Почему люди так редко работают по выбранной специальности? Медведева М.Л.
Медведева Марина Леонидовна / Medvedeva Marina Leonidovna - кафедра государственного, муниципального
управления и таможенного дела, магистрант Омский государственный технический университет, факультет элитного образования и магистратуры, г.Омск
Аннотация: актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью молодых специалистов работать по полученной специальности, а не по каким-либо причинам искать другую работу. К выбору будущей профессии необходимо подходить осознано, в школах требуется более детальная профориентация, а не получение той или иной профессии, которая является «модной» на сегодняшний день. Вопрос трудоустройства выпускников ВУЗов и их карьерный рост также остро интересует будущих абитуриентов.
Ключевые слова: выпускник, профориентация, абитуриент, специальность, студент, трудоустройство. Keywords: graduate, professional orientation, high school senior, major, student, employment.
Если ты не знаешь, в какую гавань держишь путь то ни один ветер не будет для тебя попутным.
Луций Сенека (римский философ)
Все больше и больше выпускников школ стараются получить среднее и высшее профессиональное образование. Абитуриенты осознанно подходят к выбору профессии, с огромным интересом изучают выбранные специальности и ни на минуту не сомневаются в правильности своего выбора. Но почему же происходит так, что все больше и больше людей не работают по полученной специальности в ВУЗе или колледже? Почему люди не любят выбранную профессию? Как найти профессию по душе? Постараемся ответить на поставленные вопросы...
Некоторые школьники уже в старших классах делают выбор своей будущей профессии (таких одна треть) и целенаправленно изучают профилирующие предметы, тем самым облегчают себе поступление в ВУЗ. Остальная же часть школьников (таких две трети) теряется в догадках куда поступать. Не определившись со своим призванием, ребята начинают выбирать себе профессию не с точки зрения: «Что душе угодно?», а с позиции: «Что престижно и особенно высокооплачиваемо?». Да только почему-то мы забываем, что хорошие деньги получает лишь первоклассный специалист. И если у вас соответствующий «модный» диплом, а знаний - ноль, то грош цена вам, как профессионалу. Бывает и такое, что выбранная профессия через пять лет становится неинтересной, малооплачиваемой, и вообще, «это совершенно не то, чем хотелось бы заниматься».
Например, по данным открытого интернет-опроса на 25 апреля 2013 года рейтинг престижных сфер деятельности выглядит так:
Таблица 1
Рейтинг престижных сфер деятельности
№ п/п Сфера деятельности муж, % жен, %
1 Государственный служащий, министр 11,5 10,7
2 Бизнесмен, предприниматель 9,1 9,1
3 Политик, депутат 9,0 9,0
4 Юрист, нотариус, прокурор, судья 9,0 12,6
5 Банкир, служащий банка 8,7 8,8
6 Работник 1Т-компании, программист 6,3 5,8
7 Летчик, летчик-испытатель, космонавт 6,0 4,3
8 Экономист, финансист 4,5 5,2
9 Актер, работник шоу-бизнеса 4,2 5,0
По данным этого же интернет-опроса самыми доходными являются следующие сферы деятельности:
Таблица 2
Рейтинг самых доходных сфер деятельности
№ п/п Сфера деятельности муж, % жен, %
1 Политик, депутат 15,6 15,2
2 Банкир, служащий банка 14,3 10,6
3 Государственный служащий, министр 13,6 11,8
4 Бизнесмен, предприниматель 11,5 12,6
5 Юрист, нотариус, прокурор, судья 10,1 10,3
6 Актер, работник шоу-бизнеса 5,3 6,5
7 Работник ГИБДД, таможенник 4,3 3,3
8 Рабочий в нефтегазовой промышленности 3,7 5,1
9 Экономист, финансист 3,7 4,1
К цифрам статистики (таблица 1, таблица 2) следует добавить, что не всегда престижность профессии совпадает с ее доходностью. Так в девятку престижных сфер деятельности входят 1Т-бизнес и авиация, но по уровню дохода им отводятся более низкие позиции в сравнении с шоу-бизнесом, работой в правоохранительных органах, в нефтегазовой промышленности [1].
За абитуриента, самого не определившегося в выборе профессии, как правило, решают родители, и, естественно, выбирают ему престижный факультет в престижном вузе. Ведь в большинстве случаев, родители очень хотят, чтобы дети воплотили в жизнь то, чего не удалось сделать им самим, и они упорно не желают замечать таланты своего чада в другой сфере деятельности. Конечно, есть семьи, где детей, не смотря на их волеизъявление и желание, все равно заставляют учиться там, где хочется маме с папой, и это в первую очередь приводит к уходу из профессии.
Так нельзя ли сразу сделать правильный выбор и не тратить несколько лет на то, чем никогда не собираешься заниматься в жизни? Во многих школах ввели профориентацию, в надежде, что она поможет определиться подрастающему поколению в выборе профессии. Профориентация - по природе своей вещь нужная и полезная, если проводить ее индивидуально, в формате беседы, диалога, но у нас же вся профориентация строится на множестве тестов, которые не дают объективного результата. Профориентация - вещь сугубо индивидуальная, но в большинстве российских школ она проводится в группах по 30 и более человек, что соответственно выявляет неправильную направленность ребенка. Иметь склонность к тем или иным дисциплинам и найти свое призвание - совсем не одно и то же!
Специальность абитуриентами выбрана, учебное заведение определено, вступительные экзамены позади и вроде бы все хорошо. Но вдруг выясняется, что некоторое количество студентов по конкурсу не проходят на выбранную профессию, а имеют возможность бесплатного обучения по другой специальности. Конечно же, большинство абитуриентов не упустят такую возможность, но в процессе обучения понимают, что специальность им «не по душе» и закончить ее нужно только для получения диплома. К сожалению, такие моменты очень часто встречаются в нашей стране и это, разумеется, приводит к тому что молодые специалисты не работают по полученной профессии.
Большая часть студентов все-таки заканчивает в ВУЗе или ином учебном заведении выбранную специальность. И только тогда начинаются главные трудности. Молодые специалисты не могут устроиться на работу по профессии -они по сути «никому не нужны», ведь у них нет опыта работы по специальности! С другой стороны вся массовая информация пестрит заголовками о помощи молодым специалистам в трудоустройстве, получении единовременного подъемного пособия, получении жилья и т.д. Так кто же виноват в том, что люди не работают по выбранной специальности? Государство, которое не гарантирует трудоустройство молодым специалистам? Или все же виноваты частные работодатели, которые предъявляют все более жесткие требования к специалистам своих предприятий? А может быть виноваты сами молодые специалисты? Они, в силу своих амбиций, хотят после окончания ВУЗа получить должность ведущих специалистов и первоначальную заработную плату порядка 20 - 25 тыс. руб. Поэтому и не могут сразу же устроиться на работу по полученной специальности, а это значит, они вынуждены искать другую работу для удовлетворения своих потребностей.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что люди так редко работают по специальности, т.к. во-первых, профориентация в школах слабо развита и результат ее не всегда соответствует действительности. Во-вторых, выбор профессии осуществляется не самим абитуриентом, а решается его родителями. В-третьих, многие студенты учатся только ради диплома и после окончания не желают работать по полученной специальности. Так же хочется отметить, что молодым специалистам очень сложно устроиться на работу, не имея опыта работы по специальности. Фактическая заработная плата по многим специальностям не на много отличается от прожиточного минимума (особенно касается инженерных специальностей). На такую заработную плату невозможно прожить даже одному молодому специалисту, а ведь у каждого второго по окончании ВУЗа есть семья и дети.
Чтобы сгладить остроту этой проблемы и ее отрицательные последствия, представляется необходимым: перестроить систему профориентационной работы в школе, которая перестала воспитывать уважительное отношение к труду, к профессиям разного рода; сделать гласным показатели востребованности выпускников на рынке труда (на основе банка данных службы занятости составлять и публиковать рейтинг учебных заведений по уровню востребованности их выпускников на рынке труда) [2, с. 17]; в опыт работы могли бы учитывать часы практики, которую каждый студент проходит во время обучения (сделав соответствующие отметки в трудовой книжке); очевидна необходимость прогнозирования квалификационно-профессиональной структуры рабочей силы как в целом по стране, так и по регионам [3, с. 5]; следует как можно скорее возвратиться к системе распределения молодых специалистов -бюджетников в форме государственного заказа и их поддержки на первоначальном этапе (оплачивая образование человека, государство вправе ожидать отдачи) [3, с. 9]; заработная плата молодым специалистам должна позволять жить достойно в этом мире, а не выживать.
Литература
1. Рейтинг профессий.[Электронный ресурс]. URL:http://faraa.ru/publ/6-1-0-233 «Рейтинг профессий». (Дата обращения: 6.06.2014).
2. Осанкин В. Челябинская область: молодежь на региональном рынке труда // Человек и труд, № 11, 2010, с. 16-17.
3. Шмидт И. «Убежден, что следует как можно скорее возвратиться к распределению молодых специалистов -бюджетников в форме государственного заказа» // Человек и труд, № 4, 2003, с. 4-11.