патриотом своего дела и своего учебного заведения, который постоянно заботится о создании безопасных и благоприятных условий учебно-воспитательного процесса. Имидж преподавателя высшей школы, как образца для подражания студентами, формируется постепенно, охватывая как внутренние, так и внешние качества личности.
Исходя из проведенного исследования, можно говорить о том, что проблема имиджа является актуальной в рамках педагогики высшей школы и требует дальнейшего изучения.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие для вузов / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 499 с.
2. Бойко И.Н. Профессиональный имидж педагога как важный фактор в профессиональной деятельности / И.Н. Бойко // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. -№10-13. - С. 11-16.
3. Бусыгина Т.А. Индивидуальный имидж как социально-перцептивный компонент профессиональной коспетентности преподавателя вуза: автореф. Дис. / Т.А. Бусыгина. - Самара, 2004. - 31 с.
4. Глузман Н.А. Профессиональное образование в инновационном обществе / Н.А. Глузман // Гуманитарные науки. - 2016. - № 3 (35). - С. 11-18.
5. Калюжный А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный - Москва: Владос,
2004. - 394 с.
6. Крутецкий В.А. Педагогические способности, их структура, диагностика, условия формирования и развития / В.А. Крутецкий, Е.Г. Балбасова. - Москва: Гардарики, 2007. - 354 с.
7. Крылова Н.Б. Культурология образования / Н.Б. Крылова. - Москва: Народное образование, 2000. - 272 с.
8. Кулакова Т.Б. Формирование имиджа будущего педагога в контексте культурологического подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.Б. Кулакова. - Москва, 2009. - 29 с.
9. Максимов В.Г. Технология формирования профессионально-творческой личности учителя / В.Г. Максимов. - Чебоксары: ЧГПИ, 1996. - 227 с.
10. Наумова С.А. Имиджелогия: учебное пособие / С.А. Наумова. - Томск, 2004. - 116 с.
11. Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В.М. Шепель. - Москва: Феникс,
2005. - 480 с.
Педагогика
УДК 373.5:372.8
старший преподаватель Суздалева Алла Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); кандидат биологических наук, доцент Лутовина Екатерина Емельяновна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждения высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ОБЕСПЕЧЕНИЮ
БЕЗОПАСНОСТИ В БЫТУ
Аннотация. Данная статья посвящена одной из актуальных проблем в образовании и воспитании подрастающего поколения. Цель исследования: доказать эффективность игровых технологий в подготовке обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению безопасности в быту. Материалы и методы исследования: проведено исследование с обучающимися пятых классов в количестве 44 человек. Исследование направлено на формирование безопасного поведения обучающихся в быту. С этой целью выявлялся уровень знаний обучающихся об источниках опасности в быту и о безопасном поведении в быту, а также выявлялся уровень навыков безопасного поведения в быту. Выявлено, что большинство обучающихся испытывают трудности в формировании знаний и навыков безопасного поведения в быту. Нами выдвинуто предположение, что эффективности этого процесса будут способствовать игровые технологии, реализуемые во внеурочных занятиях.
Ключевые слова: игровые технологии, безопасное поведение в быту, учебный процесс по основам безопасности жизнедеятельности.
Annotation. This article is devoted to one of the most urgent problems in the education and upbringing of the younger generation. The purpose of the study: to prove the effectiveness of gaming technologies in preparing students of a General education organization to ensure safety in everyday life. Materials and methods: a study was conducted with 44 fifth-grade students. The research is aimed at forming safe behavior of students in everyday life. With this goal showed the level of knowledge of students about sources of danger in the home and on safe behaviour in everyday life and also revealed the level of skills of safe behavior in everyday life. It is revealed that the majority of students have difficulties in forming knowledge and skills of safe behavior in everyday life. We have suggested that the effectiveness of this process will be promoted by game technologies implemented in extracurricular activities.
Keywords: game technologies, safe behavior in everyday life, educational process on the basics of life safety.
Введение. Самыми незащищенными от опасностей, которые возникают в повседневной жизни, в быту, в общеобразовательной организации, отдыхе и т.д. являются дети. В общеобразовательных организациях с первого класса начинают знакомить младших школьников к тем опасностям, которые существуют вокруг нас в школьном курсе «Окружающий мир» [2]. Однако, этих знаний недостаточно, чтобы сформировать у обучающихся навыков защиты при их возникновении. Обучающиеся попадают в экстремальные условия и не понимая их опасность и как справиться со сложившейся обстановкой становятся жертвами трагических обстоятельств. Любопытство, присущее школьникам, потеря страха и не понимание последствий, подталкивают их на опасные поступки, которые он принимает как игру. Порой такие действия возникают, как доказательство перед сверстниками своей смелости. Детские шалости заканчиваются пожарами, взрывами, ожогами, отравлениями, падениями из окон и балконов, укусами домашних животных. В связи с этим, формирование безопасного поведения должно целенаправленно организовываться и регулироваться с
первой ступени образования. В подготовке обучающихся к обеспечению безопасного поведения в быту продолжает школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) [1, 10].
В образовании преобладает гуманистическая ориентация, которая позволяет оснащать обучающихся средствами защиты от внешних неблагоприятных условий, но не способствует формированию знаний и навыков, позволяющих предвидеть опасности и угрозы, возникающие на улице и в быту. Мотивация обучающихся к безопасному поведению в повседневной жизни, возможна при условии их заинтересованности в обеспечении личной и коллективной безопасности, создании положительных эмоций при получении необходимых знаний. Обучающимся необходимо дать ощущение удовольствия от методов обучения и по возможности использовать положительные примеры из окружающей жизни [10, 15].
При планировании занятий, направленных на подготовку обучающихся безопасному поведению в быту необходимо учитывать психологические возрастные особенности развития. В разном возрасте дети отличаются разными способностями усвоения знаний и неодинаковой скоростью запоминания некоторых фактов. К каждому ученику необходим индивидуальный подход и учитывая это, преподаватель-организатор ОБЖ должен учесть все нюансы при планировании уроков по ОБЖ. Одной из главных задач школьного курса ОБЖ является подготовка школьников к самостоятельной жизни, воспитание их морально и физически здоровыми. Занятия по ОБЖ способствуют формированию безопасного поведения, поскольку обеспечивают условия гармоничного развития личности, приобщают к ценностям безопасного образа жизни [1, 2].
Однако должны продолжаться поиски такой модели обучения безопасному поведению обучающихся, которая будет более эффективно способствовать высокому уровню подготовки обучающегося и создаст условия для формирования осознанной потребности в обеспечении безопасности в быту и ответственного отношения к своему здоровью.
Учебный процесс ОБЖ направлен на умение обучающимися в целях обеспечения безопасного поведения в повседневной жизни, выявления воздействия вредных и опасных факторов на организм человека и окружающую среду, подготовки к действиям по защите от опасностей различного рода применять приобретенные знания и навыки. В результате изучения основ безопасности жизни, обучающиеся должны понимать важность проблемы сохранения жизни [1, 15].
Традиционные способы обучения предотвращению и борьбе с современными угрозами, возникшими в повседневной жизни, объективно недостаточны для обеспечения безопасности. Необходимо искать инновационные средства оптимизации образовательного процесса для формирования навыков безопасного поведения, и сегодня система образования может реализовать его, используя самые современные методы, в том числе игровые технологии [7, 9]. Игровая деятельность имеет одно важное свойство: в ней познавательная деятельность учеников является самодвижением, так как информация исходит не извне, а является внутренним продуктом, результатом самой деятельности. Основными структурными элементами игры являются: совместная деятельность участников игры, правила игры, принятие решений в меняющихся условиях, эффективность применяемого решения [3, 5, 14].
Игра является одним из тех видов деятельности, которые преподаватель-организатор ОБЖ использует для обучения школьников различным действиям с объектами, с предметами, с оборудованием, формам и средствам получения необходимой и правильной информации. В игре обучающийся развивается как личность, формирует те стороны психики, которые в последствии помогут достичь успеха в учебной, воспитательной и трудовой деятельности, в его позитивном и бережном отношении к окружающим людям. Основное различие между игрой и другими видами деятельности заключается в том, что ее предметом является сама человеческая деятельность [6, 8, 13].
Анализ степени изученности проблемы показал, что применение игровых технологий в подготовке обучающихся младших классов безопасному поведению в быту актуален и недостаточно изучен.
Таким образом, в нашем исследовании по подготовке обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению безопасности в быту обозначена проблема - при каких условиях игровые технологии будут способствовать эффективности процесса подготовки обучающихся младших классов общеобразовательной организации у обеспечению безопасности в быту.
Изучение роли игровых технологий на формирование у обучающихся в общеобразовательных организациях безопасного поведения в быту нами рассматривалось с различных педагогических подходов:
- методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе рассматривалась в исследованиях Н.П. Абаскаловой, Л.А. Акимовой, Н.И. Бочаровой;
- игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии обучающихся представлена в научных трудах Л.А. Акимовой, Е.В. Лизуновой;
- проблеме развития познавательных универсальных учебных действий младших школьников посвящены труды ученых А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, Е.В. Губанова, М.Р. Ксензовой, Г.И. Щукиной;
- условия развития познавательной активности и познавательного интереса у обучающихся общеобразовательных организаций представлено в трудах Н.И. Ворновской, М.А. Данилова, Н.А. Гребневой, Е.Е. Лутовиной, И.В. Метельского, О.В. Панковой и др.;
- применение игровых технологий в формировании безопасного поведения отражены в работах С.С. Лесникова, А.В. Лукьяновича, Л.С. Мкртчян, Ю.В. Репина, В.С. Хомяковой и др.;
- изучению проблемы подготовки обучающихся безопасному поведению в разных опасных ситуациях посвящены работы А.В. Бойчевского, В.П. Горащук, Ш.О. Исмаилова, Д.М. Маллаева, Л.А. Михайлова, Д.Н. Паля, В.В. Сапронова, Э.Р. Чернышовой, И.В. Чикеневой, М.О. Шайбуловой, Е.Ю. Шерстневой, Л.И. Шершнева и др. На необходимость обучения молодежи навыкам безопасного поведения указывал К.Д. Ушинский.
Изложение основного материала статьи. В процессе подготовки к осуществлению опытно-экспериментальной работы нами выдвинута гипотеза: игровые технологии будут способствовать эффективной подготовке обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению безопасности в быту при условии:
- реализации комплекса внеклассных мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности с применением игровых технологий;
- использования развлекательных компьютерных игр ((Massive(ly) multiplayer online role-playing game) далее ММО), направленных на активизацию деятельности обучающихся, развитие наблюдательности, внимания, памяти, мышления и поддерживание интереса к исследуемой проблеме;
- освоение обучающимися знаний и навыков безопасного поведения в быту посредством моделирования игровых ситуаций.
Перед нами стояли следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему применения игровых технологий в подготовке обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению безопасности в быту.
2. Разработать комплекс внеклассных мероприятий с применением игровых технологий, направленных на подготовку обучающихся к обеспечению безопасности в быту.
3. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий подготовки обучающихся к обеспечению безопасности в быту на основе игровых технологий.
Наше исследование по выявлению роли игровых технологий на подготовку обучающихся к безопасности в быту проводилось во время педагогической практики в общеобразовательной организации города Оренбурга - это Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №19». Руководство и оказание помощи в проведении исследования осуществляли преподаватели кафедры Безопасности жизнедеятельности, физической культуры и методики преподавания безопасности жизнедеятельности Оренбургского государственного педагогического университета и преподаватель-организатор ОБЖ общеобразовательной организации. В исследовании принимали участие обучающиеся в пятых классах в количестве 44 человек. В контрольном 5 «А» классе и в экспериментальном 5 «Б» классе по 22 ученика.
Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов.
Констатирующий этап - это первый этап, который включал ознакомление с обучающимися классов, изучение нормативно-правовой базы общеобразовательной организации, учебно-методической и психолог-педагогической литературы по исследуемой проблеме, подбор диагностических методик и осуществление пилотажной диагностики.
Формирующий этап разрабатывался после анализа и обработки результатов пилотажной диагностики. Нами разработаны внеклассные мероприятия с применением игровых технологий, направленных на повышение уровня знаний, умений и навыков у обучающихся по подготовке к обеспечению безопасности в быту.
Контрольный этап явился заключительным этапом. В процессе его осуществления нами проведена итоговая диагностика, обработка полученных результатов, их сравнение, анализ и формулировка выводов. Оформлялась выпускная квалификационная работа.
Анализ рабочих программ показал, что недостаточно учебного времени отведено на уроках ОБЖ на освоение тем, связанных с проблемой обеспечения у обучающихся безопасности в быту. Занятия предназначены в большей степени на теоретическое освоение знаний. На практических занятиях обучающиеся решают кроссворды, выполняют тестовые задания, осуществляется проверка самостоятельной домашней работы. Для того, чтобы разработать внеклассные мероприятия с использованием игровых технологий нам необходимо было выявить уровень знаний об опасностях, возникающих в быту, умение предвидеть эту опасность, распознать и предотвратить ее. Изучив опыт преподавателей-организаторов ОБЖ других общеобразовательных организаций и научные диссертационные работы нами выбраны следующие методики диагностики: диагностические: тест для выявления уровня знаний младших школьников об опасностях в быту и тест о безопасном поведении дома (О.Н. Русак, В.К. Зайцева); выявление с помощью педагогического наблюдения и моделирования игровой ситуации уровня навыков безопасного поведения в быту (Н.Г. Косолапова).
Подводя итоги исходной диагностики по всем нас интересующим показателям следует, сделать вывод о том, что в подготовке обучающихся к обеспечению безопасности в быту необходимо дополнительно к урокам проводить внеклассные мероприятия практической направленности. Мероприятия будут более интересными и увлекательными, если нами будут разработаны и реализованы разнообразные виды игр. Нами разработаны внеклассные мероприятия, направленные на решение исследуемой проблемы. Следует выделить занятия по актуальным темам «А у нас гости», «Мой до дыр», «Кто стучится в дверь мою?» с использованием таких игровых технологий, как компьютерная игра ((Massive(ly) multiplayer online role-playing game) ММО [11, 12], цель которой обучить правилам приготовления еды (правила пользования газовой и электрической плитой) и сервировки праздничного стола (опасности: нож, стеклянная посуда, огонь, горячие блюда); формирование знаний и умений безопасного обращения с бытовой химией и утюгом; формирование умений содержать домашних животных и комнатных растений и освоение правил безопасного общения с ними; формирование знаний и умений по безопасному поведению дома (падающие вещи и предметы, горячие батареи, скользкие полы, балкон, окна); формирование правил поведения ребенка, когда он остается один: обучение правилам безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми, при проникновении неизвестных людей в жилое помещение, правила поведения в подъезде, в лифте и так далее [4, 11].
Для организации и проведения внеклассных мероприятий нами пригашены специалисты в области обеспечения безопасности при возникновении опасных ситуаций в быту. Это представители аварийно-спасательных формирований МЧС РФ, медицинские работники, сотрудники правоохранительных органов. В проведении внеклассных мероприятий активную позицию заняли родители обучающихся.
После проведения внеклассных мероприятий с обучающимися контрольного и экспериментального классов проводилась повторная диагностика по всем интересующим нас показателям. Повторная диагностика проводилась с целью определения эффективности игровых технологий, применяемых на внеклассных мероприятиях, способствующих подготовить обучающихся безопасному поведению в быту.
Результаты опытно-экспериментальной работы на контрольном этапе, по выявлению уровня знаний обучающихся об источниках опасности в быту показали, что высокий уровень знаний в экспериментальной классе увеличился по сравнению с полученными данными контрольного класса на 13,6% и составил 54,5%. Средний показатель в экспериментальном классе (36,4%) оказался меньше контрольного (45,5%). А низкий уровень знаний в 5 «Б» классе показал лучший результат и составил 9,1%, тогда как в 5 «А» минимальный уровень знаний составил 13,6%.
Следующая диагностика проводилась с целью выявления уровня знаний обучающихся о безопасном поведении в быту. Максимальный уровень сформированности знаний правил безопасного поведения с незнакомыми людьми, правил поведения в лифте, правил обращения с газовыми и электроприборами, правил обращения с лекарствами, бытовой химией, домашними животными, комнатными растениями в контрольном классе составил 35,2%, а в экспериментальном - 61,4%. Средний уровень знаний в контрольном классе составил - 41,5%, а в экспериментальном - 25,5%. Минимальный уровень сформированности знаний в контрольном классе показали в 5 «А» классе 23,3% обучающихся, а в экспериментальном - 13,1%. Итоговые показатели говорят о положительной динамике и результативности применения игровых технологий в обеспечении безопасного поведения у детей в быту.
Следующая диагностика по выявлению уровня навыков безопасного поведения в быту также показала результативность полученных данных. Высокий уровень навыков в 5 «А» классе составил 50%, а в 5 «Б» -63,7%. Средний показатель в контрольном классе составил 31,8%, а в экспериментальном - 22,7%. Минимальный уровень сформированности знаний изучаемого показателя составил в контрольном классе 18,2%, а в экспериментальном - 13,6%.
Выводы. Результаты опытно-экспериментальной работы позволили сделать следующие выводы:
1. Анализ научной психолого-педагогической литературы показал, что использование дидактических игр на уроках ОБЖ способствует повышению интереса к подготовке обучающихся безопасному поведению в быту и благоприятствует эффективному усвоению новых знаний, постановки проблемы и ее решению.
2. Разработанный комплекс внеклассных мероприятий на основе игровых технологий позволил объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов о полученных знаниях, умениях и навыках безопасного поведения обучающихся в быту.
3. Результаты экспериментальной группы доказали, что использование развлекательных компьютерных игр ((Massive(ly) multiplayer online role-playing game) ММО), способствует эффективной подготовке обучающихся общеобразовательной организации к обеспечению безопасности в быту.
Литература:
1. Акимова, Л.А. Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных организациях: учебник для вузов / Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина. - М.: Юрайт, 2019. - 336 с.
2. Акимова, Л.А. Основы безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной организации. Методика обучения и воспитания: учебное пособие / Л.А. Акимова, E.E. Лутовина, А.М. Зуев. - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2017. - 244 с.
3. Андриенко, О.А. Современные образовательные технологии и их применение: кейс-технология / О.А. Андриенко // Colloquium-journal. - 2019. - № 2 (26). - С. 9-12.
4. Асташина, Н.И. К вопросу об использовании интерактивных методов обучения / Н.И. Асташина, М.В. Симусева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. Т. 6. - № 1 (18). - С. 15-18.
5. Болдырева, Н.Г. Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций / Н.Г. Болдырева, В.И. Чеснокова // Молодой ученый. - 2016. - №22. -С. 238-240.
6. Бочарова, Н.И. Методика обучения безопасности жизнедеятельности. Обучение выживанию: учебное пособие / Н.И. Бочарова, Е.А. Бочаров. - М.: Юрайт, 2019. - 174 с.
7. Гребнева, Н.А. Развитие познавательного интереса младших школьников с помощью использования дидактических игр в учебном процессе / Н.А. Гребнева // Вестник науки и образования. - 2016. - №2. -С. 15-23.
8. Дворковая, Д.В. Образовательная игра как современное направление развития активного обучения / Д.В. Дворковая, Е.А. Куренкова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - №1(2). -С. 63-82.
9. Козырская, И.Н. Особенности представлений младших школьников о безопасном поведении и пути его формирования в образовательной среде / И.Н. Козырская // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - №3(15). - С. 125-128.
10. Кошкина, Н.А. Формирование личности безопасного типа на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» // Н.А. Кошкина, Е.Н. Половникова, О.Ю. Беспятых // Санкт-Петербургский образовательный вестник. - 2017. - №.6 - С. 53-60.
11. Кутепов, М.М. Возможности интерактивных технологий, программных средств и технических ресурсов в представлении учебно-методического материала / М.М. Кутепов, О.Г. Шагалова, Г.А. Леонтьева // Балтийский гуманитарный журнал. - 2018. Т. 7. - № 2 (23). - С. 273-276.
12. Лесников, С.С. Игровой метод обучения в учебно-воспитательном процессе по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» / С.С. Лесников, В.Ю. Репин. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2015. - 96 с.
13. Лукьянович, А.В. Перспективы внедрения многопользовательских ролевых онлайновых игр по проблемам формирования культуры безопасности жизнедеятельности / А.В. Лукьянович, А.А. Пашков // Технологии техносферной безопасности. - 2011. - №. 4. - С. 14-17.
14. Лукьянович, А.В. Анализ перспектив реализации многопользовательских ролевых онлайновых игр в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности / А.В. Лукьянович, А.А. Пашков // Технологии гражданской безопасности. - 2016. - №3 (49). - С. 57-62.
15. Лутовина, Е.Е. Формирование готовности обучающихся общеобразовательной организации к действиям в условиях пожарной опасности / Е.Е. Лутовина, И.В. Чикенева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - С. 132-136.