К 50-ЛЕТИЮ КЫЗЫЛСКОГО КОЛЛЕДЖА ИСКУССТВ
Е. К. Карелина1
Аннотация: В статье делается обзор двух научно-практических конференций, прошедших в апреле 2010 года в Кызылском колледже искусств и посвященных 50-летнему юбилею учебного заведения.
Ключевые слова: искусство, культура, наука, образование, конференция, доклады, тувинская музыка, тувинское искусство.
TO THE 50TH ANNIVERSARY OF KYZYL COLLEGE OF ARTS
E. K. Karelina
Abstract: Article reviews two scientific conferences that had been held on April 2010 in Kyzyl College of Arts devoted to it's 50th anniversary.
Keywords: arts, culture, science, education, conference, reports, Tuvan music, Tuvan arts.
В 2010 году Кызылский колледж искусств им. А. Б. Чыр-гал-оола отмечает 50-летний юбилей. Изначально это было Кызыл-ское музыкальное училище, в дальнейшем оно стало училищем искусств, а в декабре 2009 г. получило статус колледжа. С момента своего основания и до сих пор это учебное заведение остается главной кузницей кадров для отрасли культуры и искусства нашей республики, своего рода национальной консерваторией.
1 Карелина Екатерина Константиновна — кандидат искусствоведения, заместитель директора по научно-методической работе Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола, доцент Тывинского государственного университета, заслуженный деятель искусств Республики Тыва.
Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_6/1751-
karelina.html
306
50-летию училища-колледжа посвящены многие мероприятия коллектива, в том числе и две апрельские научные конференции.
14 апреля состоялась студенческая научно-практическая конференция «Культурное наследие и молодежь XXI века». Организатором конференции выступили члены научного студенческого клуба «URAN». Клуб существует третий год, не только помогая прививать студентам вкус к научно-исследовательскому труду, но и способствуя проявлению творческих способностей в непривычном для ребят амплуа (для большинства легче выступить на сцене, что-то сыграть, нарисовать, станцевать, спеть). Первым куратором клуба была И. В. Подик, ныне им руководит молодой преподаватель Р. М. Булугун. Название клуба было придумано его первыми членами, которых привлекла смысловая объемность слова «URAN», связанного с планетой, химическим элементом, божеством Неба в древнегреческой мифологии и тувинским уран-чуул (искусство). Из первых букв слова родился девиз клуба: «Учимся, Работаем, Анализируем, Находим!».
Программа конференции содержала 13 запланированных выступлений, но из-за болезни некоторых участников были заслушаны 10 докладов. Работа конференции проходила в просторной аудитории (№ 39), среди слушателей были студенты и преподаватели колледжа, а также гости из учреждений культуры РТ.
Тематика представленных докладов была связана не только с курсовыми и дипломными работами, но и с исследовательскими проектами студентов, выполненными по личной инициативе в связи с собственными творческими интересами: «Факторы формирования оптимального социально-психологического климата в библиотеке» (Олеся Куулар, 3 курс отделения культуры, спец. «Биб-
307
лиотековедение»); «История детской музыкальной школы Монгун-Тайгинского кожуна» (Чейнеш Сурунмаа, 3 курс музыкального
отделения, спец. «Народные инструменты (тувинские)»); «Основные направления работы клубных учреждений РТ и её перспективы» (Белек Сагды, 4 курс отделения культуры, спец. «Народное инструментальное творчество (СКД и НХТ)»); «О некоторых особенностях культуры тувинской молодежи сумона Цэнгэл Баян-Ульгийского аймака Республики Монголии» (Ганчимэг Чимэддорж, 4 курс музыкального отделения, спец. «Народные инструменты (тувинские)»); «Проект современного развлекательного центра для организации семейного досуга» (Нелля Ооржак, 4 курс отделения культуры, спец. «Хореографическое творчество (СКД и НХТ)»); «А. В. Александров — создатель и руководитель Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии» (Вера Шмыгалёва, 2 курс музыкального отделения, спец. «Хоровое дирижирование»); «Музыкально-общественная деятельность М. А. Балакирева» (Мария Кожакова, 2 курс музыкального отделения, спец. «Теория музыки»). Научными руководителями представленных работ стали преподаватели Р. М. Булугун, С. Б. Ондар, И. В. Подик, Ч. П. Сат, В. Г. Сибирцева. Особый интерес слушателей вызвал доклад студентки из Монголии, ей было задано много вопросов об особенностях культурной жизни сенгельских тувинцев.
В рамках конференции традиционно проводился конкурс на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу, поэтому все выступления по различным критериям оценивались жюри.
Председатель жюри — Р. Ш. Харунов, кандидат исторических наук, начальник отдела организации научных исследований Тывинского государственного университета. Члены жюри: С. В. Донгак,
308
зам. начальника Управления по науке, инновациям и национальному проекту «Образование» Министерства образования, науки и молодежной политики РТ; Е. К. Карелина, кандидат искусствоведения, зам. директора ККИ по научно-методической работе, доцент ТывГУ, заслуженный деятель искусств РТ; И. О. Ондар, председатель ПЦК, член Научно-методического совета ККИ, аспирант ТывГУ, заслуженный работник культуры РТ; З. К. Казанцева, преподаватель-ветеран ККИ, заслуженный работник культуры РТ. Отметим, что Р. Ш. Харунов и С. В. Донгак уже третий год участвуют в работе жюри студенческой конференции колледжа, поэтому могут наблюдать процесс развития НИРС в учебном заведении. Пожелания и замечания председателя жюри весьма полезны студентам и преподавателям колледжа для устранения недостатков и совершенствования данной стороны образовательного процесса.
В этот раз жюри решило, что авторы двух самых лучших докладов (разноплановых по тематике, но равнозначных по оценочным критериям) разделят между собой I место, а II место было решено не присуждать. Победители получили грамоты от Министерства образования РТ, а также денежные премии от администрации колледжа, это:
Людмила Аргунова, студентка 4 курса музыкального отделения, специализация «Инструменты народного оркестра (баян)», тема доклада — «Инструментальные ансамбли в истории отделения народных инструментов Кызылского колледжа искусств им. А. Б. Чыргал-оола» (научный руководитель И. М. Магеро) — I место, премия 800 рублей.
Ай-Хаан Адыг-оол, студент 2 курса художественного отделения, специализация «Живопись», тема доклада — «Граффити
309
— современная настенная живопись (из истории вопроса)» (научный руководитель Н. В. Василовская) — I место, премия 800 рублей.
Марьяна Аракчаа, студентка 3 курса отделения культуры, специальность «Библиотековедение», тема доклада — «Эволюция ценообразования на платные услуги библиотек г. Кызыла» (научный руководитель И. В. Подик) — III место, премия 500 рублей.
Научные руководители победителей были отмечены благодарственными письмами Министерства образования, науки и молодежной политики РТ, остальные участники конференции были премированы ценными подарками (книгами). По окончании мероприятия члены студенческого клуба отметили данное событие веселым чаепитием.
28 апреля в Концертном зале колледжа состоялась пятая научно-практическая конференция «Культура Тувы: прошлое и настоящее», программа которой состояла из докладов преподавателей. Впервые она была проведена в 2004 году.
Идея нынешней конференции, в отличие от предыдущих (содержание которых выстраивалось по принципу «от прошлого
— к настоящему»), была несколько иной: первую часть решено было посвятить актуальным вопросам дня сегодняшнего, что волнует преподавателей, готовящих специалистов данной сферы, вторую часть — вопросам теории и истории тувинской культуры, осмыслению прошлого. А завершилась конференция презентацией книги, само название которой соединяет Прошлое с Настоящим — «История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней» (М.: Композитор, 2009).
310
Так получилась трехчастная структура, без дробления на секции. Секционный принцип не раз использовался в практике проведения конференций колледжа, однако многие заинтересованные преподаватели после высказывали замечания, что им хотелось послушать разные доклады, но не удалось этого сделать из-за параллельной работы секций. Поэтому данная конференция была проведена по сквозному принципу.
Традиционно конференции колледжа открываются музыкальным номером. В этот раз выступали выпускницы музыкального отделения, баянистки Ажыкмаа Айыжы и Людмила Аргунова, исполнившие дуэтом «Молдавский танец» А. Корчевого. С приветственным словом к участникам конференции выступил директор колледжа, заслуженный работник культуры Тувы и России В. В. Нагорный.
Далее были заслушаны 14 докладов. Приводим аннотации докладов.
Часть I: Актуальные вопросы специального образования в сфере культуры и искусства Тувы
Подик Ирина Витальевна, зам. директора по практическому обучению ККИ, соискатель кафедры библиотековедения Российской государственной библиотеки (г. Москва) — «Интернет-экзамен как современная форма мониторинга качества образования».
Животрепещущей проблемой для многих педагогов является новая форма контроля знаний. В докладе был озвучен опыт других учебных заведений, специфика организации и содержательный аспект такого рода испытаний. Данный доклад был призван внести ясность в этот сложный вопрос, подготовить коллектив
311
колледжа к проведению Интернет-экзамена, первый из которых (пока пробный) намечен на конец текущего учебного года.
Монгуш Чечек Кызыл-ооловна, преподаватель ККИ, аспирантка Красноярского художественного института — «Саая Когел Мижитеевич — Учитель с большой буквы».
В условиях, когда специальная литература по изобразительным видам искусства Тувы крайне малочисленна, любые работы в данной области можно только приветствовать. Учитывая, что автор доклада — не только ведущий специалист в области современной тувинской графики, но и работает над искусствоведческой диссертацией по тувинскому орнаменту, тесно общается с многими мастерами, высказанная оценка деятельности К. М. Саая как продолжателя народных традиций в различных областях декоративноприкладного искусства заслуживает пристального внимания.
Василовская Надежда Васильевна, преподаватель ККИ, отличник культуры СССР — «Формирование педагогических способностей в процессе практического обучения студентов художественного отделения Кызылского колледжа искусств им.А. Б. Чыргал-оола».
Один из самых опытных преподавателей-методистов, более 15 лет курирующая процесс педагогической практики студентов художественного отделения колледжа, поделилась своим опытом. Наблюдения Н. В. Василовской доказывают, что далеко не всегда учебные успехи по специальным дисциплинам являются гарантией успеха на педагогическом поприще. Чтобы стать хорошим учителем рисования в школе, нужно многому научиться: преодолеть свойственную художественному цеху неразговорчивость, интересно преподносить учебный материал, четко распределять
время на уроке, найти нужный тон в общении со школьниками.
312
Это важная составляющая работы колледжа, который готовит не только живописцев, но и преподавателей ИЗО.
Булугун Роланда Маадыр-ооловна, преподаватель ККИ — «Профессиональная направленность личности студентов Кызыл-ского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола, обучающихся по специальности 'СКД и НХТ"».
Молодой педагог, выпускница Московского университета культуры, с первых дней работы в коллективе стремится к профессиональному самосовершенствованию, что продемонстрировал доклад, в котором автор попыталась проанализировать полученные в ходе анкетирования данные, вскрывшие некоторые противоречия между представлениями студентов о будущей профессии и их реальными учебными устремлениями.
Мишина Елена Леонидовна, преподаватель ККИ — «Музыкально-теоретическая подготовка преподавателей ДМШ и ДШИ РТ на современном этапе (итоги 1-го семестра республиканских курсов повышения квалификации)».
Автор доклада специализируется на работе с детьми, являясь квалифицированным педагогом-методистом в области музыкального образования. Прошедшие в марте с.г. на базе колледжа курсы повышения квалификации вскрыли ряд проблем, которые стали объектом осмысления автора доклада. Добавим, что педагоги колледжа (Е. Л. Мишина, Н. А. Баркова, З. К. Казанцева) разработали новую учебную программу и фонохрестоматию по курсам «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» для школ искусств нашей республики, поскольку школьные преподаватели очень нуждаются в такого рода учебно-методических пособиях.
313
Ондар Сайлыкмаа Балчировна, преподаватель ККИ — «Проблемы и перспективы оркестра тувинских национальных инструментов Кызылского колледжа искусств им.А. Б. Чыргал-оола».
Являясь руководителем студенческого оркестра тувинских инструментов колледжа, автор доклада на основе практического опыта осмыслила ряд проблем, которые возникли в процессе развития исполнительства на тувинских инструментах. Важным в этом плане стало сравнение типов партитур, применяемых для аранжировки музыки на тувинский оркестр И. Г. Мининым, Т. Т. Балдан, А. П. Курченко, А. С. Монгуш. Дискуссионный вопрос дня сегодняшнего: на каких инструментах обучать студентов — традиционных или модернизированных? Автор доклада придерживается позиции своего педагога, основательницы отделения тувинских инструментов колледжа Татьяны Балдан, которая считала, что музыкальное образование должно давать ученикам более широкие возможности в плане постижения мировой музыкальной культуры, а поэтому решение следующее: обучать студентов надо как на модернизированных, так и на традиционных инструментах.
Монгуш Ульяна Очур-ооловна, концертмейстер ККИ — «Особенности работы пианиста-концертмейстера в классе тувинских струнно-смычковых инструментов».
В связи с заявленной темой, перед докладом прозвучал музыкальный номер «Уулен бор» Ц. Сухбаатора в исполнении выпускника музыкального отделения Батсуха Доржа (игил) и концертмейстера — автора доклада. В данном случае, связь теории и практики была особенно наглядной.
314
Часть II: Теоретические и исторические аспекты тувинской культуры
Монгуш Аясмаа Данзы-Белековна, кандидат искусствоведения, научный сотрудник сектора культуры ТИГИ — «Пентатоника в народных тувинских песнях: новые методы анализа».
Бывшая выпускница колледжа, А. Д.-Б. Монгуш продолжает преподавать в нем в качестве педагога музыкально-теоретических дисциплин. Материалы недавно защищенной кандидатской диссертации теперь требуют адаптации для их практического применения в учебном процессе, поскольку множество музыкантов Тувы по-прежнему пользуются устаревшими понятиями и представлениями о пентатонике. Поэтому доклад вызвал живой интерес, вопросы и пожелания иметь методическую разработку по данной теме.
Монгуш Ульяна Очур-ооловна, научный сотрудник рукописного фонда ТИГИ, аспирант ТывГУ — «О проблемах музыкальной терминологии в тувинском языке».
Сразу оговоримся, что вторая Ульяна Очур-ооловна Монгуш (её полная тезка) выступала в конце 1-й части конференции) — также наша выпускница. Оставаясь в родном колледже педагогом музыкально-теоретических дисциплин, У. О. Монгуш имеет возможность наблюдать на практике процесс применения музыкальных терминов в родной речи. Доклад получился не только информативным, но и интерактивным: общение с аудиторией продемонстрировало современную ситуацию неупорядоченности и слабой осмысленности музыкальных понятий и терминов в тувинском языке. Начатое автором на стыке филологии и музыковедения диссертационное исследование весьма актуально, педаго-
315
ги-музыканты ждут от своего коллеги словаря музыкальных терминов на родном языке.
Оюн Аяна Дугер-ооловна, преподаватель ККИ — «О полифонии в партитурах композиторов Тувы».
Молодой преподаватель, выпускница колледжа, недавно окончившая аспирантуру Новосибирской консерватории по специальности «композиция» (кстати, первый композитор Тувы с аспирантским образованием по специальности). Доклад базировался на материале аспирантского реферата, в котором впервые специально была рассмотрена полифоническая техника в тувинской музыке. Представленный анализ трех образцов из произведений А. Чыргал-оола, А. Курченко и Х. Дамба выявил не только специфику художественного применения полифонических техник письма, но и уровень композиторского мастерства. А для молодого композитора — автора доклада это был первый опыт выступления на научных конференциях.
Ондар Ирина Олеговна, преподаватель ККИ, аспирант Тыв-ГУ, заслуженный работник культуры РТ — «"Звенящая неж-
ность“ в прошлом и настоящем».
Знаменитый танец Тувы уже столь привычен и растиражирован, что многие заложенные его создателем А. В. Шатиным художественные смыслы оказались «стёрты» временем. Задачей И. О. Ондар было раскрыть, насколько важны детали первоисточника произведения, игнорирование которых современными хо-реографами-постановщиками и исполнителями искажает саму суть танца. Когда исследованием произведений искусства занимается специалист, сам непосредственно владеющий данным видом искусства, результат всегда убедителен: автор могла не толь-
316
ко рассказать, но и непосредственно показать элементы танцевальных движений на сцене под музыку с помощью баяниста-концертмейстера А. В. Гусева. Публикация по данной теме у автора доклада уже есть (статья в «Вестнике МГУКИ»), однако, материал было необходимо озвучить непосредственно в Туве и, в первую очередь, перед коллегами по цеху. Отметим, что культурологическое исследование И. О. Ондар — первое, специально посвященное тувинской хореографии.
Идам-Сюрюн Зоя Чимит-ооловна, преподаватель ККИ — «Этапы развития академического пения в Туве».
Ветеран ансамбля «Саяны», бывшая солистка симфонического оркестра, а также выпускница нашего колледжа и его преподаватель по классу вокала, З. Ч. Идам-Сюрюн первой проявила инициативу, собрав материал и ранее подготовив доклады о педа-гогах-вокалистах колледжа Серафиме Калининой и Людмиле Бал-тыжаковой-Бедняковой, выпускнице колледжа Надежде Красной. Данный доклад был попыткой обобщения собранного материала.
Ондар Татьяна Геннадьевна, преподаватель ККИ, заслуженная артистка РТ — «Первые профессиональные артисты балета Тувы».
Доклад базировался на материале дипломной работы автора и был призван осветить малоизвестные факты в истории развития хореографического исполнительства в Туве. Слушателям было интересно узнать о том, как проходила учеба во Фрунзенском училище и с какими трудностями она была сопряжена. Из первых балетных артистов Тувы на педагогической стезе проявили себя Евгения Салчак и Галина Тока. Хотя в нашей республике нет театра оперы и балета, подготовка специальных кадров позволяла
317
ранее осуществлять постановки балетного типа, а опыт прошлого мог бы быть полезным для современной культуры Тувы.
Шомбул Рада Дадар-ооловна, преподаватель ККИ — «Любимый очаг культуры села Тээли — детская школа искусств им. Х. К. Дамба».
Призыв от коллектива колледжа к педагогам детских школ искусств Тувы написать историю своей школы, по сути, остался без внимания. Однако, педагоги и студенты колледжа постарались восполнить этот пробел: к студенческой конференции готовились доклады о школах Монгун-Тайги и Ак-Довурака, а для педагогической конференции бывшая выпускница Тээлинской ДШИ подготовила доклад об истории родной школы. Содержание доклада продемонстрировало, что в условиях кожууна именно детская школа искусств может стать настоящим культурным центром, выполняющим не только образовательные, но и воспитательные, просветительские функции.
Часть III: Презентация книги
Монографию Е. К. Карелиной «История тувинской музыки от падения династии Цин и до наших дней» (М.: Композитор, 2009) представила молодой ученый-музыковед, кандидат искусствоведения Аясмаа Монгуш. Исследование выполнено на кафедре истории зарубежной музыки Московской консерватории, частично поддержано грантом РГНФ (проект «Композиторское наследие Тувы»). Монография представляет материал докторской диссертации, которую автор защитила 25 марта с.г. Книга издана за счет автора.
318
Автор монографии выразила благодарность своему учителю З. К. Казанцевой, с подачи которой в Туве начались издательские проекты, посвященные тувинским композиторам. Были представлены коллеги, непосредственно участвующие в работе над книгой — редактор тувинских текстов Ульяна Монгуш и художник-график Чечек Монгуш. То, что презентация проходила в стенах колледжа, не случайно: общение с коллегами и студентами во многом явилось той питательной средой, в которой вызревали многие идеи. Один из студентов — Д. Афоничев (ныне обучающийся в Санкт-Петербургской консерватории) — оказал сущест-
венную помощь в работе над книгой, осуществив компьютерный набор нотных примеров и подготовив материалы для аудиоприложения. Из многочисленных деятелей культуры, помогавших автору книги консультациями, предоставлявшим информацию, фото- и аудио-материалы, на презентации были: Александр Даржай, Екатерина Танова, Светлана Мунзук, Альберт Кувезин.
Данная книга — седьмая в ряду изданий, выполненных педагогами колледжа. Первыми были три книги З. К. Казанцевой («Рожденный петь: к 80-летию композитора Ростислава Кенден-биля». — Кызыл, 2002; «Чыргал-оол: жизнь и творчество». — Кызыл, 2003; «Раненый орел: документальная повесть о слепом музыканте». — Кызыл, 2003). Затем последовали три сборника материалов конференций колледжа («Культура Тувы: прошлое и настоящее»: в 2-х вып. — Кемерово, 2006; «Культура, искусство и образование в регионах Сибири». — Кызыл, 2008).
В ближайших планах колледжа — издание коллективной монографии, посвященной истории специального образования в сфере культуры и искусства Тувы, а также выпуск очередного
319
сборника «Культура Тувы: прошлое и настоящее» по материалам конференций 2009 — 2010 годов.
320