путь в профессию
му учебную деятельность, но и быть уверенным в своем будущее.
Ошибки в выборе профессии наносят вред здоровью и психологическому состоянию воспитанников, а также обществу и государству в целом. Неудовлетворенность выбранной профессией приводит к тому, что выпускники вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы. Возникает текучесть кадров, что также наносит большой ущерб государству, ко-
торое выделяет деньги на их бесплатное обучение. Поэтому вся работа в этом направлении должна быть организована таким образом, чтобы воспитанники чувствовали, что их труд нужен людям, обществу, что он приносит удовлетворение им самим. Чем больше будет информации у воспитанников о мире профессий, жизненных проблемах и путях их решения, тем больше вариантов выбора им предоставится, тем осознаннее будут их действия.
подготовка к самостоятельной жизни детеи-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей
Е. Н. Медведчикова, педагог-психолог МКОУДС «Детский дом «Росток», г. Анжеро-Судженск Н. В. Доброногова, методист Кузбасского регионального института развития профессионального образования, г. Анжеро-Судженск
В детском доме воспитываются дети, лишенные родительской ласки и стабильного доверия к взрослым, отягощенные негативным семейным и личным опытом, патологической наследственностью, большинство из них имеет задержку физического и психического развития. Все это деструктивно влияет на развитие личности воспитанника, искажает представление о себе и других людях, затрудняет адекватное понимание детского и взрослого мира, осознание собственного «Я». Из детского дома воспитанники уходят в социум, поэтому проблема поиска путей помощи детям-сиротам в процессе вхождения в общество, их подготовки к самостоятельной жизни становится одной из приоритетных задач для педагогов и специалистов детского дома. Необходимо найти формы и методы социально-психолого-педагогического сопровождения процесса социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для их успешного вхождения в социум.
Комплексное социально-психолого-педагогическое сопровождение воспитанников в нашем детском доме охватывает развитие детей от младшего школьного (7-12 лет) до юношеского возраста (18-21) и осуществляется непрерывно в течение всего периода пребывания в детском доме и обучения в профессиональных образовательных организациях. Процесс социально-психолого-педагогического сопровождения выстраивается как логическое восхождение от одного возрастного этапа к другому и включает в себя три взаимосвязанных
Е. Н. Медведчикова Н. В. Доброногова
направления: социальное, психологическое, педагогическое.
Так, социальное сопровождение заключается в создании условий для успешной интеграции в общество воспитанников детского дома на основе оказания упреждающей помощи, способствующей более успешной подготовке к организации самостоятельной жизнедеятельности. Результатом сопровождения личности становится новое качество — адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в сложных жизненных ситуациях [1].
Психологическое сопровождение направлено на развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Психологическое сопровождение осуществляется с 1-го по 9-й класс, при этом предлагаемые формы и методы поддержки используются системно,
56
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРЬЕРА. ОБЩЕСТВО» № 4 (55) 2017
- путь в профессию -
на протяжении всего процесса пребывания воспитанника в детском доме.
Педагогическое сопровождение представляет систему открытых, динамичных, вариативных, учитывающих специфику детей, нуждающихся в поддержке государства (индивидуально-личностные характеристики) и учреждения, мероприятий. Особенности структуры, содержания технологии обеспечивают реализацию образовательных маршрутов сопровождения детей-сирот в процессе интеграции в общество, специфика которых определяется индивидуально-личностными характеристиками детей, целевыми установками, ценностными ориентациями. Педагогическое сопровождение охватывает все возрастные этапы развития детей и осуществляется непрерывно в течение всего периода пребывания в детском доме.
Существует множество форм и методов профориентационной работы с молодыми людьми; одни направлены на получение необходимой информации по определенной профессии, другие — способствуют выработке профессионально важных качеств.
Как показывает практика, «пассивные методы профориентации» (тесты, анкеты) сегодня уходят на второй план, все больше молодежь интересуют более активные методы.
Так, например, использование игр как одного из методов профориентационной работы вызывает все больший интерес, обучающийся проигрывает социальные и профессиональные отношения взрослых, повышается уровень их информированности о важнейших аспектах профессионального самоопределения: мире профессий, ПВК, рынке труда, познания себя как личности и т. д.
Одним из способов решения проблемы формирования готовности детей-сирот к их профессиональному самоопределению может выступить организация и проведение профессиональных проб, помогающих моделировать элементы конкретного вида профессиональной деятельности, способствующих сознательному, обоснованному выбору профессии в дальнейшем. Профессиональные пробы позволяют погрузиться в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, понять недостатки.
В процессе профессиональных проб, которые проходят как в детском доме, так и в профессиональных образовательных организациях, воспитанники узнают о психофизиологических, интеллектуальных и коммуникативных качествах личности, необходимых для работы
по прогнозируемой профессии (специальности), приобретают первоначальные профессиональные умения и навыки. Профессиональные пробы выполняются как индивидуально, так и в составе группы.
В ходе профессиональных проб воспитанникам сообщаются базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности, моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности.
В процессе той или иной профессиональной пробы у воспитанников актуализируются полученные знания и представления о данной сфере профессиональной деятельности, формируются первоначальные профессиональные умения и представления о себе как субъекте профессиональной деятельности.
Практический этап пробы состоит из заданий по трем направлениям и трем уровням сложности.
Задания 1-го уровня требуют от воспитанников сформированности первичных профессиональных умений, достаточных для их реализации на уровне исполнителя.
Задания 2-го уровня носят исполнительско-творческий характер, в них предусматриваются элементы рационализации профессиональной деятельности. При выполнении заданий 3-го уровня сложности от воспитанников требуются планирование своей работы, постановка промежуточной и конечной целей, анализ результатов профессиональной деятельности.
При успешном выполнении профессиональной пробы с учетом трех уровней сложностей по определенному типу профессии, при совпадении интереса с выбранной профессиональной сферой воспитанник (при наличии возможности в учреждении) может продолжить участие в профессиональной пробе по индивидуальному тематическому плану работы.
Таким образом, подготовка к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дает возможность принимать обдуманные решения, формировать положительную мотивацию к будущей профессиональной деятельности, осознать свои возможности, выстроить новые социальные связи и стать успешным в жизни.
1. Гордиевская Е. О., Старобина Е. М. Профессиональный выбор в процессе профессионального самоопределения детей-сирот: методические материалы для специалистов детских учреждений для детей-сирот. — Калининград : Изд-во РГУ им. Канта, 2014. — 96 с.
«ОБРАЗОВАНИЕ. КАРьЕРА. ОБщЕСтВО» № 4 (55) 2017
57