<Тешетневс^ие чтения. 2016
блемы и пути развития : материалы Всерос. научн.-метод. конф., посвящ. 50-летию Сиб. гос. аэрокосмич. ун-та им. акад. М. Ф. Решетнева / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. С. 44-48.
4. Лукьяненко М. В., Гринберг Г. М. Анализ состояния и пути повышения качества подготовки специалистов в интегрированной системе обучения // Интеграция в аэрокосмическом образовании региона : сб. материалов / коллектив авторов ; под общ. ред. И. В. Ковалева ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т / Красноярск, 2015. С. 136-140.
5. Лукьяненко М. В., Гринберг Г. М., Пак Н. И. Проектное обучение в техническом вузе // Проблемы повышения качества подготовки специалистов : на-уч.-метод. сб. / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2006. Вып. 3. С. 312-320.
References
1. Gerashchenko A. N. Aerokosmicheskoe obrazo-vanie: problemy i resheniya. [Aerospace Education: Problems and solutions]. Polet, 2008, № 8. P. 103-106. (In Russ.)
2. Luk'yanenko M. V., Grinberg G. M. Magisterskaya podgotovka na kafedre sistem avtomaticheskogo upravleniya. [Master education on automatic control systems department]. Sovremennye formy i tekhnologii obra-zovaniya v oblasti aviatsionnoy i raketno-kosmicheskoy tekhniki. [Innovacionnaja integrirovannaja sistema profes-sional'nogo obrazovanija: problemy i puti razvitija]. Ed.
A. N. Gerashchenko, M. Yu. Kuprikova, A. Yu. Sidorova. Moscow : MAI Publ., 2015, P. 286-305. (In Russ.)
3. Filatov V. V., Khalimanovich V. I. Aktual'nye problemy razvitiya otechestvennoy raketno-kosmicheskoy promyshlennosti i zadachi upravleniya ee kadrovogo potentsiala. [State analysis and trends of increasing of specialists education quality in integrated educational system]. Mat. Vseros. nauchn.-metod. konf., posvyashch. 50-letiyu Sib. gos. aerokosmich. un-ta im. akad. M. F. Reshetneva "Innovatsionnaya integrirovannaya sistema professional'nogo obrazovaniya: problemy i puti razvitiya". Krasnoyarsk, Sib. St. Aerospace Univ., 2010, P. 44-48. (In Russ.)
4. Luk'yanenko M. V., Grinberg G. M. Analiz sostoyaniya i puti povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov v integrirovannoy sisteme obucheniya. [State analysis and trends of increasing of specialists education quality in integrated educational system]. Integratsiya v aerokosmicheskom obrazovanii regiona. Sb. materialov; kollektiv avtorov; pod obshch. red. I. V. Kovaleva; Sib. gos. aerokosmich. un-t, Krasnoyarsk, 2015. P. 136-140. (In Russ.)
5. Luk'yanenko M. V., Grinberg G. M., Pak N. I. Proektnoe obuchenie v tekhnicheskom vuze. [Project-based learning in technical university]. Problemy povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov. Nauch.-metod. sb. Sib. gos. aerokosmich. un-t. No. 3, Krasnoyarsk, 2006. P. 312-320. (In Russ.)
© .yKMHemo M. B., 2016
УДК 621:331
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ПОДГОТОВКИ И РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Е. А. Малиновская
АО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 29
E-mail: [email protected]
Решение поставленных стратегических задач перед предприятиями оборонно-промышленного комплекса неразрывно связано с качеством подготовки и развития кадрового потенциала в части освоения и применения прогрессивных подходов к разработке технологических процессов и работе на современном высокотехнологичном оборудовании.
Ключевые слова: формирование, подготовка и развитие персонала предприятия/
MODERN TRENDS IN TRAINING AND DEVELOPING PERSONNEL POTENTIAL OF MACHINE-BUILDING ENTERPRISES
Е. А. Маlinovskaya
JSC "Krasnoyarsk Machine Building Plant" 29, Krasnoyarskiy Rabochiy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
Solution of strategic tasks of the enterprises of the military-industrial complex is inextricably linked to the quality of the training and development of personnel potential in terms of development and application of advanced approaches to the development of technological processes and operation of modern high-tech equipment.
Keywords: formation, training and development of personnel.
Современное состояние и перспективы развития инженерного образования
В настоящее время в условиях технического перевооружения, проведения реконструкции и модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса вопросы подготовки кадров с учетом применения новейшего современного оборудования и прогрессивных подходов к разработке технологических процессов приобретают большую актуальность.
Уникальность и особенность предприятия состоит в наличии разнообразного оборудовании для производства деталей с высокой частотой обработки и сложнейшей конфигурации, узлов и конструкций, большой номенклатуры комплектующих, технологических и организационных процессов, необходимости внедрения информационных и автоматизированных технологий собственной разработки.
Это определяет необходимость развития такой системы подготовки инженерных и рабочих кадров, которая будет обеспечивать значительное повышение качества подготовки специалистов и рабочих, обладающих необходимым производственным и личностным потенциалом, современными знаниями и профессиональными навыками.
1. Подготовка потенциальных работников для предприятия:
1.1. Новые подходы в профориентационной работе. Для создания условий для практико-ориентиро-ванной подготовки обучающихся общеобразовательных учреждений по техническому направлению с целью дальнейшего эффективного освоения образовательных программ, профессиональной подготовки и трудоустройства по инженерным специальностям за счет создания и развития механизма взаимодействия учреждений общего, дополнительного, профессионального образования и работодателя, в декабре 2015 года заключено соглашение с СибГАУ, Красноярским Педагогическим университетом, 6 школами Ленинского района.
В рамках данного соглашения организуется формирование проектного подхода к созданию новых инновационных проектов, а также углубленное изучение отдельных предметов (физики, математики). Данная работа позволяет выявить и поддержать наиболее способных детей, реализовать обучение более высокого качества. Помогает овладеть навыками самостоятельной и исследовательской деятельности с учетом индивидуальных возможностей и способностей.
1.2. С 2008 года проводиться целевая подготовка студентов в рамках государственного плана подготовки кадров для предприятий ОПК. На сегодняшний момент обучаются в рамках целевой подготовки около 350 студентов ВО и СПО. Отмечается, что за этот период существенно возрос конкурс на прием по целевому приему, а также значимость его у абитуриентов и его родителей и осмысленность данного принятого решения.
1.3. В 2014 году с целью подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и рабочих для внедрения прогрессивных, прорывных и критических технологий АО «Красмаш» совместно с СибГАУ создан научно-образовательный центр «Ракетно-космические технологии». Это позволило
улучшить качество подготовки студентов (работа на тренажерах, проведение лабораторных, практических работ на работающем современном оборудовании), организации повышения квалификации инженерно-технических работников по разработке управляющих программ управления и автоматизированной разработки и внедрения техпроцессов, реализация научной деятельности работников Совета молодых ученых и специалистов, осуществление разработки проектов и выполнение научной работы с связи с потребностями.
1.4. С целью повышения качества подготовки специалистов, АО «Красмаш» 2 года совместно с Сиб-ГАУ и АО «ИСС им. Решетнева» принимает участие в реализации программы развития системы подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса в образовательных организациях высшего образования, подведомственных Министерству образования и науки Российской Федерации («Новые кадры ОПК»). Данная программа направлена на совершенствование следующих направлений: профориентационная работа, инфраструктурный и образовательный проекты. Данная программа предусматривает совершенствование учебного процесса путем внедрения в вариативную часть учебных модулей, направленных на развитие тех компетенций, которые требуются современному специалисту - инженеру и конструктору. В данной программе приняло участие 244 студента целевого приема.
1.5. С целью повышения квалификации рабочих кадров АО «Красмаш» является участником реализации проекта подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности Красноярского края, на основе дуального образования в области машиностроения. Совместная работа с Аэрокосмическим колледжем СибГАУ и Красноярским техникумом промышленного сервиса за 2 года реализации проекта позволила сформировать единый понятийный подход к терминологии дуального образования; на основе сравнительного анализа ФГОС, профессиональных стандартов, ЕКТС и требований работодателей сформировать новые компетенции с учетом специфики производства каждого предприятия. Результат - качественно подготовленные выпускники по профессии «оператор станков с программным управлением» (12 чел.).
2. Подготовка рабочих, являющихся исполнителями, изготавливающими продукцию. Подготовка специалистов, технологически сопровождающих изготовление продукции и обеспечивающих процесс изготовления:
2.1. В целях адаптации вновь принятых работников, ознакомления их с историей, стратегией, задачами и структурой АО ежемесячно проводится ориен-тационная программа. С целью получения молодыми работниками необходимых для работы знаний, умений, навыков, а также ускоренной адаптации и активного профессионального развития на предприятии организуется стажировка под руководством высококвалифицированных руководителей и специалистов.
2.2. В НОЦ «РКТ» специалисты и рабочие АО, обучаются работе в современных программных про-
Решетневс^ие чтения. 2016
дуктах, изучают и апробируют скоростные режимы резанья.
2.3.С целью повышения квалификации рабочих кадров в АО «Красмаш» проводится многоуровневая работа по подготовке молодых рабочих и специалистов по методологии WORLDSKILLS. Участие в конкурсах профессионального мастерства регионального и российского уровней позволяет повысить квалификацию, мотивировать работников к саморазвитию и достижению высоких производственных результатов.
Молодые рабочие, участвовавшие в чемпионатах, в настоящее время обучают молодых рабочих АО «Красмаш» и студентов, обеспечивая их высокую профессиональную подготовку.
2.4. В АО уделяется большое внимание профессиональному обучению, развитию молодых работников, повышению квалификации инженерных кадров. Для развития научно-технического потенциала работников, организовано обучение в магистратуре и аспирантуре по техническим направлениям, обеспечивается участие молодых ученых в научно-технических конференциях и публикации их работ по разработке и внедрению прогрессивных технологий в научно-технических журналах и изданиях» организуется обучение на курсах по изучению прикладных программ, инженерного анализа, автоматизированного написания технологических процессов в НОЦ «РКТ» и т. д.
Для повышения квалификации специалистов инженерно-технического профиля АО «Красмаш» в 2013-2014 году принимало участие в реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров. В рамках данной программы изучены программные продукты 3D-моделирования,
разработка программ ЧПУ, основы управления жизненным циклом изделий РКТ в Windchill.
3. Подготовка наставников - рабочих и специалистов, участвующих в изготовлении продукции, а также обеспечивающих обучение рабочих и специалистов, находится в стадии освоения и развития. Проведен отбор наставников, разработаны курсы по обучению новым технологиям и принципам методологического подхода к обучению работников.
4. Подготовка руководителей, являющихся организаторами и контролерами процессов обучения и подготовки персонала, а также технологического сопровождения и изготовления продукции, перешла на новый стратегический уровень и осуществляется по двум направлениям: развитие управленческих компетенций и повышение квалификации по совершенствованию технологических процессов.
Для содействия профессионального и карьерного роста молодых руководителей АО «Красмаш» участвует в реализации программы подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации.
В соответствии со стратегией подготовки и развития кадрового резерва Госкорпорации «Роскосмос» запланирована оценка персонала, совершенствование механизмов и расширение инструментов подготовки работников, состоящих в кадровом резерве.
Таким образом, комплексный подход и формирование системы подготовки инженерных и рабочих кадров в АО «Красмаш» позволяет обеспечить подготовку, обучение, адаптацию, закрепление, профессиональное развитие инженерного и управленческого персонала, ориентированного на решение текущих и новых перспективных задач АО.
© Малиновская Е. А., 2016
УДК 81-139
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ONLINE-ТЕСТИРОВАНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
О. В. Маслова
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
При использовании тестирования как современной эффективной образовательной технологии возникает ряд трудностей. Потеря индивидуального подхода к каждому обучаемому является одной из них. Рассматривается необходимость преодоления данной трудности.
Ключевые слова: тестирование, контроль знаний, индивидуальный подход, объективность оценки, обучающая функция.