ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА: СТАТИСТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ*
Е.П. Жиленкова,
доцент кафедры экономики, оценки бизнеса и бухгалтерского учета Брянского государственного инженерно-технологического университета
ЛНе1еп21 @уапс1ех.ги
В статье проведена оценка процессов формирования человеческого капитала региона в сфере образования, а также его развитие и использование в научно-технической деятельности. Определены сложившиеся тенденции в сфере подготовки специалистов с высшим и средним специальным образованием, а также кадров высшей квалификации. Проведен анализ уровня инновационной активности предприятий региона и их включенность в сферу научных исследований и разработок.
Ключевые слова: человеческий капитал, образование, наука, аспирантура, подготовка кадров, повышение квалификации, Брянская область
УДК 332+378+37.03 ББК 65.9
Для обеспечения экономического и социального прогресса, в обществе в настоящее время стремительно возрастает роль человеческого капитала. Причем речь идет, прежде всего, о знаниях, то есть информации, воплощенной в фактах, сведениях о законах природы и общества и принципах их практического применения, навыках и способностях людей работать в инновационной экономике, воспринимать, производить, изучать, осваивать и эффективно продвигать инновации на рынок [3]. Современное развитие общества определяется не вековым саморазвитием природы, а вставшим на научный фундамент — «разумным» человечеством (В.И. Вернадский), его наукой и трудом на основе ее фундаментального развития [4]. На данном этапе можно говорить об интеллектуализации экономики, базирующейся на знаниях, на инновационно-цифровой экономике.
Качественные изменения в экономике непосредственно связаны с человеческим фактором. Научные работники являются важнейшим элементом научно-технического потенциала страны и региона. Их численность, структура, качество подготовки существенно влияют на возможности дальнейшего общественного развития. Вклад человеческого капитала как фактора, от которого во многом зависит динамика развития экономики, увеличивается с каждым годом. Значимость работника как носителя человеческого капитала и уровень его оплаты находятся в прямой зависимости от качества полученного образования и даже от того, какое учебное заведение он закончил.
Осуществление научных исследований и разработок и практическая реализация их результатов подразумевает реализацию ряда других видов деятельности, обладающих научной основой и выполняющих функции по обслуживанию процесса создания и использования научных знаний. Аналогичные виды деятельности объединяются категорией научно-технической деятельности, под которой подразумевается систематическая деятельность, непосредственно связанная с созданием, формированием, распространением и применением научно-технических знаний абсолютно во всех сферах науки и техники.
Научно-техническая деятельность, как объект статистики, охватывает следующие ее виды (рис.1).
Говоря о формировании и развитии человеческого капитала, прежде всего, необходимо вычленить тот сектор, который является источником этих знаний. В первую очередь имеется в виду выполнение научных исследований и разработок, а также сфера формирования интеллектуального капитала — образование.
Главной задачей статистики науки и инноваций является удовлетворение потребностей общества в достоверной и надежной статистической информации о величине, структуре и динамике ресурсов и результатов научной и инновационной деятельности, их влиянии на социально-экономическое развитие страны.
Научные исследования и разработки
Творческая деятельность, исполняемая на регулярной основе с целью увеличения объема знаний, в т.ч. знания о человеке, природе и обществе, а также поиска новых областей использования этих знаний
Научно-техническая деятельность
^ IIHII.II.IIUI II. .
-1 I-и^
Научно-технические услуги
Деятельность, связанная с научными исследованиями и разработками и способствующая формированию, распространению и использованию научно-технических знаний
Научно-техническое
образование и подготовка кадров
Определяется как деятельность, содержащая специализированное высшее образование и подготовку, аспирантское и последующее непрерывное обучение, организационную подготовку исследователей и инженеров
Рис. 1. Элементы научно-технической деятельности как объект статистики
Статистика образования изучает количественные и качественные стороны образовательной деятельности, как в рамках организаций, реализующих конкретные образовательные программы, так и за их пределами в течение всей жизни человека, в том числе обучение в организациях без отрыва от производства на различных курсах повышения квалификации или посредством самообразования.
Система образования выступает основой для научно-технического и социально-экономического развития страны. Конкурентоспособность выпускников образовательных организаций является результатом деятельности системы образования, что дает возможность оценить её состояние.
Важными статистическими характеристиками состояния и развития системы образования являются число образовательных организаций, а также контингент учащихся и студентов. В таблице 1 [2] представлена статистика образовательных учреждений региона, а также численности студентов и учащихся.
Таблица 1
Государственные высшие и средние специальные учебные заведения
Высшие учебные заведения Средние специальные учебные заведения
Число заведений Число филиалов Общая численность студентов, чел. Число заведений в них учащихся, чел.
2010/2011 4 13 46562 23 18872
2011/2012 4 12 42382 22 17724
2012/2013 4 12 39516 27 17265
2013/2014 4 10 35151 30 16396
2014/2015 4 10 32150 29 17085
2015/2016 4 9 27917 33 18646
2016/2017 4 8 26295 34 23276
* Статья подготовлена в рамках выполнения гранта Федерального государственного бюджетного учреждение «Российский фонд фундаментальных исследований» № 17-12-32002 «Повышение конкурентоспособности предприятий лесопромышленного комплекса региона (на примере Брянской области)».
В период с 2011 по настоящее время заметна тенденция к снижению количества филиалов вузов на территории Брянской области, что обусловлено ростом требований к эффективности образовательных организаций. При этом, в данный период времени наблюдается увеличение числа средних специальных учебных заведений и, как следствие, числа учащихся в них.
Численность студентов за 2010/11-2016/17 уч. гг. имела тенденцию к снижению. В целом за период произошло уменьшение численности студентов на 43,5%, (20,3 тыс. чел.). Такое изменение обусловлено влиянием различных факторов, таких как: демографический фактор; ценовой фактор; отток потенциальных абитуриентов в столичные вузы.
Распределение студентов и учащихся, приходящихся на одно высшее или среднее учебное заведение, представлено на рис.2.
5 3000 ^
т
2500 2000 1500 1000 500
0
-2147-
- -к---
■■■806
'А.:
639
•к-,
547
589
-к-
565
■к
685
3 10000 90008000-.....
7000 6000500040003000 200010000
н
■
41
Рис. 2. Распределение студентов и учащихся, приходящихся на одно высшее или среднее учебное заведение
В высших учебных заведениях произошло заметное сокращение числа студентов. Если в 2010/11 учебном году на один вуз приходилось 2,74 тыс. студентов, то в 2016/17 учебном году произошло сокращение до 2,19 тыс. студентов, на 548 человек. Аналогичная тенденция (за исключением 2016/2017 уч. года) наблюдается и по средним специальным учебным заведениям, но там это может быть связана с расширением сети ССУЗов в регионе.
Динамика приема и выпуска в государственных высших и средних специальных учебных заведениях представлена на рис.3.
Количество принятых студентов в высшее учебные заведения на протяжении анализируемого периода уменьшается год от года, при этом положительный тренд данного показателя наблюдается при приеме в учреждения среднего профессионального образования. Данные тенденции отражаются и на количестве выпущенных специалистов со средним и высшим образованием. Так в расчете на 10000 чел. населения в 2017 году в Брянской области было выпущено 58 чел. с высшим образованием (в 2016 г. — 72 чел.) и 46 человек со средним профессиональным образованием (в 2016 г. — 31 чел.). Это является отражением политики продвижения среднего профессионального технического образования.
Уровень инновационной активности предприятий Брянской области характеризуется как крайне низкий. Удельный вес организаций, осуществлявших технологические, организационные, маркетинговые инновации, в общем числе обследованных организаций в регионе в 2015 году составил 7,7%. Это свидетельствует о том, что более низкую активность в ЦФО по сравнению с Брянской областью имеют лишь Курская (7,3%), Смоленская (7,3%) и Ивановская (4,4%) области.
Научные исследования и разработки выступают как основной вид научно-технической деятельности и главный объект наблюдения в статистике науки. Отличительным критерием, позволяющим отделить научные исследования и разработки от сопутствующих им видов научно-технической и производственной деятельности, является присутствие в них значительного элемента новизны.
В 2015 году 19 организаций и предприятий выполняли научные исследования и разработки, что на 13,6% меньше, чем в предшествующем году (в 2014 г. — 22%).
В 2015 году по сравнению с 2014 годом на 13,5% или на 126 человек уменьшилась численность работников основной деятельности, выполнявших научные исследования и разработки (рис.4).
2005/2006 2012/2013 2014/2015 2016/2017
□ Выпуск ВУЗ ■ Выпуск ССУЗ
I 10000 900080007000 6000500040003000 200010000
2005/2006 2012/2013 2014/2015 2016/2017
□ Прием ВУЗ ■ Прием ССУЗ
Рис. 3. Динамика приема и выпуска в государственных высших и средних специальных учебных заведениях Брянской области
2500 2000 1500 1000 500
0
1927
^ 1172 .^58 931
▼790 ■+805
665
2005
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Рис. 4. Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в Брянской области
Под влиянием многих экономических факторов в настоящее время, как в сфере науки, так и в реальном секторе экономики возникают вопросы, связанные с воспроизводством научных кадров.
В 2015 году по сравнению с 2014 годом снизилась доля численности исследователей в общей численности работников, выполнявших научные исследования и разработки на 19,5 п.п. При этом в 2015 году увеличилась доля численности работников, имеющих ученую степень доктора, либо кандидата наук в общей численности исследователей на 29,3 п.п.
В настоящее время, как в сфере науки, так и в реальном секторе экономики, возникают вопросы, связанные с воспроизводством научных кадров. Основным видом послевузовской подготовки научных и научно-педагогических кадров является обучение в аспирантуре и докторантуре. Согласно ст. 33 ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1] аспирантом является лицо, обучающееся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.
На конец 2016 года в аспирантуре при высших учебных заведениях в Брянской области обучалось 313 человек, в том
2191
821
1 98
числе 156 (49,8%) — с отрывом от производства (очная форма обучения).
За прошедшие семь лет (2010-2016) снижается престиж послевузовского образования, о чем свидетельствует устойчивая динамика уменьшения числа аспирантов, а также количества успешно защищенных диссертаций (рис.5). Численность аспирантов уменьшилась за период с 2012 по 2016 гг. более чем в 1,8 раза, а число защищенных диссертаций снизилось на 44% (27 — в 2012 г., 14 — в 2016 г.).
.j 800 -[ 700 600 500 400 300
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рис. 5. Численность аспирантов в Брянской области
В последние годы интенсивность снижения численности заметно увеличилась. Если в 2011 по сравнению с предшествующим, снижение численности аспирантов составило 6,6%, то в 2016 в сравнении с 2015 аналогичное снижение составило уже 14,9%.
В большей степени изменение численности аспирантов обусловлено снижением числа обучающихся по очной форме обучения. Так, в 2016 году этот показатель был равен 156 человек, что более, чем в 2,8 раза меньше, чем в 2010 году (рис.6).
Структура аспирантского состава изменилась в сторону выбора заочной формы обучения, что может быть связано, с одной стороны, с тем, что интерес к обучению в аспирантуре проявляют люди уже имеющие опыт трудовой профессиональной деятельности и осознанно делают свой выбор в пользу дальнейшего обучения, а с другой стороны, это может быть связано с сокращением числа бюджетных мест.
$ 430
330 -
230
130
241 -
-
197 """192"'
nirti
156 157
I-1—I
16,3% от общего выпуска или была защищена каждая шестая диссертация, а в 2016 году — 14 аспирантов и 12,7% от выпуска (каждая восьмая диссертация) соответственно.
В регионе также ведется подготовка кадров высшей квалификации в докторантуре. Но количественные и качественные показатели, характеризующие ее функционирование, имеют резкую тенденцию к снижению. Так, в 2016 году численность докторантов составляла только 2 человека (рис.7). Выпуск докторантов с защитой диссертации в регионе был отмечен в последний раз в 2012 году — 1 защита.
* 20 1
(V
15 10
5
2010
2012
2013
2014
2015
2016
2010 2012 2013 2014 2015 2016
■ Очная форма □ Заочная форма
Рис. 6. Численность аспирантов по формам обучения в Брянской области (на конец года)
Результативным завершением аспирантской подготовки является защита диссертации. В 2016 г. относительно 2012 г. выпуск с защитой диссертации уменьшился на 3,6 п.п., что является негативным моментом качественного результата деятельности аспирантуры. Из численности общего выпуска в 2012 г. диссертацию защитили 27 аспирантов, что составляет
Рис. 7. Численность докторантов в Брянской области (на конец года)
В настоящее время за счет накопленного научного потенциала поддерживаются существующие научные школы, созданные учеными с мировым именем. Однако, снижение престижа послевузовского образования, недофинансирование технической и технологической базы многих научных учреждений, отток молодых ученых в столичные регионы привели к уменьшению показателей функционирования аспирантуры и докторантуры в регионе.
Развитие человеческого капитала посредством непрерывного обучения, повышения квалификации, проведения научных исследований являются не только источником новых идей, но и могут решать проблемы на различных этапах инновационного процесса.
В 2016 году в регионе проводилось обследование по вопросам прохождения повышения квалификации специалистов и служащих предприятий различных форм собственности. По результатам обследования повышение квалификации в 2016 году прошли 19,1% от числа опрошенных, наибольшее число повысивших квалификацию находились в возрасте от 40-49 лет (27%). Обучение проходили как руководители (26,5% от их общего числа), так и специалисты (24,1%), служащие (6,5%) и рабочие различных квалификаций (15,9%).
Брянский регион обладает существенным инновационным потенциалом, требующим значительных изменений по целому ряду направлений, для того чтобы достигнуть поставленных целей инновационного развития. Однако, на пути инновационного развития региона и роста его инновационного потенциала стоит ряд проблем. Прежде всего, это проблема кадров, т.е. недостаточное количество работников, занятых научными исследованиями и разработками, а также неразвитость системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров для инновационной сферы, в связи с чем, имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной деятельности.
Литература
1. ФЗ № 27Э-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. от 29.07.2017 № 216-ФЗ // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_146342/. Дата обращения 12.03.2019.
2. Брянская область в цифрах.2016: Стат.сб./ Брянскстат. — Брянск, 2016. — 426 с.
3. Жиленкова Е.П., Буданова М.В. Человеческий капитал как фактор повышения конкурентоспособности региона: эмпирический анализ // Экономика и предпринимательство. — 2017. — № 9-1 (86-1). — С.317-321.
4. Кулагина H.A. Исследование современной экономики и глобализации в условиях социально-техногенного развития мира в трудах E.A. Дергачевой // Научное обозрение. Экономические науки. https://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1822246 — Саратов: ООО «Научно-издательский центр «Академия Естествознания». — 2017. — №2. — С. 58-70.
5
3
2
0
338
274
227
204