Научная статья на тему 'Подготовка магистров для предприятий ракетно-космической отрасли'

Подготовка магистров для предприятий ракетно-космической отрасли Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ПРОЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / PROFESSIONAL COMPETENCE / PRACTICE-ORIENTED EDUCATIONAL SYSTEM / PROJECT-BASED LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукьяненко М. В.

Рассмотрены проблемы подготовки магистров для высокотехнологичных наукоемких производств, к которым относятся предприятия ракетно-космической отрасли. Сформулированы предложения по обеспечению высокого качества подготовки магистров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лукьяненко М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING MASTERS FOR ROCKET AND SPACE INDUSTRY

The paper considers some problems of master education for advanced technology and science intensive industries such as rocket and space enterprises. Some suggestions on providing high quality master education are presented.

Текст научной работы на тему «Подготовка магистров для предприятий ракетно-космической отрасли»

<Тешетневс^ие чтения. 2016

структурой развития промышленности и экономики региона.

2. Разработка научных критериев определения региональной стратегии с целью повышения качества жизни социума на основе роста доли высококвалифицированных кадров в сфере занятости населения.

3. Активное участие в региональном создании важнейших практических приложений науки и технологии: мегаполисов, наукоградов, техноградов, отдельных экономических эон и других локальных территорий.

4. Осуществление теснейшего взаимодействия по линии фундаментальных исследований с другими научными и образовательными центрами региона (например, федеральным университетом, академическим филиалом РАН).

5. Развитие научных исследований в области применения таких теоретических концептов регионального управления, как кластерный анализ, интеллектуальный потенциал, социальный капитал.

6. Воспитание интеллектуальной, творческой молодежи, имеющей прогрессивные мировоззренческие знания, устойчивые ориентиры в жизни и способность к инновационной профессиональной деятельности.

Таким образом, в деятельности опорного университета находят свое интеграционное единство две составляющие: с одной стороны, инновационная политика развития региона в целом, а с другой -подготовка специалистов высшей квалификации на основе учебных программ, адекватных современным требованиям научной интеграции. Концепция глубокой интеграционной связи между деятельностью опорного университета и региональной инновационной политикой в целом отражает, на наш взгляд, перспективное направление развития в теоретической и практической деятельности опорного университета.

© Князев Н. А., 2016

УДК 378.14:70

ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

М. В. Лукьяненко

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: [email protected]

Рассмотрены проблемы подготовки магистров для высокотехнологичных наукоемких производств, к которым относятся предприятия ракетно-космической отрасли. Сформулированы предложения по обеспечению высокого качества подготовки магистров.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, практико-ориентированная система обучения, проектное обучение.

TRAINING MASTERS FOR ROCKET AND SPACE INDUSTRY

M. V. Luk'yanenko

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

The paper considers some problems of master education for advanced technology and science intensive industries such as rocket and space enterprises. Some suggestions on providing high quality master education are presented.

Keywords: professional competence, practice-oriented educational system, project-based learning.

Магистерская подготовка в Российской Федерации реализует одну из основных профессиональных образовательных программ в многоуровневой структуре высшего образования. В магистратуре даются более конкретные, узкопрофессиональные знания. В системе многоуровневого высшего образования магистерские программы были ориентированы преимущественно на подготовку магистров для научно-исследовательской и научно-педагогической деятель-

ности (академическая магистратура), т. е. готовили выпускников к научной и преподавательской карьере. Это ограничивало сферу приложения таких образовательных программ и снижало востребованность выпускников магистратуры [1; 2].

Как оказалось, высококвалифицированные кадры с магистерским уровнем образования требуются не только в вузах для работы в качестве преподавателей и для проведения исследований в научных организа-

Современное состояние и перспективы развития инженерного образования

циях. Такой уровень образования востребован на высокотехнологичных и наукоемких производствах, к которым относятся предприятия ракетно-космической отрасли. Поэтому закономерным стало развитие магистерских программ, ориентированных на производственно-технологический, проектно-конструк-торский, испытательно-эксплуатационный и организационно-управленческий виды профессиональной деятельности (прикладная магистратура). Для успешной работы в этих областях деятельности магистр должен владеть методологией науки, современными информационными технологиями, должен быть подготовлен к выполнению исследовательских, консультационных, аналитических и проектных работ. Главное, что дает выпускнику магистратура, - это конкурентные преимущества на рынке труда, идет ли речь о занятости в исследовательской деятельности или о работе на производстве [3].

По заявкам базовых для СибГАУ предприятий АО «Информационные спутниковые системы» и АО «Красмаш» на кафедре САУ были открыты две магистерские программы по направлению подготовки «Системы управления движением и навигация»:

- электроэнергетические комплексы космических аппаратов;

- конструкторско-технологическое обеспечение разработки, изготовления, испытаний и эксплуатации систем управления ракетно-космической техники.

К проведению занятий и руководству выпускными квалификационными работами привлекаются высококвалифицированные преподаватели кафедры САУ и ведущие специалисты базовых предприятий.

Особые требования к компетентности выпускников магистратуры со стороны рынка труда в принципе не противоречат педагогической трактовке компетентности как категории. Задача заключается в нахождении общего языка между чисто академическим пониманием проблемы и рыночными требованиями. Задача на кафедре САУ решалась на основе проведения экспертизы с участием ведущих специалистов АО «ИСС» и АО «Красмаш». Особенность СибГАУ, имеющего традиционные долговременные связи с этими предприятиями, позволила обойти многие сложности с проведением экспертизы и дать оценку компетентности, с которой выпускник выходит на рынок труда.

Результаты, полученные при анкетировании руководителей подразделений, в которых работают выпускники кафедры САУ, свидетельствуют о том, что основными требованиями к выпускникам являются технические знания (21 %), на второе место по значимости вышли функциональные знания (17 %), на третьем - инициативность выпускника (15 %), на четвертом - надежность (13 %). Далее по нисходящей идут такие требования, как организаторские способности, умение сотрудничать и руководить. Все вышеперечисленные качества относятся к профессиональной сфере деятельности. Однако выпускник не может быть успешным на рынке труда, если он не обладает определенными личностными качествами. Самыми важными из них были признаны обязательность, настойчивость и активность выпускника (10-11 %), интеллигентность и независимость (7-8 %).

Профессиональная компетентность выступает мерой и основным критерием определения соответствия магистра требованиям производства. Успешно овладеть различными компонентами профессиональной компетентности можно лишь тогда, когда учебный материал изучается в подходящей для этого образовательной системе. На кафедре САУ высокое качество подготовки магистрантов обеспечивается благодаря практико-ориентированной системе обучения. В течение всего периода обучения магистранты работают в подразделениях базовых предприятий, где, как правило, остаются работать после окончания магистратуры [4].

Большие возможности для обеспечения высокого качества подготовки магистрантов открывает проектное обучение. Проектное обучение - это комплексный метод обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности магистранта путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей. Проектное обучение позволяет индивидуализировать учебный процесс как по отдельным дисциплинам, так и по комплексу дисциплин магистерских программ, дает возможность магистранту в полной мере проявить творчество при выполнении учебных заданий и самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности [5].

Кафедра САУ уже имеет определенный опыт проектного обучения. Хорошей иллюстрацией такого опыта является, например, участие преподавателей, сотрудников и студентов кафедры в разработке студенческих спутников.

Важное значение для повышения качества подготовки будущих магистров имеет участие магистрантов в научных исследованиях, проводимых на кафедре САУ. В настоящее время на кафедре сформировано два научных направления - «Автоматизация технологических процессов» и «Высокоэффективные долгоре-сурсные системы электроснабжения космических аппаратов». Показателем результативности участия магистрантов в научных исследованиях может служить поступление в аспирантуру после окончания магистратуры. На сегодняшний день четыре выпускника магистратуры обучаются в аспирантуре СибГАУ.

Библиографические ссылки

1. Геращенко А. Н. Аэрокосмическое образование: проблемы и решения // Полет. 2008. № 8. С. 103-106.

2. Лукьяненко М. В., Гринберг Г. М. Магистерская подготовка на кафедре систем автоматического управления // Современные формы и технологии образования в области авиационной и ракетно-космической техники / под ред. А. Н. Геращенко, М. Ю. Куприкова, А. Ю. Сидорова. М. : Изд-во МАИ, 2015. С. 286-305.

3. Филатов В. В., Халиманович В. И. Актуальные проблемы развития отечественной ракетно-космической промышленности и задачи управления ее кадрового потенциала // Инновационная интегрированная система профессионального образования : про-

Решетневс^ие чтения. 2016

блемы и пути развития : материалы Всерос. научн.-метод. конф., посвящ. 50-летию Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнева / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. С. 44-48.

4. Лукьяненко М. В., Гринберг Г. М. Анализ состояния и пути повышения качества подготовки специалистов в интегрированной системе обучения // Интеграция в аэрокосмическом образовании региона : сб. материалов / коллектив авторов ; под общ. ред. И. В. Ковалева ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т / Красноярск, 2015. С. 136-140.

5. Лукьяненко М. В., Гринберг Г. М., Пак Н. И. Проектное обучение в техническом вузе // Проблемы повышения качества подготовки специалистов : на-уч.-метод. сб. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2006. Вып. 3. С. 312-320.

References

1. Gerashchenko A. N. Aerokosmicheskoe obrazo-vanie: problemy i resheniya. [Aerospace Education: Problems and solutions]. Polet, 2008, № 8. P. 103-106. (In Russ.)

2. Luk'yanenko M. V., Grinberg G. M. Magisterskaya podgotovka na kafedre sistem avtomaticheskogo upravleniya. [Master education on automatic control systems department]. Sovremennye formy i tekhnologii obra-zovaniya v oblasti aviatsionnoy i raketno-kosmicheskoy tekhniki. [Innovacionnaja integrirovannaja sistema profes-sional'nogo obrazovanija: problemy i puti razvitija]. Ed.

A. N. Gerashchenko, M. Yu. Kuprikova, A. Yu. Sidorova. Moscow : MAI Publ., 2015, P. 286-305. (In Russ.)

3. Filatov V. V., Khalimanovich V. I. Aktual'nye problemy razvitiya otechestvennoy raketno-kosmicheskoy promyshlennosti i zadachi upravleniya ee kadrovogo potentsiala. [State analysis and trends of increasing of specialists education quality in integrated educational system]. Mat. Vseros. nauchn.-metod. konf., posvyashch. 50-letiyu Sib. gos. aerokosmich. un-ta im. akad. M. F. Reshetneva "Innovatsionnaya integrirovannaya sistema professional'nogo obrazovaniya: problemy i puti razvitiya". Krasnoyarsk, Sib. St. Aerospace Univ., 2010, P. 44-48. (In Russ.)

4. Luk'yanenko M. V., Grinberg G. M. Analiz sostoyaniya i puti povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov v integrirovannoy sisteme obucheniya. [State analysis and trends of increasing of specialists education quality in integrated educational system]. Integratsiya v aerokosmicheskom obrazovanii regiona. Sb. materialov; kollektiv avtorov; pod obshch. red. I. V. Kovaleva; Sib. gos. aerokosmich. un-t, Krasnoyarsk, 2015. P. 136-140. (In Russ.)

5. Luk'yanenko M. V., Grinberg G. M., Pak N. I. Proektnoe obuchenie v tekhnicheskom vuze. [Project-based learning in technical university]. Problemy povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov. Nauch.-metod. sb. Sib. gos. aerokosmich. un-t. No. 3, Krasnoyarsk, 2006. P. 312-320. (In Russ.)

© .yKMHemo M. B., 2016

УДК 621:331

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ И РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Е. А. Малиновская

АО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29

E-mail: [email protected]

Решение поставленных стратегических задач перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса неразрывно связано с качеством подготовки и развития кадрового потенциала в части освоения и применения прогрессивных подходов к разработке технологических процессов и работе на современном высокотехнологичном оборудовании.

Ключевые слова: формирование, подготовка и развитие персонала предприятия/

MODERN TRENDS IN TRAINING AND DEVELOPING PERSONNEL POTENTIAL OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES

Е. А. Маlinovskaya

JSC "Krasnoyarsk Machine Building Plant" 29, Krasnoyarskiy Rabochiy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]

Solution of strategic tasks of the enterprises of the military-industrial complex is inextricably linked to the quality of the training and development of personnel potential in terms of development and application of advanced approaches to the development of technological processes and operation of modern high-tech equipment.

Keywords: formation, training and development of personnel.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.