4. The comprehensive analysis of received information - pledge of successful work of police. // «Kriminalistik» - 2010 - №8-9.
5. Зорин, Г. А. Криминалистическая методология. / Г. А. Зорин. - Минск: Амалфея, 2000.
V.О.Davydov
RESEARCH OF CRIMINALISTICS SIGNIFICANT INFORMATION AT INVESTIGATION OF THE EXTREMIST CRIMES COMMITTED WITH USE OF COMPUTER NETWORKS
The author's view of essence ofprocess of research is presented to significant information in article criminalistics at investigation of the extremist crimes committed with use of computer networks. Need of algorithmization of information support of activity of the subject of investigation locates.
Keywords: information, research, algorithm, reliability, admissibility, extremism, computer networks.
УДК 34
А.И. Минакова, ведущий юрисконсульт института современных образовательных технологий МГТУ им. Н.Э. Баумана, старший преподаватель кафедры юриспруденции, интеллектуальной собственности и судебной экспертизы, [email protected], тел. 89163935002 (Россия, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана)
ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Рассмотрены особенности образовательных услуг государственных (муниципальных) учреждений, предложено расширить перечень дополнительных платных образовательных услуг автономного образовательного учреждения и законодательно определить понятие «Образовательная услуга автономного образовательного учреждения».
Ключевые слова: Учреждения, автономное образовательное учреждение,
образование, дополнительные платные образовательные услуги, образовательная услуга автономного образовательного учреждения.
В 1992 г. с принятием Закона об образовании произошли существенные изменения в регулировании сферы образования. И в первую очередь это связано с появлением ранее неизвестных советскому образованию институциональных элементов, таких, как возможность обучающимся получать общее и профессиональное образование не только на бюджетной основе, но и на платной основе, появление и возможность функционирования негосударственных образовательных учреждений.
Услуги, предоставляемые автономным образовательным учреждением в рамках государственного (муниципального) задания в основном оказываются на бесплатной для потребителя основе, за счет субсидии на финансовое
обеспечение выполнения задания. Вместе с тем в случаях, определенных нормативно-правовыми актами, такие услуги могут предоставляться учреждением за плату.
Автономное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами. Эта норма следует из п. 6 ст. 4 Федерального закона N 174-ФЗ (далее - закон об автономных учреждениях) [1]. На это же указывает и п. 8 ст. 41 Закона РФ N 3266-1 (далее - закон об образовании) [2], в силу которого государственные (муниципальные)
образовательные учреждения, в том числе образовательные, вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц. Привлечение указанных дополнительных средств, согласно п. 9 ст. 41 Закона об образовании, не влечет за собой снижения нормативов и (или) абсолютных размеров их финансирования за счет средств учредителей. При этом должны соблюдаться два требования: во-первых, деятельность по оказания услуг должна соответствовать целям, ради которых учреждение создано, и все доходы от приносящей доход деятельности должны быть направлены на достижение указанных целей; и во-вторых, в уставе учреждения должен содержаться исчерпывающий перечень этих услуг.
Услуги в сфере дополнительного образования, как правило, рассчитаны на более широкую и углубленную подготовку студентов, по отношению к обязательным, стандартным образовательным программам.
В связи с отсутствием в цивилистической литературе понятия «образовательная услуга автономного образовательного учреждения», нами сформулировано доктринальное определение понятия, которое основывается на гражданско-правовых подходах и может быть воспринято законодательством об образовании.
Итак, «образовательная услуга автономного образовательного
учреждения» - комплекс целенаправленно создаваемых и предлагаемых профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения, направленный на приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Целью образовательных услуг является передача знаний, умений, формирование профессиональных навыков и освоение их обучающимся.
Платные образовательные услуги становятся неотъемлемым явлением в сфере высшего профессионального образования, а для автономных образовательных учреждений - одним из легальных средств к получению стабильного заработка.
Важной тенденцией развития учреждений в общем объеме их деятельности, как правило, становится увеличение объема предоставляемых образовательных услуг.
Перечень платных дополнительных образовательных услуг закреплен в Законе об образовании и в Правилах оказания платных образовательных услуг [3]. К таким услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся:
1) обучение по дополнительным образовательным программам;
2) преподавание специальных курсов и циклов дисциплин;
3) репетиторство;
4) занятие по углубленному изучению предметов;
5) другие услуги.
Приведенный перечень видов дополнительных платных образовательных услуг не является исчерпывающим, по мнению автора, он может быть расширен иными видами платных образовательных услуг, которые не финансируются из средств государственного бюджета и не входят в перечень государственного (муниципального) задания.
Учитывая заинтересованность автономного учреждения в дополнительных источниках доходов, необходимо сделать акцент на развитии сектора дополнительных платных услуг, доходами от которых автономное образовательное учреждение сможет распоряжаться по собственному усмотрению. А также необходимость финансового обеспечения выполнения сторонними организациями для автономного учреждения услуг, в отношении которых у учредителя нет обязанности производить финансовое обеспечение в рамках выполнения задания учредителя.
На примере МГТУ им. Н.Э. Баумана авторское исследование правового статуса автономного образовательного учреждения позволило сформулировать практические предложения по внесению изменений и дополнений в нормативные правовые акты в области образования.
- предлагается внести изменения в п.1. ст. 45 Закона об образовании, дополнив перечень реализуемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями платных образовательных услуг следующими видами: «Блок дисциплин», «Дисциплина», «Учебный курс».
1. Образовательная программа «Блок дисциплин» - совокупность полностью совпадающих с имеющимися в утвержденных учебных планах дисциплин по одному или нескольким направлениям (специальностям). Общий объем часов всех дисциплин, входящих в блок, не должен превышать 500 часов в семестр. Слушателям предоставляется возможность выбора отдельных заявляемых для изучения дисциплин, входящих в учебный план блока.
2. Образовательная программа «Дисциплина» - полностью совпадающая с имеющейся в утвержденных учебных планах первого или второго высшего образования дисциплиной по конкретному направлению (специальности). Объем Дисциплины в часах определяется дисциплиной соответствующего утвержденного учебного плана направления (специальности).
3. Образовательная программа «Учебный курс» - дидактически обоснованная и адаптированная система знаний, умений и навыков, выражающая содержание той или иной дисциплины (одной или нескольких), преподающейся в ВУЗе, в меньших объемах, чем это предусмотрено учебным планом дисциплины (одной или нескольких в сумме) лицензированных в ВУЗе направлений (специальностей или специализаций) или дисциплины, не предусмотренной соответствующими образовательными программами ВУЗа.
Содержание образовательной программы «Учебный курс» определяется учебным планом и учебной программой, которые утверждаются в высшем учебном заведении в установленном порядке.
«Учебный курс» может являться как полностью самостоятельной дидактической единицей (дидактическая единица - предметная тема), так и состоять из модулей (частей, разделов и т.д.). Образовательная программа «Учебный курс» направлена на углубление знаний слушателя.
Образовательные программы «Блок дисциплин», «Дисциплина» и
«Учебный курс» могут быть реализованы автономным образовательным учреждением на основании личного заявления потребителя образовательной услуги путем заключения договора возмездного оказания услуг между образовательным учреждением и заказчиком (потребителем).
Дополнительные образовательные услуги не являются обязательными, предоставляются гражданам добровольно, и, как правило, на платной основе.
Последние изменения законодательства об образовании, направленные на систематизацию и совершенствование правового положения сферы образования, стали следствием принятия принципиально нового федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступающего в силу с 1 сентября 2013г., за исключением отдельных его положений. Он призван заменить собой целый ряд действующих нормативно-правовых актов в области образования.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» прослеживается стремление законодателя дать юридическое толкование положений, до настоящего времени вызывающих неоднозначность понимания среди юристов-правоведов. В частности, новый закон уточняет систему видов и уровней образования в России. Стоит обратить внимание на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, согласно нового закона, относящиеся к группе дополнительных образовательных программ -дополнительных профессиональных программ. Как правило, такие услуги оказываются для потребителей бесплатно, так как оплачиваются за счет средств работодателя или средств государственного бюджета. Новый закон разрешает осваивать дополнительные профессиональные программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования [4]. Эта норма дает возможность руководству ВУЗов принимать на программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки категорию учащихся или студентов, что позволит привлекать дополнительные внебюджетные источники.
Активность привлечения средств из внебюджетных источников за счет расширения перечня оказываемых автономным учреждением дополнительных платных образовательных услуг, способность конкурировать за бюджетные и внебюджетные средства, развитые навыки поиска дополнительных финансовых источников и разнообразность этих источников будут залогом эффективности организационно - правовой формы автономного учреждения.
Список литературы
1. Об автономных учреждениях: федеральный закон от 03.11.2006г. № 174 ФЗ// Российская газета. 2006. № 4216. 8 ноября.
2. Об образовании: закон от 10.07.1992 №3266-1 // Российская газета.1992.№172. 31 июля.
3. Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства РФ от 05 июля 2001г. №505 .
4. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ// Российская газета. 2012. № 303. 31 декабря.
A.I. Minakova
PAID EDUCATIONAL SERVICES OF INDEPENDENT EDUCATIONAL INSTITUTION
In the article the author has reviewed singularity of educational services, it is offered to expand the list of additional paid educational services of independent educational Institute and legislatively to define the concept "Educational Service of independent educational Institute".
Keywords: Institutions, Independent educational institution, education, additional paid educational services, educational service of independent educational institute.
УДК 34
Е.Е. Орлова, канд. юрид. наук, доцент ФГБОУ ВПО Тамбовский государственный технический университет, тел.8- 915- 667- 46- 05, [email protected]
(Россия, Тамбов, Тамбовский государственный технический университет) ОБЩЕСТВЕННЫЕ РАБОТЫ В ГОСУДАРСТВАХ - ЧЛЕНАХ СНГ
В статье анализируется понятие общественных работ, выделяется ряд признаков характеризующих общественные работы как деятельность имеющую социально-полезную направленность.
Ключевые слова: социальная поддержка, ищущий работу, временная занятость, общедоступность, безработный.
Понятие общественных работ дается в статье 24 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [2] (далее - Закон о занятости в РФ), под которыми понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и
66