Научная статья на тему 'Подготовительная служба в системе университетской подготовки кадров для юридической деятельности в Германии: структурные особенности и тенденции в развитии'

Подготовительная служба в системе университетской подготовки кадров для юридической деятельности в Германии: структурные особенности и тенденции в развитии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
362
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРМАНИЯ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (РЕФЕРЕНДАРИАТ) / PREPARATORY SERVICE (REFERENDARIAT) / ПОДГОТОВКА УНИФИЦИРОВАННЫХ (УНИТАРНЫХ) ЮРИСТОВ / TRAINING OF STANDARDIZED (UNITARY) LAWYERS / GERMANY / LEGAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антропов Роман Владимирович, Дондоков Цырен Сономович

Отмечено, что в Германии классическое юридическое образование в университетах включает два государственных экзамена, между которыми в соответствии с Немецким законом о статусе судей 1961 г. (нем. Deutsches Richtergesetz, сокр. DRiG) предусмотрена двухгодичная стажировка т.н. правовой референдариат (нем. Rechtsreferendariat) или же подготовительная служба (нем. Vorbereitungsdienst) на различных «площадках»: гражданско-правовая инстанция (нем. Zivilstation), уголовно-правовая инстанция (нем. Strafstation), административноправовая инстанция (нем. Verwaltungsstation), адвокатура (нем. Anwaltsstation) и «площадка» по выбору (нем. Wahlstation). Показана значимость немецкого юридического образования в условиях Болонского процесса, дан краткий анализ влияния подготовительной службы на становление т.н. унифицированного (унитарного) юриста в Германии. Выделены труды немецких ученых, в которых рассматриваются отдельные проблемы прохождения подготовительной службы в различных юридических инстанциях. Проведено обобщение правового регулирования референдариата на уровне федерального и земельного законодательства. Рассмотрены прикладные проблемы, с которыми сталкиваются стажеры при прохождении правового референдариата, проанализированы пути преодоления проблем. Раскрыта специфика подготовительной службы на примере земли Бавария. Сделан вывод о полезности использования опыта Германии для развития юридического образования в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparatory Service in University Legal Education in Germany: Structural Features and Ongoing Trends

It is noted that in Germany a classic legal education at the universities includes two state exams between them in accordance with the German Law on Judges (Deutsches Richtergesetz, DRiG) 1961 provides for a two-year practical study the so-called legal Referendariat (Referendariat) or preparatory service (Vorbereitungsdienst) at various venues: civil court (Zivilstation), criminal law authority (Strafstation), administrative and legal authority (Verwaltungsstation), advocacy (Anwaltsstation) and playground of choice (Wahlstation). The article shows the importance of the German legal education in the context of the Bologna process, a brief analysis of preparatory service influence on the formation of the so-called unified (unitary) lawyer in Germany is given. The works of German scholars are highlighted, in which individual problems passing preparatory service in various legal instances are considered. The generalization of the legal regulation of Referendariat at federal and state laws is investigated. The applied problems are faced by the trainees during the passage of the legal Referendariat analyzed ways to overcome the problems. Specificity of preparatory service on the example of Bavaria is presented. It is concluded that Germanys experience for the development of legal education in Russia is very useful

Текст научной работы на тему «Подготовительная служба в системе университетской подготовки кадров для юридической деятельности в Германии: структурные особенности и тенденции в развитии»

УДК 004:37

Антропов Роман Владимирович Roman Antropov

Дондоков Цырен Сономович Tsyren Dondokov

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА В СИСТЕМЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГЕРМАНИИ: СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ

PREPARATORY SERVICE IN UNIVERSITY LEGAL EDUCATION IN GERMANY: STRUCTURAL FEATURES AND ONGOING TRENDS

Отмечено, что в Германии классическое юридическое образование в университетах включает два государственных экзамена, между которыми в соответствии с Немецким законом о статусе судей 1961 г. (нем. Deutsches Richtergesetz, сокр. DRiG) предусмотрена двухгодичная стажировка — т.н. правовой референдариат (нем. Rechtsreferendariat) или же подготовительная служба (нем. Vorbereitungsdienst) на различных «площадках»: гражданско-правовая инстанция (нем. Zivilstation), уголовно-правовая инстанция (нем. Strafstation), административно-правовая инстанция (нем. Verwaltungsstation), адвокатура (нем. Anwaltsstation) и «площадка» по выбору (нем. Wahlstation).

Показана значимость немецкого юридического образования в условиях Болонского процесса, дан краткий анализ влияния подготовительной службы на становление т.н. унифицированного (унитарного) юриста в Германии. Выделены труды немецких ученых, в которых рассматриваются отдельные проблемы прохождения подготовительной службы в различных юридических инстанциях. Проведено обобщение правового регулирования референда-риата на уровне федерального и земельного законодательства. Рассмотрены прикладные проблемы, с которыми сталкиваются стажеры при прохождении правового референдариата, проанализированы пути преодоления проблем. Раскрыта специфика

It is noted that in Germany a classic legal education at the universities includes two state exams between them in accordance with the German Law on Judges (Deutsches Richtergesetz, DRiG) 1961 provides for a two-year practical study — the so-called legal Ref-erendariat (Referendariat) or preparatory service (Vorbereitungsdienst) at various venues: civil court (Zivilstation), criminal law authority (Strafstation), administrative and legal authority (Verwaltungsstation), advocacy (Anwaltsstation) and playground of choice (Wahlstation).

The article shows the importance of the German legal education in the context of the Bologna process, a brief analysis of preparatory service influence on the formation of the so-called unified (unitary) lawyer in Germany is given. The works of German scholars are highlighted, in which individual problems passing preparatory service in various legal instances are considered. The generalization of the legal regulation of Referendariat at federal and state laws is investigated. The applied problems are faced by the trainees during the passage of the legal Referendariat analyzed ways to overcome the problems. Specificity of preparatory service on the example of Bavaria is presented. It is concluded that Germany's experience for the development of legal education in Russia is very useful

подготовительной службы на примере земли Бавария. Сделан вывод о полезности использования опыта Германии для развития юридического образования в России

Ключевые слова: Германия, юридическое обра- Key words: Germany, legal education, preparatory зование, подготовительная служба (референда- service (Referendariat), training of standardized (uni-риат), подготовка унифицированных (унитар- tary) lawyers ных) юристов

В современной высшей школе ФРГ, которая, согласно международным рейтингам в области юридического образования, является одной из самых престижных в мире, обучение юристов завершается т.н. Первым государственным юридическим экзаменом (нем. Erste Juristische Staatsprüfung), за которым следует двухлетняя подготовительная служба в государственном учреждении (нем. Vorbereitungsdienst) — т.н. правовой референдариат (нем. Rechtsreferendariat). Во время стажировки студенты работают в различных юридических инстанциях на выбор либо по профилю, где практически постигают нюансы юридической профессии [2; С. 86].

Цель статьи: доктринальный анализ теоретических и законодательных основ, а также практики административно-правового регулирования подготовительной службы Германии в контексте подготовки юридических кадров, изучение совокупности организационных условий, обеспечивающих эффективное профессиональное обучение практикантов в процессе стажировки в различных юридических инстанциях на примере земли Бавария. Дальнейшей целью исследования является определение направлений совершенствования и выработка рекомендаций по повышению уровня юридического образования в России, в частности, по оптимизации системы кадрового обеспечения государственной службы.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

— раскрыть сущность и содержание подготовительной службы в аспекте проблемы исследования;

— исследовать современное состояние подготовительной службы в Германии;

— изучить состояние теории и практики профессиональной подготовки юристов в различных институтах государственной службы и выделить сущностные характеристики ее содержания;

— дать анализ федерального и регионального законодательства ФРГ о подготовительной службе, регулирующего вопросы ее прохождения в историко-правовой динамике;

— определить институциональные основы немецкого референдариата;

— рассмотреть некоторые проблемы референдариата и выявить основные тенденции его развития;

— дать анализ особенностей подготовительной юридической службы в Баварии;

— подготовить предложения по использованию немецкого опыта.

При написании статьи комплексно применялись как общенаучные (диалектический, исторический, структурно-функциональный, системный, институциональный), так и частнонаучные методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод экспертных оценок и др.).

Наше исследование базируется, прежде всего, на изучении работ известных немецких ученых- административистов, раскрывающих сущность подготовительной юридической службы и национальной политики Федеративной Республики Германии в области подготовки юридических кадров.

В разное время в немецкой специализированной литературе определенное количество научных трудов было посвящено исследованию структурных особенностей подготовительной службы для юристов.

Так, немецкая концепция подготовительной службы, т.е. правового референдариа-та, ее основополагающие положения определяются в научных трудах M. Felser [5] и N. Spreng [9], Th. Vehslage, S. Bergmann, S. Kähler, M. Zabel [11], J. Steinleitner [10] и др.

Социологическим, правовым и организационным основам прохождения подготовительной службы в отдельных юридических инстанциях посвящены работы R. Deckers [3], L. Holling [6], M. Schäfer [8] и др.

Проблема написания письменных экзаменационных работ во время прохождения подготовительной службы получила методологическое и теоретическое обоснование в работе L. Dinter и Ch. Jakob [4] и др.

В данных источниках референдарий находит ответы на важнейшие вопросы о планировании учебного времени, о наличии административных процедур и сопроводительных документов, как определять направление развития своей будущей карьеры, как действовать в органах юстиции, канцелярии или в международных организациях, возможно ли чередование практики в бизнес-структурах и в системе государственной службы и мн.др.

Указанная литература широко информирует стажера о карьерных шансах после прохождения правового референдариата, содержит научно обоснованные рекомендации для принятия важных практических решений.

В целом, несмотря на достаточное количество работ, посвященных различным аспектам подготовительной службы, в связи с эволюцией законодательства о рефе-рендариате и по иным причинам, возникают, тем не менее, определенные трудности при его прохождении, что обуславливает необходимость дальнейших научных исследований по данной теме.

В своем большинстве в трудах указанных авторов рассматриваются перспективы начинающих правоведов при вхождении в юридические профессии и, преимущественно, на уровне государственной службы (нем. Öffentlicher Dienst).

Подготовительная юридическая служба (нем. juristischer Vorbereitungsdienst), или референдариат, безотлагательно наступает для каждого студента-юриста, успешно сдавшего Первый государственный юридический экзамен. Согласно § 5b федерального Закона о статусе судей в редакции 1972 г., практическая стажировка имеет продолжительность два года. Вследствие монополистического характера государственной подготовительной службы, как, впрочем, и всего юридического образования в Германии, каждый успешно аттестованный кандидат имеет право на прохождение референдариата под пристальным руководством специалистов, преимущественно, в государственных учреждениях [7; С. 30]. Заканчивается подготовительная служба государственным экзаменом на пригодность к судейской службе, что является критерием работы и для других юридических профессий — нотариуса, адвоката, прокурора, юрисконсульта.

Таким образом, общефедеральные правовые требования к референдариату, а также к подготовке и проведению экзамена для юристов-референдариев содержатся в § 5 и иных параграфах Немецкого закона о судьях (нем. Deutsches Richtergesetz, сокр. DriG) в редакции от 19 апреля 1972 г.

Вместе с тем, в каждой из 16 земель ФРГ действуют свои собственные положения о подготовке юристов в системе университетского образования. Так, нормативы, касающиеся организации, содержания и срока подготовительной службы, т.е. референдариата, и Второго юридического государственного экзамена (нем. die Zweite Juristische Staatsprüfung) в Баварии урегулированы Положением об учебном процессе, подготовке и сдаче экзаменов для юристов (нем. die Ausbildungs-und Prüfungsordnung für Juristen, сокр. JAPO) от 13 октября 2003 г., а также специальным общим уведомлением / распоряжением (нем. die Gemeinsame Bekanntmachung) Министерства юстиции Баварии (нем. Bayerisches Staatsministerium der Justiz), Министерства внутренних дел Баварии (нем. Bayerisches Staatsministerium des Innern) и Пала-

ты адвокатов Баварии (нем. die Bayerische Rechtsanwaltskammer) от 28 апреля 2005 г.

На основании Закона по обеспечению подготовительной юридической службы (нем. dаs Gesetz zur Sicherung des juristischen Vorbereitungsdienstes, сокр. SiGjurVD) от 27 декабря 1999 г., практическая стажировка референдариев в Баварии включена в публично-правовой процесс обучения юристов [1; С. 178]. С 2000 г. референдарии земли Бавария проходят подготовительную службу в соответствии с обновленными правилами ее прохождения.

В силу Закона о реформе юридического образования (нем. das Gesetz zur Reform der Juristenausbildung) от 11 июля 2002 г. в Баварии подготовлена новая редакция JAPO, вступившая в силу с осени 2005 г. и согласно которой обучение стало больше ориентированным на практическую сторону профессии адвоката, которую выбирает большая часть референдариев после сдачи соответствующего экзамена. Отныне стажировка в адвокатуре как обязательная составная часть референдариата длится девять месяцев, а время прохождения практики в суде по гражданским делам, в администрировании и в учреждении по выбору в связи с этим значительно сокращено [1; С. 178].

Соответственно, референдарии при прохождении практической стажировки ориентируются как на федеральные, так и на земельные и университетские нормативы.

Согласно земельным законам о юридическом образовании ( нем. Juristenausbildungsgesetze der Länder), законным требованием для получения места практики (нем. Referendariatsplatz) является успешная сдача Первого государственного экзамена (см., например, § 5 Абз. 1 Нижнесаксонского JAG — Juristenausbildungsgesetz).

Порядок подготовки референдариев определяется специальным распоряжением земельного министерства юстиции и включает также назначение руководителем практики высококлассного специалиста из числа судей, прокуроров и высших государственных чиновников.

Зачислять референдариев на подготовительную юридическую службу уполномо-

чены президенты Высших земельных судов (нем. Oberlandesgericht, сокр. OLG) или земельных судов (нем. Landesgericht, сокр. LG), имеющие для этого особые инструкции. Именно президент соответствующего суда в первый день практики приветствует всех референдариев в своей официальной речи. Референдарий получает удостоверение ( нем. Ausweis) , которое обязательно предъявляется при входе в судебное учреждение. Практикант получает также учебный план прохождения всей подготовительной службы с отдельным планом для соответствующего суда.

Согласно § 5b II DRiG юридическое образование референдариев состоит из прохождения следующих обязательных инстанций (нем. Pflichtstationen): надлежащий суд по гражданским делам ( нем. ordentliches Gericht in Zivilsachen), прокуратура (нем. Staatsanwaltschaft) или суд по уголовным делам (нем. Gericht in Strafsachen), административное учреждение / административный орган управления, ведомство (нем. Verwaltungsbehörde), при адвокате ( нем. Rechtsanwalt) , а также в одной или нескольких инстанциях по выбору (нем. Wahlstation).

Практическая подготовка может быть также реализована в надгосударственных, межгосударственных или зарубежных инстанциях, при зарубежном адвокате, в системе судов, рассматривающих трудовые споры, в административных, финансовых судах или в судах по социальным вопросам, на юридическом факультете, в Немецкой Высшей школе административных наук г. Шпайер (нем. Deutsche Hochschule für Verwaltungswissenschaften Speyer, сокр. DHV), при нотариусе, при союзе (ассоциации) и прочих инстанциях. Общая продолжительность обязательной юридической практики в отдельной инстанции составляет, по меньшей мере, три месяца, при адвокате — 9 месяцев.

В Германии референдарий свободно осуществляет выбор земли для прохождения подготовительной службы. Тем не менее, Высший суд земли Берлин и Высший суд земли Северный Рейн-Вестфалия в

Кельне являются исключениями. Так, Берлин предоставляет, прежде всего, места для прохождения подготовительной службы тем кандидатам, которые сдали Первый государственный юридический экзамен более чем на 10 баллов. Во многих немецких землях подобных правил не существует. Имеет место лишь незначительное время ожидания места в суде, как, например, в Баден-Вюртемберге, Гессене или в восточно-немецких землях в связи с дефицитом образовательных «площадок».

Незначительные ожидания места существуют в настоящее время в земле Северный Рейн-Вестфалия. Если местом практики является OLG, то длительность ожидания может составлять от трех до пяти месяцев. Особенно долго приходиться ожидать т.н. Referendarplatz в городах-землях. Так, например, в Гамбурге ожидания в последнее время снова значительно возросли. В зависимости от того, каковы были результаты Первого госэкзамена, кандидаты на подготовительную службу могут ожидать удовлетворения заявки до двух лет.

Вместе с тем, в Баварии для референдариев открываются замечательные возможности для профессионального роста. Так, базы практики обеспечивают 22 земельных суда и 3 апелляционные инстанции окружных судов. Теоретическое обучение референдариев проводится, как правило, в соответствующем суде земли Бавария (LG): г. Бамберга (нем. Bamberg), г. Байрота (нем. Bayreuth), г. Хофа (нем. Hof), г. Швайнфурта (нем. Schweinfurt) и г. Вюрцбурга (нем. Würzburg). При этом «образовательные площадки» (нем. Ausbildungsplätze) Мюнхена более востребованы, в то время как отдаленные базы практики менее принимаются во внимание.

По данным Федерального министерства юстиции Германии, количество референдариев в 2011/12 учебном году в Баварии составило 2 794 человек. По сравнению с другими землями, это достаточно большое число практикантов, требующих к себе особого внимания со стороны специалистов самой высокой квалификации. В

Баварии ежегодно открывается более 1200 новых «площадок» (нем. Neueinstellungen) для прохождения подготовительной службы без времени ожидания места (нем. ohne Wartezeit).

В Баварии референдарии прибывают на подготовительную службу ежегодно к 1 апреля, а также к 1 октября. Информация о сроках и базах практики традиционно размещается на официальном сайте Министерства юстиции земли Бавария (нем. Landesjustizprüfungsamtes Bayern).

С осени 2005 г. юридический референ-дариат в Баварии проходит следующим образом [14].

1. «Площадка» гражданско-правовая (нем. Zivilstation) — 5 мес.

2. «Площадка» уголовно-правовая (нем. Zivilstation) — 3 мес.

3. «Площадка» административно-правовая (нем. Verwaltung) — 4 мес.

4. Адвокатура (нем. Anwaltsstation) — 9 мес.

5. Письменный экзамен, состоящий из 11 контрольных работ (нем. Klausuren).

6. «Площадка» по выбору (нем. Pflichtwahlstation) — 3 мес.

7. Устный экзамен.

По итогам работы на каждой «Station» практикант получает свидетельство с оценками и характеристикой профессиональной пригодности кандидата к государственной службе.

Оценка во Втором государственном юридическом экзамене, состоящем из письменной и устной частей, складывается из следующих достижений ( нем. Leistungen) кандидата [12]:

— 11 клаузур формируют 75 % итоговой оценки;

— устный экзамен формирует 25 % итоговой оценки.

Показательно, что именно в Баварии около 15 % референдариев добиваются во время сдачи Второго государственного юридического экзамена т.н. предиката ( нем. Prädikat) — документа, подтверждающего сдачу экзамена на оценку выше среднего уровня, т.е. выше 9 баллов, что является допуском к написанию докторской диссер-

тации и для получения престижного места работы при государственной службе.

Во время практики референдарию выплачивается т.н. материальная помощь или пособие (нем. die Unterhaltsbeihilfe). В Баварии оплата труда практикантов (нем. Vergütung) составляет 1.172,40 € ежемесячно [13] (ранее — 1.088,49 €). Таким образом, с ноября 2012 г. вознаграждение реферандарию выросло на 83,91 €.

В процессе практики многосемейным практикантам выплачиваются дополнительные социальные выплаты (нем. Familienzuschlag). Денежное пособие к Рождеству (нем. Weihnachtsgeld) и компенсация за неиспользованный отпуск (нем. Urlaubsgeld) референдариям теперь не выплачиваются.

Из начисленной заработной платы стажера производятся удержания в пенсионные фонды, на случай безработицы, а также на случай необходимости постоянного ухода (нем. Beiträge für Renten-, Arbeitslosen- und Pflegeversicherung).

Вместе с тем, каждый референдарий имеет обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности, т.е. болезни (нем. Krankenversicherung). Обучающемуся по-прежнему предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск ( нем. Erholungsurlaub) согласно возрасту работника. Так, при достижении 29 лет отпуск включает 26 дней ежегодно, с 30 лет — 29 дней и с 40 лет — 30 дней. Однако в первые 6 месяцев. прохождения подготовительной службы отпуск брать не положено.

Таким образом, в Германии референ-дариат является заключительным этапом юридического образования. Основная цель подготовительной службы — получение практических навыков, необходимых для работы в основных видах юридических структур. В Баварии, как и в иных федеральных землях, референдариат начинается с гражданско-правовой «площадки» — Zivilstation, а сама двухгодичная профессиональная подготовка складывается из пяти юридических инстанций. Составной частью подготовительной службы является выполнение 11 письменных экзаменационных работ — клаузур, и сдача Второго госу-

дарственного (асессорского) экзамена как итог всей профессиональной подготовки.

По итогам прохождения подготовительной службы и практического изучения специфики различных юридических профессий стажер становится унифицированным (унитарным) юристом, способным работать в любой области юриспруденции и, прежде всего, — в должности судьи, адвоката, прокурора, нотариуса или государственного служащего.

Во время подготовительной юридической службы стажировка рассматривается как важнейший этап профессиональной ориентации референдария. Без подготовительной службы невозможно стать «Volljurist» или «Asessor» ( т.е. «полноправным / полноценным юристом») и состояться в авторитетной юридической профессии. Стажировка выступает своеобразным продвижением по службе, поскольку позволяет создать «младшему юристу» репутацию начинающего перспективного профессионала, способного успешно работать на практике, отслеживать наличие вакансий в национальных и международных организациях.

Максимальному вхождению в юридическую профессию стажеру способствуют профессиональные ( рабочие) кружки в местах прохождения практики, в которых изучаются особенности прохождения подготовительной службы в различных инстанциях. Существуют платные семинары, тренинги работы в коллективе, специальная литература, предназначенная для студентов-практикантов.

К числу недостатков немецкого рефе-рендариата следует отнести, пожалуй, его чрезмерную, по сравнению с отечественными производственной и преддипломной практиками студентов-юристов, длительность, а также уклон в сторону подготовки судей без должного учета других юридических профессий, за исключением, пожалуй, лишь адвоката. И это при тех обстоятельствах, что судьями в Германии становятся лишь 5 % выпускников, поскольку для этого на Втором госэкзамене следует набрать не менее 13 баллов из 18 возможных.

Актуальность выбранной нами темы исследования обусловлена высокой степенью важности и назревшей необходимостью проведения комплексного анализа накопившихся за годы реформирования юридического образования в России насущных проблем прохождения студентами отечественных юридических вузов и факультетов производственной и преддипломной практик, а также выработки научно обоснованных подходов к совершенствованию нормативного регулирования стажировок в

Литература_

1. Антропов Р.В. Референдариат как особенность содержания обучения юристов в высшей школе ФРГ // Вестник развития науки и образования. 2014. № 4. С. 177-181.

2. Антропов Р.В. Структурные особенности обучения юристов в современной высшей школе Германии: состояние, анализ, тенденции (по материалам немецкой печати) // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: материалы докладов Международной научно-практической конференции, Сочи, 9-10 сентября 2014 года. Часть II / Под ред. академика РАО Г.А. Берулавы. Сочи: НОУ ВПО МИУ. 2014. С. 86-89.

3. Deckers R. Anwaltsstation Strafrecht: Klausur — Vortrag — Kanzleipraxis. Köln: Schmidt, Otto, 2011. Р.189.

4. Dinter L., Jakob Ch. Die Staatsanwaltsklausur: Prüfungswissen für das Assessorexamen (Referen-dariat). Karlsruhe: C.F. Müller, 2013. P. 102.

5. Felser M. Das erfolgreiche Rechtsreferenda -riat: Eine Einleitung. Stuttgart: Boorberg, R, 2006. P. 314.

6. Holling L. Anwaltsstation Zivilrecht: Klausur — Vortrag — Kanzleipraxis. Köln: Schmidt, Otto, 2010. P. 194.

7. Köbler G. Wie werde ich Jurist?: Eine Einführung in das Studium des Rechts. — München: Vahlen, 2007. P.30.

8. Schäfer M. Anwaltsstation Verwaltungsrecht. Köln: Schmidt, Otto. P. 194.

9. Spreng N.M. Studien— und Karriere — Ratgeber für Juristen: Studium — Referendariat — Beruf. Berlin: Springer, 2006. P. 364.

системе государственной службы России и их методического обеспечения. Полагаем, в условиях присоединения России к т.н. Бо-лонскому процессу, изучение и применение прогрессивных европейских образовательных технологий в рамках освоения юристами программ профессионального образования способно стать одним из важнейших методических аспектов регулирования процессов в данной сфере и выработки мер по оптимизации его развития в отечественной высшей школе.

_References

1. Antropov R.V. Vestnik razvitiya nauki i obra-zovaniya (Bulletin of Science and Education), 2014, no. 4, pp. 177-181.

2. Antropov R.V. Sostoyanie i perspektivy raz-vitiya vysshego obrazovaniya v sovremennom mire (Status and prospects of higher education in modern world): Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Sochi, 9-10 September 2014. Part II; ed. Academician RAO G.A. Berulava. Sochi: LEU NIU. 2014. pp. 86-89.

3. Deckers R. Anwaltsstation Strafrecht: Klausur

— Vortrag — Kanzleipraxis [Anwaltsstation Strafrecht: Klausur — Vortrag — Kanzleipraxis]. Köln: Schmidt, Otto, 2011. P. 189.

4. Dinter L., Jakob Ch. Die Staatsanwaltsklausur: Prüfungswissen für das Assessorexamen (Referendariat) [Die Staatsanwaltsklausur: Prüfungswissen für das Assessorexamen (Referendariat)]. Karlsruhe: C.F. Müller, 2013. P. 102.

5. Felser M. Das erfolgreiche Rechtsreferendariat: Eine Einleitung [Das erfolgreiche Rechtsreferendariat: Eine Einleitung]. Stuttgart: Boorberg, R, 2006. P. 314.

6. Holling L. Anwaltsstation Zivilrecht: Klausur

— Vortrag — Kanzleipraxis [Anwaltsstation Zivilrecht: Klausur - Vortrag - Kanzleipraxis]. Köln: Schmidt, Otto, 2010. P. 194.

7. Köbler G. Wie werde ich Jurist?: Eine Einführung in das Studium des Rechts [Wie werde ich Jurist ?: Eine Einführung in das Studium des Rechts]. München: Vahlen, 2007. P. 30.

8. Schäfer M. Anwaltsstation Verwaltungsrecht [Anwaltsstation Verwaltungsrecht]. Köln: Schmidt, Otto. P. 194.

9. Spreng N.M. Studien— und Karriere — Ratgeber für Juristen: Studium — Referendariat — Beruf [Studien — und Karriere — Ratgeber für Juristen: Studium — Referendariat — Beruf]. Berlin: Springer, 2006. P. 364.

10. Steinleitner J. Der Referendar. 24 Monate zwischen Genie und Wahnsinn. Würzburg: HemmerWüst, 2003. P.254.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Vehslage Th., Bergmann S., Kähler S., Zabel M. Referendariat und Berufseinstieg: Stationen, Chancen, Bewerbung. München: C.H.Beck, 2007. P. 255.

12. Bundesamt für Justiz. Referat III 3 2224 III - B7 320/2013: Ausbildungsstatistik [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bmj.de/Shared-Docs/Downloads/DE/pdfs/Ausbildungsstatistik2012.

pdf?_blob=publicationFile (дата обращения

13.10.2014).

13. Das Rechtsrefereferendariat im Überblick — Juristenkoffer.de [Электронный ресурс] — URL: http://www.juristenkoffer.de/rechtsreferendariat/ (дата обращения 17.10.2014).

14. Referendariat: Bayern [Электронный ресурс]. URL: http://www.lto.de/jura/rechtsrefer-endariat/bundesland/bayern/ (дата обращения 11.10.2014).

Коротко об авторах_

Антропов Р.В., канд. юрид. наук, доцент, зав. каф. «Конституционное и муниципальное право», Забайкальский институт предпринимательства Сибирского университета потребительской кооперации, г. Чита, Россия [email protected]

Научные интересы: политико-правовая система Германии, юридическое образование в ФРГ, конт-растивные исследования

10. Steinleitner J. Der Referendar. 24 Monate zwischen Genie und Wahnsinn [Der Referendar. 24 Monate zwischen Genie und Wahnsinn]. Würzburg: Hemmer-Wüst, 2003. P. 254.

11. Vehslage Th., Bergmann S., Kähler S., Zabel M. Referendariat und Berufseinstieg: Stationen, Chancen, Bewerbung [Referendariat und Berufseinstieg: Stationen, Chancen, Bewerbung]. München: C.H.Beck, 2007. P. 255.

12. Bundesamt für Justiz. Referat III 3 2224 III

- B7 320/2013: Ausbildungsstatistik (Bundesamt für Justiz. Referat III March 2224 III - B7 320/2013: Ausbildungsstatistik) Available at: http://www.bmj.de/ SharedDocs/Downloads/DE/pdfs/Ausbildungsstatis-

tik2012 .pdf?_blob=publicationFile (accessed

13/10/2014).

13. Das Rechtsrefereferendariat im Überblick

— Juristenkoffer.de (Das Rechtsrefereferendariat im Überblick — Juristenkoffer.de) Available at: http:// www.juristenkoffer.de/rechtsreferendariat/ (accessed 17/10/2014).

14. Referendariat: Bayern (Referendariat: Bayern) Available at: http://www.lto.de/jura/re-chtsreferendariat/bundesland/bayern/ (accessed 11/10/2014).

_Briefly about the authors

R. Antropov, candidate of law sciences, associate professor, Head of Constitutional and Municipal Law department, Zabaikalsky Enterpreneurship Institute of Siberian University of Consumer Cooperatives, Chita, Russia

Scientific interests: political and legal system in Germany, legal education in the FRG, contrastive studies

Дондоков Ц.С., канд. юрид. наук, доцент, зам. декана по науке, юридический факультет, Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия [email protected]

Научные интересы: государственно-правовое строительство, юридическое образование, проблемы административного права

Ts. Dondokov, candidate of law sciences, associate professor, deputy dean for science, Law faculty, Transbaikal State University, Chita, Russia

Scientific interests: state legal construction, legal education, problems of administrative law

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.