УДК 378.001
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Г. М. Гринберг1, Е. А. Малиновская2, Т. Г. Орешенко1
1 Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31 2АО «Красноярский машиностроительный завод» Российская Федерация, 660123, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 29
E-mail: [email protected]
Рассмотрена возможность оценки качества подготовки выпускников для работы в ракетно-космической отрасли с учетом тенденций в образовательной сфере. Приведены основные критерии оценки.
Ключевые слова: выпускник, качество, подготовка, критерии оценки.
EVALUATION OF TRAINING GRADUATES AT TECHNICAL UNIVERSITY
G. M. Grinberg1, E. A. Malinovskaya2, T. G. Oreshenko1
:Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation
2JSC "Krasnoyarsk Machine-Building Plant" 29, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660123, Russian Federation E-mail: [email protected]
The article considers the possibility of assessing the quality of training graduates for work in the space rocket industry, taking into account the trends in the educational sphere. The main evaluation criteria are given.
Keywords: graduate, quality, preparation, evaluation criteria.
Динамичное развитие ракетно-космической отрасли, повышение сложности создаваемой и эксплуатируемой техники непрерывно «поднимает планку» перед образовательным уровнем кадрового состава предприятий ракетно-космической отрасли.
Возникает закономерный вопрос о том, как успеть за трендами, не потеряв качества предлагаемых образовательных услуг, сформировать все требуемые компетенции, ответить всем запросам работодателей.
Формирование профессиональных стандартов в диалоге с ведущими предприятиями стало большим шагом на пути к обеспечению качества предлагаемого образования [1], однако подобная унификация не может учитывать особенности функционирования каждого подобного предприятия в отдельности. Важным инструментом при формировании требований, являющихся основой стандарта, выступает компетент-ностный подход, позволяющий количественно оценивать качества выпускника вуза в сфере профессиональной деятельности [2].
Известны исследования [3-5], посвященные оценке качества подготовки инженеров на основе компе-тентностного подхода. Для определения текущих запросов к качеству образования необходимость актуализировать требования, выдвигаемые рынком к выпускаемым специалистам. Для этого сходным с [3] образом весь массив современных рыночных требований к профессиональной компетентности был разбит на три направления: профессиональные качества специалиста, личностные качества, способности в области управления.
Для реализации поставленных целей была выбрана синтезированная экспертиза, в основе которой положено использование метода весовых точек и категориальной экспертизы. Первый тур экспертизы представляет собой процедуру ранжирования экспертами оценочных критериев. В этом случае к экспертам предъявляются требования:
1) в качестве экспертов, делающих оценки, необходимо привлекать специалистов со стороны заказчиков;
2) эксперты должны иметь высокий уровень собственной компетентности;
3) эксперты не вправе оценивать компетентность выпускников без опыта работы с ними в течение длительного периода. Для проведения экспертизы были сформированы группы экспертов - группа руководителей со стороны заказчика со стажем более 5 лет и группа выпускников магистратуры.
В целях качественного анализа разницы мнений опрошенных были найдены абсолютные отклонения коэффициентов относительной важности (КОВ) требований, значения которых отображены на лепестковой диаграмме (см. рисунок). На диаграмме выделяется разница в оценке важности технических знаний, организаторских способностей и умения руководить. Выпускники переоценивают важность технических знаний для своей ежедневной деятельности на предприятии, в то время, как организаторские способности и умение руководить они существенно недооценивают, не оправдывая ожидания руководителей, что, в свою очередь, может являться причиной возникновения конфликтных ситуаций.
Решетневские чтения. 2017
Абсолютные отклонения КОВ, установленных в ходе исследования, для каждого критерия
Анализ зависимости степени важности показателей и уровня соответствия им качеств выпускников, данных руководителями, показал наличие обратной зависимости для профессиональных качеств, слабой прямой зависимости для личных качеств и отсутствие зависимости для способностей в искусстве управления. Это обстоятельство свидетельствует о том, что чем более важным представляется руководителю то или иное профессиональное качество, тем меньше соответствует его ожиданиям выпускник. В случае личных качеств - иная тенденция - выпускники в большей степени соответствуют ожиданиям руководителей.
Таким образом, проведение оценки качества подготовки выпускников позволяет выявить зависимости, которые следует использовать для формирования соответствующих траекторий обучения в целях формирования компетенций выпускника, по которым имеется максимальное ожидание работодателя.
Библиографические ссылки
1. Орешенко Т. Г. Разработка профессионального стандарта инженера в сфере изготовления и испытаний систем управления // Решетневские чтения : материалы ХХ Междунар. науч. конф. (09-12 ноября 2016, г. Красноярск) : в 2 ч. / под общ. ред. Ю. Ю. Логинова ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2016.
2. Орешенко Т. Г. Повышение качества подготовки инженеров в сфере изготовления и испытаний сис-
тем управления // Тенденции развития науки и образования : материалы XIX Междунар. науч.-практ. конф. Самара, 2016, Ч. 2. С. 4-7.
3. Чурляева Н. П. Обеспечение качества подготовки инженеров в рыночных условиях на основе компе-тентностного подхода : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Красноярск : КГПУ, 2007. 43 с.
4. Лукьяненко М. В., Садовникова О. В., Чурляе-ва Н. П. Методика оценки уровня компетентности выпускников технических вузов // Проблемы повышения качества подготовки специалистов : науч.-метод. сб. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2005. № 1. С. 74-77.
5. Модель профессиональной подготовки инженера в условиях интегрированной системы обучения / Г. М. Гринберг, М. В. Лукьяненко, Н. И. Пак, Н. П. Чурляева // Инженерное образование. 2007. № 4. С. 140-145.
References
1. Oreshenko T. G. Razrabotka professional'nogo standarta inzhenera v sfere izgotovleniya i ispytaniy sis-tem upravleniya [Development of professional standards of engineer in control systems manufacturing and testing] // Materialy XX Mezhdunar. nauch. konf. "Reshetnevskie chteniya" [Materials XX Intern. Scientific. Conf "Reshetnev reading"]. Krasnoyarsk, 2016.
2. Oreshenko T. G. Povysheniye kachestva podgo-tovki inzhenerov v sfere izgotovleniya i ispytaniy sistem
upravleniya [Improving the quality of training engineers in the manufacture and testing of control systems] // Ma-terialy XIX Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. "Ten-dentsii razvitiya nauki i obrazovaniya", Samara, 31.10. 2016. ch. 2. P. 4-7.
3. Churlyayeva N. P. Obespecheniye kachestva podgotovki inzhenerov v rynochnykh usloviyakh na os-nove kompetentnostnogo podkhoda [Ensuring the quality of training engineers in market conditions on the basis of competence approach] : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Krasnoyarsk : KGPU, 2007. 43 p.
4. Luk'yanenko M. V., Sadovnikova O. V., Churlyayeva N. P. Metodika otsenki urovnya kompetentnosti
vypusknikov tekhnicheskikh vuzov [Methodology for assessing the level of competence of graduates of technical universities] // Problemy povysheniya kachestva podgotovki spetsialistov: nauchno-metodicheskiy sbornik / SibGAU. 2005. № 1. Р. 74-77.
5. Model' professional'noy podgotovki inzhenera v usloviyakh integrirovannoy sistemy obucheniya [The model of professional training of an engineer in the context of an integrated training system] / G. M. Grinberg, M. V. Luk'yanenko, N. I. Pak, N. P. Churlyayeva // Inzhenernoye obrazovaniye. 2007. № 4. Р. 140-145.
© Гринберг Г. М., Малиновская Е. А., Орешенко Т. Г., 2017