ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВНУТРЕННИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮРИСТОВ В ГЕРМАНИИ Х1Х ВЕКА Юрковская И.В.
Юрковская Ирина Валерьевна - старший преподаватель, кафедра международного и европейского права, юридический институт Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград
Аннотация: статья посвящена истории становления юридического образования в Германии Х1Х века и внутренним противоречиям в системе профессиональной подготовки юристов. В качестве основной проблемы рассматривается конфликт между необходимостью глубокой теоретической подготовки и реализацией практических навыков на государственной службе будущего юриста. Автор выявляет также факт исторической тождественности между созданными в Германии «союзами для доставления дополнительного образования по государственным наукам» и российским институтом повышения квалификации.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, юриспруденция, референдар, государственные экзамены.
История культурного развития Германии приводит к тому, что в XIX веке она становится во главе образовательного движения всех европейских народов, а ее университеты занимают центральное положение в научной работе ученых разных стран [см. об этом: 1, 2, 3, 6, 8]. В отличие от прежнего исключительно академического характера университетского образования педагогическая система XIX века в Германии основывается на принципах критического и точного научного подхода. Отличительной чертой немецкого университета является то, что «он одновременно служит и лабораторией научного исследования, и учреждением для высшего научного образования» [5, с. 5]. Немецкий профессор XIX века одновременно и преподаватель, и ученый. Приоритет теоретической составляющей в юридическом образовании в Германии указанного периода положил начало внутренним противоречиям в профессиональной подготовке юристов, которые отражены и в современной системе юридического немецкого образования [5, с. 6].
Как часть целой итуеге^Б юридические факультеты должны были служить интересам чистого знания, ставить задачу высших научных проблем, давать ученые степени. С другой стороны, юридические факультеты доставляют государству контингент образованных служащих, в котором оно нуждается, «получение юридического образования является необходимым условием для занятия всех судейских и значительного большинства административных должностей» [4, с. 3]. В результате, юридическое образование дается университетом, а права на государственную службу предоставляются представителями заинтересованных учреждений.
Сложившееся положение дел привело к необходимости создания особой системы государственных экзаменов, которые регулировались прусским законом от 10 августа 1906 г. Согласно ему, к первому государственному испытанию допускаются лишь те, кто в течение трех лет состоял студентом университета и занимался изучением права и «государственных наук (Staatswissenschaften). Первое государственное испытание являлось общим для готовящихся как к судебной, так и к административной деятельности. Сдавшие его получали звание судебного референдара (Gerichtsreferendar). В судебных учреждениях они знакомились с судебными делами, а также готовились к предстоящему им через четыре года большому государственному экзамену - асессорскому. При этом для будущих администраторов служба в судебных учреждениях ограничивалась одним годом, в то время
29
как остальные студенты практиковались еще несколько лет. Административная практика студентов в звании административных референдаров (Regierungsreferendar) продолжалась при административных учреждениях [4, с. 5]. Будущие судебные деятели проводят весь свой стаж при судебных учреждениях.
Второе государственное испытание на асессора уже проводится отдельно: для судебных асессоров - при судебных учреждениях, для административных - в особой комиссии [4, с. 6].
Отличительной чертой юридического образования в Германии XIX века является то, что учебные планы трехлетних занятий устанавливались юридическим факультетом каждого университета самостоятельно. «Самостоятельность эта, однако, только кажущаяся» [4, с. 6]. С одной стороны, учебный план должен быть приспособлен к программе государственных экзаменов, которые, с другой стороны, принимают представители заинтересованных ведомств. Подобное разграничение компетенции приводит к тому, что юридические факультеты в выработке учебных планов играют исполнительную роль.
Экзаменационная комиссия для первого экзамена формируется при судебных учреждениях - Oberlandesgericht. Председателем назначался один из членов суда, а в состав комиссии обязательно входили двое университетских профессоров, которых выбирали по соглашению министр юстиции и министр народного просвещения.
Экзамен состоял из двух частей - письменного и устного. На письменную работу отводилось шесть недель. Тема определялась председателем комиссии, предмет -студентом. После сдачи письменной работы назначался день устного экзамена, для которого выбирались дисциплины частного и публичного права, истории права, основ экономических, финансовых и государственных наук роль [4, с. 8]. Во время пребывания в университете студенты обязаны записываться хотя бы только на один семестр на соответствующие предметы.
В.Ф. Матвеев указывает на причины второстепенной роли юридических факультетов в системе профессиональной подготовки юристов, среди которых важнейшими представляются преобладающее количество членов суда в экзаменационной комиссии, отсутствие специалистов по финансовым и экономическим наукам, а также отсутствие интереса в германском обществе к политическим вопросам. Поскольку изучение германского публичного права началось лишь в XVII в. с лекции, прочитанной в 1605 г. Домиником Арумеусом в Иене, молодые чиновники - административные референдары имеют слабое представление о публичном праве и экономических науках.
Хотя события 1848 г. пробудили всеобщий интерес к публичному праву и экономическим наукам, по утверждению Штира-Зомло «в университетском преподавании, в особенности в прусских университетах, эти науки занимают весьма скромное положение» [7, c. 11]. По мнению Штира-Зомло, асессорский экзамен должен отличаться от малого своим практическим характером. Программы испытаний должны быть различны для судебных и административных асессоров, поскольку от будущих администраторов требуется знакомство с состоянием законодательства по отдельным отраслям управления, с административной организацией, с финансовой наукой и политикой. Экзамены должны проводиться в особой комиссии под руководством председателя, назначенного королевским указом. Автор предлагает ввести три части экзамена: две письменные работы, изготовленные в течение одного дня, вместо больших сочинений по прежним правилам, и устный доклад, приготовленный в течение одного дня на заданную тему, а также устное испытание по ряду предметов.
В программу асессорского экзамена должно входить все действующее право, частное и публичное, общее государственное право, экономические и финансовые науки. На практике, замечает Зомло, при обширной теоретической программе экзаменаторами являются обыкновенные чиновники, внимание которых сосредотачивается на хорошо знакомых им деталях административного права [7, c. 15]. Все это приводит к нежелательным последствиям, а именно: институту натаскивателей - Einpauker, задача которых - предохранить экзаменующихся от неизбежных случайностей на экзаменах. В современной образовательной системе в Германии эту функцию выполняют тьюторы
30
(Tutor). Очевидно, что такая система лишает экзамен серьезного значения. Штир-Зомло видит выход в основании «административных академий» - административных отделений юридических факультетов с пятилетним курсом. Курс в два приема: три года в университете с первым государственным экзаменом. Далее - два года в университете для изучения государственного и административного права, финансовых и экономических наук. В ходе дискуссии были предложены и другие модели: или сразу отделить тех, кто готовится к административной деятельности, т.е. создать особые административные отделения; или не разделяя судей от администраторов (как это было до 1879 г.), усилить занятия по государственным, экономическим, социально-политическим наукам.
Правительство не последовало указаниям, полагая, что задача может быть выполнена местными учреждениями, при которых работают административные референдары в ожидании второго экзамена. Подготовка к экзамену проходит либо на курсах, которые ведут особые лица с правом преподавания юридических и экономических наук. Была выпущена государственная инструкция, в которой перечислялись четырнадцать правлений в городах Пруссии, где могли быть прикомандированы административные референдары. Предполагалось, что руководители административных курсов должны устраивать систематические занятия и лекции, после которых молодые чиновники представляют письменную работу на заданную тему.
Рассмотрение предложенной модели университетскими учеными зародило сомнения в том, что административный опыт без связи с университетом, без постоянного научного обмена, в обстановке уездных и губернских канцелярий заменит научную подготовку.
Наилучшим образом, по мнению Матвеева, рассмотренные проблемы решаются в деятельности созданного в Берлине в 1902 г. «союза для доставления дополнительного образования по государственным наукам» [4, с. 19]. В задачи этой организации входило устройство систематических курсов два раза в год, введение в круг научных вопросов, занимающих специалистов в данное время, при этом главное направление деятельности союза совпадало с одной из целей закона 1906 г. - «поднятие образовательного уровня чиновничества» [4, с. 20].
Как видно, структура немецкого «союза для доставления дополнительного образования по государственным наукам» в определенном смысле тождественна схеме деятельности современного российского института повышения квалификации.
Выявленные сходства в развитии юридического образования имеют безусловную научную и культурологическую значимость для решения теоретических и практических задач педагогики, а также юриспруденции.
Список литературы
1. Антонов И.П. Подготовка «юридического корпуса» в Германии // Юридическое образование и наука, 2001. № 2.
2. Захаров И.В., Ляхович Е.С. Миссия университета в европейской культуре. М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1994. 239 с.
3. Костюкевич С. История европейского университета // ALMA MATER, 2001. № 6.
4. Матвеев В.Ф. Государственная служба и юридическое образование в Германии. СПб., 1908.
5. Паульсен Ф. Немецкие университеты и их историческое развитие. Пер. с нем. Н.Е. Вернадской, под ред. В.И. Вернадского. М., 1898.
6. Сальников В.П., Масленников Д.В. Истоки, реальность и перспективы университетского образования // Юридическое образование и наука, 1999. № 2.
7. Штир-Зомло Ф. Политика в связи с государственным правом. СПб., 1907.
8. Ящук Т.Ф. Очерки по истории юридического образования. Омск: Изд-во ОмГУ, 2004. 167 с.