Научная статья на тему 'Подготовка научных кадров'

Подготовка научных кадров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
608
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Подготовка научных кадров»

54 Высшее образование в России • № 7, 2005

нительных навыков работы и приобретения знаний по мере возникновения необходимости. Влияние этих факторов на интеллектуальный капитал будущего специалиста и на человеческий капитал организации, в ко-

торой ему предстоит работать, следует рассматривать через призму обеспечения инновационных процессов в обществе как основы повышения уровня жизни широких слоев населения.

Л. ПАТОКА, канд. экон. наук, зав. отделом аспирантуры

Целью послевузовского профессионального образования является подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в значительной мере решающая задачи воспроизводства интеллектуального капитала страны, оказывая влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики через формирование конкурентоспособных трудовых ресурсов.

Одной из основных форм воспроизводства квалифицированных научных кадров является аспирантура.

Современные приоритеты и перспективы национальной системы высшего профессионального образования как основы развития человеческих ресурсов и созидательного потенциала общества формируются под воздействием сложных, неравномерных и взаимозависимых тенденций развития экономической ситуации в России. Одной из важных тенденций является преобладание человеческого и иных форм интеллектуального капитала в экономике развитых стран и возрастание спроса на такого рода капитал в России. Другая тенденция -усиление открытости высшего и послевузовского образования, дифференциация знаний, развитие новых форм неценовой конкуренции, экономическое взаимодействие субъектов разных уровней.

Примером такого взаимодействия может служить сотрудничество аспирантуры негосударственного образовательного учреждения МИМ ЛИНК с рядом ведущих государственных научных и академических уч-

Подготовка научных кадров

реждений подготовки научных кадров, таких, как Институт экономики РАН, ВЗФЭИ, ГУУ и др.

Руководство МИМ ЛИНК по-своему подходит к вопросу об эффективности аспирантуры, отказавшись от традиционного критерия, определяющего количество подготовленных и защищенных диссертаций как главной цели. Дело в том, что многие выпускники, защитившие кандидатские диссертации, не остаются в науке, а уходят в различные сферы бизнеса и народного хозяйства. Тем более, что аспирантам предоставляются дополнительные возможности получения квалификации по программам менеджмента, иностранного языка и т.п. Аспирантура, таким образом, рассматривается как институция воспроизводства кадров высшей квалификации на базе единого пространства образования и научных

Из жизни вуза

55

исследований, включаясь в многоуровневую структуру образовательных программ как программа образовательно-исследовательской направленности, что соответствует тенденциям Болонского процесса. Решение задач достижения академической, профессиональной и межрегиональной мобильности кадров позволяет обеспечивать подготовку специалистов, социально защищенных качеством и профессиональными возможностями работы в постоянно изменяющейся экономической среде. На основании вышеизложенного основными задачами аспирантуры МИМ ЛИНК становятся: повышение мотивации к научному труду, постоянное совершенствование корпуса научных руководителей, расширение возможностей получения аспирантами дополнительных квалификаций, улучшение качества диссертационных работ.

Аспирантура МИМ ЛИНК осуществляет подготовку на очном и заочном отделениях по специальностям:

• 08.00.01 - «Экономическая теория »;

• 08.00.05 - «Экономика и управление народнымхозяйством» (включая организацию и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; теорию управления экономическими системами и др.).

В аспирантуру принимаются лица, имеющие диплом о высшем образовании по

любой специальности. Поступающие сдают один вступительный экзамен по экономической теории и проходят тестирование по иностранному языку. Для абитуриентов предусмотрены подготовительные курсы.

На дневном отделении предоставляется отсрочка от призыва в армию. Обучение проводится без отрыва от работы. По выходным дням аспиранты слушают лекции и участвуют в проблемных семинарах, проводимых ведущими специалистами и профессорами научно-исследовательских институтов РАН.

Важнейшей задачей аспирантуры является подготовка научных кадров для региональных центров МИМ ЛИНК, поэтому в аспирантуре организована возможность дистанционных консультаций с научными руководителями для аспирантов и соискателей заочной формы обучения. Из числа ведущих специалистов Института экономики РАН, ГУУ, Финансовой академии, РЭУ и крупных компаний подбираются научные руководители, имеющие солидный опыт работы в этой области, а также в диссертационных советах. Труды аспирантов регулярно публикуются в сборнике МИМ ЛИНК «Экономика и менеджмент: проблемы теории и практики».

Сейчас в аспирантуре обучается свыше 50 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.