СОЦИАЛЬНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА
В ГРУППАХ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
© Багин Н.А.* *, Филина И.А.*
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,
г. Великие Луки
В работе дается краткая характеристика занятости юных лыжников-гонщиков в учебной, общественной и домашней деятельности. Приводятся примеры организации тренировочного процесса с учетом других видов деятельности юных лыжников-гонщиков. Представлен анализ всесторонней деятельности юных лыжников-гонщиков в течение двух лет, а также их спортивные успехи.
Ключевые слова начальная подготовка, социальная занятость, планирование нагрузок, применяемые средства и методы тренировки, спортивные результаты.
Введение
Физическая культура, являясь частью общей культуры населения нашей страны, требует все увеличивающегося внимания, так как наблюдается уменьшение двигательной активности и увеличение умственной нагрузки в детском возрасте [6]. Особенно важно занятия физическими упражнениями в детском возрасте, включая обучение в начальных классах школы в возрасте от семи до девяти лет [1]. Одним из доступных и массовых видов спорта являются лыжные гонки. Принимаются в группы начальной подготовки здоровые дети, посещающие в школе уроки физической культуры в основной группе. Для детей этого возраста разработаны учебно-тренировочные программы, по которым проводятся занятия [2, 3].
Целью нашей работы явилось выявление особенностей двигательной деятельности детей, обучающихся в школе и имеющие другие виды нагрузок - умственная, общественная и другие формы. В исследовании приняли участие юные лыжники и лыжницы, занимающиеся в группе начальной подготовки в течение двух смежных сезонов (2010-2011, 2011-2012 уч. год). Проведенные наблюдения и хронометрирование по основным видам деятельности за занимающимися позволили выявить ряд значимых показателей. Испытуемые в течение двух сезонов оставались в одном и том же составе. Обучаясь в школах, успешно справлялись с программным материа-
* Профессор кафедры Теории и методики лыжного спорта, к.п.н.
* Доцент кафедры Теории и методики лыжного спорта.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
187
лом, при этом часть обучающихся посещают репетиторов, отдельные участвуют в общественных мероприятиях школы и домов творчества, что ухудшает возможности качественно проводить учебно-тренировочные занятия по лыжным гонкам (табл. 1).
Таблица 1
Занятость детей на учебно-тренировочных и других видах занятий (в %)
виды деятельности обучаются по программе школы посещают репетитора участвуют в общественных мероприятиях занимаются в секции
постоянно в лыжных гонках эпизодически в других секциях занятость дома
юноши n = 12 100 25 50 66,7 33,3 83,3
девочки n = 4 100 25 100 100 нет 25,0
всего n = 16 100 25 62,5 83,3 16,7 68,8
Как видим из таблицы, выявленная занятость детей не может не оказывать влияния на учебно-тренировочный процесс при занятиях в секции ДЮСШ. Поэтому планирование тренировочных нагрузок должно учитывать возникающие объективные причины. Планирование тренировочной деятельности при девятичасовой недельной нагрузке целесообразнее планировать на три тренировочных дня, так как многие дни недели по окончанию занятий в школе и других общественных мероприятиях у юных лыжников заняты. Проведение тренировочных занятий на открытой местности в вечернее время становятся невозможными, так как в осенне-зимнем периоде подготовки короткий световой день.
Планируемые нагрузки по средствам и методам тренировки и их распределение по микроциклам на различных этапах годичного цикла должны учитывать индивидуальные особенности занимающихся, наличие инвентаря, наличие учебно-тренировочных кругов и оборудованных мест занятий, а также учитывать неустойчивость интересов юных лыжников-гонщиков.
Качество тренировочного процесса юных лыжников зависит от отношения родителей к их избранному виду спорта. Наблюдения и беседы показали, что родители, имеющие опыт катания на лыжах и знания о тренировочной деятельности в лыжном спорте существенно влияют на качество выполняемых нагрузок. Учитывая, что поступившие в группу начальной подготовки это юные занимающиеся из школ города, обучающиеся в пер-вом-третьем классах. В условиях ДЮСШ соответственно на такой возраст нет необходимого инвентаря и поддержка родителей в приобретении лыжных ботинок, лыж, лыжных палок и мягкого инвентаря является необходимым. Поэтому физическое воспитание в семье является составляющей частью целенаправленного тренировочного процесса в группах начальной подготовки. Одним из дополнительных факторов, положительно влияющим на качество тренировочного процесса, является выезд детей в семейной обстановке на пригородные лыжные базы в выходные дни.
188
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
В ходе педагогических наблюдений за юными лыжниками-гонщиками выявили ряд факторов отрицательно влияющих на отношение к учебнотренировочному процессу. Так, имея широкую информацию (по телевидению, интернету) и наглядно получая сведения о качестве инвентаря, спортивной форме и другому снаряжению юные лыжники требуют для тренировочного процесса инвентарь подобного качества.
Таблица 2
Результаты испытуемых юных лыжников-гонщиков в сезоне 2010-2011(свободный стиль)
п/п Ф.И. старты
первенство группы 27.l2.10 г. 2 км (мин. с.) первенство города 04.01.11 г. 3 км (мин. с.) квал-ные сор-ния группы 05.02.11 г. 3 км (мин. с.)
мальчики
1. Б.Н. 5.37 15.40 16.26
2. А.Д. 5.52 17.11 18.00
3. И.К. 6.06 18.02 18.10
4. В.Ф. 7.13 21.11 20.01
5. М.Ф. 7.21 20.30 20.16
6. М.И. 6.58 19.53 19.56
7. П.Н. 6.46 21.36 21.01
8. Л.А. - - 21.20
Х ср. 6.55 18.12 19.27
девочки
1. Н.Е. 4.58 18.05 17.10
2. Ш.А. 5.26 18.10 17.51
3. К.А. 6.11 20.16 18.03
4. Е.А. 7.06 21.17 22.10
Х ср. 5.55 19.27 18.48
На тренировках, при наличии в группе у отдельных лыжников высококачественного инвентаря, влияет на выполнение заданного объема нагрузок у юных лыжников, имеющих инвентарь на один-два порядка ниже по качеству. Это объективный фактор, который нельзя не учитывать в тренировочном процессе. Проанализировав полученные материалы, мы наблюдаем разницу в спортивно-технических результатах при относительно равной функциональной и физической подготовке. Тренировочный процесс в группах начальной подготовки строится по программам, разработанным для ДЮСШ, а в последующем для СДЮШОР и ШВСМ. Авторы П.В. Квашук, Н.Н. Кленин [5] дают развернутый план подготовки, как по средствам, так и методам, применяемым в тренировочном процессе. Проанализировав результаты юных лыжников-гонщиков по протоколам в соревновательном периоде на различных дистанциях, мы получили объективную информацию по спортивно-техническим результатам как в первом (табл. 2), так и во втором сезоне (табл. 3).
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки
189
Таблица 3
Результаты испытуемых юных лыжников-гонщиков в сезоне
2011-2012 (свободный стиль) п/п Ф.И. старты
первенство группы 14.01.12 г. 3 км (мин. с) первенство города 21.01.12 3 км (мин. с) квалиф-ные сор-ния группы 17.02.12 3 км (мин. с)
мальчики
1. Б.Н. 14.32 15.35 15.11
2. А.Д. 15.24 15.47 16.10
3. И.К. 16.03 14.35 17.24
4. В.Ф. 19.46 20.56 19.37
5. М.Ф. 19.35 20.14 19.00
6. М.И. 17.11 19.13 19.41
7. П.Н. 17.14 15.23 18.56
8. Л.А. 18.24 18.00 19.10
Х ср. 17.26 17.48 18.14
девочки
1. Н.Е. 16.21 16.11 16.32
2. Ш.А. 17.16 16.29 16.49
3. К.А. 17.05 17.15 17.51
4. Е.А. 21.43 - -
Х ср. 18.00 16.46 17.01
Квалификационные соревнования и контрольные тренировки на первенство группы проводили в относительно одинаковых условиях по состоянию лыжни, температурному режиму и подготовке лыж к старту. Сравнивая одинаковые по направленности старты, выявлено улучшение результатов. Такому улучшению способствовал проведенный тренировочный процесс и частично естественный прирост в физическом развитии.
Юные лыжники продолжают заниматься избранным видом спорта, при этом организация учебно-тренировочных занятий требует дальнейшего совершенствования. Решая задачи по укреплению здоровья юных лыжников и создания прочной базы по общефизической подготовке необходимо выполнять еще ряд специальных мероприятий:
- прививать интерес к избранному виду спорта;
- овладевать техникой лыжных ходов;
- воспитывать черты характера, присущие специфике лыжного спорта;
- при выявлении перспективных юных лыжников осуществлять индивидуальный подход при организации тренировочного процесса.
В результате проведенной нами работы получены следующие выводы:
1. Организация тренировочного процесса в группах начальной подготовки должна базироваться на хорошей материально-технической базе, включая наличие инвентаря и снаряжения, хорошо оборудованных мест занятий, как для подготовительного, так и для соревновательного периодов.
190
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
2. Юные лыжники должны проходить систематический медицинский осмотр не реже двух-трех раз в сезоне.
3. Тренер-преподаватель должен иметь тесный контакт с родителями по организации двигательной активности занимающихся в домашних условиях.
4. На качество учебно-тренировочного процесса в группах начальной подготовки большое влияние оказывает дополнительная занятость занимающихся по школьной программе.
5. Учитывая специфику лыжного спорта и непостоянство мотивации на выбранную деятельность с юными лыжниками необходимо проводить работу по повышению интереса к избранному виду.
Список литературы:
1. Бальсевич В.К. Здоровье в движении. - М.: Советский спорт, 1988. -
48 с.
2. Бутин И.М. Развитие физических способностей детей 1-4 классов / И.М. Бутин, А.Д. Винокуров. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. - 80 с.
3. Видякин М.В. Начинающему учителю физкультуры / М.В. Видякин. -Волгоград: Учитель, 2004. - 154 с.
4. Ермаков В.В., Чирков Р.П. Педагогическая технология формирования структуры движений и развития специальных физических качеств у юных лыжников - гонщиков на этапах начальной подготовки // Научные труды Смолен. гос. академ. ф. к., спорта и туризма. - Смоленск, 2012. - С. 239-242.
5. Квашук П.В., Кленин Н.Н. Программа для ДЮСШ, СДЮШОР и ШВСМ. - М.: Советский спорт, 2004. - 64 с.
6. Флерко А.А. Специфические особенности умственной работоспособности детей 5-6 летнего возраста с особенностями психофизического развития // сб. Физическая культура и спорт в современном обществе. - Смоленск, 2010. - С. 175-178.
ПОДГОТОВКА КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ СПОРТСМЕНОВ ПО ЛЫЖНЫМ ГОНКАМ И ВЕЛОСПОРТУ
© Багин Н.А.*
Великолукская государственная академия физической культуры и спорта,
г. Великие Луки
В статье выполнен анализ подготовки лыжников-гонщиков и вело-сипедистов-шоссейников при обучении в Великолукской государст-
Профессор кафедры Теории и методики лыжного спорта, к.п.н.