УДК 796.92
СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ ЛЫЖНЫМ СПРИНТОМ
СО СТУДЕНТАМИ НЕФИЗКУЛЬТУРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
И.Н. Тимошина - доктор педагогических наук, профессор
А.Н. Илькин - аспирант, старший преподаватель Ульяновский государственный педагогический университет
Ульяновск
THE SPECIFIC CHARACTER OF SKI SPRINT IN TEACHING
STUDENTS NOT PHYSICAL TRAINING FACULTIES IN PEDAGOGICAL COLLEGES
I.N. Timoshina - Doctor of Pedagogical Science, Professor A.N. Il'kin - postgraduate student, senior instructor Ulyanovsk State Pedagogical University Ulyanovsk
e-mail: [email protected]
Ключевые слова: лыжники-спринтеры, лыжники-гонщики, новые форматы соревнований, студенческая молодежь.
Аннотация. Впервые новые форматы соревнований по лыжным гонкам (индивидуальный и командный спринт) были апробированы на этапах Кубка мира в 1996 году. В начале зарождения спринтерских дисциплин их бегали лыжники-гонщики, не обладавшие специфическими качествами, которых требовал новый формат соревнований. Но с постепенным развитием новых соревновательных дисциплин в национальных сборных командах различных стран стали происходить разделения в методике тренировочного процесса. Так появились «лыжники-спринтеры» и «лыжники-стайеры». В настоящее время большинство научных работ посвящены подготовке лыжников-гонщиков, а методическая литература и исследовательские публикации по подготовке лыжников-спринтеров практически отсутствуют. Все это свидетельствует о необходимости поиска новых подходов и программ в тренировочном процессе лыжников-спринтеров не только в спорте высших достижений, но и среди студенческой молодежи.
Key words: skiers-sprinters, skiers-racers, the new formats of competitions, students.
Summary. The new formats of competitions in ski racing (individual and team sprint) were first approbated in the competitions of the World Cup in 1996. At the very beginning of sprint disciplines skiers-races took part in the sprint competitions. They did not have the specific qualities which are necessary for the new format of competitions. But with the development of the new disciplines the national teams of different countries were divided according to the methods of the training process, and thus "skiers-sprinters" and "skiers-stayers" appeared. At present most scientific works are devoted to the training of skiers-racers, but there are practically no methodic and research literature on the training of skiers-sprinters. It all shows the necessity of looking for the new methods and programs in the training process of skiers-sprinters not only in the sport of high achievements, but also among students.
ВВЕДЕНИЕ
В конце XX века с целью популяризации лыжных гонок, а также привлечения зрителей к экранам телевизора и на лыжные стадионы в программу Олимпийских игр, чемпионатов и Кубков мира были введены сразу несколько современных соревновательных дисциплин, в число которых входят индивидуальный и командный спринт.
В отличие от традиционных лыжных дистанций протяженность спринтерских дисциплин варьируется в пределах от 800 до 1500 метров, а сами гонки проводятся в один день и в несколько стадий:
- индивидуальный спринт - в 4 стадии (квалификация, четвертьфинал, полуфинал и финал);
- командный спринт - в 2 стадии (полуфинал и финал). Состав команды - 2 человека, каждый из участников преодолевает по 3 этапа, поочередно сменяя друг друга.
Впервые новые форматы соревнований по лыжным гонкам были апробированы на этапах Кубка мира в 1996 году. В начале зарождения спринтерских дисциплин их бегали лыжники-гонщики, не обладавшие специфическими качествами, которых требовал новый формат соревнований. В результате этого многие тренеры и спортсмены столкнулись с трудностями организации учебно-тренировочного процесса, так как лыжники-спринтеры должны обладать специфическими физическими качествами:
- способностью поддерживать высокую соревновательную скорость в течение всех стадий соревнований и быстро восстанавливаться в условиях уменьшающихся промежутков отдыха между забегами;
- умением применять рациональную технику лыжных ходов и эффективно решать тактические задачи в условиях жесткой контактной борьбы [8].
С постепенным развитием спринтерских дисциплин специалисты начали выдвигать новые варианты построения тренировочного процесса, а также искать инновационные подходы в системе подготовки спортсменов. В связи с этим в национальных сборных командах различных стран стали происходить разделения в методике тренировочного процесса, так появились «лыжники-спринтеры» и «лыжники-стайеры».
В настоящее время в лыжном спорте большинство научных работ посвящены подготовке лыжников-гонщиков, специализирующихся на длинных дистанциях [2, 3, 6, 9]. А методическая литература и исследовательские публикации по подготовке лыжников-гонщиков, специализирующихся в спринте, практически отсутствуют [1, 4, 7]. Все это свидетельствует о необходимости поиска новых подходов и программ в тренировочном процессе лыжников-спринтеров.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Наше исследование проводилось на занятиях по физической культуре на базе Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова с сентября по ноябрь 2012 года. В данном педагогическом эксперименте приняли участие студенты 1-го курса нефизкультурных специальностей в количестве 30 человек (юноши), занимающиеся в группе спортивного совершенствования «лыжные гонки» и имеющие массовые спортивные разряды. Экспериментальная группа (ЭГ) - 15 человек, контрольная группа (КГ) - 15 человек.
Задачи исследования:
1. Проанализировать содержание научно-методической литературы по лыжным гонкам и лыжному спринту.
2. Разработать методику учебно-тренировочных занятий по лыжному спринту.
3. Экспериментально проверить эффективность разработанной методики учебно-тренировочных занятий по лыжному спринту.
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных источников, педагогическое наблюдение, тестирование уровня физической подготовленности, математическая обработка результатов с использованием компьютерных технологий.
В нашем исследовании студенты КГ и ЭГ занимались 3 раза в неделю по 2 часа (4 часа -учебные занятия по расписанию кафедры физического воспитания и 2 часа - по расписанию спортивного клуба). Методика занятий в КГ основывалась на базовых положениях программы для ДЮСШ по лыжным гонкам учебно-тренировочной группы первого года обучения [5]. Студенты ЭГ занимались по разработанной нами методике учебно-тренировочных занятий по лыжному спринту.
На наш взгляд, в настоящее время результативность соревновательной деятельности в лыжном спринте во многом зависит от развития следующих качеств: скоростной и силовой выносливости, мощности отталкивания, наличия взрывной силы, быстроты, ловкости и внимательности, а также технико-тактических действий спортсменов.
Разработанная нами методика обучения лыжному спринту студентов университета проводилась комплексно и включала в себя совокупность средств, методов, режимов работы, интенсивность выполнения упражнений, количество повторений и характер отдыха, направленных на развитие вышеперечисленных качеств.
Тренировочный микроцикл в подготовительном периоде состоял из 7 дней:
- понедельник, среда, пятница (учебно-тренировочные занятия);
- вторник, четверг, суббота, воскресенье (отдых).
В подготовительной части наших учебно-тренировочных занятий мы уделяли внимание развитию ловкости, внимательности и тактической подготовке лыжников-спринтеров. Для развития внимательности и тактической подготовки занимающихся мы использовали упражнения с включением различных сигналов (звуковых и световых), которые помогали развивать скорость реакции во время изменения направления движения, выполнения ускорений и специальных заданий. В качестве средств развития ловкости мы использовали спортивные и подвижные игры высокой интенсивности.
Для развития быстроты в основной части занятия, где решалась задача увеличения скорости выполнения основного упражнения или отдельных его элементов (стартовый разгон, бег по дистанции, финишный рывок), мы выполняли ускорения на коротких отрезках с заданной интенсивностью - 95-100% от максимальной. Применялись ускорения с сокращением длины шагов, из разных исходных положений, по команде, по сигналу, по движению партнера, а также в облегченных условиях: под гору и по ветру.
Для развития силовых качеств, где основной задачей занятия являлось развитие силы мышц, участвующих в выполнении основного упражнения (мощность отталкивания, взрывная сила рук и ног), мы выполняли различные метания набивных мячей, прыжковые упражнения и многоскоки, отжимания из различных исходных положений и с хлопками. В качестве эффективного средства для развития мощности отталкивания мы использовали тренажер «Sport-star», где упражнения выполнялись дозированно сериями в течение 15 секунд и интервалом отдыха до 1 минуты, а также применяли утяжелители на руки и ноги до 1 кг.
Для развития скоростной выносливости применяли работу повторным методом на отрезках до 800 м с заданной интенсивностью 80-90% от максимальной, а для развития силовой выносливости выполняли работу в подъем 30° на отрезках до 300 м с применением специальных средств лыжников (лыжероллеры, велосипед, прыжковая имитация с различными утяжелителями, ходьба с партнером).
В заключительной части занятия мы уделяли внимание технической подготовке студентов, используя общепринятые упражнения лыжников-гонщиков (работа с эспандером, имитация лыжных ходов с фиксацией конечного положения и др.).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В течение педагогического эксперимента (сентябрь-ноябрь) в КГ и ЭГ для определения уровня физической подготовленности проводилось тестирование по следующим тестам:
1) бег 100 метров, результат измерялся в секундах;
2) бег 3000 метров, результат измерялся в секундах;
3) подтягивания на перекладине, засчитывалось максимальное количество раз;
4) пятерной прыжок с места, результат измерялся в сантиметрах;
5) челночный бег 10*10 метров, результат измерялся в секундах;
6) тренажер «Тележка» (тест выполнялся на наклонной скамейке, расположенной под углом в 30°, из исходного положения лёжа на тележке, взявшись руками за ремни), засчитывалось максимальное количество подъемов тележки вверх;
7) тренажер «Sport-star» (испытуемый выполнял одновременный бесшажный ход в течение 30 секунд), засчитывалось максимальное количество движений рук;
8) бег на лыжероллерах (свободный стиль) 800 метров, результат измерялся в секундах;
9) бег на лыжероллерах (классический стиль) 3000 метров, результат измерялся в секундах.
Результаты проведенного тестирования представлены в таблице.
Полученные результаты физической подготовленности показывают, что разработанная нами методика учебно-тренировочных занятий по лыжному спринту оказала более существенное влияние на развитие специфических качеств испытуемых ЭГ. За короткий срок педагогического эксперимента (сентябрь-ноябрь) удалось значительно улучшить результаты физической подготовленности по следующим тестам:
- в ЭГ: бег 100 м - на 1,5%; подтягивание на перекладине - на 21,1%; челночный бег 10*10 м - на 2,9%; тренажер «Тележка» - на 13,9%; тренажер «Sport-star» - на 5,9%; бег на лыжероллерах 800 м - на 4,8% (результаты статистически достоверны при p < 0,05);
- в КГ: подтягивание на перекладине - на 18,5%; тренажер «Тележка» - на 12,9% (результаты статистически достоверны при p < 0,05).
Таблица
Динамика результатов физической подготовленности испытуемых КГ и ЭГ до и после педагогического эксперимента
№ Тесты КГ ЭГ
До После Прирост До После Прирост
1 бег 100 м (с) 13,7±0,1 13,6±0,1 0,7 % 13,6±0,1 13,4±0,1* 1,5 %
2 бег 3000 м (с) 725,2±6,5 705,6±6,6 2,8 % 727,5±6,3 713,7±5,7 1,9 %
3 Подтягивание (кол-во раз) 15,7±1,0 18,6±1,0* 18,5 % 15,2±1,1 18,4±1,1* 21,1 %
4 пятерной прыжок с места (см) 1192,6±8,7 1210,7±7,6 1,5 % 1196,4±11,2 1230,1±11,0 2,8 %
5 челночный бег 10*10 м (с) 28,1±0,1 28,0±0,1 0,4 % 28,3±0,2 27,5±0,2* 2,9 %
6 тренажер «Тележка» (кол-во раз) 29,5±1,3 33,3±1,3* 12,9 % 30,9±1,5 35,2±1,5* 13,9 %
7 тренажер «Sport-star» (кол-во раз) 29,8±0,5 31,2±0,5 4,7 % 29,0±0,6 30,7±0,5* 5,9 %
8 бег на лыжероллерах 800 м (с) 171,6±2,7 166,9±2,2 2,8 % 169,7±2,4 161,6±2,3* 4,8 %
9 бег на лыжероллерах 3000 м (с) 664,3±10,4 633,5±10,6 4,9 % 660,7±9,9 646,9±9,5 2,1 %
Примечание: * - р < 0,05 достоверность различий по икритерию Стьюдента
Наше исследование продолжается, но уже сейчас можно сказать, что разработанная нами экспериментальная методика учебно-тренировочных занятий по лыжному спринту оказалась эффективной, так как в 6 тестах из 9 мы получили положительный достоверный прирост результатов. Внедрение новых форматов соревнований по лыжным гонкам в программу универсиады и в календарный план федерации лыжных видов спорта Ульяновской области повысило интерес к занятиям лыжным спринтом и увеличило количество зрителей во время проведения спортивных мероприятий.
На данный момент разработанная нами методика учебно-тренировочных занятий студентов УлГПУ им. И.Н. Ульянова спортивного отделения нефизкультурных специальностей, занимающихся лыжным спринтом, внедрена в образовательный процесс детско-юношеских спортивных школ и спортивных школ олимпийского резерва Ульяновской области.
Литература
1. Авдеев, А. А. Построение тренировочного процесса лыжников-спринтеров массовых разрядов в подготовительном периоде годичного цикла : дис. ... канд. пед. наук [Текст.] / А.А. Авдеев. // Санкт-Петербургский государственный университет физической культуры. - Санкт-Петербург, 2007. - 178 с.
2. Бурдина, М.Е. Моделирование индивидуальных систем соревнований лыжниц-гонщиц высокого класса в периоды подготовки к чемпионатам мира и Олимпийским играм : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст.] / М.Е. Бурдина. // РГУФКСМиТ. - Москва, 2011. - 24 с.
3. Гераскин, К.М. Специфика реализации технико-тактической подготовленности лыжников-гонщиков в соревновательной деятельности : дис. ... канд. пед. наук [Текст.] / К.М. Гераскин. // РГУФКСМиТ -Москва, 2010. - 206 с.
4. Двоскин, А С. Тактическая подготовка лыжников-спринтеров к соревновательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук [Текст.] / А.С. Двоскин. // Российский государственный педагогический университет. - Санкт-Петербург, 2010. - 208 с.
5. Кузнецова, З.М.. Методика интенсивной базовой технико-тактической подготовки боксеров-новичков 15-18 лет(на примере г.Набережные Челны) / З.М. Кузнецова, Ш.Р. Зайнуллин// физическая культура : воспитание, образование, тренировка. - 2008. - №1. - С.39
6. Лыжные гонки: Примерная программа для системы дополнительного образования детей: детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва [Текст.] / П.В. Квашук, Л.Н. Бакланов, О.Е. Левочкина. - М. : Советский спорт, 2009. - 72 с.
7. Мараховская, О.В. Технология модульного обучения в лыжной подготовке студентов : автореф. дис. ... канд. пед. наук [Текст.] / О.В. Мураховская. // Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - Набережные Челны, 2012. - 21 с.
8. Михайловский, С.П. Технология совершенствования двигательных действий лыжников-спринтеров : дис. ... канд. пед. наук [Текст.] / С.П. Михайловский. // Дальневосточная государственная академия физической культуры - Хабаровск, 2011. - 126 с.
9. Сиделев, П.А. Особенности соревновательной деятельности и факторы, определяющие достижение высокого результата в лыжном спринте [Текст.] / П.А. Сиделев, А.Г. Баталов. // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации / под ред. В.В. Ермакова, Л.Ф. Кобзевой, А.В. Гурского - Смоленск : СГАФКСТ, 2011. - С 144-148.
10. Фурсов, А.В. Оптимизация учебно-тренировочного процесса студентов-лыжников на основе показателей психофизиологического состояния : дис. ... канд. пед. наук [Текст.] / С.П. Михайловский. // Сургутский государственный пеагогический университет - Сургут, 2009. - 149 с.
Bibliography
1. Avdeev, A.A. Construction of the skiers sprinter mass categories training process in the training period of the annual cycle : Dis. ... cand. ped. science [text.] / A.A. Avdeev. // St. Petersburg State University of Physical Culture. - St. Petersburg, 2007. - 178 p.
2. Burdin, M.E. Modeling of competition skiers, riders of high class individual systems in training for the World Cup and the Olympic Games : Author. dis. ... cand. ped. science [text.] / M.E. Burdin. // RGUFKSMiT. - Moscow,
2011. - 24 p.
3. Geraskin, K.M. The specifics of the implementation of technical and tactical training of skiers in competitive activity : Dis. ... cand. ped. science [text.] / K.M. Geraskin. // RGUFKSMiT. - Moscow, 2010. - 206 p.
4. Dwoskin, A.S. Tactical training for cross-country sprint competition activity : Dis. ... cand. ped. science [text.] / A.S. Dwoskin // Russian State Pedagogical University. - St. Petersburg, 2010. - 208 p.
5. Kuznetsova,,.. Methodology of intensive basic technical and tactical training of boxers-beginners 15-18 years of age(on the example of Russia, Nabereznye Chelny) / Z.M. Kuznetsova, S.R. 3aHHy.n.nHH// physical culture, upbringing, education, training. - 2008. - №1. - P.39
6. Cross Country Skiing: Example program for a system of supplementary education for children: children's sports schools, specialized youth sports school of Olympic reserve [text.] / P.V. Kvashuk, L.N. Baklanov, O.E. Levochkina - Moscow, Soviet Sport, 2009. - 72 p.
7. Marakhovskii, O.V. The technology of modular training in ski training students: Author. dis. ... cand. ped. science [text.] / O. Murakhovsk. // - Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism. - Naberezhnye Chelny,
2012. - 21 p.
8. Michael, S.P. Technology to improve motor action skiers sprinters: Dis. ... cand. ped. science [text.] / S.P. Michael // Far Eastern State Academy of Physical Culture. - Khabarovsk, 2011. - 126 p.
9. Sidelev, P.A. Features of competitive activity and the factors determining the achievement of high results in the ski sprint [text.] / P.A. Seidel, A.G. Batalov. // Actual problems of preparation skiers qualifications / V.V. Ermakova, L.F. Kobzeva, A.V. Gursky. - SGAFKSiT, Smolensk, 2011. - P. 144-148.
10. Fursov, A.V. Optimization of the training process of students skiers, based on indicators of psychophysio-logical state : Dis. ... cand. ped. science [text.] / SP Michael // Surgut State Pedagogical University -Surgut, 2009. - 149 p.
Статья поступила в редакцию: 04.02.2013 г.