Сегодня мы говорим об Анне Карениной. Все мы читали книгу, смотрели балет или фильм. Давайте поговорим о характере героини. Можем ли мы осуждать ее или восхищаться? Какая она женщина? В чем ее плюсы и минусы? Кто хочет быть ее обвинителем, а кто - адвокатом? Кто сможет объяснить, в чем ее драма и в чем ее вина?
Репродукции картин русских художников выполняют, помимо иллюстративной функции, функцию погружения инофонов непосредственно в «текст русской культуры».
Включение в учебные материалы лингвокультурологических комментариев, содержащих краткую информацию, необходимую для выполнения лексических заданий, а также заданий, связанных с изучением фразеологизмов, способствуют более глубокому пониманию изучаемого языка и культуры. Согласно Ф.И. Буслаеву, «фразеологизмы - душа всякого национального языка, в которой неповторимым образом выражаются дух и своеобразие нации». Как показывает практика, продуктивной является работа с фразеологизмами в сопоставительном аспекте, с обращением к родному языку и опыту обучающихся.
Пример: Вы, конечно, замечали, что русские часто сравнивают человека с животным, когда говорят о характере. При этом характеристики могут быть как отрицательными, так и положительными. Закончите выражения - характеристики.
Хитрый как ... Злой как.....
Трусливый как. . Медлительный как.
Упрямый как. . Храбрый как.....Неуклюжий как...... Колючий как.....
Вспомните, есть ли в вашей стране похожие выражения. Напишите. Придумайте ситуацию, в которой они могут быть употреблены.
Несмотря на неизбежное обращение к стереотипам, включение подобных тем и заданий в учебный процесс и обеспечивающие его учебные пособия необходимо для снятия непонимания и культурного шока, получения инофонами более полной информации о стране изучаемого языка, менталитете русского народа, избежания недопонимания и конфликтных ситуаций, формирование навыков межкультурной коммуникации, повышение привлекательности изучаемой культуры.
Выводы. В результате систематической работы с культурными явлениями на занятиях по речевому общению можно создать представление о миропонимании русских, окружающей их действительности, богатстве выразительных языковых средств, эмоциональной жизни народа. Коммуникативно-интерактивное обучение в русле диалога культур способствует развитию этнополитического мышления, толерантного отношение к другой культуре, национальным обычаям, традициям, умения дискутировать, оценивать явления с гуманистических позиций, а также помогает значительно приблизить конечную цель изучения языка -формирование вторичной языковой личности.
Литература:
1. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация: учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: Альфа - М.: ИНФРА - 2004.
2. Петрова С.М. Русский язык как средство межкультурной коммуникации на современном этапе / С.М. Петрова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. - 2015. - № 4.
Педагогика
УДК 37.02
аспирант кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности Башев Кирилл Сергеевич
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры производственных и дизайнерских технологий Паландузян Юрий Халатович
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПОНЯТИЯ «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» В СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые вопросы, связанные с понятием термина «экологическая безопасность» применительно к курсу ОБЖ, проходимому при предметном обучении в средних общеобразовательных учреждениях. Показано, что особенности методического обеспечения курса основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)определяются необходимостью изучения общих экологических знаний и могут различаться в содержании и уровнепроходимого материала в зависимости от типа общеобразовательного учреждения. Это проиллюстрировано на рассмотрении такого важного понятия в курсе ОБЖ как «экологическая безопасность», на примере средних общеобразовательных школ для предпрофильного и профильного уровней обучения, кадетских училищ, детских домов-школ и образовательных учреждений экстернатного типа. Уровень усвоения понятия «экологическая безопасность» во многом зависит от уровня эколого-педагогической компетентности учителя, которая необходима в формировании экологической культуры обучающихся.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, экологическая безопасность, эколого-педагогическая компетентность, методический подход.
Annotation. The article deals with the issues related to the concept of the term "environmental safety" in relation to the compulsory course of life safety in the subject of training in secondary schools. It is shown that the features of the methodological support of the course are determined by the need to study the General environmental knowledge and may vary in the content and level of the material, depending on the type of educational institution. This is illustrated by considering the important concept in the content of the subject of life safety "environmental safety" on the example of secondary schools for pre-profile and profile levels of education, cadet schools, orphanages, schools and educational institutions of the external type. The level of assimilation of the concept of "environmental safety" largely depends on the level of ecological and pedagogical competence of the teacher, which is necessary in the formation of environmental culture of students.
Keywords: life safety, ecological safety, ecological and pedagogical competence, methodical approach.
Введение. Экологические проблемы в современном, многообразном и динамичном мире приобрели глобальный масштаб.Утвержденные Президентом Российской Федерации «Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года» исходят из того, что экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными последствиями прошлой экономической деятельности. Возникает насущная необходимость усиления требований к результатам экологической подготовки обучающихся. Поэтому в последних изданиях федеральных государственных стандартов (ФГОС)подчеркивается важностьвоспитания подрастающего поколения посредством формирования таких качеств личности, которые способствуют формированию экологической безопасности обучающихся.Особое внимание в повышении экологической культуры следует уделять в период обучения школьников в основной школе и в старших классах, когда экологическое образование в школе должно стать обязательным компонентом будущего профессионального образования выпускников общеобразовательных учреждений.
Экологические проблемы не могут не отразиться на основных направлениях деятельности средних общеобразовательных учреждений самого различного типа. Это средние общеобразовательные школы, кадетские школы и училища, детские дома-школы, гимназии, лицеи, образовательные учреждения предпрофессионального обучения и др. Суть экологического образования в средних общеобразовательных учреждениях должна сводиться к тому, чтобы показать гуманистическую значимость природы, совершенствовать внутреннюю экологию человека и развивать ответственное отношение к жизни и к окружающей среде.В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения экологической культуре, в частности.
Следует выделить среди различных видов безопасности жизнедеятельности экологическую безопасность, знание о которой способствуют формированию экологической культуры личности.Развитие экологической культуры - это ведущая задача экологического образования во всех типах общеобразовательных учреждений. Результативность и эффективность экологического образования обучающихся во многом будет зависеть от того, как сформирована определенная система знаний учеников по основам экологии, от глубины понимания основ понятийного аппарата науки экологии, отэкологической грамотности обучающихся и от уровня эколого-педагогической компетентности самого учителя. Некоторые вопросы методическихособенностейв изучении понятия «экологическая безопасность», «эколого-педагогическая компетентность» и другие термины по экологии применительно к курсам ОБЖ общеобразовательных учреждений для обучающихся основной школы и старшеклассников рассматриваются в данной работе.
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим самые общиепонятия теории безопасности жизнедеятельности [2]. Ведущим понятием этой теории является слово «жизнедеятельность», как «способ существования человека», а «безопасность жизнедеятельности» - это способ безопасного взаимодействия со средой. В общем психологическом подходе для человека «безопасность» - это внутреннее ощущение доверия, невредимости, отсутствия страха или тревоги в отношении «удовлетворения собственных настоящих (и будущих) потребностей» [3]. Центральным понятием в теории безопасности жизнедеятельности является антоним слова «безопасность» - это «опасность», как фактор способный причинить ущерб людям, природной среде и материальным ценностям. Чтобы уменьшить или исключить влияние «опасных» факторов, необходимо разрабатывать систему защиты всего живого и неживого в системе «человек - среда обитания». В противном случае будут проявляться негативные тенденции:
- ресурсы «живого» и «неживого» мира, которые было принято считать возобновляемыми, не успеют самовосстановиться, нарушая экологический баланс в природе;
- будет нанесен вред здоровью человека, что негативно скажется на состоянии человеческого капитала;
- территории, которые загрязняются, станут малопригодными или вообще непригодными для проживания и хозяйственной деятельности людей и т.п.
Фундаментальная экология, изучающая связи между организмами и их средами, («oikos» - «жилище», «logos» - «учение») может оказывать влияние на жизненное пространство людей и как развивающаяся междисциплинарная наука включает вопросы технических, естественных и гуманитарных наук. В соответствии с таким «всеохватывающим» экологией все сферы человеческой деятельности в природе можно условно структурировать общую экологию на:
- экологию человека - изучается роль человека как биологического вида, вступившего в различные экологические взаимодействия;
- социальную экологию, - в которой представлены различные форматы взаимодействия человеческого общества в целом и окружающей среды;
- глобальную экологию, в которой изучается биосфера Земли в целом. Основы глобальной экологии, например, рассмотрены для территории РФ в [5].
Если под экологической безопасностью в широком смысле слова понимать допустимый уровень негативного влияния как природного, так и человеческого на окружающую среду, то, в соответствии с различными «специфическими» видами опасностей, которые рассматриваются в том или ином «подразделении» фундаментальной экологии, следует различать и соответствующие «виды» или «системы» экологической безопасности.
Например, при опасности в среде трудовой деятельности человека, если это техногенные опасности, необходимо обеспечивать защиту от многочисленных факторов техногенного происхождения, но и решать задачи охраны природы от губительного влияния техносферы. В антропогенной деятельности общества необходимо обеспечивать определенную для отдельных видов такой деятельности свою специфическую экологическую безопасность.Антропогенные опасности во многом определяются наличием отходов, которые оказывают негативное влияние на биосферу и на здоровье людей.
Среди различных видов безопасности для образовательных учреждений приоритетным является — экологическая безопасность. Рассматривая пути обеспечения экологической безопасности, исследователи [6] выделяют два системных компонента: организационно-технический и психолого-педагогический.«Организационно-техническая» экологическая безопасность основана на обеспечении благоприятного микроклимата образовательной среды, которая определяется тем микросоциумом, в которой находятся обучающиеся. Психолого - педагогический «компонент», как важный компонент экологизации образовательной среды, обеспечивается методическим потенциалом образовательного учреждения и
направлен на формирование и развитие природоохранного сознания. Экологизация образовательного пространства определяет нормы поведения в экологической среде и обусловливает будущуюпрофессиональную деятельность обучающихся.«Психолого-педагогическая» экологическая безопасность способствует развитию экологической культуры обучающихся.Экологическая культура формирует мировоззрение, убеждения и взгляды, создает новую систему ценностей и отказ от потребительского подхода к природе, определяет алгоритмы поведения человека, становясь определенным личностным «нравственным» качеством [8]. Экологическая безопасность, как личностное качество, это элемент экологического воспитания в образовательном пространстве средних общеобразовательных учреждений и способствует:
- развитию самосознания и умению формировать самооценку;
- умению оценивать свои недостатки;
- стимулированию желания избавиться от своих отрицательных качеств и побуждению к самосовершенствованию;
- обучению детей тем полезным навыкам, которые будут необходимы им в будущей профессиональной деятельности.
В психологии развития ребенка рассматриваются понятия «привязанности» или «установки», которые оцениваются как устойчивые стили мышления и поведения во всех областях жизнедеятельности человека. Можно отнести экологическую безопасность человека не только к его экологической культуре, но и к общей культуре личности, как и экологическое образование «создает условия для становления личностных функций индивида» [12].
Особенность экологической безопасности образовательной среды, как составляющая процесса экологизации образовательного пространства общеобразовательных учреждений, может определяться и типомэтих учреждений. Тип образовательного учреждения может определяться специализацией учреждения, будь это средняя общеобразовательная школа, колледж, кадетское училище и др.
В средней общеобразовательной школе обязательным программным предметомявляется «обеспечение безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). ФГОС ориентированы на становление личностных характеристик обучающегося, который сможет осознанно выполнять правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, экологическибезопасного для человека и окружающей среды.Экологически грамотный школьник должен обладать развитым мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем, прогнозировать последствия человеческой деятельности, соблюдать правила экологической безопасности в учебном заведении, на улице и в быту.Без привлечения межпредметных связей на занятиях по ОБЖ добиться этого невозможно.
Для междисциплинарного методического подхода практически к любому предмету учителю средних общеобразовательных учреждений, прежде всего, необходимо:
- определить функции преподаваемого предмета в общей системе экологического образования;
- выделить релевантные связи в предмете и соотнести (их «совпадение» или отсутствие) с экологическими проблемами, которые могут быть рассмотрены при прохождении предмета;
- оценить экологическую сторону рассматриваемых вопросов и обеспечить их наглядными «экологическими» пособиями (схемами, плакатами, видеоматериалами и т.п.);
- подобрать конкретный материал по предмету, в котором решаются вопросы по обеспечению экологической безопасности с привлечением знаний по данному предмету;
- разработать и предложить обучающимся задания по разработке несложных творческих проектов, в которых возможно решение вопросов экологической безопасности.
Примеры подобныхпрактических достижений самими обучающимися при решении проблем экологической безопасности образовательной среды обитания и непосредственно школьной среды приведены нами в [4].
Экологическая безопасность в процессе экоголизации допрофессионального образования имеет свою специфику, отличную от рассмотренной общей экологической безопасности школьников. Например, как отмечено в нашей работе [7], для обеспечения экологической безопасности в работе автомехаников, выпускников Автомеханического колледжа, в обязательные компетенции, которыми должен владеть выпускник,включены дополнительные компетенции, отражающие «экологические» требования к будущим профессиям. Откорректированные нами профессиограммы содержат такие «экологические» требования, которые необходимо соблюдатьобучающимися и работа которых будет связана с рисками нанесения ущерба, как окружающей среде, так и самому работнику. Профессиограммы учеников выбирающих профессии в сфере обслуживания и ремонта автотранспорта при обучениив средних общеобразовательных предпрофессиональныхучреждениях, описанные нами в [1], включают экологические требования в неукоснительном соблюдении правил экологической безопасности в будущей профессиональной деятельности.
Экологическая безопасность, как необходимое личностное и в значительной степени профессиональное качество, должно быть сформировано у кадетов, обучающихся в военных кадетских учреждениях, число которых в России насчитывается более 200. Кадетские школы и училища ориентированы на высшее военное профильноеобразование своих выпускников, вбольшинстве случаев связанноес подготовкой военных инженеров. Будущая работа военных инженеров связана с решением экологических проблем, которые могут возникнуть в различных родах войск: сухопутных, военно-морских, воздушно-космических.Экологическая безопасность - одна из составляющих национальной безопасности страны. Военные инженеры призваны защищать нашу Родину, в том числе ее окружающую среду.Поэтому необходимость проведения просветительской работы в области экологической безопасности и охраны окружающей среды на раннем этапе профильного образования будущих военных инженеров актуальна и необходима.
Воинский труд обладает целым рядом отличительных особенностей. Это сложность, экстремальность, ситуации риска, комплексность, коллективный характер, творческий поиск новаторских решений в боевых условиях и др. Профессиональная подготовка будущих военных специалистов в кадетских корпусах будет неполной, если у кадет не будут сформированы необходимые для военных профессий личностные качества, одним из которых должно стать умение владеть экологической безопасностью. Кадетская школа-интернат формирует направленность конкретной личности и благодаря своему воспитательному потенциалу отвечает за социализацию кадета. Самооценка кадета является результатом социализации и становится элементом
профессионального самосознания, включение в которое экологической безопасности необходимо. Можно утверждать, что сформированная экологическая безопасность кадета, как «привязанность» с позиций психологии икак личностное качество, являются важным «агентом» процесса его социализации, элементом «самоотношения». Как известно [8], «самоотношение» состоит из «постоянной работы по совершенствованию навыков общения, совместного управления и проживания в атмосфере гармонизации отношений со сверстниками» (поведенческая экология), «принятия и усвоения целей, ценностей, способов поведения и действий в соответствии с нормами образа жизни кадетской школы» [9]. Перечисленные качества составляют основу внутренней экологии кадета, которая применима к рассмотрению личностных качеств обучающихся и в других типах средних общеобразовательных учреждений.
Как показывает многолетний опыт работы в детских-домах школах, экологическая безопасность имеет некоторые особенности и специфику для воспитанников этих учреждений. Это обусловлено неким смещением процесса обучения и воспитания детей (воспитанников) на усиленную трудовую подготовку [10].Хорошо известно, что в детских домах и в школах-интернатах оказался сосредоточенным весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенностью и часто не вполне ясной наследственностью, а с другой стороны - с ярко выраженным депривационным синдромом, их отличает социальный инфантилизм.
Сопровождение таких детей, их реабилитация и социальная адаптация, вопрос крайне сложный, но решать его необходимо. И этот факт заставляет искать все новые и новые направления работы, чтобы формировать готовность к осознанному выбору профессии. Здесь может оказать положительное влияние такое «преимущество» «жизни» детских домов-школ, как постоянное участие детей в трудовой деятельности. Трудовая подготовка в детских домах - это особо «ценный тип» дополнительного образования для воспитанников. Именно трудовую подготовку следует сместить на такие виды деятельности с учетом предпочтений детей на особенности трудового процесса, практической деятельности, которые обладают «потенциалом» в вопросе усиления экологической подготовки воспитанников, научить основам нравственной безопасности личности. Покидая стены детского дома, повзрослевшие воспитанники должны обладать способностью соблюдения нравственных ориентиров в жизни, для чего необходимо и обучать их основам нравственной экологической безопасности как будущих полноценных людей.
Жизнь воспитанников детских домов и школ-интернатов проходит в пространстве разновозрастного общения и важное место во взаимодействии с окружением занимает и отношение к себе, к своему «Я» и «Я-образу». В «Я-концепции» воспитанника должны быть сформированы такие составляющие психики как самосознание («самоосознание»), умение оценки тождественности с другими людьми исобственных возможностей.Процесс социализации, протекающий в этот период, может характеризоваться тем или иным уровнем внутренней согласованности подростка с самим собой, помогает ему оценить собственный «нажитый» опыт и строить «ожидания» и «прогнозы» в будущем. Происходит сложный процесс «конструирования» «системы» «внутренней экологии» воспитанника и его «экологической безопасности», поэтому на коллективе учителей и воспитателей детских домов лежит большая ответственность в вопросе стимулирования и формирования у детей внутренней экологической культуры со всеми ее компонентами.
Современные Центры образования решают вопросы начального профессионального образования попрограммам профессиональной подготовки иосуществляют образовательную деятельность по образовательным программам основного и среднего(полного) общего образования, по предпрофильной и профильной подготовке в соответствии с программами элективных курсов. В Центрах образования реализуется модель дуального образования и формируется начальный уровень готовности к труду по той или иной профессии. В Центрах образования осуществляется экстернатное обучение, в котором учебный материал проходится «концентрированно», лаконично и должен соответствовать требованиям общешкольных программ, быть доступным для понимания «экстернов». Обучение основам экологических знаний в образовательных учреждениях экстернатного типа можно осуществлять при прохождении элективных курсов, включающих основные сведения на занятиях по теории экологии и на практическихсеминарских занятиях. Экспрессность занятий в образовательных учреждениях экстернатного типа (ОУЭТ) повышается при использовании учебных элементов, входящих в модули соответствующих разделов по экологии. Изучение экологической безопасности в данных учреждениях может быть конкретизировано с учетом той предпрофессиональной подготовки, которая осуществляется в том или ином ОУЭТ. Это подтверждаетобозначенный ранее тезис, что обеспечение формирования общей экологической безопасности у обучающихся должно дополняться сведениями о «специальной» экологической безопасности, соответствующей той профессиональной деятельности, которой занимаются обучающиеся в эстернате.
Методическое обеспечение экологических требований должно учитывать особенности экологической безопасности при преподавании курса экологии в различных по профилю средних общеобразовательных учреждениях. Следовательно, возникает необходимость наличия высокопрофессиональных педагогических кадров для прохождения курса безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях. Высокопрофессиональные экологически грамотные учителя должны уметь вводить и анализировать сведения близкие к тем предметам, которые изучаются на занятиях. Учитель должен рассматривать задания с расчетными задачами, с качественными вопросами и составлять их с учетом объединяющих школьные предметы общих «экологических» связей, выявлять их и обобщать межпредметные подходы, вводить в задания проблемные ситуации и привлекать для их решения знание законов физики, математики, химии, биологии, и других наук.Это требует наличия соответствующей грамотности у учителя. Если осуществляется модульный подход в обучении основам ОБЖ, то в методическом «экологическом» подходе легче осуществлять органическую связь с естественнонаучными знаниями ученика и технико-технологическими характеристиками всевозможных устройств, их функциональными возможностями и соответствием с требованиями экологической безопасности в содержательных и лаконичных учебных элементах. Пример тематического плана для соответствующего курса по экологии приведен в [1].
В последнее время становится актуальным требование развивать направление экологической безопасности в образовательном процессе на условии обеспечения учительскими кадрами, обладающими соответствующей эколого-педагогической компетентностью. Экологическая компетентность преподавателя принято обозначать как частный вид профессиональной педагогической компетентности [6, 11]. Эколого-педагогическая компетентностьпреподавателя, как «модное» современное понятие,поможет ему эффективнее и результативнее осуществлять формирование у учеников ответственного отношения ко всему живому,
успешно решать многие вопросы экологического воспитания. Учитель,владея способами познания самого себя, сможет развивать экологическое мышление подростков, применять в работе методы по формированию интересаобучающихся к изучению экологических проблем, изучить особенностивидов безопасности и овладеть знаниями по экологической безопасности, ее особенностям.
Программный курс каждого предмета в школе строго регламентирован государственными стандартами, исключение составляют элективные курсы, которые имеют вариативную основу. Такие курсы позволяют привлекать широкий спектр дополнительных материалов по экологии и контролировать уровни экологической компетентности самих обучающихся от условно «низкого» до «высокого». Если для подростков с «низким» уровнем усвоенных знаний по экологии характерно лишь знание норм, понятий, законов экологических явлений, то на «среднем» уровне экологической компетентности обучающихся необходимо не только знать основы экологии, но и достаточно полно описывать социо-экосистемы и объяснять экологические явления. Именно на «высоком» уровне экологической компетентности обучающиеся отличаются умением проводить глубокий анализ экологических проблем, у них проявляется развитая способность к самоуважению и к самоуважению к людям, как проявление внутренней экологии, правильно оценивается роль экологической безопасности в жизни современного общества во всех сферах ее деятельности.
Выводы:
1. Проблема формирования экологической безопасности актуальна в настоящее время и требует постоянного внимания в образовательной сфере к методическому обеспечению в вопросе формирования экологической культуры обучающихся средних общеобразовательных и предпрофессиональных образовательных учреждений.
2. Эффективность воспитательной работы в сфере экологического образования во многом определяется уровнем эколого-педагогической компетентности специалистов в области образования - учителей предметников, воспитателей и социальных педагогов.
3. Методическое обеспечение предмета ОБЖ необходимо строить с учетом обучения общей экологической безопасности и экологической безопасности, связанной с выбором оптантами профессиональных предпочтений и будущего профессионального пути.
Литература:
1. Башев К.С., Паландузян Е.Ю., Паландузян Ю.Х. Знание основ экологии как обязательный компонент профориентационной работы при выборе учащимися профессии инженера, Матер. VМежрег. научно-практич. конф. с междунар. участием «Формирование престижа профессии инженера у современных школьников». СПб, 2017.
2. Белов С.В., Ильницкая И.В.и др.; Учебник для ВУЗов / 7-е издание; М.: Высшая школа, 2007.
3. Броуди Артур. Большой психологический словарь. ВЕЧЕ - АКТ, М, 2001.
4. Ефимов И.В., Паландузян Е.Ю., Паландузян Ю.Х. Интегрированные занятия по технологии и физике как эффективное средство формирования эколого-технической культуры учащихся. Сборник «Инженерная аксиология», Лингвистический центр «Тайкун», СПб, 2018.
5. Катцов В.М. и др."Оценка макроэкономических последствий изменений климата на территории Российской Федерации на период до 2030 г. и дальнейшую перспективу". ООО РИФ «Д'АРТ» Москва, 2012.
6. Киселев С. А.Педагогические аспекты экологической безопасности образовательной среды. Молодой учёный, №7, 2015
7. Лучковский Р.Н., Паландузян Е.Ю., Паландузян Ю.Х. Экологизация допрофессионального образования как важнейший фактор повышения экономической эффективности процесса обучения. Инженерная аксиология. Лингвистический Центр «Тайкун», СПб, 2018.
8. Маслов Н.В. Духовные и нравственные основы образования и воспитания. М., Самшитиздат, 2013.
9. Паландузян Е.Ю., Паландузян Ю.Х. Роль самооценки кадета в формировании личностных качеств будущего военного инженера. Матер. 1УМежрег.научно-практич. конф. «Роль учителя в самоопределении школьника при выборе профессии инженера». СПб, 2016.
10. Паландузян Е.Ю., Паландузян Ю.Х. Некоторые методологические особенности работы с оптанами на стадии профессионального выбора. В книге «Самоопределение старшеклассников в выборе инженерных профессий: анализ изысканий в теории и практике». Лингвистический Центр «Тайкун», СПб, 2016.
11. Роговая О.Г. Становление эколого-педагогической компетентности: теоретический и методический аспекты. РГПУ им. А.И.Герцена, СПб, 2007.
12. Сериков В.В. Личностный подход в экологическом образовании:поиск новой парадигмы. Матер. Междунар. семинара. «Образование». СПб, 1997.
Педагогика
УДК: 378.2
кандидат педагогических наук Белик Елена Викторовна
Институт математики, механики и компьютерных наук имени И. И. Воровича
Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Южный федеральный университет» (г. Ростов-на-Дону)
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕХНОЛОГИИ РЕФЛЕКСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В
ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы поиска практических механизмов формирования и развития профессиональной педагогической рефлексии будущих учителей. В работе актуализируется необходимость использования рефлексивной технологии обучения при работе со студентами в период педагогической практики для формирования объективной оценки приобретенного профессионального опыта и преодоления профессиональных затруднений. Методические аспекты реализации технологии раскрыты на конкретном примере.