инновационных подходов, расширения традиционных средств подготовки бакалавров физической культуры к предстоящей педагогической деятельности по плаванию.

Ключевые слова: программа, плавание, учебная практика, профессионально-педагогическая подготовка, учитель физической культуры, студенты.

PLACE AND IMPORTANCE OF EDUCATIONAL INTERNSHIP IN PREPARATION FOR UPCOMING PEDAGOGICAL ACTIVITY FOR STUDENTS OF PHYSICAL CULTURE FACULTIES (ON THE EXAMPLE OF SWIMMING) Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow,

Olga Yurievna Savelyeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow,

Failya Ravilievna Sibgatulina, the candidate of pedagogical sciences, professor, Tatyana Yurievna Fedorova, the candidate of sociological sciences, senior lecturer, Moscow State University of Railway Engineering, Moscow

Annotation

The article considers the retrospective of formation and development of the educational internship in the program documents of "Swimming" discipline in the system of Russian higher pedagogical education (physical culture). The possibilities of the innovative approaches, the expansion of the traditional means in training of physical culture bachelors for the upcoming pedagogical activity in swimming are also discussed.

Keywords: program, swimming, educational practice, professional-pedagogical training, physical education teacher, students.

Учебная практика студентов педагогических вузов в рамках отдельно взятой дисциплины - это первый шаг к познанию будущей профессии. На протяжении 70-летней истории подготовка учителей физической культуры, как форма обучения прошла ряд ступеней: от строгой регламентации часов и содержания, представленных в государственных программных документах советского периода, до самостоятельно разработанных внутривузовских программ и требований, подготовленных в соответствии с Федеральным государственным стандартом образования и имеющимися у конкретного учебного заведения возможностями [5]. Авторами статьи предпринята попытка рассмотреть учебную практику по дисциплине «Плавание» в ретроспективе её развития с целью выявления устоявшихся, проверенных временем средств её реализации и изложения опыта её проведения в условиях Педагогического института физической культуры и спорта

(ПИФКиС) Московского городского педагогического университета и факультета физической культуры Российского государственного социального университета (РГСУ) [4].

Обеспечение качественной подготовки выпускников факультетов физической культуры (институтов) педагогических вузов к проведению массового обучения плаванию, формированию у подрастающего поколения жизненно важного плавательного навыка была поставлена во главу угла при организации в 1946 году первого в стране факультета физического воспитания в Московском областном педагогическом институте им. Н.К. Крупской, ныне Московский государственный областной университет (МГОУ). На современном этапе модернизации российского образования эта задача, стоящая перед высшей школой и сегодня не теряет своей актуальности [2].

В первой государственной программе по дисциплине «Плавание» для факультетов физического воспитания педагогических вузов, вышедшей в свет в 1958 году и рассчитанной на проведение занятий на I и II курсах при 4-х летнем обучении, из 170 часов плана лишь 8 часов отводились на учебную практику, по 4 часа на каждом курсе. В ходе прохождения практики у студентов планировалось формирование умений и навыков анализировать технику способов плавания, определять в ней существенные ошибки и подбирать способы их устранения; организовывать группу и проводить упражнения на суше; разрабатывать конспекты уроков и проводить зачетный урок на группе сокурсников. К концу изучения дисциплины студент должен был отчитаться по всем разделам учебной практики.

В новой программе по плаванию 1961 года было введено понятие «непрерывная учебная практика», где предусматривалось включение студентов в учебно-педагогическую деятельность в заключительной части каждого практического занятия, в течение 10^20 минут. Поскольку обучение дисциплине продолжалось на третьем курсе, то на II курсе студенты самостоятельно проводили отдельные части урока; зачетный урок и участие в судействе спортивных соревнований во внеучебное время планировалось на III курсе. Аналогичное содержание учебной практики для студентов факультетов физической культуры сохранилось и в программах 1968, 1978 и 1983 годов. Автор указанных документов и редактор первого учебника «Плавание» (1967) для факультетов физкультуры педагогических вузов Б.Н. Никитский указывал на необходимость включения проведения и анализа уроков плавания в содержание педагогической практики III и VI курсов.

Программы «Плавание и методика преподавания» 1987 и 1989 годов, подготовленные В.С. Васильевым и О.Ю. Савельевой, как и программы Б.Н. Никитского предусматривали проведение непрерывной учебной практики на каждом практическом занятии. Авторы рассматривали непрерывную учебную практику, как органичную часть практического занятия в целом. Впервые была поставлена задача формирования у студентов умения осмысливать учебный процесс, творчески решать вариативные педагогические задачи; было рекомендовано моделирование всевозможных ситуаций урока с учетом подготовленности студентов, выполнение творческих заданий, привлечение студентов к педагогической деятельности в ходе проведения ролевых игр. Проведение итоговой учебной практики (зачетных уроков) авторы считали целесообразным осуществлять на детских контингентах [1].

В 90-е годы XX века процесс подготовки педагогов на физкультурных факультетах увеличился с 4 до 5 лет. Были разработаны первые государственные образовательные стандарты высшего профессионального физкультурного образования. Вузы получили право варьировать учебные планы и разрабатывать собственные программы, ориентируясь на учебно-методические комплекты по специальности «Физическая культура». Встречающиеся сложности обеспечения учебного процесса по дисциплине «Плавание» привело к значительному уменьшению его почасовой «стоимости». Например, в 1996 году была опубликована программа А.Д. Викулова, согласно которой изучение дисциплины «Плавание» для специальности «Физическая культура и спорт» (направление «Физи-

ческая культура») запланировано в VII и VIII семестрах со значительным сокращением часов на аудиторные занятия. Из 210 часов общего фонда на самостоятельные занятия отведено 130 часов, а на весь практический курс, включая и учебную практику, 36 часов. В ходе учебной практики предусмотрен просмотр и анализ уроков, проведение пробных уроков на сокурсниках; причем требования программы были сформулированы только к подготовке конспекта урока и его анализу, проведение урока не оценивалось, что, на наш взгляд, является нелогичным.

В 1998 году на физкультурных факультетах педагогических вузов России для работы по спортивно-педагогической дисциплине «Плавание» была рекомендована программа белорусского специалиста И. Л. Ганчара «Плавание: теория и методика преподавания». Автор привел учебный план дисциплины на 140 часов и изложил колоссальный по объему учебный материал из расчета по 20 часов на лекции и семинары и 100 часов практических занятий в течение первых пяти семестров. Учебная практика планировалась на последние два занятия каждого семестра, кроме IV, но не имела конкретизации деятельности студентов, её содержание было ориентировано на программу общеобразовательной школы,

В 2000-х годах вузы приступили к разработке собственных Учебно-методических комплексов дисциплин, состоящих из двух частей: «Программы» и «Методических рекомендаций и плана освоения учебной дисциплины». К концу первого и началу второго десятилетия высшая школа постепенно перешла на двухуровневую подготовку специалистов в области физической культуры и спорта. Вузы стали осуществлять свою деятельность согласно Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования, открывшим им в рамках стандарта возможность проявлять самостоятельность при разработке внутривузовских учебных документов: учебных планов, программ, технологических карт, фондов оценочных средств [6, 10].

В ПИФКиС до 2016 года подготовка бакалавров по профилю «физическая культура» к предстоящей педагогической деятельности по плаванию осуществлялась в процессе изучения двух дисциплин, входящих в вариативную часть программы, это «Теория и методика плавания» (86 часов практических занятий - I—III семестры) и курсы по выбору «Основы использования упражнений водных видов спорта в физкультурно-педагогической деятельности» (36 часов практических занятий — V семестр). Фактически, на каждом практическом занятии по «Теории и методике плавания» проводилась непрерывная учебная практика по 15^25 минут, в ходе которой студенты выступали в роли педагога, аналитика; проводили отдельные упражнения, раскрывали технологию их преподавания; проводили фрагменты (части) урока, авторские подвижные игры; в ходе ролевых игр решали вариативные педагогические задачи. На II курсе на проведение зачетных уроков отводилось 24,4% всего учебного времени практических занятий — 21 час (семь занятий по три часа); итоговая учебная практика, осуществлялась на детских континген-тах ДЮСШОР «Юность Москвы». Педагогическая деятельность студентов фрагментарно записывалась на видео для последующего проведения самоанализа [3].

Практические занятия по второй дисциплине проводились в аудитории и представляли собой защиту рефератов и презентаций по использованию упражнений водных видов спорта в обучении плаванию различных возрастных контингентов, авторских методик обучения плаванию, подбор и обсуждение средств и методических приемов для предотвращения и исправления недостатков в технике плаваниях [8]. Начиная с 2016/17 учебного года, практические занятия по дисциплине «Основы использования упражнений водных видов спорта в физкультурно-педагогической деятельности» планируется проводить в бассейне, причем половина часов из них — это учебная практика, осуществляемая на группе сокурсников. Аттестация студентов будет проводиться по качеству подготовки творческих работ и итогам их реализации в ходе учебной педагогической деятельности [7, 9]. С 2018 года, планируется включение в учебный план подготовки бака-

лавров по направлению « Физическая культура» курса по выбору «Плавание в детском оздоровительном лагере».

В РГСУ на факультете физической культуры подготовка бакалавров по профилю «физическая культура» к предстоящей преподавательской деятельности по плаванию также осуществлялась в процессе изучения двух дисциплин. Это «Теория и методика плавания» (108 часов), входящая в профессиональный цикл, и «Технологии и методики преподавания плавания» (108 часов) в разделе «Теория и методика обучения базовым видам спорта», из них 40 часов отводится на аудиторные занятия, 68 часов на самостоятельную работу студентов. На практических занятиях студенты включались в учебно-педагогическую деятельность в заключительной части урока, в течение 20-30 минут, выступая в роли педагога.

По результатам опроса 84 студентов ПИФКиС, успешно завершивших изучение дисциплины «Теория и методика плавания» и прошедших непрерывную и итоговую учебные практики, выявлено, что 74,1% из них положительно оценили свою готовность к обучению плаванию. При проведении аналогичного опроса 43 студентов МГОУ, у которых учебная практика была сведена только к подготовке и проведению зачетного урока на группе сокурсников, этот показатель оказался значительно ниже - 18,6%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация непрерывной учебной практики со студентами, обучение детских контингентов способствуют формированию положительного педагогического опыта, раскрытию потенциальных возможностей бакалавров. Количество бакалавров уверенных в своей профессиональной подготовленности к обучению плаванию, значительно повысится после завершения изучения дисциплин «Основы использования упражнений водных видов спорта в физкультурно-педагогической деятельности» и «Технологии и методики преподавания плавания» в условиях бассейна.

Сохранение проверенных многолетним опытом традиций учебной практики по плаванию и расширение её границ за счет включения в учебный процесс специализированных курсов по выбору, проведение педагогических практик в летний период с работой студентов в роли инструкторов по плаванию, позволит повысить качество подготовленности выпускников к обеспечению массового обучения плаванию различных возрастных контингентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонова, М.С. Самостоятельная работа студентов как средство активизации учебной деятельности по направлению физическая культура / М.С. Антонова, В.Ю. Карпов, Е.А. Токарева // Современная наука: теоретический и практический взгляд : сборник статей Международной научно-практической конференции. - Москва : [б.и.], 2016. - С. 126-130.

2. Белоцерковец, Е.А. Особенности подготовки специалистов в сфере физической культуры в современных условиях / Е.А. Белоцерковец, В.Ю. Карпов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2008. - № 3. - С. 51-54.

3. Булгакова, Н.Ж. Формирование профессиональной компетенции учителя физической культуры при изучении дисциплины «Плавание» / Н.Ж. Булгакова, Е.А. Распопова, О.Ю. Савельева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 2. - С. 31-33.

4. Карпов, В.Ю. Поиски резерва учебной практики по спортивно-педагогической дисциплине «Плавание» / В.Ю. Карпов // Проблемы физического воспитания и спорта : материалы II научно-практической конференции. - Москва : [б.и.], 2001. - С. 138-143.

5. Карпов, В. Ю. Плавание: исторический обзор : учебно-методическое пособие / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева. - Самара : Издательство Самарского гос. пед. ун-та, 2001. - 168 с.

6. Карпов, В.Ю. Управление воспитанием студентов с использованием средств физической культуры и спорта : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Карпов В.Ю. - СПб., 2005. - 39 с.

7. Карпов, В.Ю. Авторская подвижная игра как средство раскрытия творческого потенциала будущих педагогов при изучении дисциплины «Плавание» / В.Ю. Карпов. О.Ю. Савельева. М.В. Стефановский // Инновационные технологии нового тысячелетия : сб. статей Международ. науч.-практ. конф. : в 2 ч. Ч. 1. - Пермь : [б.и.], 2016. - С. 148-151.

8. Савельева, О.Ю. Самостоятельная учебная деятельность студентов в процессе изучении дисциплины «Теория и методика плавания» // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы V науч.-практ. конф. МГЛУ / Московский гор. пед. ун-т. - М., 2015. - С. 127-130.

9. Савельева, О.Ю. Инновации в преподавании дисциплины «Плавание» в высших учебных заведениях / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов. Р.В. Козьяков // Наука, образование и инновации : сб. статей международ. науч.-практ. конф. - Уфа : [б.и.], 2016. - С. 152-154.

10. Токарева, Е.А. Пути повышения качества подготовки специалистов спортивного профиля / Е.А. Токарева, В.Ю. Карпов // Физическая культура и спорт в инклюзивном образовании детей и учащейся молодежи : материалы всероссийской студенч. науч.-практ. конф. -М., 2016. - С. 167-171.

REFERENCES

1. Antonova, M.S., Karpov, V.Yu. and Tokareva, E.A. (2016), "Independent work of students as a means of activating educational activities in the direction of physical education", Modern Science: Theoretical and Practical View Collection ofArticles of the International Scientific and Practical Conference, Moscow, pp. 126-130.

2. Belotserkovets, E.A. and Karpov, V.Yu. (2008), "Peculiarities of training specialists in the field of physical culture in modern conditions", Physical culture, sport, science and practice, No 3, pp. 51-54.

3. Bulgakova, N.Zh., Raspopova, E.A. and Savelyeva, O.Yu. (2010), "Formation of the professional competence of the teacher of physical culture when studying the discipline "Swimming", Physical culture: education, education, training, No. 2, pp. 31-33.

4. Karpov, V.Yu. (2001), "The search for a reserve of educational practice in the sports and pedagogical discipline "Swimming"", Problems of Physical Education and Sport Materials of the II Scientific and Practical Conference, pp. 138-143.

5. Karpov, V.Yu.and Savelyeva, O.Yu. (2002), Swimming: the historical review: Tutorial, publishing house SSPU, Samara.

6. Karpov, V.Yu. (2005), Management of the education of students using the means of physical culture and sports, dissertation, Moscow.

7. Karpov, V.Yu. Savelyeva, O.Yu. and Stefanovsky, M.V. (2016), "Author's mobile game as a means of revealing the creative potential of future teachers in the study of the discipline "Swimming"", Innovative Technologies of the New Millennium: International. Scientific-practical. Conference, Part 1, Perm, pp. 148-151.

8. Savelyeva, O.Yu. (2015), "Independent educational activity of students in the process of studying the discipline "Theory and technique of navigation"", Innovative technologies in sports andphys-ical education of the younger generation: Materials V scientific-practical. Conf, publishing house MSPU, pp. 127-130.

9. Savelyeva, O.Yu., Karpov, V.Yu. and Koziakov, R.V. (2016), "Innovations in the teaching of the discipline "Swimming" in higher education institutions", Science, education and innovations: Materials of the international Scientific and practical conference, Ufa, pp. 152-154.

10. Tokareva, E.A. and Karpov, V.Yu. (2016), "Ways to improve the quality of training specialists in sports profile", Physical culture and sport in inclusive education of children and student youth: Materials ofAll-Russian students scientific and practical conference, Moscow, pp. 167-171.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 19.03.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.