3. Гончар, И. Л. Плавание: теория и методика преподавания: учеб. / И. Л. Гончар. - Минск, 2005.
4. Фирсов, З. П. Плавание для всех / З. П. Фирсов. - М: Физкультура и спорт, 1983.
5. Еремеева, Л. Ф. Научите ребёнка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста: методическое пособие / Л. Ф. Еремеева. - СПб.: «Детство-пресс», 2005. - 112 с.
6. Васильев, В. С. Обучение детей плаванию / В. С. Васильев. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 96 с.
7. Булгакова, Н. Ж. Познакомьтесь: плавание / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 95 с.
© Кузнецова Ж. В., 2014
УДК 337.3(571.52)
КЫЗЫЛСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧИЛИЩЕ КАК ЦЕНТР ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ТУВЫ
М. М. Оюн
Кызылский педагогический колледж Тувинского государственного университета
В статье представлены сведения из истории становления Кызылского педагогического колледжа, первого профессионально-педагогического учебного заведения Тувы. Показан большой вклад педагогического коллектива училища в подготовку национальных педагогических кадров в контексте современных проблем отечественного образования.
Ключевые слова: педагогическое училище (колледж), национальное образование Тувы, педагогические кадры, система подготовки специалистов, педагогическая деятельность, практический опыт.
В процессе модернизации образования в современной России особое внимание уделяется вопросам становления и развития системы регионального национального образования. Осуществляемое на современном этапе введение многоуровневой системы образования в полиэтничной России в целях успешной интеграции в европейское образовательное пространство возможно лишь при условии сохранения национальных достижений и культурных традиций в вопросах образования с учётом отечественного исторического опыта. Одним из своеобразных национальных российских регионов с самобытной историей, культурой и этническими традициями является Тува, вошедшая в состав СССР в 1944 году.
Следуя исследовательским традициям в отечественной науке, принято изучать историко-педагогические работы по хронологическому принципу: дореволюционные работы (до 1917 г.), работы советского (1917-1991 гг.) и постсоветского периодов (с 1991 г. по настоящее время). В работах исследователей дореволюционного периода: Б. Б. Веселовского, В. И. Водовозова, Н. О. Вышнеградского, П. Ф. Каптерева, Г. И. Фальборк, А. Н. Фукса, Н. В. Чехова и других - заложены традиции изучения отечественной системы образования, описаны особенности становления школьного дела, показаны пути развития педагогического образования, раскрыт вклад выдающихся государственных и общественных деятелей в дело просвещения и образования народов России.
Среди значимых педагогических исследований по истории народного образования в целом и в подготовке педагогических кадров, в частности, созданных в начале ХХ века, выделили работы А. И. Анастасиева, М. И. Демкова, С. А. Золотарева, Д. А. Исакова, Н. П. Малиновского, А. П. Пинкевича, С. В. Рождественского, М. И. Успенского и др. В них содержатся ценные сведения о вкладе российских педагогов-просветителей, прогрессивных учёных, общественных деятелей в развитие народного образования России.
В советской историко-педагогической литературе имеются фундаментальные монографии и коллективные исследования по проблемам подготовки учителей для системы отечественного народного образования (Э. Д. Днепров, С. Ф. Егоров, П. А. Зайончковский, Е. Н. Медынский, Е. Г. Осовский, А. В. Ососков, Ф. Г. Па-начин, Б. К. Тебиев и др.), раскрывающие социально-исторические аспекты становления и развития учительства в России, что также значимо для нашей работы.
Среди современных историко-педагогических исследований, посвящённых разным аспектам системы национального образования, её характеристике и тенденциям развития, обращают на себя внимание идеи взаимозависимости и обусловленности образования социокультурными детерминантами, а также ценностно-смысловые трактовки отечественного опыта создания национальных, этнорегиональных систем образования (А. П. Беликова, Л. Н. Беленчук, М. В. Богуславский, Г. Н. Волков, Р. Б. Вендровская, Б. С. Гершунский, С. В. Грачёв, Т. Б. Игнатьева, М. Н. Кузьмин, А. Б. Панькин, Т. Н. Петрова, З. И. Равкин, Ф. Г. Ялалов и др.).
Исследование исторического прошлого педагогического образования в Республике Тува даёт возможность выявить генезис становления педагогических традиций, позитивный опыт сохранения этнического своеобразия, а также позволяет предвидеть основные тенденции развития национально-этнического образования в условиях нарастающей глобализации и поликультурности в будущем. Одной из наших научно-исследовательских задач является показ самобытного педагогического опыта на примере деятельности Кызылского педагогического училища, созданного на начальном этапе советского строительства в Туве.
Тувинской системе образования посвящено несколько специальных исследований, в частности, монография Н. А. Сердобова «Народное образование в Туве» [1], где впервые были представлены аналитические данные о создании национального образования Тувы в условиях присоединения к СССР. Заслуживают внимания статьи и диссертационная работа современного исследователя М. В. Монгуш по истории народного образования Ту-
вы [2], в которых поэтапно раскрыты вопросы школьного образования, историко-культурные условия создания тувинской письменности (см. об этом также работу [3]), подготовка педагогических кадров преимущественно в советский период, однако без учёта новой социокультурной ситуации в постсоветской системе образования.
В диссертационных педагогических исследованиях К. Б. Салчак, Л. П. Салчак, Г. Д. Сундуй, А. С. Шаалы, Т. Т. Мунзук содержатся ориентировочные сведения о педагогической деятельности первых учителей Тувы, приводятся отдельные факты об их профессиональной подготовке, раскрываются особенности подготовки учителей для тувинских школ, показаны пути использования народно-педагогических идей в практике школьного обучения и воспитания. Проблемы народного образования в Туве частично рассмотрены в работах современных учёных: Л. К. Аракчаа, Р. Р. Бегзи, Д. С. Куулар, Г. М. Селиверстовой, Б. К. Ондар, Х. Д. Ооржак, Л. А. Сат, О. Д. Тапышпан и др. Тувинским педагогам XIX и ХХ веков посвящены отдельные научные и многочисленные научно-популярные работы, в которых с позиций своего времени актуализированы их педагогические достижения, практический опыт, что в целом способствует развитию педагогической мысли в регионе. Отметим, что сами авторы являлись и являются известными педагогами-исследователями национальной системы образования.
Большой интерес представляет для современников научно-популярное издание «Педагогическое образование в Туве: Научная мысль. История. Люди» [4]. В книге предпринята попытка авторов показать историко-культурные, социальные предпосылки, условия становления и развития системы педагогического образования Тувы. Данная коллективная книга, рассчитанная на широкий круг читателей, представляет собой своеобразное энциклопедическое издание с большим объёмом интересных биографических фактов из воспоминаний, но вместе с тем в ней отсутствует, строго научное описание.
В научных работах по отечественной истории имеется содержательный анализ культурно-просветительской деятельности в Туве в ХХ веке. Одной из последних работ, посвящённых истории формирования национальной тувинской интеллигенции, является монография Р. Ш. Харунова, где показан большой вклад первых педагогов, преподавательской и научной интеллигенции в развитие тувинской культуры, народного образования. Труд этот написан на основе архивных материалов и имеет несомненное теоретическое значение [5]. Аналитический обзор источников по нашей теме показал, что вопрос становления педагогического образования в Туве в науке об истории педагогики и образования раскрыт неполностью, так как имеются недостаточно изученные педагогические факты и явления.
В трудах известных тувинских историков (Ю. Л. Аранчын, В. А. Дубровский, В. Копеел, М. Б. Кенин-Лопсан, М. Х. Маннай-оол, Н. М. Моллеров, В. К. Монгуш, Н. А. Сердобов и др.) и педагогов (Р. Р. Бегзи, К. Б. Салчак, Л.П. Салчак, М. Хадаханэ и др.) отмечено, что Кызылское педагогическое училище (ныне - университетский колледж ТувГУ) явилось основной кузницей подготовки педагогических кадров в Туве в деле укрепления системы народного образования республики в советский период. К моменту вхождения Тувы в состав СССР педагогическое образование было представлено преимущественно краткосрочной курсовой подготовкой учителей, а также приглашением из других регионов РСФСР квалифицированных специалистов. Так, в 1944 году из 330 коренных тувинских учителей 192 человека имели 7-классное образование, со стажем работы свыше 5 лет насчитывалось 47 педагогов [4, с. 17]. Серьёзной проблемой являлась подготовка педагогических кадров для национального региона, способных работать без переводчиков.
Кызылское педагогическое училище было создано в 1945 году, году Великой Победы над германским фашизмом, через год после вхождения в состав СССР (1944 г.). Основанием для создания учебного заведения явилось постановление Совета народных комиссаров СССР «Об улучшении дела подготовки учителей...». В условиях послевоенной разрухи, острой нехватки материальных и человеческих ресурсов во всех сферах экономики и промышленности советское государство выделило средства для развития педагогического образования в регионе не случайно: именно от подготовленных педагогических кадров зависело общее развитие стратегически важной региональной экономики, культуры и образования. Педагогическое училище сыграло важнейшую роль в развитии начального и дошкольного образования в Туве. Первые учащиеся, приехавшие из отдалённых районов, обучались на полном государственном обеспечении. Их было 60 человек: 30 русских студентов и 30 тувинцев [4]. Приём студентов постоянно увеличивался, и через три года только на заочном отделении обучались уже 380 человек. Почти за 70-летний период своего существования Кызылское училище (колледж) подготовило около 8 тысяч специалистов в области дошкольного, начального образования, физической культуры, трудового обучения [6].
У истоков зарождения образовательных традиций училища стояли такие подвижники народного образования в Туве, как Григорий Васильевич Корнев - первый директор училища, его заместитель - Семён Чизепеевич Урояков, Анна Сергеевна и Павел Иосифович Мазуревские, Вера Лукинична Ладанова, Людмила Владимировна Дятлова, Игорь Чаагович Эргил-оол, Иннокентий Петрович Чащухин, Клавдия Павловна Окулова и многие другие, чья жизнь и педагогическая деятельность оставили неизгладимый след в сердцах учеников. Это были профессионалы, обладавшие высокой культурой, сочетавшей в себе духовное богатство и интеллигентность. Личный пример дружеских отношений интернационального преподавательского состава стимулировал интерес студентов из глубинки к русскому языку, познанию нового.
Первые учащиеся училища охарактеризованы исследователями как «упорные, трудолюбивые, с огромной тягой к знаниям» [4, с. 18]. Зачастую преподаватели - «башкы» были моложе своих студентов, имевших трудовой опыт или опыт службы в армии. 1950-е годы ознаменованы становлением педагогических интернациональных традиций, так как педагогический и ученический коллективы были смешанными по составу: русские, ту-
винцы, хакасы и др. Особое внимание уделялось языковой подготовке студентов-тувинцев: общение осуществлялось обычно на двух языках: тувинском и русском. В это время училище в основном готовило учителей для начальной школы, затем было открыто отделение по подготовке учителей труда, черчения и физического воспитания, поскольку потребность в этих специалистах была огромная. Возникли спортивные традиции: туристические походы, соревнования разного уровня, совместные поездки педагогов и учащихся по районам, в соседние регионы. Естественную тягу тувинской молодёжи к национальной борьбе руководители секций и заведующий отделением физической культуры В. М. Петров направили на подготовку спортсменов высокого уровня. Приведём отрывок из воспоминаний заведующего отделением физической культуры В. М. Петрова известно: «Условий для занятий не было, приходилось ездить, а иногда ходить на занятия, на спортивные игры в школу № 4 (г. Кызыла - курсив автора), но формировались, выкристаллизовывались прекрасные спортсмены. В республике славились наши лыжники и борцы, среди них можно назвать чемпионов Республики Тува Бай-Кара Семёна, братьев Григорьевых (Михаила и Николая), Санникова Николая, Шамова Василия; борцов - Ондар Владимира, Деспижек Александра» [4, с. 20]. Всесторонняя развитость педагогов заражала студентов: они постепенно становились участниками студенческой самодеятельности, любительских театральных постановок, учились сочинять стихи, петь и танцевать, не считая частых трудовых субботников и политических праздничных митингов, парадов и шествий.
Дух творчества и увлечённости общим делом царил в училище и в последующие годы. Печальной страницей в истории училища останется трагически оборвавшаяся жизнь бессменного в течение 20 лет завуча училища Ладановой Веры Лукиничны, выпускницы Московского педагогического института им. В. И. Ленина. По воспоминаниям Г. М. Селиверстовой, кандидата педагогических наук, доцента, выпускницы педучилища 1958 года, «Вера Лукинична Ладанова, высоко ценя гуманистические идеи русской педагогики, все свои силы отдавала их утверждению в педагогическом училище. Благодаря вере Лукиничне, в нём не было авторитаризма, между преподавателями и учащимися устанавливались отношения, которые сейчас в педагогической науке называются отношениями равнопартнёрства и сотрудничества.
Её вклад в подготовку учителей для начальной школы Тувы неизмерим. В течение двух десятилетий она определяла судьбу учебного заведения, судьбы его воспитанников и наставников, а через выпускников оказывала и до сих пор продолжает оказывать большое влияние на обучение и воспитание детей в школах республики» [4, с. 21].
Последователями и единомышленниками В. Л. Ладановой в педагогической деятельности училища стали такие замечательные педагоги, как А. В. Бахарева, А. С. Даржаа, В. Т. Тугарина, О. Ш. Танова, Л. И. Аран, Т. Т. Тихонова, М. М-Ч. Саая, Т. С. Долгополова, В. М. Калошина, Г. Б. Чертова. Лишь немногие из них продолжают сегодня свою профессиональную деятельность в колледже. Но именно они являются хранителями традиций и проводниками бесценного опыта работы педагогов прошлых лет для последующих поколений преподавателей. Из соратников В. Л. Ладановой двое удостоены медали «За доблестный труд», 8 преподавателей являются Почётными работниками СПО РФ, в колледже трудятся 15 отличников образования РФ, 10 заслуженных работников образования Республики Тува. В этом есть и заслуга наставника по призванию В. Л. Ладано-вой.
В 1988 году Кызылское училище, не имевшее своего помещения, переехало в новое трёхэтажное здание, состоящее из двух объединенных корпусов: учебного и общежития для студентов. В новом здании началась новая жизнь учебного заведения, в которой отразились перемены и преобразования, развернувшиеся в стране в ходе перестройки. Перемены потребовали от педагогического коллектива училища осознания и переоценки многих сложившихся ценностей, в том числе и изменения форм и методов обучения, заставили более активно применять новые технологии, тщательно изучать развивающие методики, тесно сотрудничать с кафедрами педвуза, заниматься исследовательской деятельностью. И в 1996 году педучилище стало структурным подразделением Тувинского государственного университета, что сконцентрировало систему подготовки педагогов в логике высшего образования. Сохраняя лучшие традиции подготовки педагогов разного профиля, Кызылское педагогическое училище следует одновременно жизненным изменениям в новом образовательном пространстве.
В 2001 году педучилище получило статус университетского колледжа, и его коллектив, с марта 2002 года возглавляемый П. М. Тапышпаном, направил свои усилия на реализацию задач качественной подготовки специалистов на новом уровне, для чего была значительно укреплена материально-техническая база колледжа, созданы условия для перехода на двухуровневую систему подготовки специалистов. Значимым инновационным проектом стала информатизация образовательного процесса с внедрением современных информационно-коммуникативных технологий. Одной из специфических особенностей образовательной деятельности педагогов колледжа остаётся подготовка специалистов разного профиля из числа выпускников сельских национальных школ, слабо владеющих русским языком и плохо адаптирующихся к городским условиям жизни, что требует активной воспитательной работы преподавателей колледжа. В связи с этим создание благоприятных социокультурных и бытовых условий обучения студентов 1-2 курсов остаётся актуальной педагогической задачей.
С 2002 года учебно-воспитательный процесс осуществляется по новым Федеральным государственным стандартам повышенного уровня. Реализуется программа двухступенчатой подготовки («колледж - вуз»), что мотивирует на постоянный поиск путей оптимизации учебного процесса. В частности, большое внимание уделяется научно-методической работе преподавателей и студентов. Методической службой колледжа в предметных комиссиях активизирована работа по созданию учебно-методических комплексов; в результате такой рабо-
ты созданы первые учебные и методические пособия для студентов, подготовленные преподавателями и учитывающие регионально-этнические особенности образовательного процесса.
Сегодня в колледже обучаются более 700 студентов на очном и заочном отделениях по следующим специальностям: «Преподавание в начальных классах», «Дошкольное образование», «Физическая культура», «Кор-рекционная педагогика в начальном образовании», «Специальное дошкольное образование», «Адаптивная физическая культура», «Документационное обеспечение управления и архивоведения», «Социальная работа», «Педагогика дополнительного образования», «Компьютерные сети». Одной из тенденций развития педагогического образования в Туве является соблюдение традиции взаимосвязи школьной практики и теоретических исследований, осуществляемых педагогами совместно со студентами, участие в экспедиционных исследовательских проектах в отдалённых районах Тувы. Научно-исследовательская работа студентов развивается на примере преподавателей, которые ежегодно участвуют в работе конференций разного уровня: от вузовского до международного. Организация исследовательской деятельности студентов в колледже предполагает развитие их познавательной, поисково-исследовательской деятельности в разных формах: защита реферата, курсовой и дипломной работы, самостоятельная научная работа.
Важнейшим звеном в системе профессиональной подготовки учителя является учебно-производственная практика. На разных этапах обучения в колледже ведутся разнообразные виды практик, предусмотренные Федеральными государственными стандартами профессионального образования. Они отличаются друг от друга по целям, содержанию, степени самостоятельности студента-практиканта в проведении конкретных учебно-воспитательных мероприятий. Переходя от одного вида педпрактики к другому, студент шаг за шагом приближается к моменту, когда он оказывается в состоянии вполне целенаправленно и успешно осуществлять учебно-воспитательную работу учителя.
Традиционной базой практики является сложившаяся система столичных и кожуунных школ, а также дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей республики. Государственная практика студентов в школах республики для лучших из них становится местом их дальнейшей профессиональной деятельности. Исторически сохраняется традиция подготовки и проведения открытых уроков выпускным курсом в период преддипломной практики, что демонстрирует уровень готовности студента к осуществлению профессиональной деятельности в национальной школе. Анализ сложившегося опыта подготовки специалистов в Кызылском педагогическом колледже за 70 лет показывает, что он остаётся в системе педагогического образования республики важнейшим структурным звеном, формирующим из подростков и юношей квалифицированных специалистов для Республики. Эта система открытая, она позволяет желающим продолжить свое образование в высшей школе и одновременно ориентирует на расширение профессиональных предпочтений выпускников.
Кызылский педагогический колледж осуществляет обширную культурно-просветительскую, воспитательную функции, способствует расширению социокультурного опыта обучающихся, формирует поликультурную и полиэтничную образовательную среду. В формировании гражданско-патриотической, этнической идентичности тувинской молодёжи педагогический колледж играет важную роль, так как имеет достаточно богатый накопленный опыт педагогической деятельности с молодёжью, родительской общественностью и социальными органами. Престиж современного колледжа обеспечивается многолетними образовательными традициями и высококвалифицированными преподавателями, многие из которых имеют почетные звания или учёные степени и звания. Таким образом, за прошедшие 70 лет поступательного исторического развития Кызылское педагогическое училище стало по-настоящему важнейшим центром профессионально-педагогической подготовки квалифицированных национальных кадров Тувы, обладающих передовыми знаниями и новыми педагогическими технологиями.
Библиографический список
1. Сердобов, Н. А. Народное образование в Туве / Н. А. Сердобов. - Кызыл, 1953. - 136 с.
2. Монгуш, В. Ч. Первые русские школы на территории Тувы в начале XX в. / В. Ч. Монгуш // Научные труды Тувинского государственного университета. - Кызыл, 2005. - Вып. 2. Том 1. - С. 16-18.
3. Создание тувинской национальной письменности (публикации) // Учёные записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл, 1960. - Вып. 8. - С. 260-271.
4. Педагогическое образование в Туве. Научная мысль. История. Люди. - Кызыл, 2003. - 156 с.
5. Харунов, Р. Ш. Формирование интеллигенции в Тувинской Народной Республике (1921-1944) / Р. Ш. Харунов. - Абакан: Издательство
ООО «Журналист», 2009. - 144 с.
6. Оюн, М. М. Отчёт о работе психолого-педагогической ПЦК за 2010-2011 уч. год (рукопись) / М. М. Оюн. - Кызыл, 2011.
© Оюн М. М., 2014