Научная статья на тему 'Инновационная модель очного образования'

Инновационная модель очного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель очного образования»

52 Высшее образование в России • № 7, 2005

в зависимости от решаемых задачи возможность при необходимости продолжить обучение в аналогичной форме;

■ предпосылки для непрерывного образования и постоянного повышения компетентности специалистов организации.

Литература

1. Щенников С.А. Открытое дистанционное образование. - М., 2002.

О. СЕМЕНОВА, канд. техн. наук, директор программы очного образования

Используемая в МИМ ЛИНК модель очного образования является инновационной по двум основаниям. Во-первых, она основана на перенесении и адаптации опыта, полученного в сфере дистанционного бизнес-образования, что само по себе является педагогической новинкой. Во-вторых, основной целью данной модели является усиление навыков самостоятельной работы студентов-очников, что повышает их «инновацион-

2. Щенников С.А., Никитин С.М., Никитина Н.К. Основные положения концепции российской системы развивающего дистанционного образования.

- М., 1993.

3. Щенников С.А. Принципы построения системы открытого дистанционного профессионального образования взрослых // Научные труды МИМ ЛИНК. - 2002.

- Вып. 6.

Инновационная модель очного образования

ную восприимчивость» в процессе будущей деятельности.

В условиях постиндустриального общества и экономики, основанной на знаниях, жизненно важной становится концепция непрерывного образования. Способность к постоянному обучению в течение всей жизни определяет конкурентоспособность человека и общества в целом, причем не только из-за необходимости адаптации к изменению конъюнктуры рынка труда при сме-

Из жизни вуза

53

не профессии, но и из-за того, что учебные предметы продолжают динамично развиваться.

Среди основных направлений развития, продекларированных концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года, особо выделена задача подготовки квалифицированного работника, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. Все эти качества будущего специалиста невозможны без творческой активности и навыков самостоятельной работы.

Необходимо подчеркнуть, что при всех достоинствах дневной формы обучения студент-очник значительно чаще остается безынициативным поглотителем знаний в сравнении со студентом, обучающимся без отрыва от производства. Если студент работает по профилю в процессе получения образования (а для образования в области менеджмента это условие выполняется в подавляющем большинстве случаев), он, естественно, пытается с самого начала применять полученные знания в своей деятельности. Кмоменту выпуска он уже неоднократно испробовал на практике ряд моделей и способен самостоятельно решать достаточно сложные проблемы. В так органи-зованномучебномпроцессе обучения формируется критическое отношение к получаемым знаниями привычка искать недостающие сведения, пользуясь различными источниками.

Если рассматривать качество образования не с привычной позиции «качества процесса», а с позиции «качества результата», то в терминах оценки человеческого капитала получается парадоксальный вывод: студенты традиционного дневного обучения систематически недополучают важный комплект компетентностей, связанных с навыками самостоятельного формирования нового знания, распознавания проблем, проработки «открытых» вопросов, синтетического видения сложных контекстов в динамике и т.п. При этом именно этот блок компетентностей отвечает за способность и темп самостоятельного непрерывного наращивания человеческого капитала после завершения высшего образования.

Чем выше навыки самостоятельной работы выпускника вуза, тем легче он вписывается в концепцию непрерывного образования, во всяком случае в том, что касается «утилитарной» составляющей образования.

В связи с этим в ноябре 2002 года появилось инструктивное письмо Министерства образования РФ 14-55-996ин/15 от 27.11.2002 «Об активизации самостоятельной работы студентов высших учебных заведений». В нем указывалось на необходимость увеличения часов самостоятельной работы и соответственного уменьшения часов аудиторной работы для дневной формы обучения. Естественно, при этом вуз должен переработать всю систему мониторинга и контроля знаний, используя новые технологии, чтобы не пострадало качество обучения.

В МИМ ЛИНК накоплен большой опыт в области качественного дистанционного бизнес-образования, поэтому привнесение ряда инновационных элементов в систему очного образования института по направлению «Менеджмент» представляется вполне логичным. Не вдаваясь в подробности использования методик дистанционной технологии при обучении студентов дневной формыобучения (кейс-технологии, деловые игры и т.п.), отметим эффект от приобретения будущим специалистом допол-

54 Высшее образование в России • № 7, 2005

нительных навыков работы и приобретения знаний по мере возникновения необходимости. Влияние этих факторов на интеллектуальный капитал будущего специалиста и на человеческий капитал организации, в ко-

торой ему предстоит работать, следует рассматривать через призму обеспечения инновационных процессов в обществе как основы повышения уровня жизни широких слоев населения.

Л. ПАТОКА, канд. экон. наук, зав. отделом аспирантуры

Целью послевузовского профессионального образования является подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, в значительной мере решающая задачи воспроизводства интеллектуального капитала страны, оказывая влияние на динамику и устойчивость развития национальной экономики через формирование конкурентоспособных трудовых ресурсов.

Одной из основных форм воспроизводства квалифицированных научных кадров является аспирантура.

Современные приоритеты и перспективы национальной системы высшего профессионального образования как основы развития человеческих ресурсов и созидательного потенциала общества формируются под воздействием сложных, неравномерных и взаимозависимых тенденций развития экономической ситуации в России. Одной из важных тенденций является преобладание человеческого и иных форм интеллектуального капитала в экономике развитых стран и возрастание спроса на такого рода капитал в России. Другая тенденция -усиление открытости высшего и послевузовского образования, дифференциация знаний, развитие новых форм неценовой конкуренции, экономическое взаимодействие субъектов разных уровней.

Примером такого взаимодействия может служить сотрудничество аспирантуры негосударственного образовательного учреждения МИМ ЛИНК с рядом ведущих государственных научных и академических уч-

Подготовка научных кадров

реждений подготовки научных кадров, таких, как Институт экономики РАН, ВЗФЭИ, ГУУ и др.

Руководство МИМ ЛИНК по-своему подходит к вопросу об эффективности аспирантуры, отказавшись от традиционного критерия, определяющего количество подготовленных и защищенных диссертаций как главной цели. Дело в том, что многие выпускники, защитившие кандидатские диссертации, не остаются в науке, а уходят в различные сферы бизнеса и народного хозяйства. Тем более, что аспирантам предоставляются дополнительные возможности получения квалификации по программам менеджмента, иностранного языка и т.п. Аспирантура, таким образом, рассматривается как институция воспроизводства кадров высшей квалификации на базе единого пространства образования и научных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.