Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №3 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/121EVN316.pdf Статья опубликована 04.07.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:
Балдина Ю.А. Алгоритм реализации региональных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Челябинской области) // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/121EVN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 332.14
Балдина Юлия Амировна
ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)»
Россия, Челябинск1 Старший преподаватель E-mail: jbaldina@mail.ru РИНЦ: http://elibrary.ru/author items.asp?authorid=502727
Алгоритм реализации региональных мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (на примере Челябинской области)
Аннотация. В условиях нестабильности экономической ситуации в Российской Федерации поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства становится одним из приоритетных направлений и задач государственной политики. В статье представлен действующий алгоритм реализации мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства государством на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Также автором рассмотрены этапы субсидирования субъектов малого и среднего предпринимательства на примере Челябинской области и г. Челябинска, классифицированы соответствующие государственные программы и субсидии. В статье проанализированы критерии определения победителей конкурса на получения субсидий в рамках поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства города Челябинска, такие как бюджетная эффективность (налоговая нагрузка), социальная эффективность, значимость вида экономической деятельности субъекта малого и среднего предпринимательства, количество ранее полученных участником конкурса субсидий за последние три года, предшествующие году обращения, сохранение и создание субъектом предпринимательства рабочих мест в году, предшествующем году обращения за субсидией. Проведенный автором анализ позволил выделить три группы критериев оценивания бизнес-проектов субъектов малого и среднего предпринимательства, включающих ограничивающие, экономические и социальные показатели.
Ключевые слова: малое и среднее предпринимательство; государственная поддержка предпринимательства; государственные субсидии; региональные меры поддержки предпринимательства; муниципальные меры поддержки предпринимательства; субсидирование предпринимательства; социальная ответственность; оценка бизнес-проектов; критерии оценки бизнес-проектов
1 454000, г. Челябинск, пр. Ленина, 76 1
Взаимодействие властных структур и субъектов предпринимательства в современных экономических условиях является объектом изучения ученых различных областей знаний. По мнению Алейникова А.В., государство заинтересовано в высокоразвитом и эффективном предпринимательстве, а бизнес в свою очередь не может функционировать без благоприятной институциональной среды [1]. Начиная с 2004 года, в Российской Федерации действуют различные программы поддержки предпринимательской деятельности. Совершенно очевидно, что возможности государства ограничены, именно поэтому с одной стороны оно вынуждено при реализации своих целей рационализировать расходование средств за счет выборочного отбора претендентов-получателей, а с другой - также стремится поддержать результативность функционирования предпринимательства путем создания эффективного мотивационного механизма, стимулируя предпринимательскую деятельность, а также посредством законодательно регламентируемых средств по реализации социальных функций, к выполнению которых предпринимательство относится индифферентно [2, с. 114].
По мнению ряда исследователей, [3; 5; 8; 9; 10], субъекты малого и среднего предпринимательства (далее по тексту МСП) являются неотъемлемыми элементами рыночной системы хозяйствования, способствующими созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения. Таким образом, государство заинтересовано в развитии этого сектора экономики и уделяет все больше внимания совершенствованию внешней среды и модернизации соответствующей инфраструктуры поддержки [7, с. 91].
В условиях ограниченности ресурсов государство не в состоянии оказывать поддержку всем нуждающимся, а выбирает объекты поддержки с учетом ряда оценочных показателей. Прежде чем каждый выделенный государством рубль попадет конкретному субъекту МСП, происходит длительный процесс оценивания всех претендентов, которые рассмотрены автором статьи в виде трех этапов, на каждом из которых претендент должен соответствовать определенным выдвигаемым вышестоящим органом требованиям [4].
I этап оценки региональных программ при участии в конкурсе на выделение средств из федерального бюджета. Координатор программы - Минэкономразвития России. Ежегодно Минэкономразвития России утверждает порядок и условия конкурсного отбора субъектов РФ, принимает решения о выделении субсидий региональным бюджетам. Об организации проведения конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку МСП субъектами Российской Федерации2.
Извещения о проведении конкурсного отбора публикуются в «Российской газете», на официальном сайте Минэкономразвития, как правило, в разделе «Информационные материалы» и «Документы Департамента». Рассмотрение и оценка заявок регионов -участников конкурса, определение победителей конкурсного отбора проводятся конкурсной комиссией, с участием Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России, а также представителей других организаций3.
Субсидии субъектам РФ предоставляются на условиях долевого финансирования расходов по мероприятиям федеральной финансовой программы поддержки МСП, в
2 Петербургский правовой портал http://ppt.ru/news/126860.
3 Правила и порядок предоставления субсидий определены Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2009 года № 178 «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».
частности, после предоставления регионами информации о наличии в региональном бюджете достаточных средств на реализацию соответствующих мероприятий в регионе.
Механизм софинансирования господдержки предпринимательства в субъектах федерации выглядит следующим образом. Субсидии за счет средств федерального бюджета расходуются целевым образом и только на конкурсной основе распределяются между субъектами РФ на мероприятия региональных программ поддержки МСП, на условиях софинансирования. Конкурсы Минэкономразвития для субъектов федерации проводятся с периодичностью один раз в год (обычно во втором полугодии на следующий год). Далее регионы, победившие в конкурсе Минэкономразвития, объявляют конкурсы для предпринимателей и структур поддержки своего региона4.
Начиная с 2014 г.5, уровень софинансирования программ поддержки малого бизнеса со стороны субъектов федерации должен быть не менее 70% (регионы могут увеличивать размеры субсидий малым и средним предприятиям, но только за свой собственный счет). Также изменились требования к получателям поддержки: бизнесмены, занятые инновациями, стали получали помощь от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Кроме того, согласно требованиям Всемирной торговой организации, государство было вынуждено отказаться от господдержки предприятий, которые заняты производством продукции на экспорт. С целью повышения эффективности контроля над бюджетными деньгами был внесен дополнительный пункт о представлении отчетной информации до 1 мая ежегодно. Основными показателями результативности предоставления бюджетных средств являются:
• доля среднесписочной численности работников, занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях и у ИП, по сравнению с общей численностью занятого населения;
• количество субъектов МСП, получивших господдержку;
• число субъектов МСП (включая ИП) в расчете на тысячу человек населения субъекта РФ;
• количество вновь созданных рабочих мест (включая вновь зарегистрированных ИП).
В случае нецелевого использования субсидий обязателен их возврат в федеральный бюджет. При этом стоит отметить, что региональные власти имеют право перенаправить их на мероприятия по содействию занятости населения в монопрофильных муниципальных образованиях [4].
На II этапе региональные органы власти распределяют выделенные федеральные средства на основе разработанных областных или краевых программ поддержки муниципальным образованиям (так же на конкурсной основе и на условиях софинансирования). Областные программы, как правило, среднесрочные или долгосрочные по своей продолжительности. Более подробно II этап рассмотрим на примере Челябинской области. На текущий момент на территории Челябинской области действует Государственная программа «Комплексная поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства в
4 http://ruzainvest.ru/index.php/podderzhka-biznesa.
5 Постановлении от 26 мая 2014 года №482.
Челябинской области на 2015-2017 год»6, определяющая порядок и условия получения муниципалитетами финансирования поддержки МСП:
• наличие муниципальных программ, включающих обязательные мероприятия;
• софинансирование из средств бюджета городского округа или муниципального района Челябинской области в текущем финансовом году муниципальных программ;
• предоставленной в Минэкономразвития Челябинской области информации о размере средств, предусмотренных в местном бюджете на текущий финансовый год для финансового обеспечения расходов на мероприятия;
• результативности реализации субсидии по мероприятиям, на территории городского округа или муниципального района Челябинской области (количество субъектов МСП - получателей финансовой поддержки, сохранение действующих и (или) создание новых рабочих мест).
Таким образом, на II этапе происходит перераспределение федеральных средств посредством регионального бюджета и выполнении обязательных требований городскими округами и муниципальными районами.
На III этапе муниципальные образования распределяют средства на конкурсной основе среди конкретных субъектов МСП, заявившихся на участие в конкурсе. Более подробно рассмотрим процедуру выделения средств на примере г. Челябинска. Приемом и рассмотрением заявок занимается отдел развития предпринимательства Комитета экономики города Челябинска, информация о которой находится на сайте Администрации г. Челябинска7 и иных информационных ресурсах8. Согласно Положению9 предусмотрены выплаты по следующим видам субсидий, представленным в таблице 1.
Таблица 1
Виды субсидий в рамках господдержки субъектов МСП г. Челябинска в 2015 г.
Виды субсидий Размеры субсидий
Оплата процентов по кредитам российских кредитных организаций, привлеченным с целью приобретения оборудования В размере двух третьих от суммы процентов по кредиту, уплаченных в текущем году и (или) году, предшествующем году обращения за предоставлением субсидии, в сумме, не превышающей 1 миллион рублей
Участие в российских выставках, ярмарках В размере двух третьих от суммы затрат субъекта предпринимательства по участию в российских выставках, ярмарках по договорам, обязательства по которым были исполнены и оплачены в текущем году и (или) втором полугодии года, предшествующего году обращения за предоставлением субсидии, в сумме, не превышающей 75 тысяч рублей
6 Информационно-правовая система «Гарант»: http://www.garant.ru.
7 http://cheladmin.ru/ru/administraciya-goroda/struktura-upravleniya/komitet-ekonomiki-g-chelyabinska/maloe-i-srednee-predprinimatelstvo/informacionnoe-soobshchenie-o-provedenii-konkursa.
8 http://chelyabinsk.bezformata.ru/listnews/chelyabinskim-predprinimatelyam/46617604/; http://chelindleasing.ru/subsidii.
9 Положение, утвержденное постановлением Администрации города Челябинска от 23.02.2014 № 222-п в редакции постановления Администрации города Челябинска от 11.02.2016 № 52-п // http://www.garant.ru/hotlaw/chelyabinsk/190592/.
Виды субсидий Размеры субсидий
Субсидии по продвижению принадлежащего субъекту предпринимательства сайта в поисковых системах сети Интернет В размере двух третьих от суммы затрат по продвижению принадлежащего субъекту предпринимательства сайта, по договорам, обязательства по которым были исполнены и оплачены в текущем году и (или) втором полугодии года, предшествующего году обращения за предоставлением субсидии, в сумме, не превышающей 75 тысяч рублей
Реализация бизнес-проектов субъектами молодежного предпринимательства В размере 50% от суммы затрат по договорам, обязательства по которым были исполнены и оплачены в текущем году и (или) году, предшествующем году обращения за предоставлением субсидии, в сумме, не превышающей 250 тысяч рублей
Повышение квалификации, развитие предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций кадров В размере 50% от суммы затрат по договорам, обязательства по которым были исполнены и оплачены в текущем году и (или) году, предшествующем году обращения за предоставлением субсидии, в сумме, не превышающей 100 тысяч рублей
Субсидия по оплате первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования Субсидия по оплате первого взноса (аванса) при заключении договора (договоров) лизинга оборудования с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), включая затраты на монтаж оборудования. В размере 3/4 произведенных затрат, до 1 млн. руб.
Субсидия по оплате лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга оборудования, заключенному с российскими лизинговыми организациями Субсидия по оплате лизинговых платежей по договору (договорам) лизинга оборудования, заключенному с российскими лизинговыми организациями в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), включая затраты на монтаж оборудования, за исключением части лизинговых платежей на покрытие дохода лизингодателя в размере 3/4 ключевой ставки Банка России, действовавшей на момент уплаты лизингового платежа, но не более 70% от фактически произведенных затрат на уплату лизинговых платежей в текущем году, до 1 млн. руб.
Подавший заявку участник должен соответствовать ряду требований и условий, среди которых наиболее значимы:
1) регистрация на территории города Челябинска;
2) отсутствие просроченной задолженности по ранее предоставленным на возвратной основе бюджетным средствам;
3) отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
4) уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в текущем и предыдущем году в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды;
5) ненахождение в стадии реорганизации, ликвидации, банкротства, неограничение в правовом отношении в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
6) наличие постоянных занятых рабочих мест у субъекта предпринимательства по состоянию на 1 января текущего года;
7) выплата среднемесячной заработной платы работникам за год, предшествующий году обращения за субсидией, в размере не менее величины минимальной заработной платы в организациях внебюджетного сектора
экономики, утвержденной региональным соглашением о минимальной заработной плате в Челябинской области на соответствующий год10.
Таким образом, представленные выше требования являются минимальными пороговыми критериями оценки заявителей, не выполнив которые предприятие не может быть допущено к участию в конкурсе на предоставление субсидий.
В дальнейшем конкурсная комиссия определяет победителей конкурса, руководствуясь критериями, представленными в таблице 2 (составлено автором по данным [10]).
Таблица 2
Критерии определения победителей конкурса на получении субсидий в рамках программ
поддержки субъектов МСП в г. Челябинске
Наименование критерия Определение
Бюджетная эффективность (налоговая нагрузка) Отношение объема налоговых поступлений от субъекта предпринимательства в бюджеты всех уровней и страховых взносов в году, предшествующем году обращения за субсидией, к объему реализации товаров, работ, услуг (выручки) за аналогичный период.
Социальная эффективность Отношение среднемесячной заработной платы на одного работника за год, предшествующий году обращения за субсидией, к величине прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения в Челябинской области по итогам IV квартала года, предшествующего году обращения за субсидией.
Социальная ответственность Наличие коллективного договора.
Значимость вида экономической деятельности субъекта МСП Значимость вида экономической деятельности определяется согласно принятой программе регионального и муниципального развития (по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности).
Количество полученных участником конкурса субсидий в Администрации города Челябинска за последние 3 года, предшествующие году обращения Данный показатель частично ограничивает получателей помощи, оставляя приоритет за теми, кто получает субсидию впервые (присуждается максимальное количество баллов).
Сохранение и создание субъектом предпринимательства рабочих мест в году, предшествующем году обращения за субсидией По данному критерию существует различная оценка для микропредприятий, малых и средних предприятий.
Заключение. Таким образом, представленные выше этапы и критерии оценивания программ государственной поддержки и конкретных бизнес-проектов субъектов МСП условно можно разделить на три группы:
1. группа экономических показателей (объем софинансирования на федеральном и региональном уровне и бюджетная эффективность (налоговую нагрузку) - на уровне оценки конкретных бизнес-проектов);
2. группа социальных показателей (соответствие приоритетным направлениям регионального и муниципального развития и показателей социальной эффективности и ответственности, а также сюда можно отнести сохранение и создание субъектом МСП рабочих мест);
3. группа ограничивающих показателей, состоящих из пороговых требований к минимальному объему софинансирования на региональном и муниципальном
10 Положение, утвержденное постановлением Администрации города Челябинска от 23.02.2014 № 222-п в редакции постановления Администрации города Челябинска от 11.02.2016 № 52-п // http://www.garant.ru/hotlaw/chelyabinsk/190592/.
уровнях и требования к субъектам МСП (показатель «количество полученных участником конкурса субсидий в Администрации города Челябинска за последние 3 года, предшествующие году обращения»).
ЛИТЕРАТУРА
1. Алейников А.В. Институциональные аспекты управления взаимодействием государства и бизнеса в российской социально-экономической системе // http://www.bmpravo.ru/show_stat. php?stat=801.
2. Анпилов С.М., Сорочайкин А.Н. Деформализация отношений бизнеса и власти в экономике РФ // Экономика и управление в XXI веке. Т. 9. Инновации в управлении: интеграционные формы и кластеры: кол. монография / С.М. Анпилов, Н.В. Безлепкина, Н.М. Тюкавкин [и др.]. Самара: Издательство «Самарский университет», 2011. С. 112-133.
3. Багиев Г.Л., Асаул А.Н. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / Под общей ред. Г.Л. Багиева. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2001. - 231 с.
4. Балдина Ю.А., Кузменко Ю.Г. Современное предпринимательство как субъект взаимодействия с властными структурами // Современные проблемы науки и образования - №1-1 / 2015 г. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18193 (дата обращения: 15.04.2016).
5. Ветров Д.В. Совершенствование оценки эффективности предпринимательской деятельности как инструмента управления экономической надежностью бизнес-структур: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.02.05) / Ветров Дмитрий Викторович; Тамбовский гос. ун-тет им. Г.Р. Державина. - Тамбов, 2010. - 23 с.
6. Костусенко А.И. Механизм взаимодействия властных и предпринимательских структур в рыночной среде // Проблемы современной экономики. - 2009. - №2 (30).
7. Курбатова М. Деформализация правил взаимодействия власти и бизнеса // Вопросы экономики. - 2005. - №10. - С. 119-125.
8. Уметбаева Ю.И. Механизмы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). - СПб.: Реноме, 2011. - С. 91-93.
9. Albert N. Link, John T. Scott Employment growth from the Small Business Innovation Research program // http://link.springer.com/journal/11187 September 2012, Volume 39, http://link.springer.com/journal/11187/39/2/page/1 pp. 265-287.
10. Aileen Richardson, David B. Audretsch, Taylor Aldridge. Motivating Entrepreneurship and Innovative Activity: Analyzing US Policies and Programs http://link. springer. com/book/10.1007/978-3-319-26677-0 // http://link.springer.com/ book/10.1007/978-3-319-26677-0, Volume 34 of the series http://link.springer.com/bookseries/6149 pp. 5-66.
11. Haifeng Qian, Kingsley E. Haynes. Beyond innovation: the Small Business Innovation Research program as entrepreneurship policy // http://link.springer.com/journal/10961, August 2014, Volume 39, http://link. springer. com/journal/10961/39/4/page/1 pp. 524-543.
Baldina Yuliya Amirovna
South Ural state university (national research university), Russia, Chelyabinsk
E-mail: jbaldina@mail.ru
The regional measures of small and medium-sized businesses support implementation algorithm (in Chelyabinsk region)
Abstract Due to the instability of the economic situation in the Russian Federation, the state support of small and medium-sized businesses becomes one of the priorities and public policy objectives. The article deals with the current small and medium businesses support measures implementation algorithm by the state on three levels: federal, regional and municipal. The stages of subsidizing of small and medium-sized enterprises on the example of Chelyabinsk and Chelyabinsk region are considered in the present article, the relevant government programs and subsidies are classified herein. We analyzed the criteria for deciding the winners of grants in support of small and medium-sized enterprises of Chelyabinsk. These criteria include budget efficiency (tax burden), social efficiency, the importance of the economic activity of small and medium-sized businesses, the number of previously received grants by the contestants over the last three years preceding the application, job preservation and creation by a business entity in the year preceding the year of application for the subsidy. The analysis carried out by the author identifies three groups of evaluation criteria of business projects of small and medium-sized businesses, including restricting, economic and social indicators.
Keywords: small and medium-sized businesses; State support for entrepreneurship; government subsidies; Regional measures to support entrepreneurship; Municipal measures to support entrepreneurship; subsidies for entrepreneurship; Social responsibility; Business projects evaluation; business projects evaluation criteria
REFERENCES
1. Aleynikov A.V. Institutsional'nye aspekty upravleniya vzaimodeystviem gosudarstva i biznesa v rossiyskoy sotsial'no-ekonomicheskoy sisteme // http://www.bmpravo.ru/show_stat. php?stat=801.
2. Anpilov S.M., Sorochaykin A.N. Deformalizatsiya otnosheniy biznesa i vlasti v ekonomike RF // Ekonomika i upravlenie v XXI veke. T. 9. Innovatsii v upravlenii: integratsionnye formy i klastery: kol. monografiya / S.M. Anpilov, N.V. Bezlepkina, N.M. Tyukavkin [i dr.]. Samara: Izdatel'stvo «Samarskiy universitet», 2011. S. 112133.
3. Bagiev G.L., Asaul A.N. Organizatsiya predprinimatel'skoy deyatel'nosti. Uchebnoe posobie / Pod obshchey red. G.L. Bagieva. - SPb.: Izd-vo SPbGUEF, 2001. - 231 s.
4. Baldina Yu.A., Kuzmenko Yu.G. Sovremennoe predprinimatel'stvo kak sub"ekt vzaimodeystviya s vlastnymi strukturami // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya - №1-1 / 2015 g. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18193 (data obrashcheniya: 15.04.2016).
5. Vetrov D.V. Sovershenstvovanie otsenki effektivnosti predprinimatel'skoy deyatel'nosti kak instrumenta upravleniya ekonomicheskoy nadezhnost'yu biznes-struktur: avtoref. dis. na soisk. uchen. step. kand. ekon. nauk (08.02.05) / Vetrov Dmitriy Viktorovich; Tambovskiy gos. un-tet im. G.R. Derzhavina. - Tambov, 2010. - 23 s.
6. Kostusenko A.I. Mekhanizm vzaimodeystviya vlastnykh i predprinimatel'skikh struktur v rynochnoy srede // Problemy sovremennoy ekonomiki. - 2009. - №2 (30).
7. Kurbatova M. Deformalizatsiya pravil vzaimodeystviya vlasti i biznesa // Voprosy ekonomiki. - 2005. - №10. - S. 119-125.
8. Umetbaeva Yu.I. Mekhanizmy podderzhki sub"ektov malogo i srednego predprinimatel'stva [Tekst] // Pravo: istoriya, teoriya, praktika: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, iyul' 2011 g.). - SPb.: Renome, 2011. - S. 91-93.
9. Albert N. Link, John T. Scott Employment growth from the Small Business Innovation Research program // http://link.springer.com/journal/11187 September 2012, Volume 39, http://link.springer.com/journal/11187/39/2/page/1 pp. 265-287.
10. Aileen Richardson, David B. Audretsch, Taylor Aldridge. Motivating Entrepreneurship and Innovative Activity: Analyzing US Policies and Programs http://link. springer. com/book/10.1007/978-3-319-26677-0 // http://link.springer.com/book/10.1007/978-3-319-26677-0, Volume 34 of the series http://link.springer.com/bookseries/6149 pp. 5-66.
11. Haifeng Qian, Kingsley E. Haynes. Beyond innovation: the Small Business Innovation Research program as entrepreneurship policy // http://link.springer.com/journal/10961, August 2014, Volume 39, http://link. springer. com/j ournal/10961/39/4/page/1 pp. 524-543.