Научная статья на тему 'Поддержка малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления в Нижнем Новгороде'

Поддержка малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления в Нижнем Новгороде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
848
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОГРАММА / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / SMALL BUSINESS / MEDIUM BUSINESS / GOVERNMENT SUPPORT / LOCAL GOVERNMENTS / BUSINESS ENTITIES / LEGAL REGULATION / PROGRAM / TAX REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нагирняк Ю. А., Соменкова Н. С.

Малое и среднее предпринимательство играет огромную роль в развитии экономики и общества, как местных территорий, так и государства в целом. Неслучайно этой категории уделяется всё больше и больше внимания со стороны органов власти всех уровней. Формирование политики и бюджетов городов, регионов и страны из года в год не обходится без планирования мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, что подчеркивает важность данной категории. Субъекты малого и среднего предпринимательства не только пополняют бюджеты за счёт уплаты налогов, но и образуют инфраструктуру, способствуют росту уровня жизни населения, создают рабочие места. В статье рассматриваются правовые основы поддержки развития малого и среднего предпринимательства, анализируется деятельность муниципальных органов Нижнего Новгорода в этой сфере, даются практические рекомендации по организации поддержки малого и среднего предпринимательства на местном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нагирняк Ю. А., Соменкова Н. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Support for small and medium enterprises of local government authorities in Nizhny Novgorod

Small and medium enterprises play a huge role in the development of economy and society, as the local area and the state as a whole. It is no coincidence this category is paid more and more attention from the authorities at all levels. Developing policies and budgets of cities, regions and countries from year to year is not without planning measures to support small and medium-sized businesses, which underlines the importance of this category. Subjects of small and medium-sized businesses not only replenish the budget at the expense of paying taxes, but also form the infrastructure, contribute to the growth of living standards, create jobs. The article deals with the legal framework to support the development of small and medium-sized enterprises, analyzes the activities of the municipal authorities in Nizhny Novgorod in this area, provides practical recommendations on the organization of support of small and medium enterprises at the local level.

Текст научной работы на тему «Поддержка малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления в Нижнем Новгороде»

Экономические науки

УДК 339.97

ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ16

Ю.А. Нагирняк, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия), e-mail: [email protected]. Н.С. Соменкова, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

Аннотация. Малое и среднее предпринимательство играет огромную роль в развитии экономики и общества, как местных территорий, так и государства в целом. Неслучайно этой категории уделяется всё больше и больше внимания со стороны органов власти всех уровней. Формирование политики и бюджетов городов, регионов и страны из года в год не обходится без планирования мероприятий по поддержке малого и среднего бизнеса, что подчеркивает важность данной категории. Субъекты малого и среднего предпринимательства не только пополняют бюджеты за счёт уплаты налогов, но и образуют инфраструктуру, способствуют росту уровня жизни населения, создают рабочие места. В статье рассматриваются правовые основы поддержки развития малого и среднего предпринимательства, анализируется деятельность муниципальных органов Нижнего Новгорода в этой сфере, даются практические рекомендации по организации поддержки малого и среднего предпринимательства на местном уровне.

Ключевые слова: малое предпринимательство, среднее предпринимательство, государственная поддержка, органы местного самоуправления, субъекты предпринимательства, правовое регулирование, программа, налоговые поступления.

Разработка мер по поддержке малого и среднего предпринимательства из года в год является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, регионов и муниципальных образований, что обуславливается его важной ролью в экономике и развитии территорий.

Одной из главных причин повышенного внимания к субъектам малого и среднего предпринимательства являются налоговые отчисления.

Рассмотрим, какие суммы налогов поступают в бюджет города Нижнего Новгорода от малого предпринимательства (Таблица 1).

Таблица 1. Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства в

бюджет территории, млн. руб.

Показатели 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.

Налог, взимаемый в связи с применением упрощённой системы налогообложения 1372,4 1682,9 2316,3 2663,4

16 Статья представлена магистром социальной работы Т.М. Хусяиновым (Нижний Новгород, Россия). Рецензент: Д.С. Филипенко - ассистент кафедры менеджмента и государственного управления, кандидат экономических наук (Нижний Новгород, Россия).

Показатели 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.

в том числе:

налог, взимаемый в виде стоимости патента в связи с применением упрощённой системы налогообложения 1,3 2,4 2,9 -

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) 781,0 828,8 939,4 902,8

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) 0,7 1,7 -0,5 0,4

Налог, взимаемый в виде стоимости потента в связи с применением упрощённой системы налогообложения - - - 0,4

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения - - - 14,7

Всего, поступило налоговых платежей от субъектов малого предпринимательства 2154,0 2513,4 3255,2 3581,7

Доля налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства в общем объёме доходов бюджета территории, % 2,9 3,0 3,2 3,4

Справочно:

Всего поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы федерального бюджета и консолидированного бюджета субъекта РФ 73825,2 84894,4 102302,9 105071,0

Рассчитаем долю налоговых платежей малого предпринимательства в доходах бюджета города. Доходы бюджета в 2010 году составили 19,7 млрд. рублей. Учитывая сумму налогов от малого предпринимательства, равную 2,154 млрд. рублей, получаем следующий результат - доля налоговых платежей, поступивших от субъектов малого предпринимательства, составила 10,93% доходов бюджета Нижнего Новгорода.

В 2011 году от малого предпринимательства были получены налоги суммой 2 513 400 тыс. рублей, а суммарный доход бюджета города равен 24772347,8 тыс. рублей. Отсюда следует, что доля налогов малого предпринимательства осталась примерно на таком же уровне, что и в предыдущем году - 10,15%.

В 2012 году общие доходы бюджета города Нижнего Новгорода составили 22,1 млрд. рублей. Величина налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства равна 3,255 млрд. рублей, что является 14,73%-ой долей общих доходов бюджета.

В 2013 году налоговые доходы бюджета города Нижнего Новгорода составили 8 711 518,2 тысяч рублей, что составляет 37,96% от всех доходов бюджета (22 950 531,1 т.р.). Налогов от субъектов малого предпринимательства поступило на сумму 3 581 700 тысяч рублей, что составило 15,61% доходов бюджета города.

Можно сделать выводы, что налоговые платежи малых предприятий создают весомую долю в доходной части городского бюджета и эта доля возрастает год от года. Это одна из главных причин постоянного интереса государственной власти к малому предпринимательству и разработки методов и программ для его поддержки.

Субъекты малого и среднего предпринимательства не только способствуют пополнению бюджетов, но и создают рабочие места для населения. Новые рабочие места дают возможность большему количеству граждан найти работу, а это благоприятно отражается на снижении безработицы и повышении уровня жизни населения.

По результатам сплошного наблюдения субъектов малого и среднего предпринимательства, проводившемся в 2010 году, в Нижнем Новгороде численность работающих на малых и средних предприятиях составила 262224 человека, из которых 165319 человек работали на малых предприятиях (включая микропредприятия), а 96905 человек - на средних. Очевидно, что цифры очень внушительны, это целое население крупного российского города. И с каждым годом количество людей, работающих на малых и средних предприятиях, растёт.

Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий города Нижнего Новгорода в среднесписочной численности работников всех организаций в 2013 году составила 36,4%, т.е. больше трети экономически активного населения работают в сфере малого и среднего предпринимательства.

Проследим динамику среднесписочной численности работников за 2010-2013 годы в Таблице 2.

Таблица 2. Показатели социальной эффективности деятельности малых _предприятий_

Показатели 2010г. 2011г. 2012г. 2013г.

Численность работников списочного состава малых и микропредприятий, чел. 165319 214420 222260 218016

Численность работников списочного состава средних предприятий, чел. 96905 102302 112087 110405

Всего работают на малых и средних предприятиях, чел. 262224 316722 334347 328421

Темпы роста среднесписочной численности работников малых и микропредприятий, в % к предыдущему году - 129,7 103,7 98,1

Средняя численность занятых на 1 малое и микропредприятие 9,6 9,5 8,8 8,3

Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций, % 31,6 36,8 38,5 36,4

Как видно из данных таблицы, численность работников с 2010 по 2012 годы возрастает. Это связано не только с расширением существующих предприятий, но и с созданием новых.

Главным нормативно-правовым актом в сфере поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года, который определяет виды и формы такой поддержки. На основании этого закона был принят региональный закон от 5 декабря 2008 года №171-З «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области», который адаптирует статьи Федерального закона для Нижегородской области.

Так основными формами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в России (и в том числе в Нижегородской области) являются:

• Финансовая;

• Имущественная;

• Информационная;

• Консультационная;

• Образовательная [2].

С 1996 года в Нижегородской области поддержка малому предпринимательству оказывается на программной основе. Разработка региональных и муниципальных программ базируется на Федеральном законе №209-ФЗ и региональном законе №171-З. В программы включаются все формы поддержки, озвученные выше, однако не все они находят применение на практике.

На территории Нижнего Новгорода до недавнего времени действовали две программы развития МСП: одна региональная, а другая муниципальная: региональная комплексная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области на 2011-2015 годы», муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде на 2012-2015 годы». С 1 января 2015 года действует муниципальная программа «Развитие экономики города Нижнего Новгорода на 2015-2019 годы». Эта программа содержит несколько подпрограмм, одной из которых является подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Нижнем Новгороде». Основная цель всех этих программ -оптимизация системы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства и создание условий для его развития. В общем, цели и задачи во всех программах абсолютно одинаковы. Хотелось бы подчеркнуть такую задачу как совершенствование системы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Обеспеченность помещениями, будь то производственные, складские, торговые, офисные и прочие, один из важнейших факторов для ведения практически любого вида бизнеса. Согласно итогам сплошного наблюдения у 7145 индивидуальных предпринимателей, относящихся к малому и среднему предпринимательству, имеются специально оборудованные помещения и 73,25% из них являются арендуемыми. У юридических лиц (субъектов малого и среднего предпринимательства) оборудованные помещения имеются у 10148 субъектов и арендуемыми являются 66,23% площадей. Эти показатели говорят о низкой обеспеченности предпринимателей помещениями. Федеральный закон №209-ФЗ предусматривает имущественную поддержку, как предоставление во владение и/или пользование государственного и муниципального имущества на возмездной или безвозмездной основе, так же возможны льготные условия. Этот механизм был бы очень

полезен начинающим предприятиям и предприятиям, оказавшимся в сложном положении. Но, к сожалению, такой поддержки в Нижнем Новгороде не осуществляется.

В рамках муниципальной программы субъекты МСП привлекаются к выполнению муниципального заказа, также осуществляется поддержка в виде грантов. В соответствии с Порядком предоставления субсидий, утверждённым постановлением администрации города №4078 от 08.10.2014 г., в 2014 году прошёл конкурс по отбору субъектов мСп Нижнего Новгорода на получение этих грантов на создание собственного дела начинающим предпринимателям (возмещение части затрат). Победителями этого конкурса стали 15 субъектов малого предпринимательства города Нижнего Новгорода, которые получили субсидии в виде грантов из средства областного и федерального бюджетов на общую сумму 4 166 000 рублей (в среднем 277 тыс.р. на субъект) [3].

Были проведены мероприятия, обозначенные в программе, такие как семинары для руководителей субъектов МСП, смотр-конкурс на лучшее праздничное оформление предприятий города к Новому году и Рождеству Христову, выставка-продажа хлебобулочной и кондитерской продукции «Сладкий фестиваль» с участием девяти предприятий пищевой промышленности города и области, конкурс «Лучший предприниматель города Нижнего Новгорода». Стоит отметить полезность проведения познавательных семинаров для предпринимателей, поскольку предпринимательская деятельность сталкивается с огромным количеством организационных и правовых проблем и предприниматель не всегда знает, как правильно себя вести в той или иной ситуации. Чем лучше предприниматель подготовлен, тем меньше риск неудачи.

Также, согласно Федеральному закону №209-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления относится создание координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства. Но администрация города Нижнего Новгорода ещё не создала такого органа, а он был бы очень полезен начинающим и действующим предпринимателям, которым приходится сталкиваться с огромным количеством организационных и правовых проблем из-за недостатка знаний.

Ещё одним важным инструментом, оказывающим поддержку предпринимателям, может быть удобный единый портал города в сети Интернет, обеспечивающий информационную поддержку предпринимателей в простом формате, объясняющий все важные вопросы понятным языком, а не просто содержащий кучу нормативно-правовых актов, трудных для восприятия.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сказать, что малое и среднее предпринимательство играет очень важную роль в экономике, способствуя формированию рыночной структуры экономики, росту производства товаров и услуг, созданию новых рабочих мест, повышению уровня жизни населения. Упор, который делается на субъекты малого и среднего предпринимательства при разработке социально-экономической политики, прогнозов развития государства, регионов и муниципальных территорий, говорит об огромной значимости этого сектора экономики.

Предприняв ряд несложных, но действенных мер, можно значительно улучшить поддержку малого и среднего предпринимательства на территории города Нижнего Новгорода.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. на 1 января 2015 г. - М.: Эксмо, 2015. - 512 с.

2. Федеральный закон №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 24.07.2007г.

3. Закон Нижегородской области №171-З «О развитии малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области» от 05.12.2008.

4. Какшайская, Е.А. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства/ Е.А. Какшайская// Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2013. - №8. - С. 45-55.

^ Nagirnjak Ju.A., Somenkova N.S. Podderzhka malogo i srednego predprinimatel'stva

organami mestnogo samoupravlenija v Nizhnem Novgorode II Nauka. Mysl'. - 2016. - №

6-2.

© Ю.А. Нагирняк, 2016.

© Н.С. Соменкова, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. Small and medium enterprises play a huge role in the development of economy and society, as the local area and the state as a whole. It is no coincidence this category is paid more and more attention from the authorities at all levels. Developing policies and budgets of cities, regions and countries from year to year is not without planning measures to support small and medium-sized businesses, which underlines the importance of this category. Subjects of small and medium-sized businesses not only replenish the budget at the expense of paying taxes, but also form the infrastructure, contribute to the growth of living standards, create jobs. The article deals with the legal framework to support the development of small and medium-sized enterprises, analyzes the activities of the municipal authorities in Nizhny Novgorod in this area, provides practical recommendations on the organization of support of small and medium enterprises at the local level.

Keywords: small business, medium business, government support, local governments,

business entities, legal regulation, program, tax revenues.

— • —

Сведения об авторах

Юлия Андреевна Нагирняк, студентка 1 -го курса магистратуры Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия).

Наталия Сергеевна Соменкова, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента и государственного управления, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Нижний Новгород, Россия)

— • —

Подписано в печать 20.05.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.