Научная статья на тему 'Педагогическое проектирование: сущность и особенности'

Педагогическое проектирование: сущность и особенности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2093
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ / АСПЕКТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цыплакова Светлана Анатольевна

В статье рассматривается понятие педагогического проектирования на методолого-теоретическом, общепедагогическом и прикладном уровнях; рассматриваются особенности и аспекты педагогического проектирования: экономический, научно-технический, социально-педагогический, дидактический, основные положения системного проектирования, методология социального проектирования, уровни педагогического проектирования, а также аспекты рассмотрения системного подхода к педагогическому проектированию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL DESIGNING: ESSENCE AND FEATURES

This paper discusses the concept of pedagogical design on methodological and theoretical and applied pedagogical levels; discusses the features and aspects of the pedagogical design, economic, scientific, technical, sociopedagogical, didactic, the basic situation of the system design, methodology of social engineering, the levels of pedagogical design, as well as aspects of the review of the system approach to pedagogical design.

Текст научной работы на тему «Педагогическое проектирование: сущность и особенности»

УДК 377.111.3

С.А.ЦЫПЛАКОВА, преподаватель кафедры ПО и УОС, НГПУ им. К. Минина, e-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ Tsyplakova S.A.

PEDAGOGICAL DESIGNING: ESSENCE AND FEATURES

В статье рассматривается понятие педагогического проектирования на методологотеоретическом, общепедагогическом и прикладном уровнях; рассматриваются особенности и аспекты педагогического проектирования: экономический, научно-технический, социальнопедагогический, дидактический, основные положения системного проектирования, методология социального проектирования, уровни педагогического проектирования, а также аспекты рассмотрения системного подхода к педагогическому проектированию.

Ключевые слова: педагогическое проектирование; аспекты педагогического проектирования, особенности педагогического проектирования.

This paper discusses the concept of pedagogical design on methodological and theoretical and applied pedagogical levels; discusses the features and aspects of the pedagogical design, economic, scientific, technical, socio- pedagogical, didactic, the basic situation of the system design, methodology of social engineering, the levels of pedagogical design, as well as aspects of the review of the system approach to pedagogical design.

Keywords: pedagogical designing; pedagogical aspects of design, especially the pedagogical design.

В условиях непрерывного многоуровневого профессионального образования опережающее образование приобретает особую ценность, а проектирование - приоритетную функцию. С течением времени целью педагогического проектирования становится не столько подготовка к учебным занятиям, сколько перспективное развитие педагогического процесса на основе прогностической функции педагогической науки.

Педагогическое проектирование имеет специфические особенности:

- проектирование выступает важнейшим фактором развития педагогических систем;

- уникальность педагогического проектирования состоит в том, что оно по-новому ставит свои цели по формированию опережающего мышления, проектировочной культуры, которые являются определяющими в профессиональном образовании;

- проектирование по-новому определяет содержание образования, так как ему присущ принцип опережающего отражения научных знаний;

- прогностическое основание педагогического проектирования определяет будущее состояние проектируемых объектов и систем.

Системный подход рассматривает проектирование как подсистему в общей системе человеческой деятельности. В свою очередь оно выступает как система научно-практической деятельности по преобразованию педагогической действительности.

Именно основные положения системного подхода дают возможность преодолеть инерцию господствующих представлений традиционного проектирования, связанного с планированием отдельных видов работ педагога, с поступательным характером проектирования, с проектированием отдельных компонентов педагогического процесса. Изучая труды по методологии проектирования, можно выделить факторы, которые бы обеспечили перспективное развитие образовательных систем. К ним относится, в частности, расширение сферы проектных работ (так, В. Гаспарский утверждает, что «проектирование

охватывает уже не только то, что ранее создавалось на чертежной доске, но и научноисследовательские работы, финансово-экономическую деятельность, долгосрочное планирование» [2]), функциональная вариативность проектирования: проведение

предпроектного исследования, применение целевого анализа, чтобы сформировать представление об образовательной системе; автоматизация проектировочной деятельности, ее информационная обеспеченность, управление проектированием.

Социальное проектирование - проектирование социума с его потребностями и способностями, деятельностями, социальными отношениями и институтами.

Исследователи Красноярской школы (О.Л. Краева, Н.М. Тарантин) выделяют две основные формы, в которых осуществляется социальное проектирование. Первая форма -опосредованное социальное проектирование в ходе предметной деятельности: проектируется предметная среда и, тем самым, социальные отношения и сам человек. Другую форму можно условно назвать непосредственным социальным проектированием. Это социализация как целенаправленная деятельность по передаче и освоению индивидом социального опыта человечества, в процессе которой воспроизводится человек со всей совокупностью его отношений с социумом и предметно-деятельностными способностями.

При рассмотрении педагогического процесса как социальной системы ценным для нашего исследования становится возможность проектировать систему отношений в педагогическом процессе, траекторию развития личности, различные виды деятельности, а также формы и виды обучения.

Педагогическая деятельность, являясь одной из основных в социуме, неразрывно связана со всеми другими социальными деятельностями. В частности, например, на этапе теоретического моделирования нужно стремиться к созданию идеала будущего, на этапе научного моделирования - к норме будущего, на этапе экспериментальной апробации - к идеалу настоящего, на этапе практического внедрения - к нормальному функционированию в настоящем.

Проектирование является одним из самых обобщающих направлений современного профессионального образования. Оно должно рассматриваться на методологотеоретическом, общепедагогическом и прикладном уровнях обобщения [1].

На методолого-теоретическом уровне исследуются проблемы проектирования систем профессионального образования в аспекте социально-экономических, научно-технических, психолого-педагогических, культурологических, личностно-деятельностных,

профессионально-технологических факторов и связей с другими науками. Сюда входят теории, которые являются философско-методологическим основанием теории проектирования.

На общепедагогическом уровне разрабатываются модели процесса проектирования, имеющие инвариантный характер по отношению к любым объектам профессионального образования.

На прикладном уровне обобщения используются достижения исследователей в области теоретического и производственного обучения; обучающей и воспитательной деятельности; научно-исследовательской и организационно-управленческой деятельности; творческо-познавательной деятельности.

На этом уровне речь идет о собственно педагогическом и дидактическом проектировании: о прогностическом обосновании целей, содержания, методов, средств и организационных форм обучения, воспитания и развития учащихся на разных ступенях образования. Именно эти компоненты выступают в качестве основных объектов проектирования. В своей совокупности указанные компоненты образуют инновационные образовательные системы, существенно различные по своему конкретному наполнению в зависимости от уровня и профиля подготовки [2]. Эти системы должны являться объектами проектирования. Результаты проектирования находят свое отражение в профессиональноквалификационных характеристиках и моделях выпускников учебных заведений разного

типа, в содержании учебных программ и планов, учебниках, в разрабатываемых средствах, методах, организационных формах предстоящей педагогической деятельности.

Системный подход «как направление методологии и научного познания» направлен на «исследование целостного объекта, на выявление многообразных типов связи в нем и сведение их в единую теоретическую картину» [1].

С точки зрения системного подхода при рассмотрении основных тенденций развития образовательных систем наиболее целесообразным является выделение аспектов рассматриваемого системного объекта - педагогической системы профессионального образования.

Опираясь на исследования Б.С. Гершунского, можно выделить следующие аспекты:

1. Экономический аспект, позволяющий прогнозировать и проектировать деятельность учебных заведений с точки зрения взаимосвязей с внешней средой, с учетом потребностей в рабочих кадрах и возможностей самого учебного заведения для подготовки квалифицированных специалистов.

2. Научно-технический, позволяющий прогнозировать и проектировать процесс профессиональной подготовки в соответствии с современными производственными технологиями и с прогнозами в научно-технической сфере. Без такой координации невозможна реализация опережающего подхода к обоснованию и разработке квалифицированной характеристики, учебных планов, программ.

3. Социально-педагогический, позволяющий прогнозировать и проектировать профессиональное образование с учетом изменений в структуре профессиональной деятельности в связи с интеграционными процессами в науке и производстве и инновационными процессами в образовании.

4. Дидактический аспект, позволяющий прогнозировать и проектировать процесс обучения (цели обучения, содержание образования и учебного материала, процессуальные механизмы, опытно-экспериментальную проверку и коррекцию принимаемых решений), соответствующий прогностической модели рабочего или специалиста определенной квалификации.

Опираясь на системный подход, ученые-методологи отказались от узкого взгляда на процесс проектирования и доказали необходимость перехода его на широкий научный уровень, обосновали его как науку, возникшую на стыке наук.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляева, А.П. Методология и теория профессиональной педагогики / Ин-т профтехобразования РАО / А.П.Беляева. - СПб.: Радом, 1997. - 227 с.

2. Маркова, С.М. Методолого-теоретические основы педагогического проектирования в условиях многоуровневого непрерывного профессионального образования / С.М.Маркова. -Н.Новгород: ВГИПИ, 2001. - 301 с.

© Цыплакова С.А., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.