УДК 37
Т.С. ЮРТАЕВА, к.пед.н., доц., НГПУ им.К.Минина, e-mail: [email protected]
ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ
T.S.Yurtaeva
EDUCATIONAL PERSONNEL TRAINING PROFESSIONAL EDUCATION IN HIGH SCHOOL
В статье рассматриваются вопросы подготовки педагогических кадров в вузе. Выявлены факторы, влияющие на структуру и содержание педагогической подготовки, предложены концептуальные положения подготовки педагогических кадров профессионального образования. Рассмотрена педагогическая подготовка на методологическом, общепедагогическом и технологических уровнях.
Ключевые слова: Подготовка педагогических кадров, профессиональное образование, структура и содержание педагогической подготовки.
This paper deals with the training of teachers in Uzes. The factors that affect the structure and content of teacher training, proposed conceptual positions of teacher training in vocational education. We consider pedagogical training on the methodological, general pedagogical and technological levels.
Keywords: educational training, vocational education, the structure and content of teacher training.
Становление в нашей стране системы непрерывного многоуровневого профессионального образования обострило и создало ряд новых проблем в системе подготовки педагогических кадров. Анализ складывающейся практики показывает, что переход образования от дискретного к непрерывному, от традиционно-вербального к личностно-деятельностному определяет ряд новых черт в системе подготовки будущих специалистов.
Вместе с тем, остро встают проблемы опережающей подготовки педагогических кадров для профессионально-технического образования, развития творческого потенциала и способностей каждого обучающегося, подготовки его к жизнедеятельности в современных социально-экономических условиях.
Социально-педагогическая значимость вопросов разработки целостной системы педагогического образования вытекает из целей развития профессиональной школы, из теории новых педагогических технологий и из потребностей общества и производства.
Наша задача состоит в том, чтобы определить, какой должна быть система подготовки педагогических кадров для профессионально-педагогического образования.
Для реализации этой цели нами были выделены следующие факторы, влияющие на структуру и содержание педагогической подготовки. Ими являются:
- социальные требования к выпускнику профессионально-педагогического образования;
- готовность инженерно-педагогических работников проектировать, управлять, осуществлять профессиональную подготовку будущих рабочих;
- установление соответствия системы педагогической подготовки целям и задачам профессионально-педагогического образования;
- обеспечение условий для реализации государственного образовательного стандарта высшего, среднего и начального профессионального образования;
- установление взаимосвязей между двумя педагогическими системами: системой педагогической подготовки будущих преподавателей профессиональнотехнического образования и системой профессиональной подготовки будущих рабочих.
Анализ теории и практики педагогического образования показал, что эффективность функционирования двух педагогических систем возможна при наличии следующих социально-экономических и организационно- педагогических условий: материально-
технических, научно-технических, финансово-экономических, нормативно-правовых, организационно-управленческих, психолого-педагогических и дидактических[3].
Однако можно утверждать, что в вопросах выявления и обеспечения социальноэкономических и организационно-педагогических условий, установления их взаимосвязей, определения путей их реализации в практике профессионального и педагогического образования достигнуто недостаточное соответствие. Существует ряд противоречий, затрудняющих решение поставленных целей и задач. К ним относятся:
- несоответствие научно-технического обеспечения профессионального и педагогического образования уровню развития науки, техники и производства;
- отсутствие достаточного финансово-экономического стимулирования работников образования;
- отсутствие необходимого материально-технического обеспечения;
- отсутствие методического обеспечения для реализации нормативно-правовой базы профессионально-технического образования.
Это наиболее типичные противоречия внешнего плана, отражающие социальноэкономическое развитие общества. К внутренним организационно-педагогическим противоречиям относятся:
- отсутствие сквозной, целостной педагогической системы по педагогической и профессиональной подготовке;
- формальный подход к решению проблем непрерывного многоуровневого профессионального образования;
- не реализован методологический подход к процессу подготовки педагогических кадров;
- недостаточно реализованы принципы непрерывности, интегративности, преемственности в профессионально-педагогическом образовании;
- слабо учтены требования деятельностного подхода к обучению;
- нет должного внимания к интеграции научных знаний и образовательных процессов;
- отсутствие управляющей деятельности преподавателей и др.
Разрешение данных противоречий нам предоставляется возможным при условии построения системы педагогического образования, ее теоретического обоснования.
Концептуальными основами построения системы подготовки педагогических кадров профессионального образования являются следующие позиции.
Во-первых, усиливается значимость человека во всех сферах общественной жизни. В педагогическом пространстве обучаемый становится не столько объектом, сколько субъектом учебной деятельности. Актуальным становится принцип гуманизации образования.
Во-вторых, система образования превращается в базис общественного развития. Образовательный процесс становится эффективным средством развития личности обучаемого.
В-третьих, вхождение человечества в сферу информационных технологий создает педагогам потенциальные условия для качественного изменения содержания, форм и методов обучения.
В-четвертых, в педагогической практике получают распространение прогрессивные педагогические технологии, основанные на принципах развивающего обучения, главной
направленностью которых является обеспечение развития человека, его потребностей и способностей.
В-пятых, происходит процесс индивидуализации педагогического образования в направлении расширения форм самореализации, саморазвития человека.
Новые тенденции требуют качественной перестройки системы профессиональнопедагогического образования, ибо профессионально-педагогическое образование сегодня -это непрерывное обучение, которое включает и получение новой профессии, и повышение квалификации, и постоянное развитие профессиональной деятельности.
Для решения задач такого масштаба нужна модель обучения, в рамках которой возможно соблюдение принципа единства и непрерывности образования, развития и воспитания [2].
Конкретная направленность профессионально-педагогического образования определяется рядом концептуальных положений, реализация которых позволит обеспечить подготовку специалистов высокого уровня квалификации:
1. Содержание образования должно строиться по принципу системности, включающему знания о сферах приложения деятельности, умение творческого труда, опыт эмоциональной деятельности. Такой подход к структурированию содержания обеспечивает единство образовательной, воспитательной и развивающей функции обучения в соответствии с образовательными стандартами.
2. В содержании любой учебной дисциплины должны найти отражение методико-психологические компоненты. Педагогическое мастерство, основанное на педагогических и психологических знаниях и умениях, является визитной карточкой профессионала.
3. Образовательный процесс должен основываться на структурированности содержания по уровням обучения, на расширении объема содержания за счет включения студентов в программированную самостоятельную (внеучебную) деятельность.
4. Система профессионально-педагогического образования должна быть ориентирована на развитие личности педагога. Это задача практического плана, ибо чем ярче личность педагога, тем реальней будет результат его труда.
5. Во взаимодействии педагога и обучаемых должен преобладать демократический стиль общения: отношения должны строиться по принципу «личность -личность». Таким образом, педагог-профессионал должен освоить основные педагогические специализации: дидакта-конструктора нового содержания, методиста, социотехнолога, психолога-диагноста, управителя.
На основании вышеизложенного можно сформировать методологические требования к системе педагогической подготовки как интегративному процессу, выдвигающему на первый план систему деятельности педагога в профессионально-педагогическом образовании.
Создать интегративную систему деятельности можно только при представлении педагогической подготовки как сложной, многоуровневой, многофункциональной, многоаспектной системы, на функционирование которой влияют внешние и внутренние факторы.
Рассмотрим педагогическую подготовку как многоуровневую систему профессионально-педагогического образования.
На первом уровне - методологическом - осуществляется решение мировоззренческих, общекультурных, общепрофессиональных задач; создается ориетировочная основа целостной системы профессионально-педагогического образования.
На втором уровне - общепедагогическом - отражаются исходные положения, принципы, цели, лежащие в основе проектирования профессионально-педагогической деятельности, создается структура содержания профессионального обучения, раскрываются организационно-педагогические и дидактические условия профессионального саморазвития личности обучающегося, определяется целостная модель профессионального обучения.
Третий уровень - технологический - направлен на овладение управленческо-педагогической деятельностью педагога, технологией педагогического проектирования, способами исследования и моделирования педагогических ситуаций [2].
Как показывает опыт, в рамках предлагаемой многоуровневой системы подготовки педагогических кадров в сознании студентов естественным образом формируется модель процесса профессионального обучения, поэтапно наращивается профессиональный и личностный потенциал и развиваются управленческо-педагогические способности.
Педагогическая подготовка является сложной многофункциональной системой. Каждый дидактический процесс, являющийся составляющим элементом целостного процесса педагогической подготовки, обладает сложной системой функций. Так, учебнопознавательная деятельность, и курсовое и дипломное проектирование, педагогическая, управленческо-педагогическая практики нацеливают на овладение научноисследовательской, профессионально-образовательной, образовательно-проектировочной деятельностью. Целостный подход нацеливает на формирование системы функций процесса обучения, установление интегративных, функциональных, структурных связей между отдельными дидактическими процессами. Процессуальное единство достигается при проектировании и осуществлении системы подготовки будущего педагога.
Таким образом, система подготовки педагогических кадров в вузе имеет следующие характеристики:
1. На методологическом уровне включает концептуальные положения, отражающие цели обучения, принципы, понятийный аппарат, общую модель профессионально-педагогического образования.
2. На структурном - основные дидактические процессы, обеспечивающие педагогическую подготовку, виды деятельности, которыми овладевают обучающиеся.
3. На процессуальном - технология проектирования осуществления профессионального обучения.
4. В качестве системообразующего фактора выступает деятельность педагога: организационно-педагогическая, научная и производственная.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики. Ин-т Профтехобразования РАО / А.П.Беляева. - СПб., 1999. - 489 с.
2. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования. Ин-т профтехобразования РАО / А.П.Беляева. - СПб.; Радом, 1997. - 227 с.
3. Новиков, А.М. Профессиональное образование России: (Перспективы развития) / А.М.Новиков. - М.: ИЦП НПРО РАО, 1997. - 254 с.
© Юртаева Т.С., 2013