Качество профессионального образования и рынок трудовых ресурсов
Сведения для цитирования: Малова, Е. О. Выстраивание профессиональной траектории студентами профессиональных образовательных организаций Челябинской области : Результаты социологического исследования [Текст] / Е. О. Малова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2018. — № 3 (19). — С. 54-62.
УДК 373/377 ББК 74.200.52
ВЫСТРАИВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ СТУДЕНТАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Е. О. Малова
В статье представлены результаты социологического исследования по проблеме выстраивания профессиональной траектории студентами профессиональных образовательных организаций Челябинской области, осваивающими программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, где рассмотрены: социально-демографические характеристики, ценностные ориентиры и жизненные планы респондентов, обоснование выбора профессии респондентами, уровень их готовности к работе по профессии, оценка перспективы трудоустройства по получаемой профессии и планы респондентов на продолжение образования.
Ключевые слова: профессия, выбор профессии, профессия рабочего, профессиональные знания и умения, готовность к работе, перспективы трудоустройства.
Одной из существенных проблем развития реального сектора российской экономики является недостаточная его обеспеченность рабочими кадрами необходимой квалификации. Так, например, анализ рынка труда Челябинской области по данным, опубликованным 18 января 2018 г. Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области, показал, что 80 % вакансий, заявленных службой занятости населения, составляют вакансии рабочих и специалистов технических специальностей [1]. Поэтому сегодня уже общим местом стало отмечать, что рабочих и специалистов на произ-
водстве не хватает, происходит старение кадров, трудности переобучения возрастных рабочих тормозят введение новых технологий.
Признание проблемы и понимание причин ее возникновения предопределили в последние годы целый ряд серьезных шагов со стороны государства по модернизации системы подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Подготовлен и реализуется комплекс проектов, которые, по мнению их разработчиков, должны изменить среднее профессиональное образование таким образом, чтобы его выпускники не только соответствова-
ли количественным и качественным запросам современной экономики, но и обеспечили ее модернизационный прорыв.
Однако создать в ПОО материальные, учебные, методические и иные условия для обучения студента профессии, с нашей точки зрения, еще недостаточно. Существует еще субъективная сторона вопроса, связанная с формированием выбора выпускником школы профессии и профессиональной образовательной организации, где он будет ее приобретать, с сохранением и укреплением, а может быть, и формированием убежденности в период обучения в правильности сделанного выбора, так как это влияет на мотивацию обучения, и, наконец, как завершающий этап — с вхождением в профессию и закреплением в ней, т. е. с трудоустройством выпускника.
Несмотря на то, что каждый из перечисленных этапов имеет собственное содержание, это единый процесс профессионального самоопределения обучающегося, управление которым позволяет выстраивать и при необходимости корректировать учебную, воспитательную и проф-ориентационную работу и тем самым повышать эффективность работы ПОО в целом.
Проблема изучения профессионального самоопределения выпускников ПОО, будучи актуальной, уже неоднократно поднималась и исследовалась в различных регионах страны [2; 3]. Не стала в этом плане исключением и Челябинская область. Авторским коллективом сотрудников ГБУ ДПО ЧИРПО в 2006/07 уч. г проводилось соответствующее исследование на базе учреждений начального профессионального образования [4]. Полученные данные позволили сформировать представления об общих тенденциях в сфере профессионального самоопределения и трудоустройства выпускников.
Возвращение к данной теме связано не только с интересом к изменениям, произошедшим за последнее десятилетие, но и с включением области в апробацию проекта АНО АСИ «Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста», положения 6 и 11 которого ориентируют на создание эффективных систем обеспечения навигации по востребованным и перспективным профессиям и реализации механизмов мониторинга трудоустройства выпускников [5].
В мае 2018 г. на базе ГБУ ДПО ЧИРПО было проведено статистическое исследование «Выстраивание профессиональной траектории студентами профессиональных образовательных организаций Челябинской области, осва-
ивающими программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих». В качестве диагностического инструментария использовалась анкета, включающая в себя 40 вопросов. Анонимное анкетирование проводилось среди студентов выпускных групп ПОО Челябинской области, осваивающих рабочие профессии. На вопросы анкеты ответили 502 студента из 23 ПОО. Анкетирование проводилось в интерактивном режиме, что позволяет не только получить общие представления о состоянии проблемы в области, но и при соответствующей заинтересованности администрации ПОО увидеть конкретные данные для своего учреждения.
Учреждения, участвовавшие в анкетировании, были условно разделены на четыре территориальные группы: крупные города, средние города, моногорода, поселки.
Цель исследования заключалась в изучении процесса профессионального самоопределения студентов СПО, в связи с чем решались задачи: определить ведущие мотивы выбора профессии и образовательного учреждения и выяснить, как изменилось отношение студентов к профессии по окончании ПОО; определить готовность к работе по получаемой профессии; оценить перспективы трудоустройства респондентов.
Анализ социально-демографических характеристик респондентов показал, что средний возраст студентов выпускных групп рабочих профессий составляет 18-19 лет. 62 % от опрошенных являются представителями мужского пола — это отражает исторически сложившееся мнение, что рабочие профессии связаны с тяжелым физическим трудом, который традиционно закреплен за мужчинами. Большая часть респондентов (68 %) проживают в городах (рис. 1). Но если учесть, что население Челябинской области на 82,7 % состоит из городских жителей [6], то логично предположить, что сохраняется тенденция, при которой выпускники районных и сельских школ почти в два раза чаще ориентируются на приобретение рабочих профессий, чем их городские сверстники.
Каждый третий студент имеет низкий уровень материального обеспечения (менее 9000 руб. на человека в месяц), что в условиях сокращения бюджетных мест в вузах и увеличения стоимости высшего образования, а также необходимости переезда к месту учебы и проживания вне семьи, могло повлиять на выбор профессии и учебного заведения. Косвенно данные о низком материальном достатке подтверждает и другой факт: 69 % студентов совмещают работу с учебой.
Рис. 1. Место жительства респондентов
У большей части опрошенных социально- что говорит о зависимости профессионального профессиональная принадлежность родите- самоопределения выпускников от типа роди-лей — рабочие (56 % матерей и 53 % отцов), тельской среды (рис. 2).
53%
56%
Социально-профессиональная принадлежность родителей
■ отец ■ мать
10%
13%
9%
9%
4%
6% 7%
Рабочий(ая) Служащий(ая) Предприниматель Безработный(ая) Пенсионер(ка)
18%
7%
Другое
Рис. 2. Социально-профессиональная принадлежность родителей
Таким образом, источники, из которых рекрутируются студенты, осваивающие рабочие профессии и специальности, практически не изменились.
Рассматривая профессиональное самоопределение как процесс (в рамках компетенции ПОО), заканчивающийся трудоустройством, в исследовании мы предпринимаем попытку определить его исходную точку. С этой целью были сформулированы вопросы, позволяющие составить представление о том, когда было принято решение о выборе профессии, под чьим влиянием, какова была мотивация и испытывали ли опрашиваемые трудности в выборе.
Согласно данным исследования, решение учиться по выбранной профессии 42 % рес-
пондентов приняли после окончания школы, 23 % — в выпускных классах, 12 % отметили, что это была их мечта с детства, 23 % не смогли дать ответ.
На вопрос «Было ли трудно при выборе профессии остановиться на одной из них?» 35 % от опрошенных не испытывали трудности, что соответствует количеству студентов, которые сделали свой выбор еще в выпускных классах или в детстве; 21 % студентов испытали при выборе профессии серьезные затруднения и 44 % колебались. Полученные цифры свидетельствуют о том, что профориентационная работа не доходит почти до двух третей потенциальных абитуриентов СПО. В результате выбор, сделанный под влиянием ситуации «кем-то надо
быть», изначально приводит в ПОО студентов, которых необходимо на протяжении всего курса обучения мотивировать, чтобы они остались в профессии.
Отвечая на вопрос «Какой фактор сыграл решающую роль в выборе вами профессии?», 28 % опрошенных выпускников указали на личную склонность к определенному виду деятельности, 25 % — на мнение и рекомендации родителей или родственников, 11 % сослались на престижность профессии. Получены данные позволяют определиться с субъектами профориентаци-онной работы, в число которых должно быть включено и ближайшее социальное окружение выпускника общеобразовательной школы.
На вопрос «Почему вы выбрали профессию рабочего?» 27 % респондентов ответили, что профессия рабочего позволяет заработать на жизнь, что говорит об ориентации на материальную обеспеченность при выборе профессии. Каждый четвертый студент ответил, что профессия рабочего интересна, 22 % опрошенных отметили, что профессия рабочего престижна и уважаема, 13 % сделали выбор по настоянию родителей, 13% опрошенных затруднились с ответом.
Полученные данные позволяют говорить, что для 47 % поступивших в ПОО приоритет-
ной является не материальная, а моральная сторона выбора, что, очевидно, является следствием общего курса на повышение престижности рабочих профессий. Но 13 % студентов, которые осуществили выбор профессии под давлением родителей, и еще 13 %, которые не смогли определиться с мотивацией, требуют индивидуального подхода.
На вопрос анкеты о причинах выбора учебного заведения 26 % опрошенных ответили, что решающим фактором оказалась близость к дому, 26 % респондентов ориентировались на наличие необходимой им профессии, 16 % — на престижность ПОО, 11 % опрошенных выбрали учебное заведение по совету друзей, у 7 % студентов это был выбор родителей, 7 % студентов сделали свой выбор из-за низкого проходного балла и 7% выпускников затруднились с ответом. Однако если посмотреть усредненные показатели по отдельным категориям опрашиваемых, то выясняется, что престижность оказывает большее влияние на выпускников из сельской местности; выпускники из средних городов и моногородов ориентируются в первую очередь на близость к дому; мнению друзей больше подвержены выпускники из крупных городов (табл. 1).
Таблица 1
Обоснование выбора учебного заведения респондентами
Варианты ответов Крупные города, % Города, % Моногорода, % Поселки, % От числа опрошенных, %
Пре стижно сть 14 15 10 25 16
Находится рядом с домом 18 30 35 23 26
Здесь профессия, которая мне нужна 26 26 21 31 26
Низкий проходной балл 11 5 7 4 7
По совету друзей 19 8 12 6 11
Это был выбор моих родителей 8 6 11 3 7
Другое 4 10 4 8 7
Всего 100 100 100 100 100
Таким образом, на входе ПОО получает только треть абитуриентов, мотивированных на рабочую профессию. При выборе ПОО более половины поступающих не имеют мотивации, связанной с обучением. Поэтому, чтобы изменить непривлекательную картину «входа», требуется наполнить учебную, воспитательную и все иные виды деятельности ПОО профориен-тационной составляющей.
Для того чтобы оценить результаты проф-ориентационной работы в стенах ПОО, в исследовании были изучены вопросы успеваемости студентов, связь их интересов с получаемой профессией, их самооценка понимания профессии и готовности к ней. Эти показатели, на наш
взгляд, отражают отношение студента к приобретаемой профессии.
На вопрос анкеты о том, как студенты оценивают свою успеваемость, 30 % респондентов ответили, что учатся на «хорошо» и «отлично», у 49 % есть «тройки», у 21 % выпускников в основном «тройки». При этом 63 % студентов удовлетворены результатами своей учебы, 23 % не совсем довольны и только 14 % опрошенных недовольны результатами учебы. 79 % студентов стремятся улучшить свои результаты, 21 % не стремятся.
Достаточно высокий результат успеваемости и ориентир на его улучшение во многом связан с мотивацией к обучению. На вопрос
«Какова цель вашего обучения?» половина ре- студентов целью обучения является получение спондентов ответили, что это получение про- диплома; у 13 % студентов мотивация не связа-фессиональных знаний и умений; для 37 % на с учебной деятельностью (табл. 2).
Таблица 2
Цель обучения респондентов
Варианты ответов Частотность От числа опрошенных, %
Получить диплом 186 37
Получить профессиональные знания и умения 250 50
Избежать службы в армии 22 4
Затрудняюсь ответить 30 6
Другое 14 3
Всего 502 100
На вопрос, важно ли для них иметь диплом о среднем профессиональном образовании, 88 % обучающихся ответили положительно, 12 % — отрицательно, что косвенно подтверждает данные о мотивации студентов.
Очень важным этапом в подготовке будущего профессионала является производственная практика, в ходе которой студент соприкасается с реальным производством. Впечатления, полученные на производстве, существенным образом корректируют все предшествующие теоретические представления о профессии и месте выпускника в ней. На вопрос «Помогла ли вам работа во время производственной практики лучше познакомиться с профессией?» 62 % респондентов дали положительный ответ, 32 % отметили, что в какой-то мере, и только 6 % студентов ответили, что не помогла.
Непосредственный контакт с профессией происходит и во время работы студента во внеучебное время. Как уже упоминалось, 68 % студентов подрабатывают и 32 % только учатся. У 35 % опрошенных студентов содержание их трудовой деятельности достаточно тесно связано с будущей профессией, у 18 % связано частично и у 15 % их трудовая деятельность не имеет никакого отношения к будущей профессии.
В результате учебно-воспитательного воздействия на становление профессионального выбора студента в ходе его обучения в ПОО на последнем курсе 56 % выпускников хорошо представляют свою будущую профессиональную деятельность, 16 % имеют смутное представление, 14 % еще не задумывались над этим, а для 14 % опрошенных важнее получить образование вообще, чем оценивать область профессиональной деятельности, т. е. содержание будущей профессии для них особой роли не играет.
Понимание большинством выпускников содержания будущей профессии позволяет им оценить степень своей готовности к ней. 32 % респондентов считают, что они полностью го-
товы к выполнению профессиональных обязанностей; 25 % владеют достаточными теоретическими знаниями, но им не хватает практических умений; 21 % владеют достаточными практическими умениями, но им не хватает теоретических знаний; 14 % затруднились ответить; 8 % полагают, что не готовы.
Под влиянием учебно-воспитательной работы наблюдается положительная динамика изменения отношения студентов к профессии. Если на момент поступления были мотивированы только 35 % абитуриентов, то к моменту выпуска на вопрос анкеты о том, соответствует ли выбранная профессия интересам студентов, 57 % опрошенных ответили, что соответствует, 35 % респондентов ответили, что не совсем, и только 8 % — что не соответствует.
Соответствие интересов и профессии формирует у выпускников и уверенность в правильности выбора профессии. 57 % опрошенных уверены в этом, 28 % сомневаются, 15 % не уверены.
53 % опрошенных уверены в том, что выбранная профессия даст им моральное удовлетворение, — это говорит о явном интересе к выбранному направлению деятельности. 36 % студентов высказали сомнение, 11 % студентов дали отрицательный ответ.
У 60 % опрошенных есть уверенность, что выбранная профессия принесет им материальный достаток, 32 % не уверены в этом, 8 % не согласны с этим.
Вместе с тем на вопрос «Считаете ли вы, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии?» только 34 % опрошенных ответили утвердительно, 45 % студентов сказали, что не уверены в этом, а 21 % студентов ответили отрицательно.
На вопрос «При возможности поменяли бы выбранную вами профессию на другую?» 41 % опрошенных ответили, что не исключают такую вероятность, 30 % дали положительный ответ и только 29 % студентов ответили, что не поменяли бы.
Согласно данным исследования, половина респондентов отметили, что после окончания учебного заведения получат востребованную и престижную профессию, 40 % опрошенных не уверены в этом, 10 % студентов ответили отрицательно. Поэтому, оценивая перспективы трудоустройства, 59 % выпускников отметили свою уверенность в устройстве на работу после окончания обучения, 34 % не уверены, но не исключают возможность найти работу по получаемой профессии, и только 7 % опрошенных ответили отрицательно. При этом 36 % опрошенных уже определились с будущим местом работы, 35 % — не совсем, 29 % студентов не определились.
На вопрос анкеты о том, на каком предприятии студенты хотели бы работать после окон-
чания учебы, 36 % опрошенных ответили, что на государственном предприятии, 18 % — на собственном предприятии, 14 % — на частном предприятии, 7 % — в иностранной фирме, для 20 % студентов выбор предприятия не имеет значения и 5 % студентов затруднились с ответом на данный вопрос.
Проанализировав возможности трудоустройства по получаемой профессии по месту жительства респондентов, мы увидели, что 35 % выпускников оценивают их как хорошие, 33 % студентов отметили, что имеются некоторые возможности, 17 % опрошенных затруднились ответить на вопрос, и лишь 15 % студентов отметили, что практически нет возможностей для трудоустройства в их населенном пункте (табл. 3).
Таблица 3
Возможности трудоустройства по получаемой профессии по месту жительства респондентов
Варианты ответов Крупные города, % Города, % Моногорода, % Поселки, % От числа опрошенных, %
Хорошие 38 30 37 37 35
Имеются некоторые возможности 35 36 31 31 33
Практически нет возможностей 10 22 13 13 15
Затрудняюсь ответить 17 12 19 19 17
Всего 100 100 100 100 100
30 % студентов ради трудоустройства планируют переехать в город, 19 % — в областной центр, 9 % — в другую страну, 4 % — в районный центр, 2 % — в сельскую местность, 23 % не планируют переезд, у 13 % студентов вопрос вызвал затруднение. Но если рассмотреть этот вопрос анкеты по территориальному расположению учебных заведений, то увидим, что только 7 % от опрошенных студентов из поселков не планируют своего переезда; что касается обуча-
ющихся в городах и моногородах, то эта цифра составила по 23 %; 37 % обучающихся в крупных городах не планируют переезда. Необходимо отметить, что отток молодых специалистов в большом количестве может отрицательно сказаться не только на экономической, но и на социальной сфере населенного пункта. С другой стороны, трудовая мобильность студентов говорит об их амбициозности, уверенности в своих знаниях и умениях (табл. 4).
Планы переезда респондентов в другой населенный пункт
Таблица 4
ради т рудоустройства
Варианты ответов Крупные города, % Города, % Моногорода, % Поселки, % От числа опрошенных, %
Да, в областной центр 9 20 22 23 19
Да, в город 25 27 30 39 30
Да, в районный центр 3 5 3 3 4
Да, в сельскую местность 1 1 5 3 2
Да, в другую страну 12 8 12 6 9
Не планирую 37 23 23 7 23
Затрудняюсь ответить 13 16 5 19 13
Всего 100 100 100 100 100
С учетом того, что 29 % студентов вообще не определились с местом работы, а 35 % лишь частично определились, закономерно встает вопрос «Возникают ли у вас трудности с выбором
будущего места работы?». 41 % опрошенных ответили на него отрицательно, 30 % выпускников еще не думали об этом, 29 % ответили положительно.
На вопрос анкеты о том, на чью помощь студенты рассчитывают при своем трудоустройстве, 38 % респондентов ответили «только на себя», что говорит об уверенности выпускников в своих личных качествах, способностях, знаниях, 18 % опрошенных рассчитывают на
На чью помощь рассчитывают 1
помощь родителей и родственников, 14 % — на друзей и знакомых, 13 % студентов — на предприятие, на котором проходили практику, 7 % — на службу занятости и только 4 % студентов — на руководство учебного заведения (табл. 5).
Таблица 5
лпускннкн при трудоустройстве
Варианты ответов Частотность От числа опрошенных, %
Родители, родственники 90 18
Друзья, знакомые 70 14
Служба занятости 36 7
Предприятие, на котором проходил (-а) практику 63 13
Руководство вашего учебного заведения 18 4
Только на себя 193 38
Другое 32 6
Всего 502 100
На конкретный вопрос о том, должно ли никам; 18 % затруднились с ответом; 17 % опро-руководство ПОО оказывать помощь в поиске шенных считают, что не должно помогать; 16 % работы и трудоустройстве, 49 % студентов от- студентов полагают, что должно, но только луч-ветили, что оно должно помогать всем выпуск- шим студентам (табл. 6).
Таблица 6
Помощь руководства учебного заведения своим выпускникам в поиске работы и дальнейшем трудоустройстве
Варианты ответов Крупные города, % Города, % Моногорода, % Поселки, % От числа опрошенных, %
Да, должно помогать всем 55 53 46 40 49
Должно, но только лучшим студентам 14 16 16 18 16
Нет, не должно 17 16 18 18 17
Затрудняюсь ответить 14 15 20 24 18
Всего 100 100 100 100 100
Одним из важных вопросов при выборе места работы и закреплении в профессии является размер заработной платы. Как уже упоминалось, 60 % опрошенных считают, что профессия принесет им материальный достаток. Но для того, чтобы эти ожидания оправдались, необходимо сформировать у молодежи адекватные представления о величине заработной платы. Как оказалось, только 45 % студентов знают размер средней заработной платы по получаемой профессии в регионе, 35 % знают частично и 20 % опрошенных не знают ее величину.
Анализ предпочтений по заработной плате на начальном этапе работы показал, что 35 % опрошенных претендуют на зарплату до 20 000 руб., 34 % студентов устроила бы заработная плата от 20 001 до 30 000 руб., остальные ориентированы на размеры, превышающие среднеобластной показатель. На вопрос о том, на какую заработную плату студенты претендуют через пять лет после окончания учебного заведения, 27 % студентов ответили, что рассчитывают получать от 20 001 до 30 000 руб., 20 % — от 30 001 до 40 000 руб., 25 % опрошенных претендуют на заработную плату в размере свыше 50 001 руб. (табл. 7).
Таблица 7
Предполагаемый размер заработной платы респондентов
Варианты ответов После окончания учебного заведения, % Через пять лет после окончания учебного заведения, %
До 20 000 руб. 35 7
От 20 001 до 30 000 руб. 34 27
От 30 001 до 40 000 руб. 15 20
От 40 001 до 50 000 руб. 6 21
От 50 001 руб. и более 10 25
На вопрос анкеты о том, планируют ли студенты после окончания учебного заведения продолжить обучение, 62 % от числа опрошенных ответили утвердительно, что свидетельствует о наличии в сознании большинства выпускников устойчивого стереотипа о престижности высшего образования. Но если вернуться к во-
просу о профессиональном самоопределении, только 34 % хотели бы учиться по своему профилю и 38 % не планируют учиться, т. е. можно предположить, что они будут работать по профессии. Таким образом, две трети выпускников планирую остаться в профессии, остальные готовы осваивать другие (табл. 8).
Таблица 8
Планы дальнейшего обучения респондентов
Варианты ответов Крупные города, % Города, % Моногорода, % Поселки, % От числа опрошенных,%
Буду поступать в вуз на очное отделение по своему профилю 10 12 13 25 15
Устроюсь на работу и продолжу обучение заочно в вузе по своему профилю 23 21 14 19 19
Буду поступать в вуз на очное отделение по другому профилю 5 7 9 4 6
Устроюсь на работу и продолжу обучение заочно в вузе по другому профилю 12 17 18 7 14
Продолжу обучение в своем учебном 2 2 6 2 3
заведении
Продолжу обучение в другой ПОО 6 5 4 7 5
Не планирую продолжать обучение 42 36 36 36 38
Всего 100 100 100 100 100
Проанализировав полученный результат, можно сделать вывод, что вне зависимости от территориального расположения образовательного учреждения большая часть студентов планируют поступать в вузы, рассматривая профессиональное образование как промежуточную ступень между школой и высшим образованием.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Лишь треть абитуриентов, поступающих в ПОО, ориентированы на конкретную профессию. В результате заложенного в учебно-воспитательную работу профориентационного потенциала в ходе обучения в ПОО у студентов наблюдается положительная динамика изменения отношения к осваиваемой профессии. На выпускном курсе уже 57 % уверены в правильности своего выбора и 59 % уверены в трудоустройстве после окончания ПОО. Причем ради трудоустройства 64 % студентов готовы поменять место жительства. Но, несмотря на явный прирост мотивированных студентов (примерно четверть), только 34 % согласны посвятить жизнь выбранной профессии и 38 % не планируют дальнейшего обучения, т. е. остаются в профессии. Эти цифры соответствуют количеству мотивированных аби-
туриентов, что еще раз подтверждает значимость ранней профориентации. Учитывая, что у 26 % опрошенных выбор ПОО связан с близостью к дому, у 11 % — с советом друзей и у 7 % — с решением родителей, ПОО в профориентаци-онной деятельности должны тесно сотрудничать с расположенными рядом школами, где сосредоточено почти 40 % их будущего контингента. И чем раньше там начнется процесс профессионального самоопределения, тем больше мотивированных студентов получит ПОО на «входе».
Сохраняющийся значительный процент сомневающихся в выборе профессии среди выпускников должен стимулировать педагогические коллективы не только к поиску новых эффективных форм профориентационной работы, но и к повышению качества традиционных. Только 62 % студентов оказались полностью довольны практикой, а 49 % выпускников не отказалось бы от помощи ПОО в поиске работы. Поэтому, чтобы на стадии «выхода» добиться максимальных результатов в трудоустройстве, важно рассматривать профориентационную работу как непрерывный процесс, который выходит за рамки формальных сроков обучения студента в ПОО.
Библиографический список
1. Официальный сайт Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://szn74.ru.
2. Старикова, Л. Н. Профориентация и профессиональное самоопределение студентов средней профессиональной школы [Текст] : автореф. дис. ... канд. соц. наук / Л. Н. Старикова. — Уфа, 2009.
3. Усманов, А. Р. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в региональной системе среднего профессионального образования (на примере Чеченской республики) [Текст] : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Р. Усманов. — М., 2016.
4. Клюев, Ф. Н. Профессиональное самоопределение и трудоустройство выпускников УНПО Челябинской области [Текст] / Ф. Н. Клюев, Л. В. Котовская, С. Н. Халитова. — Челябинск : Челябинский ИРПО, 2007. — 78 с.
5. Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://asi.ru/upload/iblock/c73/Standart_KPR_upd.pdf.
6. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/ bul dr/mun obr2018.rar.
For citation: Malova, E. O. Professional trajectory formation by the VET students of the Chelyabinsk region : Sociological findings [Text] / E. O. Malova // Innovative development of vocational education. — 2018. — № 3 (19). — P. 54-62.
PROFESSIONAL TRAJECTORY FORMATION BY THE VET STUDENTS OF THE CHELYABINSK REGION: SOCIOLOGICAL FINDINGS
E. O. Malova
The paper presents the findings of the sociological research on the formation of the professional trajectory by the VET students in the Chelyabinsk region. The article analyses respondents' social and demographic characteristics, values and life plans; profession choice; their preparedness for the profession; prospective job placement; continuing education.
Key words: profession, profession choice, profession of a worker, professional knowledge and skills, preparedness for work, job placement prospects.
References
1. Ofitsial'nyi sait Glavnogo upravleniya po trudu i zanyatosti naseleniya Chelyabinskoi oblasti, available at: http://szn74.ru. (In Russian)
2. Starikova L. N. Proforientatsiya i professional'noe samoopredelenie studentov srednei professional'noi shkoly. Extended abstract of candidate's thesis, Ufa, 2009. (In Russian)
3. Usmanov A. R. Organizatsionno-pedagogicheskoe soprovozhdenie professional'nogo sa-moopredeleniya obuchayushchikhsya v regional'noi sisteme srednego professional'nogo obrazo-vaniya (na primere Chechenskoi respubliki). Extended abstract of candidate's thesis, Moscow, 2016. (In Russian)
4. Klyuev F. N., Kotovskaya L. V., Khalitova S. N. Professional'noe samoopredelenie i trudou-stroistvo vypusknikov UNPO Chelyabinskoi oblasti, Chelyabinsk: Chelyabinskii IRPO, 2007, 78 p. (In Russian)
5. Regional'nyi standart kadrovogo obespecheniya promyshlennogo rosta, available at: https:// asi.ru/upload/iblock/c73/Standart_KPR_upd.pdf.
6. Chislennost' naseleniya Rossiiskoi Federatsii po munitsipal'nym obrazovaniyam na 1 yan-varya 2018 g., available at: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/bul_dr/mun_obr2018.rar.
Малова Елена Олеговна, заведующая лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» ГБУ ДПО «Челябинский институт развития профессионального образования», г. Челябинск, e-mail: [email protected]
Malova E. O., head of the laboratory, Chelyabinsk institute of the vocational education development, Chelyabinsk, e-mail: [email protected]