УДК 377.6
doi 10.24411/2221-0458-2019-10022
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КЫЗЫЛСКОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕДЖЕ: ИСТОРИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ
Сагалакова Л.П., Оюн М.М. Тувинский государственный университет, Кызыл
TRAINING OF TEACHERS IN KYZYL PEDAGOGICAL COLLEGE: HISTORY
AND DEVELOPMENT TRENDS
Sagalakova L.P., Oyun M.M. Tuvan State University, Kyzyl
В статье представлены сведения из истории становления Кызылского педагогического колледжа, первого профессионально-педагогического учебного заведения Тувы. Показан большой вклад педагогического коллектива училища в подготовку национальных педагогических кадров в контексте современных проблем отечественного образования. Кызыл-ский педагогический колледж, как структурное подразделение ФГБОУ ВО «Тувинского государственного университета», с 1999г. начался процесс преобразования училища в колледж. На современном этапе в Кызылском педагогическом колледже организована подготовка педагогических кадров в контексте реформирования системы среднего и высшего профессионального образования. В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или до университетскому высшему образованию. В течение 75 лет, со дня открытия, бесспорно, Кызылский педагогический колледж имеет богатый опыт в подготовке национальных кадров, и вносит свой вклад в развитие педагогического образования Республики Тыва.
Ключевые слова: педагогическое училище (колледж); национальное образование Тувы; педагогические кадры; система подготовки специалистов; педагогическая деятельность; практический опыт
The article presents some facts from the history of the first professional pedagogical institution of Tuva, Kyzyl Pedagogical College. The great contribution of the pedagogical staff of the school to the training of national pedagogical personnel in the context of modern problems of domestic education is shown. Kyzyl Pedagogical College, as a structural subdivision of the Tuvan State University, since 1999 began the process of transforming the school into a College. At the present stage, training of teachers in the context of reforming the system of secondary and higher professional education is organized in the Kyzyl Pedagogical College. According to the UNESCO international standard classification of education, secondary vocational education is equated to practice-oriented higher education or Pre-University higher education. For 75 years, from the
date of opening, undoubtedly, the Kyzyl Pedagogical College has a rich experience in training of national personnel, and contributes to the development of pedagogical education of the Republic of Tyva.
Keywords: pedagogical College (College); national education of Tuva; pedagogical personnel; system of training of specialists; pedagogical activity; practical experience
Цель статьи: изучить процесс формирования и развития подготовки педагогических кадров в Кызылском педагогическом колледже.
Предмет исследования: развитие концепции подготовки педагогических кадров, в соответствии с нормативными документами органов управления системой образования в историческом ракурсе.
Методы исследования включают методы изучения педагогического опыта: беседа, интервью, наблюдение, анкетирование.
В Российской Федерации реализации Стратегии развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций на период до 2020 года (далее - Стратегия) определяет основные направления государственной политики в области подготовки квалифицированных кадров на долгосрочную перспективу. Кызыл-ский педагогический колледж осуществляет подготовку педагогических кадров для Республики Тыва, опираясь на 75-летний исторический опыт. Современные реалии требуют развития структуры, содержания и технологий профессионального образования, создание условий и механизмов обеспечения системы образования квалифицированными педагогическими кадрами.
Развитие системы профессионального образования возможно только в результате осознания негативных тенденций, таких как массовизация и доступность высшего обра-
зования и, как следствие, снижение престижа и востребованности среднего профессионального образования, инерционность системы СПО и медленный темп становления новой парадигмы профессионального образования, отвечающей задачам постиндустриального общества, основанного на знаниях, старение преподавательского состава образовательных организаций и отсутствие у значительной части педагогических работников компетенций, необходимых для модернизации подготовки кадров.
В Тувинской Автономной области, вошедшей в состав СССР только в 1944 г., весьма острой был вопрос подготовки педагогических кадров. В таких условиях в 1945 г. было открыто Кызылское педагогическое училище, сыгравшее важную роль в развитии системы образования в Туве.
Первоначально в Кызылское педагогическое училище принимали учащихся разного уровня подготовки. С момента открытия Кызылского педагогического училища, как и все профессиональные учебные заведения в СССР, работало по учебным планам, присланным из Министерства просвещения СССР. Учебные планы базового уровня подготовки специалистов среднего звена утверждались Министерством Просвещения СССР («Министерство Высшего и ССО СССР», «Государственный Комитет СССР по народному образованию»). Национально-регионального компонента в учебных
планах не было предусмотрено, соответственно на изучение родного языка, родной детской литературы, методики преподавания родного языка и других дисциплин этнокультурной направленности часов не выделялось. В таких условиях руководство училища поровну делило часы, отведенные на дисциплину «Родной язык и методика развития речи» с «Практикумом по логопедии».
На начальных этапах деятельности Кы-зылского педагогического училища приходилось решать не только организационные вопросы, но и общекультурные проблемы. В 1950-е гг.училище поступали учащиеся из всех районовТувы, и почти все они плохо владели русским языком. Приехавшим по направлению русскоязычным преподавателям Кызылского педагогического училища приходилось общаться с учащимися через переводчиков.
В разные годы в училище работали высококвалифицированные преподаватели: Г.В. Петрова, Л.В. Дятлову, П.П. Мазуревского, А.С. Мазуревскую, И.П. Чащухина, В.Л. Ладанову, К.П. Акулову и многих других. В училище длительное время работали, такие педагоги: А.С. Даржаа, В.А. Чернова, В.Т. Тугарина, А.В. Бахарева, И.В. Шестакова, А.М. Ондар, З.Л. Кочедыкова, К.С. Чымба, Ю.Г. Черников, В.М. Калошина [3].
В советский период отличительной особенностью управления системой образования являлось единообразие учебных про-грамм.В свою очередь, задача руководства Кызылского педагогического училища заключалась в реализации программы, в соответствии с требованиями вышестоящих контролирующих инстанций. Педагог не имел
права вносить свои дополнения, изменения, отступать от программы. За любые отклонения от программы контролирующими лицами налагались серьезные взыскания.
В Кызылское педагогическое училище из Министерства Просвещения СССР поступали и типовые программы государственных экзаменов. Так, в программу по дошкольной педагогике были включены вопросы общей педагогики, педагогики дошкольного и младшего школьного возраста, а так же отдельные вопросы частных методик, развивающие и подтверждающие основные положения курса педагогики. На основе типовой программы государственного экзамена преподаватели педагогики и частных методик должны были составить экзаменационные билеты, их обсуждали на заседании Предметно-цикловой комиссии (ПЦК), и заместитель директора училища по учебной части утверждал. За основу было рекомендовано взять примерные билеты, одобренные научно-методическим советом преподавателей психолого-педагогических дисциплинпедагогических училищ РСФСР. На устном государственном экзамене по педагогике с вопросами частных методик разрешалось пользоваться документами съездов и пленумов ЦК КПСС, программами по педагогике и частным методикам, программой воспитания в детском саду, справочником по дошкольному воспитанию[2].
С годами сложившийся опыт педагогической подготовки кадров показал непродуктивность практиковавшегося в то время метода обучения,основанного на зазубривании учебного материала. В то время как к выпускникам на Государственном экзамене предъявлялись серьезные требования, и они
должны были показать:
- знание основных документов КПСС и Советского правительства по вопросам коммунистического воспитания и народного образования;
- знание основных теоретических положений по курсу педагогики, умение опираться при их изложении на знание курса психологии, умение подтверждать теоретические положения примерами из передового опыта работы образовательных учреждений, педагогической практики;
- знание основных положений частных методик, умение опираться при их изложении на знания педагогики;
- знание основной современной психолого-педагогической литературы.
В 1970 - 1980-е гг. конкурс при поступлении на заочную форму обучения в педагогические специальности был большим. В сельских и городских образовательных учреждениях Тувинской АССР работали в то время в большом количестве лица, не имеющие специального образования, их обязывали получать высшее или среднее специальное образование, иначе они попадали под сокращение. На протяжении ряда лет по распоряжению Министерства образования Республики Тыва в Кызылское педагогическое училище принимали без вступительных экзаменов, прием осуществляли в форме собеседования. Это объясняется тем, что поступали на заочное отделение в основном лица, работающие в детских садах и школах, но не имеющие профессионального образования. Со своей стороны, Министерство просвещения Тувинской АССР вынуждено было временно принять решение об отмене вступительных экзаменов на заочное
отделение училища, чтобы сохранить кадры и выполнить требования вышестоящих инстанций. Как показала практика, такой прагматичный подход, способствовал ускоренному решению проблемы по закреплению педагогических кадров в сельских школах.
К этому времени у студентовуже не было языкового барьера, так как практически во всех районах Тувинской АССР проживало население различных национальностей, в школах работали много русскоязычныху-чителей. Следовательно, в основной массе школьники - будущие абитуриенты хорошо владели русской разговорной речью, что облегчало студентам усвоение учебного материала, изложение его в устной форме на занятиях и экзаменах. Работать с такими студентами в ту пору было одно удовольствие, так как их отличала жажда знаний, стремление учиться, овладеть знаниями, крайне необходимыми им в работе.Энтузи-азм педагогов и учащихся помогал достичь поставленных целей.
В начале 1970-х гг. в Кызылское педагогическое училище принимали абитуриентовна базе 8-летней школы, и их срок обучения составлял 3,5 года. Учебные планы для тех, кто окончил 8 и 10 классов, были раздельные: для выпускников 8 классов были включены дисциплины за среднюю школу (физика, химия, биология, математика), которые изучались в основном на первом курсе.
В 1980-х гг.в Туве была острая необходимость в специалистах более широкого профиля, и в Кызылском педагогическом училище начали готовить по специальности «Воспитатель детей дошкольного возраста и учитель начальных классов», что отвечало актуальным задачам подготовки педагогиче-
ских кадров.
В свою очередь, ужесточились требования к самим преподавателям училища: на работу в училище принимались специалисты, имеющие высшее педагогическое образование и стаж педагогической работы не менее 5 лет. Контролирующие органы требовали отстранения от занимаемой должности преподавателей, имеющих большой стаж работы по данной специальности, но не имеющих соответствующей квалификации. В следствие чего, преподаватели музыки Кызылского педагогического училищаимев-шиев основном среднее специальное образование, вынуждены были заочно получать высшее педагогическое образование. Такой подход к подбору кадров имел свои положительные результаты, качество подготовки специалистов в Кызылском педагогическом училищеповысилось.
Выпускники Кызылского педагогического училища имели высокий уровень владения методикой преподавания и работы с дошкольниками, поэтому их охотнее брали в школы и дошкольные образовательные учреждения. В условиях командно-планового принципа управления в СССР вакантных мест в образовательных учреждениях было достаточно, и поэтому весной в училище ежегодно проходило распределение выпускников по школам и дошкольным учреждениям Тувинской АССР. Выпускники с большим энтузиазмом поступали на работу в районные образовательные учреждения, а направление на работу гарантировало выпускнику жилплощадь, социальные льготы, в которые входили бесплатные дрова, уголь, электроэнергия и другие социальные льготы. Престиж педагогической профессии в
СССР был традиционно высок.
На современном этапе в Кызылском педагогическом колледже организована подготовка педагогических кадров в контексте реформирования системы среднего и высшего профессионального образования.В соответствии с Международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО среднее профессиональное образование приравнивается к практико-ориентированному высшему или до университетскому высшему образованию. Средние специальные учебные заведения в составе образовательных комплексов играют роль связующего звена между общим и начальным профессиональным образованием, с одной стороны, и высшим профессиональным образованием, с другой стороны: они позволяют сформировать систему поэтапного перехода от общего и практико-ориентированного образования к академическому и обеспечивают целостность многоуровневого образовательного процесса.
Кызылский педагогический колледж, как структурное подразделение ФГБОУ ВО «Тувинского государственного университета», единственной профессиональной образовательной организации Республики Тыва по подготовке педагогических кадров, неоднократно подтверждал высокий уровень работы.
С 2015 года Кызылский педагогический колледж активно включился в международное движение WorldSkills Russia: в 2015 в г. Красноярск; в 2016 г. в г. Южно-Сахалинск; 2018 в г Ярославль. Ежегодно на базе Кы-зылского педагогического колледжа ТувГУ проводятся отборочные Региональные чем-пионаты,работа площадок проводятся в соот-
ветствии с требованиями WorldSkillsRussia, Приказом Министерства образования и науки Республики Тыва, Программой открытого регионального Чемпионата «Молодые профессионалы WorldSkillsRussia» в Республике Тыва. С 2018 г. проводятся начальный и региональный этапы Всероссийской олимпиады профессионального мастерства среди студентов средних профессиональных образовательных организаций по компетенциям «Преподавание в младших классах» и «Физическая культура, спорт и фитнес» Все мероприятия направлены на решение ряда задач: проработка профессиональных компетенций студентами, профориентация выпускников, площадка для установления сотрудничества с будущим работодателями.
К региональным особенностям подготовки педагогических кадров в Кызыл-ском педагогическом колледже относится проработанные методики этнокультурной подготовки, являющиеся органичной составляющей профессиональной подготовки в соответствии с народными традициями. В Республике Тыва, где наблюдается всевозрастающий этнокультурный интерес к традициям и обычаям тувинского и других народов, педагогический работник должен быть компетентным в вопросах грамотной интеграции педагогических технологий с использованием элементов традиционной культуры. В Кызылском педагогическом колледже эта работа состоит из направлений: изучения учебных дисциплин (история, родной язык, национальная культура и т.д.); внеучебной деятельности (кружки, фольклорный ансамбль, проведение народных праздников, фестивали и т.д.) и практи-
ко-ориентированного аспекта (применение на практике способы общения, взаимодействия и сотрудничество с детьми разных национальностей) [1].
В 2018 г.знаменательным событием для колледжа, стало открытие Центр раннего развития детей, который является площадкой для проведения регионального чемпионата WorldSkills по компетенции «Дошкольное воспитание». В Центре раннего развития организованы группы полного дневного пребывания детей раннего дошкольного возраста. Студенты специальности 44.01.02 «Дошкольное образование» Кызылского педагогического колледжа ТувГУ - будущие-воспитатели детских садов проходят учебную и производственную практику на базе Центра, что способствует формированию общих и профессиональных компетенций. Опыт работы в Центре раннего развития открывает новые возможности для проведения практикоориентированных семинаров, курсов повышения квалификации для воспитателей Республики Тыва. Центр раннего развития, делает услуги по дошкольному образованию более доступными для населения, решает насущные семейные проблемы, содействует полноценному развитию ребенка раннего возраста.
В течение 75 лет, со дня открытия, бесспорно, Кызылский педагогический колледж имеет богатый опыт в подготовке национальных кадров, и вносит свой вклад в развитие педагогического образования Республики Тыва.
Поздравляем студентов и коллектив сотрудников со знаменательным событием -75 летним юбилеем колледжа!
Библиографический список
1. Дугарова Т. Ц. Кросскультурное исследование этнокультурной компетентности студенческой молодежи / Т. Ц. Дугарова, Л. П. Сагалакова. - Текст : непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. -2017. - №1. - С. 10-21.
2. Оюн М. М. Кызылское педагогическое училище как центр подготовки педагогических кадров Тувы / М. М. Оюн. - Текст : непосредственный // Вестник Хакасского государственного университета имени Н. Ф. Катанова. - 2014. - № 10. - С. 124-127.
3. Педагогическое образование в Туве : научная мысль. История. Люди : посвящается 50-летию педагогического образования в Туве. - Кызыл : Тувинское книжное издательство, 2003. - 256с. -Текст : непосредственный.
References
1. Dugarova T. Ts. Krosskul'turnoe issledovanie ehtnokul'turnoi kompetentnosti studencheskoi molodezhi [Cross-cultural research of ethnocultural competency of the student youth]. Buryat State University Journal, 2017. No.1. Pp. 10-21. (in Russian)
2. Oyun M. M. Kyzylskoe pedagogicheskoe uchilishhe kak tsentr podgotovki pedagogicheskikh kadrov Tuvy [Kyzyl Pedagogical School as a center for training the pedagogical staff of Tuva]. Katanov Khakass State University Journal. 2014. No. 10. Pp. 124-127. (in Russian)
3. Pedagogicheskoe obrazovanie v Tuve : nauchnaya mysl'. Istoriya. Lyudi : posvyashhaetsya 50-letiyu pedagogicheskogo obrazovaniya v Tuve [Pedagogical Education in Tiva. History.]. Kyzyl, Tuvan Book Publ., 2003. 256 p. (in Russian)
Сагалакова Лидия Петровна - преподаватель предметно-цикловой комиссии педагогики и психологии Кызылского педагогического колледжа. E-mail:[email protected] Оюн Марианна Монгун-ооловна - преподаватель предметно-цикловой комиссии педагогики и психологии Кызылского педагогического колледжа. E-mail:[email protected]
Lidia P. Sagalakova - teacher at the Subject-Cycle Commission of Pedagogy and Psychology, Kyzyl Pedagogical College. E-mail: [email protected]
Marianna M. Oyun - teacher at the Subject-Cycle Commission of Pedagogy and Psychology of the Kyzyl pedagogical College. E-mail:[email protected]
Дата поступления статьи в редакцию 21.10.2019