190
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
2. Юные лыжники должны проходить систематический медицинский осмотр не реже двух-трех раз в сезоне.
3. Тренер-преподаватель должен иметь тесный контакт с родителями по организации двигательной активности занимающихся в домашних условиях.
4. На качество учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки большое влияние оказывает дополнительная занятость занимающихся по школьной программе.
5. Учитывая специфику лыжного спорта и непостоянство мотивации на выбранную деятельность с юными лыжниками необходимо проводить работу по повышению интереса к избранному виду.
Список литературы:
1. Бальсевич В.К. Здоровье в движении. - М.: Советский спорт, 1988. -
48 с.
2. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей 1-4 классов / И.М. Бутин, А.Д. Винокуров. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 80 с.
3. Видякин М.В. Начинающему учителю физкультуры / М.В. Видякин. -Волгоград: Учитель, 2004. - 154 с.
4. Ермаков В.В., Чирков Р.П. Педагогическая технология формирования структуры движений и развития специальных физических качеств у юных лыжников - гонщиков на этапах начальной подготовки // Научные труды Смолен. гос. академ. ф. к., спорта и туризма. - Смоленск, 2012. - С. 239-242.
5. Квашук П.В., Кленин Н.Н. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М.: Советский спорт, 2004. - 64 с.
6. Флерко А.А. Специфические особенности умственной работоспособности детей 5-6 летнего возраста с особенностями психофизического развития // сб. Физическая культура и спорт в современном обществе. - Смоленск, 2010. - С. 175-178.
ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ СПОРТСМЕНОВ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ И ВЕЛОСПОРТУ
© Багин Н.А.*
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,
г. Великие Луки
В статье выполнен анализ подготовки лыжников-гонщиков и вело-сипедистов-шоссейников при обучении в Великолукской государст-
Профессор кафедры Теории и методики лыжного спорта, к.п.н.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
191
венной академии физической культуры и спорта по специальности «Физическая культура и спорт» за последние годы. Изучены особенности организации учебно-тренировочного процесса по годам обучения и периодам годичного цикла с учетом обучения по индивидуальным графикам. Выявлены положительные и отрицательные стороны учебнотренировочной деятельности студентов-спортсменов.
Ключевые слова учебный процесс, индивидуальный график, спортивные достижения.
Введение
Для современного спорта высших достижений характерны большие тренировочные нагрузки, при этом в таких видах спорта как лыжные гонки и велоспорт значительная часть спортсменов обучается в вузах. Их результаты подтверждаются успешными выступлениями на Всероссийских и Всемирных Универсиадах. Часть спортсменов входит в составы сборных команд России. С ростом спортивной квалификации у студентов-спортсменов увеличивается время на тренировочный процесс. Поэтому для студентов-спортсменов важно организовать учебный процесс по индивидуальным графикам.
Обобщение опыта работы по подготовке студентов-спортсменов высокой квалификации за последние десять лет выявили ряд особенностей занятий студентов в вузах [2, 4, 5]. Как правило, начиная обучаться на индивидуальном графике, на первом курсе перспективные спортсмены лыжники-гонщики и велосипедисты-шоссейники продолжают заниматься до выпускного курса. Важно на данном этапе согласовывать тренировочную деятельность с личными тренерами тех коллективов, откуда поступили студенты-спортсмены. Учебно-тренировочные сборы на выезде проводятся тренерами на местах с согласованием выезда с учетом сроков зачетных и экзаменационных сессий.
Таблица 1
Достижения студентов-спортсменов в лыжных гонках и велоспорте, обучающихся на индивидуальном графике
1 годы выпуска 2002-2003 2003-2004 2004-2005 2005-2006 2006-2007 2007-2008 2008-2009 2009-2010 2010-2011 2011-2012
характеристика деятельности "й 5 m "й 5 m "й 5 m "й 5 m "й 5 m "й 5 m "й 5 m "й 5 m "й 5 m "й 5 m
1 обучались на инд. графике при окончании вуза 2 1 6 1 4 1 5 - 3 3 4 1 4 - 3 1 1 2 4 3
2 входили в состав сб. области федер. округа 2 1 6 1 4 1 5 - 3 3 3 1 3 - 3 1 1 2 2 3
3 входили в сборные команды 2 1 1 - 2 1 2 - 2 2 3 1 2 - 1 - - 2 1 1
4 становились призерами чемпионатов и кубков России - - - - 2 - 1 - 2 - 2 1 1 - - 1 - 1 - -
Чемпионатов Европы 1 - 2 1 1 1 1 - - 1 - - - -
Всемирная Универсиада 1
Олимпийские игры 1
192
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
При нахождении в академии тренировочный процесс координируется с расписанием занятий и экзаменов, контроль осуществляется преподавателя-ми-тренерами кафедры, ответственным за спортивную работу и заведующим [1, 3, 6]. Окончательный контроль по учебной деятельности осуществляется деканатом физического воспитания и спорта, с последующей информацией до преподавателей кафедры.
Такая организация позволяет корректировать учебный и учебно-тренировочный процесс учетом сроков индивидуального графика.
Анализируя количество занимающихся по индивидуальному графику на выпускном курсе (табл. 1) следует отметить, что студенты-спортсмены лыжники в среднем на каждом выпуске занимались по графику 3-4 человека, велоспорта 1-2 человека. В течение учебного года со всех курсов обучалось лыжников-гонщиков 7-8 человек, велосипедистов-шоссейников 6-7 человек. Важно отметить, что почти все занимающиеся входят в сборные команды по юниорам и взрослым областей, федеральных округов и отдельные спортсмены входят в состав сборных команд России. При участии в календарных стартах Кубка России, Чемпионатах России студенты-спортсмены завоевывают зачетные очки, а отдельные спортсмены становятся призерами. Важно отметить, что в разные годы обучения сильнейшие спортсмены и выпускники становились победителями и призерами на соревнованиях: Всемирная Универсиада - 2009 г. (О. Михайлова - лыжные гонки, I место), Сурдоолим-пийские игры - 2013 г. (И. Макаров - велоспорт, олимпийский чемпион на одной из дистанций). Из числа обучающихся на индивидуальном графике в разные годы обучения высоких результатов достигали: в лыжных гонках - ЗМС, олимпийский чемпион М. Иванов, призеры ряда соревнований - М. Девятья-ров, Тихонова, В. Тихонравов, Н. Ильина, Н. Рысина и др.
Все занимающиеся студенты-спортсмены сдавали сессии в установленные графиком сроки (апрель-май), как правило, знания оценивались от удовлетворительно до отлично. С курса на курс переходили все занимающиеся по индивидуальным графикам и заканчивали обучение в академии. Как правило, перспективные студенты-спортсмены по окончании обучения в академии трудоустраивались. При анализе данных по местам трудоустройства нами выявлены три основных вида деятельности: работа по профилю (тренер-преподаватель, учитель физической культуры, сервисмен, массажист и др.); продолжение спортивной деятельности (инструктор-спортсмен); работа в силовых структурах.
По данным опроса и бесед на местах работы выпускников были получены положительные отзывы, что подтверждает правильность в организации как учебного, так и тренировочного процесса студентов-спортсменов.
Сопоставляя полученные результаты исследований, нами сделано ряд обобщений:
- студенты-спортсмены, готовящиеся на высокий спортивный результат должны обучаться по индивидуальным графикам;
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
193
- сроки сдачи сессии по графику устанавливаются с учетом специфики вида спорта;
- студенты-спортсмены должны получать стипендию в соответствии с индивидуальными сроками сдачи сессий;
- организация учебно-тренировочного процесса при нахождении в академии должно способствовать выполнению запланированных тренировочных нагрузок между учебно-тренировочными сборами и соревнованиями, с согласованием тренеров на местах и тренеров сборных команд.
Выполнение этих основных положений способствует улучшению подготовки студентов-спортсменов в целом, при создании оптимальных условий для подготовки высококвалифицированных студентов-спортсменов необходима не только работа тренеров-преподавателей кафедры избранного вида спорта, но и координация всех кафедр академии со спортсменами с учетом ежегодного календаря соревнований и учебно-тренировочных сборов по видам спорта. Согласование такой работы возможно лишь под контролем проректора по спортивной работе совместно с заведующими кафедрами. По итогам анализа подготовки студентов-спортсменов высокой квалификации получены следующие выводы:
1. Студенческий спорт, в частности спорт высших достижений, требует специально организованного учебно-тренировочного процесса.
2. Составляющей частью при организации учебно-тренировочного процесса является обучение студентов-спортсменов по индивидуальным графикам.
3. Качество учебно-тренировочного процесса улучшается при тесном сотрудничестве тренеров-преподавателей с мест поступления студентов с преподавателями-тренерами на кафедре обучения студен-тов-спортсменов.
4. Материальная поддержка студентов-спортсменов в виде получения стипендии повышает их мотивацию на улучшение спортивно-технических результатов.
5. Высококвалифицированные студенты-спортсмены по окончанию обучения в академии, в большинстве случаев, остаются работать по профессии и не имеют проблем с трудоустройством.
Список литературы:
1. Багин Н.А. Подготовка лыжников-гонщиков старших разрядов во время обучения в институте физической культуры / Н.А. Багин // Сб. Актуальные проблемы физической культуры, спорта и образования. Тезисы докладов научно-практической конф. 18-19 апреля 1994 г. - Великие Луки, 1994. - С. 18-21.
2. Галкин Ю.П. Физическая культура и спорт в структуре свободного времени студентов / Ю.П. Галкин, Т.М. Булкова, Е.Н. Максимова // Физиче-
194
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
ская культура и спорт в современном обществе. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 60-тилетию образования СГАФК. - Смоленск, 2010. - С. 96-100.
3. Гурский А.В. О создании центров спортивной подготовки на базе вузов физической культуры / А.В. Гурский // Научные труды Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма. - Смоленск, 2010. - С. 23-25.
4. Дьюбалов А.В. Социально-педагогические факторы повышения физкультурно-спортивной активности студентов в свободное время / А.В. Дьюба-лов // Организация и методика учебной, оздоровительной и спортивной работы в вузе: матер. Всерос. научно-практич. конф. - Воронеж, 2006. - С. 7-9.
5. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь: учебник / В.И. Ильинич. - М.: Гардарики, 2005. - 366 с.
6. Романенко С.А. Коррекция состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культурой: автореф. дисс. ... к.п.н. - СПб., 2006. - 20 с.
ЛИЧНОСТНЫЙ подход в обучении И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
© Зорина С.Д.* *, Суркаева Т.А.*
Волжский институт экономики, педагогики и права, г. Волжский
В статье рассматривается опыт работы преподавателей физического воспитания колледжа, основанный на личностном подходе в обучении и воспитании студентов.
Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, личностный подход, физическое воспитание, студенты колледжа.
В последние годы в педагогике часто употребляется понятие «личностно ориентированное обучение».
Нас заинтересовала данная проблема, и возник вопрос, что понимается под этим понятием.
В двухтысячных годах появились интересные работы по теории и практике личностно ориентированного обучения. Волгоградские учёные под руководством В.В. Серикова рассматривают личностно ориентированный подход в образовании как построение особого рода педагогического процесса, который ориентирован на развитие и саморазвитие собственно личностных свойств индивида [2].
* Заведующий кафедрой Физической культуры, к.п.н.
* Преподаватель физического воспитания Социально-педагогического колледжа ВИЭПП.