Научная статья на тему 'Германская демократическая Республика: исторические вехи юридического образования'

Германская демократическая Республика: исторические вехи юридического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГДР / ОДНОСТУПЕНЧАТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕФЕНДАРИАТ / ЗАКОН ФЕДЕРАЦИИ И ЗЕМЕЛЬ О СУДЬЯХ / РЕФОРМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Юрковская Ирина Валерьевна

В статье рассматриваются исторические вехи юридического образования в Германской Демократической Республике. Автор выявляет характерные отличия юридических систем образования ГДР и ФРГ, а также анализирует результаты дискуссии Немецких юридических дней, проходивших в сентябре 1990 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Германская демократическая Республика: исторические вехи юридического образования»

ГЕРМАНСКАЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА: ИСТОРИЧЕСКИЕ ВЕХИ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Юрковская И.В.

Юрковская Ирина Валерьевна - старший преподаватель, кафедра международного и европейского права, Юридический институт Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, г. Калининград

Аннотация: в статье рассматриваются исторические вехи юридического образования в Германской Демократической Республике. Автор выявляет характерные отличия юридических систем образования ГДР и ФРГ, а также анализирует результаты дискуссии Немецких юридических дней, проходивших в сентябре 1990 года.

Ключевые слова: юридическое образование, ГДР, одноступенчатое образование, рефендариат, Закон федерации и Земель о судьях, реформа юридического образования.

Традиционно юридическое образование в Германии строится на двухступенчатой модели по прусскому образцу, принятому еще в XVIII веке. Однако в Германской демократической республике подготовка юристов осуществлялось одноступенчато, поскольку сохранялось сильное влияние школьного образования. Данная образовательная система связана с первой реформой высшего образования 1950 года, согласно которой обучение длилось четыре учебных года (восемь семестров).

В основе юридического образования лежал учебный план по специальности «Правоведение», который был принят в 1974 году, а в 1982 году появился в новой формулировке.

Таким образом, приоритет отдавался правовым дисциплинам. Первые два года изучались основы права, вторая половина была посвящена специальным предметам.

Текущий контроль знаний предусматривал три экзамена, две шестинедельные практики по профессии и производственную практику, которая длилась шесть месяцев. Первая практика была организована после четвертого семестра и проходила в органах местного государственного управления. Вторая практика проходила после шестого семестра с учетом специализации студентов (суд, прокуратура, государственный нотариат, юридический отдел фирмы). Обучение заканчивалось итоговым экзаменом, дающим право работать по любой юридической профессии. Референдариат (практика подготовительной службы) и второй государственный экзамен отменялись. Но с 1954 года снова была введена практическая подготовительная служба, так называемая стажировка, обязывающая выпускников работать в качестве ассистентов, что в первую очередь коснулось судейского корпуса.

Стажировка рассматривалась как специализированная практическая учеба для судей, прокуроров, нотариусов и адвокатов. Вместе с тем будущие юристы, чья сфера деятельности была связана с экономическими вопросами, освобождались от необходимости прохождения стажировки. В этом случае учебный процесс был ориентирован на две специальности: правоведение и экономика. Интересно, что в университете им. Гумбольдта готовили судей, адвокатов и нотариусов, в Йене -прокуроров, в Галле и Лейпциге - юристов-экономистов.

Важно отметить, что в перечень теоретических дисциплин входило изучение марксизма-ленинизма, что излишне политизировало подготовку юристов. Подобная ситуация была возможна с учетом основных политических тенденций развития общества, поскольку целью юридического образования было не только получение профессиональной квалификации, но и определенная политическая и мировоззренческая установка на подготовку «социалистического юриста в

социалистическом государстве» [2, с. 329] так, чтобы он мог стать политическим функционером и государственным руководителем. Этим же целям служило и не существующее ныне заочное отделение, выпускники которого пополняли число активных строителей социалистического общества.

Предыдущее изложение показывает, насколько отлична содержательная установка юридического образования в ГДР от ФРГ. Указанная разница видна в выборе предметов и количестве часов, планируемых на их изучение.

По окончании учебы будущие судьи, прокуроры, нотариусы и адвокаты имели одногодичную стажировку, по окончании которой судьи и ассистенты нотариусов писали большую контрольную работу. При успешном прохождении практики ассистент судьи имел право принимать участие в выборах на должность судьи, ассистент прокурора мог стать прокурором, адвоката принимали в адвокатскую коллегию.

Важным этапом модернизации юридического образования стало принятие «Концепции по организации юридического образования и повышения квалификации в ГДР» в 1988 года социалистической единой партией Германии (СЕПГ) и Советом Министров. Закономерной вехой в развитии юриспруденции явилась необходимость знания международного права и правовых отношений, студенты должны были уметь анализировать социальные и правовые процессы. В рамках данной концепции предусматривалось введение специализации «Управление» по специальности «Экономика» или «Юстиция» [1, с. 171].

Историческое развитие страны отразилось на подготовке юридических кадров. С сентября 1990 года системы юридического образования в ФРГ и бывшей ГДР стали едины, а подготовка юристов производилась в соответствии с Законом федерации и земель о судьях, существовавшем в ФРГ.

Однако реорганизация образования, объявленная как реформа в 1984 году, не решила поставленные проблемы. Образование Европейского Союза поставило перед государством задачу подготовки юриста европейского уровня, который мог бы конкурировать с коллегами из других европейских стран. Директива совета от 21.12.1988 года о регулировании вопросов признания диплома о высшем образовании облегчало выпускникам выход на международные рынки профессий, осуществляющих правовые услуги. Но слишком длительный период обучения оставлял немецким студентам меньше шансов трудоустроиться на европейском рынке. Реформа юридического образования стала предметом дискуссии Немецких юридических дней в сентябре 1990 года. На конференции констатировался дефицит образования (длительное образование, изобилие материала, односторонняя юридическая ориентация, возрастающая схематизация юридических знаний, недостаточная подготовка к современной практике в соответствии с европейскими требованиями).

По результатам обсуждения были сформулированы основные положения для проведения реформы юридического образования.

Во-первых, традиционный учебный материал необходимо было существенно ограничить в пользу обязательных предметов, что давало студентам широкие возможности выбора;

Во-вторых, обучение должно длиться не более 6 лет: четыре учебных года и два года - референдариат, после которого сдается государственный экзамен;

В-третьих, первый государственный экзамен рекомендуется заменить контрольными заданиями, которые разрабатываются доцентами, ведущими лекционные курсы.

После обсуждения состояния юридического образования на Немецких юридических днях были приняты следующие решения: сокращение учебных нагрузок и экзаменационного материала, усиленное изучение европейского и международного права, унификация практик и обязательность их прохождения, сохранение двухступенчатой системы образования, двух государственных экзаменов, стандартизованное окончание университета [2].

8

Список литературы

1. Bull Hans Peter. DDR-Vorbild fuer uns? Neue Juristen Ausbildung. Herausgegeben vom Loccumer Arbeitskreis, Demokratie und Rechtsstaat. Neuwied und Berlin: Hermann Luchterhand Verlag GmbH, 1970. 194 s. S. 167-179.

2. Rinken Alfred. Einfuehrung in das juristische Studium ((Juristenausbildung, Juristenpraxis und Juristenfunktion im demokratischen Verfassungsstaat) / von Alfred Rinken.-2, voellig, neubearb. Aufl.-Muenchen: Beck, 1991 (Schriftenreihe der Juristischen Schulung; H. 9)). S. 325-375.

МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ Воробьева А.В.

Воробьева Анастасия Валентиновна - студент, направление: педагогическое образование, управление в образовании, кафедра педагогики, психолого-педагогический факультет, Самарский филиал

Государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Московский городской педагогический университет, г. Самара

Аннотация: мотивация как функция управления представляет собой процесс, с помощью которого субъект управления оказывает влияние на объект управления с целью достижения определенных целей, удовлетворяя тем самым личные и социальные потребности, интересы, желания работников и достигая организационных целей.

Ключевые слова: мотивация, мотивация труда, стимулирование.

В условиях введения государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов деятельности педагога перед образовательными организациями встает проблема организации работы по новому, с учетом изменения отраслевых, организационных и социально-групповых ситуационных факторов. Возрастает значение индивидуального вклада каждого работника в конечные результаты деятельности, поэтому поиск эффективных способов активизации человеческого потенциала является актуальной задачей управления.

Мотивация выступает в качестве решающего причинного фактора результативности деятельности людей. Создание современной мотивационной системы управления персоналом, которая призвана обеспечить как достижение максимально возможных результатов деятельности организации, так и развитие потенциальных возможностей каждого сотрудника - важнейшая задача руководителя [2].

Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, побуждающей конкретного работника и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей.

Мотивация труда - это психологические механизмы, которые побуждают людей трудиться.

Система мотивации сотрудников организации включает в себя [3]:

- систему прямой материальной мотивации (система оплаты труда);

- систему косвенной материальной мотивации (система дополнительных не денежных компенсаций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.