2. Lapina, N.A., Karpov V.Yu., Savelieva O.Yu. (2017), "Improving the readiness of future teachers of physical culture to learn swimming", Psychological and pedagogical aspects of the scientific formation of the personality collection of articles of the international scientific-practical conference, P.H. "Aetherna", Ufa, pp. 98-100.
3. Raspopova E.A. and Savelieva O.Yu. (2015), "The current control of students knowledge at discipline "The theory and swimming methods» on a practical training", MSPU bulletin, "Natural science" series, No. 3(16), pp.79-83.
4. Savelieva O.Yu. (2017), "From the experience of training bachelors of physical culture in the discipline "Theory and technique of navigation" in SDO MOODLE MSPU", Innovative technologies in sports and physical education of rising generation: materials of VII interregional scientific-practical conf. PIFKS of the Moscow State Pedagogical University, pp. 503-505.
5. Savelyeva, O.Yu. (2010), Swimming: independent occupations: Manual, publishing house MSPU, Moscow.
6. Savelyeva, O.Yu. (2015), "Independent educational activity of students in the process of studying the discipline "Theory and swimming methods"", Innovative technologies in sports and physical education of the younger generation: Materials V scientific and practical conference MSPU, Moscow, pp. 137-141.
7. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu. and Koziakov R.V. (2016), "Innovations in the teaching of the discipline "Swimming" in higher education institutions", Science, education and innovations: Materials of the international Scientific and practical conference, Ufa, P. 152-154.
8. Savelieva O.Yu., Karpov V.Yu., Voevodina T.M. and Lapina M.N. (2017) Modern technologies at teaching physical culture bachelor to educating in swimming, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (146), pp.187-192.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.10.2017
УДК 796.077.5
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТРЕБОВАНИЙ ГТО ПО
ПЛАВАНИЮ
Ольга Юрьевна Савельева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский городской педагогический университет г. Москва; Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Маргарита Александровна Петрова, кандидат педагогических наук, доцент, Максим Викторович Еремин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Наталья Михайловна Лапина, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный социально-педагогический университет, г. Самара
Аннотация
Физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» - нормативная база отечественной системы физического воспитания. В содержание испытаний комплекса ГТО включены нормативы по плаванию, но требования по их выполнению не обязательны и весьма доступны, поскольку данный тест относится к тестам по выбору и может быть заменен другим. На наш взгляд, для всех ступеней комплекса ГТО этот тест должен быть обязательным, а абитуриенты и выпускники физкультурных вузов и факультетов физической культуры обязаны выполнять нормативы по плаванию на золотой значок, поскольку их физическая и плавательная подготовленность - основное условие формирования профессиональных компетенций.
Ключевые слова: система физического воспитания, плавательная подготовленность, комплекс ГТО, плавание, требования, бакалавры физической культуры.
RESEARCHING FUTURE PHYSICAL CULTURE TEACHERS LEVEL OF READINESS TO IMPLEMENTATION OF REQUIREMENTS OF "GTO" SWIMMING
COMPLEX
Olga Yurievna Savelieva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Pedagogical University, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Margarita Alexandrovna Petrova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Maxim Viktorovich Eremin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State Social University, Moscow; Natalia Mikhailovna Lapina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Social Science and Education, Samara
Annotation
The "GTO" complex (Ready for Labour and Defense) is regulatory base of the domestic physical training system. The content of "GTO" complex tests included standards of swimming. But requirements for their performance aren't obligatory and very available as this test belongs to tests at choice and can be replaced by another. Entrants and graduates of sports higher education institutions and faculties of physical culture are obliged to carry out standards for swimming with the gold badge and all steps of the "GTO" complex tests have to be obligatory, in our opinion, because their physical and swimming readiness - the main condition of the professional competences formation.
Keywords: system of physical training, swimming readiness, "GTO" complex, swimming, requirements, bachelors of physical culture.
ВВЕДЕНИЕ
Физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и о бороне» (ГТО) является нормативной базой отечественной системы физического воспитания. Современный комплекс ГТО имеет многолетнюю историю становления и развития, позволившую, с точки зрения авторов-составителей, отобрать наиболее информативные критерии оценки физической подготовленности населения нашей страны. В содержание испытаний каждой из одиннадцати ступеней ГТО включены нормативы по плаванию. Однако выполнение плавательного норматива является необязательным, поскольку данный тест относиться к тестам по выбору и может быть заменен любым другим из перечня, предложенного для каждой ступени [2, 8]. Данное положение вещей обесценивает значимость умения плавать, как жизненно необходимого навыка. Если обратиться к истории возникновения ГТО, то мы увидим, что умению плавать изначально уделялось большое внимание. Первый комплекс ГТО появился в марте 1931 года в ходе реализации постановления ЦК ВКП (б) 1929 года «О физкультурном движении». Комплекс был рассчитан на три возрастные группы и содержал только одну ступень. Среди значительного количества нормативных требований были достаточно сложные и объемные требования к плавательной подготовленности будущих значкистов ГТО: необходимо было продемонстрировать умение удерживаться на воде в течение 10 минут и выполнить один из тестов по выбору: проплыть 50 м в одежде без обуви, или 100 м на результат произвольным стилем, или с гранатой (винтовкой), не замочив её (50 м для мужчин и 25 м для женщин). Вторая ступень ГТО, внедренная в систему физической подготовки населения в 1932 году, предъявляла более серьезные требования к качеству плавательной подготовленности: необходимо было уметь прыгать в воду вниз головой с высоты 3-5 м для мужчин и 2-3 м для женщин; преодолевать вплавь 400 м на результат (для женщин без учета времени); погружаясь в воду прыжком со стартовой тумбочки, нырять на дальность - 15 м для мужчин и 12 м для женщин, или нырять в глубину на 5 м с подъемом со дна предмета; владеть приемами спасения тонущих [1, 3]. Первый комплекс ГТО нашел свое отражение в школьных программах тридцатых годов. Так, в программе средней городской и сельской школы 5-8 годов обучения, опубликованной в 1933 году, плавание было определено, как способ преодоления препятствий и отнесено к прикладным упражнениям. Обучение пла-
ванию планировалось в содержании физкультурных экскурсий общей продолжительностью от 40 до 100 минут, непосредственно на плавание отводилось 15-20 минут. Выпускники школы должны были уметь плавать на скорость и в одежде до 50 м, спасать утопающих, проплывать до 150 м без остановки; в методической записке к программе указывалось на необходимость ориентации школьных нормативов на требования ГТО I ступени [1, 3, 6].
Введение в 1934 году физкультурного комплекса «Будь готов к труду и обороне» (БГТО) дало новый импульс для стимулирования массовой физкультурной работы среди школьников. В комплекс БГТО также входили требования к плавательной подготовленности. Значкисты ГТО имели преференции при поступлении в физкультурные учебные заведения, при отборе для участия в спортивных соревнованиях и физкультурных праздниках различного масштаба [1, 3].
Возможности для подготовки к выполнению нормативов ГТО и БГТО по плаванию в тридцатые годы прошлого века несравнимы с современными, поскольку в то время в стране количество «зимних» бассейнов было незначительно. В основном вся работа по плаванию осуществлялась в теплое время года на естественных водоемах. Сегодня люди любого возраста могут посещать не только спортивные бассейны, но и бассейны фитнес-клубов, физкультурно-оздоровительных комплексов, аквапарков; в системе образования обучение плаванию включено во все примерные программы физической культуры [4]. Однако, не учитывая эти возможности, разработчики современного комплекса ГТО максимально упростили требования к плавательной подготовленности населения: так, дистанция не превышает 50 м, причем выполнение временного норматива соотносится только с требованиями золотого значка. Если у мальчиков (11-12 лет) и юношей (16-17 лет) стимулируется прогресс плавательной подготовленности за счет ужесточения нормативных требований от 50 до 41 секунды, то у девочек и девушек этого же возраста наблюдается регресс: 11- 5 лет - 1 мин. 05 сек., 16-17 лет- 1 мин. 10 сек. (Шр:/^!»-normativy.ru/normativy-gto-po-plavaniyu/). Получается, что для выполнения требований ГТО на серебряный и бронзовый значок достаточно за неустановленное время преодолеть вплавь 50 м. Сравнение современных требований с требованиями ГТО 30-х годов явно не в пользу первых. А ведь содержание и нормативная часть комплекса ГТО (БГТО) в нашей стране всегда были и есть основой школьных программ физической культуры [4, 6].
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
При опросе первокурсников-бакалавров Педагогического института физической культуры (ПИФКиС) Московского городского педагогического университета по направлению подготовки 44.03.01 - Педагогическое образование, профиль подготовки - физическая культура, поступивших в вуз без вступительного экзамена по плаванию [5, 7] (п = 132), и бакалавров факультета физической культуры Российского государственного социального университета (п = 76) было выявлено, что 83,3% и 84,2% опрошенных считали себя умеющими плавать. При проверке плавательной подготовленности было выявлено, что 28,0% и 24,6% студентов не умеют плавать: половина из них не смогла принять кратковременного безопорного положения, остальные не закончили дистанцию 50 м.
Примерно столько же первокурсников (27,3%) и 25,6% соответственно продемонстрировали владение спортивными способами плавания, но значительная часть из них -61,1% и 62,4% преодолевала пятидесятиметровую дистанцию, имея значительные недостатки в технике плавания. В опросных листах эти студенты указали, что научились плавать самостоятельно или под руководством родных. В результате проведенного опроса студентов ПИФКИС было выявлено, что из числа владеющих спортивными способами плавания менее трети (27,8%) научились плавать в бассейне, посещая тренировки в спортивной школе, индивидуальные занятия с тренером; у 8,3% первокурсников уроки пла-
вания были в начальной школе; 2,8% респондентов отметили, что обучались плаванию в детском саду. Студенты сумевшие выполнить нормативы серебряного и бронзового значка ГТО (44,7%), демонстрировали технику плавания «по-своему», дыша поверх воды, худший результат у юношей равнялся 1 мин. 30 сек., у девушек - 2 мин. 24 сек., т.е. даже слабо подготовленным первокурсникам выполнение нормативных требований комплекса по плаванию оказалось по силам. В требования золотого значка уложилась четверть первокурсников (25,0%), хотя в целом нормативы ГТО выполнили 69,7% студентов.
Анализируя полученные результаты, удалось выявить значительный разрыв в уровнях готовности бакалавров-педагогов физической культуры первого курса к выполнению требований ГТО по плаванию. К нормативу золотого значка были готовы только студенты, владеющие спортивными способами плавания, исключая юношей-брассистов, которым не удалось выполнить требования ГТО. Юноши, плавающие «по-своему», а именно «саженками» (8,3%), были близки к выполнению этого норматива, но из-за применения нерациональной техники им не хватило физической подготовленности. В целом результаты выполнения требования ГТО по плаванию весьма неплохие (69,7%), но их качественная сторона оставляет желать лучшего, поскольку для вузов и факультетов физкультурного профиля, общий показатель, и показатель «золотых» значкистов явно недостаточен. Мы считаем, что бакалавры-педагоги физической культуры должны укладываться в норматив плавательного теста ГТО по критериям золотого значка, поскольку низкий уровень плавательной подготовленности, позволяющий освоить нормативы серебряного или бронзового значка - плавание без учета времени (ИПр:/^!»-normativy.ru/normativy-gto-po-plavaniyu/), не может соответствовать профессиональным требованиям, предъявляемым к будущему педагогу физической культуры. Конечно, в процессе обучения в вузе уровень плавательной подготовленности бакалавров повысится, но её изначально высокий уровень позволит, начиная с первых практических занятий по дисциплине «Теория и методика плавания», более рационально использовать учебное время, акцентируя внимание не на ликвидации плавательной неграмотности студентов, а именно на педагогических основах обучения плаванию. На сегодняшний день значкисты ГТО получают дополнительные баллы при поступлении в вуз, целесообразно будет, учитывая специфику физкультурных вузов, рассмотреть возможность внесения в перечень требований к физической подготовленности абитуриентов, обязательное выполнение ими норм ГТО на золотой значок с учетом теста по плаванию.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Низкие требования к плавательной подготовленности населения страны, имеющие место в современном комплексе ГТО, не могут гарантировать сохранение жизни и здоровья человека в экстремальных ситуациях. Введение плавания в число обязательных испытаний комплекса, заставит заинтересованные организации повсеместно обеспечить условия для организации и проведения обучения жизненно-важному плавательному навыку; увеличить количество учебных часов школьной программы; а руководство общеобразовательных школ будет обязано всемерно содействовать решению данной задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Карпов, В.Ю. Плавание: исторический обзор : учебно-методическое пособие / В.Ю. Карпов, О.Ю. Савельева ; Самарский гос. пед. ун-т. - Самара : Издательство Сам ГПУ, 2002.
- 168 с.
2. Распопова, Е. А. Место плавания в новом комплексе ГТО / Е.А. Распопова, Ю.А. Постольник // Двигательная активность учащейся молодежи в современном образовательном пространстве : материалы Всерос. (с междунар. участием) науч.-практ. конф. - Йошкар-Ола, 2015.
- С. 75-77.
3. Савельева, О.Ю. История возникновения и развития плавания : учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 / О.Ю. Савельева. - М. : Изд-во Мос. гос. пед. ун-та, 2016. - 132 с.
4. Ретроспективный анализ основных программных документов по обучению плаванию учащихся общеобразовательных школ современной России / О.Ю. Савельева, Т.М. Воеводина, В.Ю. Карпов, Е.Д. Бакулина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 144-149.
5. Современные технологии в подготовке бакалавра - педагога по физической культуре к обучению плаванию / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Т.М. Воеводина, Н.М. Лапина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 187-191.
6. Плавание в программных документах советской общеобразовательной школы / О.Ю. Савельева, В.Ю. Карпов, Н.М. Лапина, О.Б. Парамонова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С. 165-171.
7. Савельева, О.Ю. Подготовка бакалавров - педагогов физической культуры к обучению плаванию / О.Ю. Савельева, М.В. Стефановский // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения : материалы VII межрегион. науч.-практ. конф. с международ. участием. - М., 2017. - С. 505-507.
PREFERENCES
1. Karpov, V.Yu. and Savelieva O.Yu. (2002), Swimming: the historical review: Tutorial, publishing house SSPU, Samara.
2. Raspopova E.A., Postolnik Yu.A. (2015), "Place of swimming in the new 'GTO' complex", "Physical activity of studying youth in modern educational space": All-Russian science and practice conference, PGTU, Ioshkar-Ola pp. 75-77.
3. Savelieva, O.Yu. (2015), The history of the emergence and development of swimming: Tutorial, part No.2, publishing house Moscow State Pedagogical University, Moscow
4. Savelieva, O.Yu., Voevodina, T.M., Karpov, V.Yu. and Bakulina, E.D. (2016), "The retrospective analysis of the main program documents of swimming classes for pupils of comprehensive schools in modern Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 139, No.9, pp. 144-149.
5. Savelieva, O.Yu., Karpov, V.Yu., Voevodina, T.M. and Lapina, M.N. (2017), "Modern technologies at teaching physical culture bachelor to educating in swimming", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol, 146, No. 4, pp. 187-192.
6. Savelieva O.Yu., Karpov V.Yu., Lapina N.M. and Paramonova O.B. (2016), "The swimming discipline at the program documents of the soviet secondary school", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No.9 (139), pp.165-171.
7. Savelyeva, O.Yu. and Stefanovsky, M.V. (2017), "Training of bachelors - teachers of physical culture to training of the swimming", Innovative technologies in sports and physical training of younger generation: Vll-th Interregional science and practice conference PIPC&S, MSPU, Moscow, pp. 505-507.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.10.2017
УДК 378
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕЛОВОМУ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Юлия Альбертовна Санникова, соискатель, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Статья рассматривает проектный метод обучения деловому английскому языку и перспективные формы интерактивных занятий. Одной из таких интерактивных форм проведения занятий является методика «мозгового штурма», применение которой позволяет адаптировать студентов к режиму активного участия в разрешении учебной задачи, при этом создаются благоприятные условия для проявления, как творческих способностей, так и лидерских качеств. Свободный формат позволяет избегать излишней скованности и формализма.