Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ'

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ / ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TRAINING OF STUDENTS / GENERAL EDUCATION ORGANIZATIONS / PERSONAL SAFETY / SECURITY / EVERYDAY LIFE / BASICS OF LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чикенева Ирина Валерьевна, Купцова Валентина Григорьевна

Существенное влияние на успешность подготовки обучающихся общеобразовательных организаций (ОО) к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, на развитие его способности к преодолению жизненных трудностей оказывает положительный опыт решения повседневных жизненных задач. Умения обучающегося преодолевать трудные жизненные ситуации выступает значимым показателем уровня его развития. Расширение спектра возможных способов успешного решения трудных жизненных ситуаций, развитие навыков гибкого реагирования на возникающие опасности и угрозы повышает его потенциал как субъекта личной безопасности. Переживание им успешности в преодолении жизненных трудностей повышает его самооценку, уверенность в собственных силах самоконтроля, самоуправления и самосозидания своего жизненного мира. Значимым фактором подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни выступает успешность освоения предметного содержания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), предполагающая развитие его потенциала самосохранения и саморазвития в мобилизации на обеспечение безопасности. Предметное содержание по ОБЖ, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) общего образования обладает исключительными возможностями в подготовке обучающихся ОО к обеспечению личной безопасности в условиях опасных ситуаций природного, техногенного и социального характера; ориентирует на рациональных выбор алгоритмов, способов, методов и средств реагирования на жизненные трудности. Для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни, в различных трудных жизненных ситуациях большое значение имеет развитие у обучающихся системы знаний и умений профилактики жизненных рисков и волевых качеств, таких как: целеустремленность, прогностичность, рефлексивность, инициативность, ответственность. Недостаточное развитие элементов подготовленности обучающегося к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни определяют его неспособность к активной, сознательной саморегуляции своего образа жизни для достижения жизненных целей. Он становится не способным к целенаправленной мобилизации усилий, необходимых и достаточных для преодоления жизненных трудностей, перманентно возникающих при осуществлении деятельности. Обучающийся, подготовленный к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни отличается устойчивостью безопасного поведения на основе нравственного выбора решений жизненных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чикенева Ирина Валерьевна, Купцова Валентина Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS TO ENSURE PERSONAL SAFETY IN EVERYDAY LIFE

A significant impact on the success of training students of General education organizations to ensure personal safety in everyday life, on the development of their ability to overcome life's difficulties has a positive experience of solving everyday life problems. The ability of the student to overcome difficult life situations is a significant indicator of the level of his development. Expanding the range of possible ways to successfully solve difficult life situations, developing skills of flexible response to emerging dangers and threats increases its potential as a subject of personal security. The experience of success in overcoming life's difficulties increases his self-esteem, confidence in his own abilities of self-control, self-management and self-creation of his life world. A significant factor in preparing students of General education organizations to ensure personal safety in everyday life is the success of mastering the subject content of the basics of life safety, which implies the development of its potential for self-preservation and self-development in mobilization for security. Subject content on the basics of life safety, according to the Federal state educational standard of General education, has exceptional opportunities in preparing students of General education organizations to ensure personal safety in dangerous situations of natural, man-made and social nature; focuses on the rational choice of algorithms, methods, methods and means of responding to life difficulties. To ensure personal safety in everyday life, in various difficult life situations, it is of great importance to develop students ' knowledge and skills to prevent life risks and strong-willed qualities, such as: purposefulness, prognosticality, reflexivity, initiative, responsibility. Insufficient development of the elements of the student's readiness to ensure personal safety in everyday life determines his inability to actively, consciously self-regulate his lifestyle to achieve life goals. It becomes incapable of purposeful mobilization of efforts necessary and sufficient to overcome the life difficulties that permanently arise in the implementation of activities. A student who is prepared to ensure personal safety in everyday life is distinguished by the stability of safe behavior based on the moral choice of solutions to life problems.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ»

как богатство, бедность, некрасивость, красивость, благонадежность или неблагонадёжность. Однако, как отмечают многие отечественные и зарубежные психологи, такие люди зачастую страдают от низкой самооценки и нуждается в регулярном повышении её посредством единственно возможного, по их мнению, способа, агрессивного воздействия на более слабых членов общества.

Агрессоры могут подвергаться насилию в семье, а следовательно и перенимать модель поведения взрослых, зачастую ведут себя агрессивно не только со сверстниками, но и с педагогами, с родителями, однако при этом трусливый и слабый в случае, когда появляется опасность. Последствия их деятельности для них самих достаточно губительны и всегда носят травмирующий характер. Вырастая, такие дети могут пристраститься к социальным видам деятельности, приобрести негативные привычки, стремятся к большой агрессии, зачастую совершают преступления и отбывают наказание в местах лишения свободы [7]. В истории существуют случаи, когда агрессоры, вырастая, становится более благонадежными и социально активными ответственными гражданами, однако таких случаев достаточно мало и они все обладают оговорками.

Последствия буллинга не могут пройти бесследно для агрессора, поскольку они настолько сильно выдаются в подсознании и психике ребёнка, что обязательно оставляют непоправимый след на его личностном развитии. В случае, если у ребёнка, проявляющего агрессию, интеллект, как эмоциональный, так и общий, не развит, он не способен к перевоспитанию и становлению на более перспективную ступень развития.

Иные участники буллинга называются свидетелями или непосредственными участниками. С ними все гораздо сложнее, нежели чем с жертвой или буллером. Дело в том, что в процессе травли в образовательной среде встречаются достаточно разные люди и их количество может быть гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Таким образом, возникают свидетели и непосредственные участники, или, как их называют многие следователи, соучастники.

Под свидетелями принято понимать субъектов образовательной среды, которые наблюдают за процессом буллинга, но не принимают никакого участия и активных действий по его предотвращению. Они пассивные, в связи с чем это оказывает влияние на агрессора, стимулирует его действовать ярче, экспрессивнее и эпатажнее. Свидетели зачастую чувствуют себя виноватыми, беспомощными, переносят страдания и ощущают себя хуже агрессора. У них формируется неправильное самомнение, переходя либо от слишком низкого к слишком высокому, либо не установленному вообще.

Непосредственные участники буллинга зачастую приравниваются к ключевому агрессору, однако не являются лидерами. Они скорее пособники, помощники в отношении насильственной и агрессивной деятельности, совершаемой агрессором. Участники неосознанно выбирают такую роль, они скорее зависимы от мнения более авторитетного члена образовательной среды, проявляющего агрессию. Агрессор как бы заражает их собственным образом действия и привлекает к осуществлению травли в образовательной среде.

Выводы. Исходя из всего вышесказанного, необходимо сделать вывод о том, что буллинг на сегодняшний день является феноменом целенаправленного агрессивного насильственного поведения в образовательной среде, а также является сложным и специфичным способом проявление внутреннего дискомфорта. Для предотвращения такой деятельности современным педагогам и психологам необходимо обращать более детальное внимание на сущность и состав процесса буллинга, а также на субъектный состав и специфические личностные особенности участников этого процесса в образовательной среде.

Литература:

1. Вишневская, В.И., Бутовская, М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе / В.И. Вишневская, М.Л. Бутковская // Этнографической обозрение. - № 2. - С. 55-68.

2. Воронцов, Д.Б. Особенности буллинга в школе / Д.Б. Воронцов // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2020. - № 2 (95).

3. Гребенникова, О.А., Добролюбова, М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Концепт. - 2017. - № 9.

4. Грибанова, Д.Я. Представление о буллинге старшеклассников / Д.Я. Грибанова // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2015. - № 23.

5. Кривцова, С.В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться? / С.В. Кривцова // Известия АСОУ. Научный ежегодник. - 2015. - Т. 2. - № 3. - С. 52-59.

6. Лейн, Д.А. Школьная травля (буллинг) / Д.А. Лейн // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д.А. Лейна, Э. Миллера. - СПб.: Питер, 2001. - С. 240-274.

7. Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О.Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - С. 90-92.

Педагогика

УДК 373.167.1:614.8

кандидат биологических наук, доцент Чикенева Ирина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат педагогических наук, доцент Купцова Валентина Григорьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный университет» (г. Оренбург)

ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

Аннотация. Существенное влияние на успешность подготовки обучающихся общеобразовательных организаций (ОО) к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, на развитие его способности к преодолению жизненных трудностей оказывает положительный опыт решения повседневных жизненных задач. Умения обучающегося преодолевать трудные жизненные ситуации выступает значимым показателем уровня его развития. Расширение спектра возможных способов успешного решения трудных жизненных ситуаций, развитие навыков гибкого реагирования на возникающие опасности и угрозы повышает его потенциал как субъекта личной безопасности. Переживание им успешности в преодолении жизненных

трудностей повышает его самооценку, уверенность в собственных силах самоконтроля, самоуправления и самосозидания своего жизненного мира. Значимым фактором подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни выступает успешность освоения предметного содержания основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), предполагающая развитие его потенциала самосохранения и саморазвития в мобилизации на обеспечение безопасности. Предметное содержание по ОБЖ, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) общего образования обладает исключительными возможностями в подготовке обучающихся ОО к обеспечению личной безопасности в условиях опасных ситуаций природного, техногенного и социального характера; ориентирует на рациональных выбор алгоритмов, способов, методов и средств реагирования на жизненные трудности. Для обеспечения личной безопасности в повседневной жизни, в различных трудных жизненных ситуациях большое значение имеет развитие у обучающихся системы знаний и умений профилактики жизненных рисков и волевых качеств, таких как: целеустремленность, прогностичность, рефлексивность, инициативность, ответственность. Недостаточное развитие элементов подготовленности обучающегося к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни определяют его неспособность к активной, сознательной саморегуляции своего образа жизни для достижения жизненных целей. Он становится не способным к целенаправленной мобилизации усилий, необходимых и достаточных для преодоления жизненных трудностей, перманентно возникающих при осуществлении деятельности. Обучающийся, подготовленный к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни отличается устойчивостью безопасного поведения на основе нравственного выбора решений жизненных задач.

Ключевые слова: подготовка обучающихся, общеобразовательные организации, личная безопасность, обеспечение безопасности, повседневная жизнь, основы безопасности жизнедеятельности.

Annotation. A significant impact on the success of training students of General education organizations to ensure personal safety in everyday life, on the development of their ability to overcome life's difficulties has a positive experience of solving everyday life problems. The ability of the student to overcome difficult life situations is a significant indicator of the level of his development. Expanding the range of possible ways to successfully solve difficult life situations, developing skills of flexible response to emerging dangers and threats increases its potential as a subject of personal security. The experience of success in overcoming life's difficulties increases his self-esteem, confidence in his own abilities of self-control, self-management and self-creation of his life world. A significant factor in preparing students of General education organizations to ensure personal safety in everyday life is the success of mastering the subject content of the basics of life safety, which implies the development of its potential for self-preservation and self-development in mobilization for security. Subject content on the basics of life safety, according to the Federal state educational standard of General education, has exceptional opportunities in preparing students of General education organizations to ensure personal safety in dangerous situations of natural, man-made and social nature; focuses on the rational choice of algorithms, methods, methods and means of responding to life difficulties. To ensure personal safety in everyday life, in various difficult life situations, it is of great importance to develop students ' knowledge and skills to prevent life risks and strong-willed qualities, such as: purposefulness, prognosticality, reflexivity, initiative, responsibility. Insufficient development of the elements of the student's readiness to ensure personal safety in everyday life determines his inability to actively, consciously self-regulate his lifestyle to achieve life goals. It becomes incapable of purposeful mobilization of efforts necessary and sufficient to overcome the life difficulties that permanently arise in the implementation of activities. A student who is prepared to ensure personal safety in everyday life is distinguished by the stability of safe behavior based on the moral choice of solutions to life problems.

Keywords: training of students, General education organizations, personal safety, security, everyday life, basics of life safety.

Введение. Подготовка обучающихся общеобразовательных организаций к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни актуальна потому, что спектр опасностей современного мира постоянно меняется. Жизнь динамична, динамичны и условия, которые провоцируют возникновение рисков и угроз для жизни, здоровья, достижения жизненных целей, к которым человек должен быть подготовлен. Как правило, понятие безопасность интерпретируется через его антоним - опасность. Безопасность человек понимает как отсутствие опасностей.

Важной частью подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни является обучение их безопасному взаимодействию с объектами окружающего мира и другими людьми. То есть, необходимо развивать специальные умения обеспечения личной безопасности. Решение выделенных задач должно осуществляться в процессе освоения тематического содержания рабочих программ по ОБЖ [3].

Однако, как педагогическая проблема подготовка обучающихся общеобразовательных организаций к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни выступает вследствие ограниченного освоения предмета ОБЖ.

На начальной ступени образования, изучение данного предмета не входит в базисный учебный план, а на основной и старшей ступени общего образования количество аудиторных часов не позволяет качественно усвоить обучающимся его предметное содержание. Поэтому, при организации подготовки обучающихся общеобразовательных организаций к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни следует обращать особое внимание на потенциал внеурочного времени, поскольку он обеспечивает реализацию непрерывности и преемственности исследуемой подготовки по ступеням общего образования на основе межпредметной интеграции, расширяет возможности систематизации знаний и развития специальных умений, обучающихся на основе вариативности выбора педагогически целесообразных форм, методов и средств.

Разработка и реализация программ внеурочной деятельности должна учитывать те условия, в которых функционирует конкретное учреждение: его географическое положение, наличие негативных факторов окружающей среды, социальный статус семей и контингент обучающихся.

Организация практических занятий должна быть научно обоснована в контексте жизненного опыта контингента и условий жизнедеятельности субъектов образования, необходима реализация практико-ориентированного характера управления познавательной активности учеников со стороны учителя. Это

возможно достичь, реализуя взаимосвязь теории обучения ОБЖ с реальной жизнью учащихся, активизировав их сознательность и активность в вопросах личной безопасности, а также включения обучающихся в поисковую деятельность и анализа конкретных ситуаций [5].

Изложение основного материала статьи. Исследование осуществлялось на базе Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Покровская Средняя общеобразовательная школа» Соль-Илецкого района Оренбургской области. Участие принимали обучающиеся 5 А и 5 Б классов, в количестве 40 человек. Количество учащихся в 2-х классах одинаковое, по 20 человек, возраст испытуемых 11-12 лет. Экспериментальная работа осуществлялась в три этапа.

Целью первого - констатирующего - этапа было выявление уровня знаний и умений обучающихся в области обеспечения личной безопасности в повседневной жизни, а так же ценностного отношения к обеспечению личной безопасности. Реализованы методы: тестирование по методике А.Т. Смирнова для определения уровня знаний по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни; педагогическое наблюдение для диагностики умений обучающихся обеспечения личной безопасности в повседневной жизни, методика Ш. Шварца для определения направленности обучающихся на обеспечение личной безопасности.

Второй - формирующий этап, был направлен на апробацию педагогических условий подготовки обучающихся к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни с обучающимися экспериментального 5 «А» класса. Согласно теоретическому осмыслению проблемы, предполагалось, что исследуемый процесс будет эффективным, если реализовать программу внеурочной деятельности «Безопасность в повседневной жизни» обеспечивающую: систематизацию знаний у обучающихся по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни на основе реализации активных методов обучения основам безопасности жизнедеятельности; развитие у обучающихся специальных умений обеспечения личной безопасности в повседневной жизни на основе включения их в поисковую деятельность; ориентирования обучающихся на ценность безопасности посредством анализа конкретных ситуаций.

При разработке программы внеурочной деятельности «Безопасность в повседневной жизни» мы учитывали, что тематическое содержание предмета ОБЖ для 5-х классов, содержит освоение следующих вопросов:

— обеспечение личной безопасности в повседневной жизни в сельской среде обитания; - обеспечение личной безопасности быту; - обеспечение личной безопасности во взаимодействии с другими людьми; -обеспечение личной безопасности в природных условиях; - обеспечение личной безопасности на дорогах и в транспорте.

В ходе третьего этапа опытно-экспериментальной работы - контрольного, реализованы следующие методы: анализ, синтез, обобщение, систематизация; статистические методы; методы наглядного представления результатов.

В процессе подготовки обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни предполагалось повышение их подготовленности от низкого уровня развития к повышенному уровню.

Особое внимание в процессе подготовки обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни мы уделяли их практической деятельности, значимость которой определяется, прежде всего, необходимостью в развитии ценностного отношения к вопросам личной безопасности [4].

Определены критерии и уровневые показатели подготовленности обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни.

Критерии - ценностный (ценностное отношение к личной безопасности), информационный (знания по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни), деятельностный (практические умения обеспечения личной безопасности в повседневной жизни).

Уровни подготовленности обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни - низкий, базовый, повышенный.

Характеристика низкого уровня подготовленности обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни: не сформированность ценностного отношения к личной безопасности, знания о возможных опасных ситуациях в повседневной жизни, причинах их возникновения, способов минимизации, алгоритмов действий при их возникновении фрагментарные, умения репродуктивные.

Характеристика базового уровня подготовленности обучающихся: обеспечение личной безопасности значимо для обучающегося, однако знания об опасных ситуациях в повседневной жизни, причинах их возникновения, способах минимизации частично развиты, а умения чаще всего - репродуктивные.

Характеристика повышенного уровня подготовленности обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни: развитое ценностное отношение к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, системные знания об опасных ситуациях в повседневной жизни, причинах их возникновения, способах минимизации рисков, умения сформированы, реализуются творчески [1].

По результатам диагностики определено, что у обучающихся пятых классов преобладает низкий уровень подготовленности к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, что актуализирует проблему исследования на экспериментальной базе. С обучающимися 5 А класса реализована программа внеурочной деятельности «Безопасность повседневной жизни», способствующая апробации педагогических условий эффективности исследуемого процесса. При реализации данной программы внеурочной деятельности по подготовке обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни реализованы гипотетические условия на основе активных методов обучения, организации поисковой деятельности и анализа конкретных ситуаций.

В контрольном 5 Б классе подготовка обучающихся к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни осуществлялась в рамках проведения уроков ОБЖ. Среди активных методов обучения отметим: мозговой штурм, элементы дискуссии, дидактической игры.

Реализация метода анализа конкретных ситуаций по содержанию была приближена к потенциально опасным жизненным ситуациям. При их решении ребята искали наиболее рациональные способы выхода из них, ставили себя на место другого человека, прогнозировали развитие дальнейших событий, что способствовало систематизации знаний обеспечения личной безопасности в повседневной жизни, развитию

специальных умений и ценностному отношению к вопросам личной безопасности в повседневной жизни, что способствовала их подготовленности в решении исследовательских задач.

Согласно программе опытно-экспериментальной необходимо было проанализировать динамику развития исследуемой подготовленности по критериальным показателям.

Для достижения данной цели организованы входная и итоговая диагностики в опытных классах 5 А и 5 Б. Диагностический инструментарий был идентичным. Достоверность выводов проверялась при помощи X2 -критерия Пирсона.

Анализ данных свидетельствует о том, что уровень подготовленности к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни у обучающихся экспериментального класса значительно выше, чем в контрольном.

Так, в экспериментальном классе:

— повышенный уровень подготовленности демонстрировали 50 % обучающихся; базовый уровень подготовленности диагностирован у 45% респондентов; низкий уровень подготовленности зафиксирован у 5% обучающихся.

В контрольном классе результаты были значительно ниже:

— повышенный уровень подготовленности демонстрировали 25 % обучающихся; базовый уровень подготовленности диагностирован у 35% респондентов; низкий уровень подготовленности зафиксирован у 40% обучающихся.

Достижение высоких показателей подготовленности обучающихся экспериментального класса к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни мы связываем с реализацией педагогических условий исследуемого процесса на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы. Реализация активных методов обучения, таких как мозговой штурм, элементы дискуссии, дидактической игры, осуществляемые в индивидуальных и коллективных формах работы позволяла акцентировать их внимание на вопросы обеспечения личной безопасности в повседневной жизни, сделать процесс обучения ОБЖ интересным и увлекательным.

Проблематизация учебно-познавательных задач, создание ситуации учебного затруднения и активного поиска оригинальных нестандартных вариантов ее решения обеспечивала связь теории с реальной жизнью, систематизации знаний и их перевода в практический опыт успешного решения жизненных задач. Решение ситуационных задач помогало осознанию обучающимися важности самостоятельности и ответственности за себя и других, последствия своих совершаемых действий. Включение родителей в исследуемый процесс способствовало положительной динамике уровневых показателей исследуемой подготовленности на основе сопричастности, сопереживания за результат коллективного труда, взаимопомощи в решении учебно-познавательных задач [2].

Динамика подготовленности обучающихся опытных классов к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в ходе проведения опытно-экспериментальной работы (%).

В экспериментальном классе:

— количество обучающихся с повышенным уровнем подготовленности к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни увеличился на 30% (с20% до 50%); количество обучающихся с базовым уровнем подготовленности к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни увеличилось на 25% (с20% до 45%); количество обучающихся с низким уровнем подготовленности к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни уменьшилось на 55% (с 60% до 5%).

В контрольном классе:

— количество обучающихся с повышенным уровнем подготовленности к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни увеличилось на 10% (с 15% до 25%); количество обучающихся с базовым уровнем подготовленности к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни увеличилось на 5% (с 30% до 35%); количество обучающихся с низким уровнем подготовленности к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни уменьшилось на 15% (с 55% до 40%).

Такие результаты мы соотносим с положительным влиянием реализации программы внеурочной деятельности «Безопасность в повседневной жизни», реализованной для экспериментального класса, позволяющей систематизировать полученные знания, полученные на уроках ОБЖ, развивать специальные умения предвидения опасных ситуаций и их профилактики.

Обучающиеся экспериментального класса к концу опытно-экспериментальной работы отличались от своих сверстников ценностным отношением в вопросах личной безопасности, стремлением к оказанию помощи и поддержки другим людям, попавшим в сложные жизненные ситуации.

Они были воле активны при решении учебно-познавательных задач, их отличала повышенная поисковая активность и творческий подход к рациональным решениям обеспечения личной безопасности в сложных жизненных ситуациях повседневной жизни.

Выводы. Результаты опытно-экспериментальной работы могут быть использованы в практике общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования в целях достижения эффективности обучения школьников обеспечения безопасности в повседневной жизни.

Литература:

1. Акимова, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания: учебное пособие / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина, А.М. Зуев. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 244 с.

2. Кузнецова, Н.В. Методика организации самостоятельной работы учащихся при обучении ОБЖ: учебное пособие / Н.В. Кузнецова. - М.; Берлин: Директ- Медиа, 2018. - 122 с.

3. Лутовина, Е.Е. Подготовка учащихся к безопасному поведению в повседневной жизни в процессе обучения основам безопасности жизнедеятельности / Е.Е. Лутовина // Образование и личность: методологические и прикладные основания: сборник статей к Международной научно-практической конференции, (21 октября 2017г., г. Оренбург). - Оренбург: Экспресс-печать, 2017. - С. 227-232.

4. Мошкин, В.Н. Воспитание культуры личной безопасности/ В.Н. Мошкин. - Барнаул: БГПУ. 2004. - 209 с.

5. Петров, В.В. Основы безопасности в городе для детей и родителей/В.В. Петров. - Минск: Харвест, 2007. - 208 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.