УДК 343.85
DOI 10.24411/2078-5356-2018-10455
Чистотина Ольга Николаевна Olga N. Chistotina
кандидат педагогических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии Рязанский филиал Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (390043, Рязань, ул. 1-я Красная, 18)
randidate of sciences (pedagogy), associate professor of the department of criminal law and criminology
Ryazan branch of Moscow university of the Ministry of interior of Russian Federation named after V.Ya. Kikot (18 1st Krasnaya st., Ryazan, Russian Federation, 390043)
E-mail: chistotina@yandex.ru
Криминологическое обеспечение осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Criminological ensure the implementation of administrative supervision over persons released from places of imprisonment
Предметом исследования в данной статье является механизм осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью преодоления возникающих при реализации норм административного надзора трудностей, поиска мер по повышению эффективности деятельности по предупреждению рецидивной преступности. В результате проведенного исследования были выявлены ряд проблем: слабая преемственность исправительных учреждений и органов внутренних дел в осуществлении профилактических и воспитательных функций, а также в управлении ресоциализацией освобожденных из мест лишения свободы; в действующем законодательстве отсутствует порядок осуществления индивидуально-профилактического воздействия на поднадзорных лиц. С учетом сделанных выводов предлагаются меры по повышению криминологического обеспечения осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.
Ключевые слова: рецидивная преступность, административный надзор, осужденный, поднадзорный, органы внутренних дел, исправительные учреждения, предупреждение преступлений, индивидуальная профилактика, воспитательное воздействие, социальная адаптация и ресоциализация.
The subject of the research in this article is the mechanism of administrative supervision over persons released from prison. The relevance of the chosen topic due to the fact that the implementation of the rules of administrative supervision difficulties and finding measures to improve the effectiveness of activities to prevent recidivism. The study revealed a number of problems: weak continuity of correctional institutions and internal Affairs bodies in the implementation of preventive and educational functions, as well as in the management of social adaptation of persons released from prison; there is no order of implementation of individually-preventive influence on supervised persons. Taking into account of the findings measures to increase criminological ensure the implementation of administrative supervision over persons released from places of deprivation of liberty.
Keywords: recurrent crime, administrative supervision, convicted, person under surveillance, the bodies of internal Affairs, correctional facility, crime prevention, individual prevention, educational influence, social adaptation and resocialization.
© Чистотина О.Н., 2018
Рецидивная преступность была и остается одним из наиболее опасных видов преступности. Ее повышенная общественная опасность обусловлена тем, что совершение повторного преступления, несмотря на принятые в отношении лица уголовно-правовые меры, свидетельствует о значительной деформации и устойчивости негативных качеств личности. Отрицательные количественные показатели рецидивной преступности последних лет, ухудшение ее качественных характеристик свидетельствуют о значительных недостатках в деятельности правоохранительных органов и учреждений, исполняющих наказания по осуществлению превентивного контроля за лицами, требующими повышенного индивидуально-профилактического воздействия [1].
Мерой социально-правового контроля за осужденными, освобожденными из мест лишения свободы и представляющими значительную угрозу для общества, исторически доказавшей свою эффективность в предупреждении рецидивной преступности, является административный надзор. Законодательство об административном надзоре действует уже продолжительное время [2], однако в практике его применения до сих пор остаются нерешенные вопросы, которые активно обсуждаются в научных кругах [3-5]. К одним из них следует отнести недостатки в осуществлении индивидуально-профилактического воздействия на поднадзорных лиц, которые зачастую становятся одними из условий совершения данной категорией граждан повторных преступлений.
В целях позитивных изменений сложившейся ситуации хотелось бы предложить ряд мер правового и организационного характера по совершенствованию индивидуальной профилактики поднадзорных.
К одним из условий повышения эффективности профилактического воздействия на осужденных, освобожденных из мест лишения свободы, следует отнести изменение федерального законодательства в части расширения списка административных ограничений и усиления ответственности за их несоблюдение.
Кроме того, представляется целесообразным закрепить в законе об административном надзоре перечень обязанностей поднадзорных лиц, которые могут быть установлены судом одновременно с административными ограничениями, например: трудиться (трудоустроиться), так как участие в жизни коллектива, постоянная занятость даст реальную возможность изменить свою дальнейшую судьбу; получить обра-
зование; пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании,венерических заболеваний и др.
Следует иметь в виду, что большинство освобожденных совершает новые правонарушения в первоначальный период после освобождения. Принимая во внимание наметившееся комплексное регулирование нормами различных отраслей права этой сферы общественных отношений, следует организационно объединить подготовку осужденных к освобождению и управление их ресоциализацией после отбытия наказания в единый воспитательно-профилактический процесс. Это позволит оценивать эффективность деятельности конкретных должностных лиц исправительных учреждений (далее - ИУ) и органов внутренних дел (далее - ОВД), ответственных за профилактическую работу с освобождаемыми и освобожденными от отбывания наказания, не только по количеству мероприятий, но и по конечному результату (единому показателю) -уровню предотвращения рецидивной преступности в период их адаптации к условиям свободы.
Преемственность прежде всего требует решения главной задачи - всестороннего изучения каждого правонарушителя. Важно наладить процесс сбора информации об осужденных во время отбывания ими наказания. Результаты наблюдения за ними за этот период фиксируются в основном в тетради индивидуальной воспитательной работы с осужденным, а также в других документах начальников отрядов, отделов, служб колонии (в журнале учета нарушений, поощрений и взысканий; в карточках осужденных, склонных к нарушению режима, у оперативного дежурного; в карточках учета проступков на производстве и пр.). Данная информация должна аккумулироваться работниками отдела безопасности (или оперативного отдела) и содержаться в извещениях на освобождаемых, направляемых в ОВД по предполагаемому месту жительства осужденного.
Однако на практике участковые уполномоченные полиции получают усеченную пенитенциарную характеристику освобожденного из мест лишения свободы, что значительно осложняет организацию индивидуально-профилактической работы с поднадзорным. В ней не раскрываются особенности поведения осужденного во время нахождения в ИУ, не указаны положительные устремления, привычки, интересы, а также наиболее эффективные педагогические методы и приемы воздействия администрации на него в процессе отбывания наказания, которые важно знать сотрудникам ОВД.
В извещении на освобождаемого должна содержаться информация, которая позволит определить связь между установленными данными с позиций прошлого и настоящего и наметить варианты поведения профилактируе-мого лица в будущем. Содержащиеся в нем сведения должны иметь социально-демографический, нравственно-психологический и испра-вительно-воспитательный характер и в совокупности составлять криминологический портрет личности, отражающий ее направленность. На их основе сотрудниками ОВД должна быть организована подготовительная работа к приему освобожденных, установлению и принятию в последующем определенных предупредительных мер (индивидуально-профилактического воздействия, оперативного наблюдения, административного надзора).
Кроме того, для эффективной работы с поднадзорным нужны сведения воспитательного характера, концентрированно выражающие особенности воспитательного воздействия на каждого освобожденного. На запрос характеристики уходит много времени. Более того, данные в ней не всегда отражают полный портрет личности поднадзорного. Поэтому извещение на освобождаемого должно содержать сведения о типичных нарушениях режима отбывания наказания, положительных устремлениях, привычках, интересах, а также рекомендации о методах и приемах педагогического воздействия.
Однако информация может не дойти до адресата, потеряться или задержаться на длительное время. К тому же работникам правоохранительных органов часто приходится несколько раз истребовать одинаковые сведения из одних и тех же источников. Представляется, что для правильного установления и эффективного осуществления предупредительных мер в отношении освобожденных из мест лишения свободы нужна единая система сбора информации, поступающей из всех органов уголовной юстиции. Возможно, следует ввести единый документ, аккумулирующий информацию о личности правонарушителя (подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, заключенного под стражу, осужденного к лишению свободы и освобожденного из ИУ), что будет способствовать объединению и преемственности деятельности всех субъектов по предупреждению рецидивной преступности. В этом документе должны содержаться те данные, которые могут играть качественно новую, прогнозирующую роль. При этом исключается их дублирование на различ-
ных этапах обеспечения реализации уголовной ответственности, что позволит осуществлять предупреждение правонарушений с наименьшей затратой сил и времени.
Таким образом, сейчас следует как минимум организационно обеспечить сбор нужных сведений, определить объем необходимой и достаточной информации, решить проблему создания единой системы информационного обеспечения.
Практика осуществления ОВД административного надзора за ранее судимыми лицами показывает, что после осуществления проверок по месту жительства в ночное время нередки случаи ухода поднадзорных из дома для осуществления своих планов в обход установленных судом ограничений. Учитывая развитие в стране компьютерно-информационных технологий, представляется целесообразным законодательно рассмотреть вопрос об использовании при осуществлении административного надзора комплекса инженерно-технических устройств, аналогичного тому, что применяется при исполнении наказания в виде ограничения свободы (электронный браслет; стационарное контрольное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета; устройство для отслеживания местоположения поднадзорного по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS и другие технические устройства). Осознание человеком того, что сотрудники полиции постоянно держат его в зоне особого внимания, в том числе визуально, на экране монитора компьютера, могут удержать поднадзорного от совершения необдуманных поступков [6].
В ходе реализации профилактического надзора участковый уполномоченный полиции проводит беседы с соседями поднадзорного. Однако в ходе данных бесед неизбежно сотрудник полиции будет находится в непростой ситуации. С одной стороны, он должен соблюдать права поднадзорного и не разглашать сведения о совершенном им преступлении и отбытом наказании, поведении в местах лишения свободы, с другой - полицейский должен защищать права граждан и общественные интересы от противоправных посягательств. Рассмотрим ситуацию, когда поднадзорный является педофилом, а участковый уполномоченный полиции не сообщит об этом соседям, руководству, где поднадзорный работает, и если впоследствии произойдет несчастье с детьми, то ответственность будет в том числе и на сотруднике полиции. Од-
нако в случае разглашения полицейским подобной информации ситуация может измениться вплоть до самосуда граждан, что также недопустимо. Очевидно, что данная проблема не урегулирована действующим законодательством и требует внесения соответствующих изменений.
Следует отметить, что в настоящее время в действующем законодательстве в сфере осуществления административного надзора полиции за ранее судимыми гражданами не определен сам порядок организации и проведения соответствующей индивидуально-профилактической работы.
Как показывает практический опыт работы, значительная часть сотрудников полиции при осуществлении административного надзора проводят индивидуально-профилактические беседы с ранее судимыми, однако их содержание зачастую поверхностно, связано с установлением факта правонарушения и составлением административного протокола, зачастую используется метод принуждения в виде наложения административного штрафа, в связи с чем такие беседы не решают возникающие проблемы, поднадзорный не выносит из них ничего положительного и продолжает свою антиобщественную деятельность [7]. Безусловно, спектр возможно применимых форм и методов индивидуальной профилактики значительно шире, однако большая часть из них не используется в практике.
Еще одной проблемой, на которую необходимо обратить внимание, является установление административного надзора за лицами, у которых нет постоянного места жительства, проживания, а существующие примеры установления административного надзора в подобном случае не решают комплексно эту ситуацию, а только могут показывать, как правоохранительные органы вместе с судебными обходят пробелы в законодательстве. Представляется, что при отсутствии у поднадзорного определенного места жительства, по решению суда, устанавливающего административный надзор, необходимо установить возможность помещать таких граждан на проживание в специальные учреждения по типу существующих для лиц-мигрантов либо в реабилитационные центры.
К сожалению, на сегодняшний день на законодательном уровне так и не создан механизм реальной помощи в сфере социальной адаптации бывших заключенных. Ежегодно из исправительных учреждений освобождаются сотни тысяч осужденных, из которых значительное количество утратили связи с семьей, не имеют
средств к существованию, нуждаются в бытовом и трудовом устройстве. Среди освобожденных много лиц, страдающих тяжелыми хроническими заболеваниями, пенсионеров, инвалидов. Подавляющее большинство из них нуждается в помещении в дома инвалидов и престарелых, больницы, туберкулезные диспансеры. Все эти проблемы не только не способствуют успешной интеграции в общество, но и прямо ведут к совершению повторных преступлений [8, с. 52].
Рассмотрение проблемных вопросов, возникающих при осуществлении административного надзора полиции за ранее судимыми гражданами, показало, что необходимо серьезно на законодательном уровне с участием представителей, непосредственно проводящих работу с поднадзорными, учеными-юристами, практиками переработать и дополнить действующее в данной сфере законодательство. Во главе должна стоять личная и имущественная безопасность наших граждан. При этом следует учитывать, что работа с ранее судимыми лицами отличается определенной спецификой, требует индивидуального подхода, и задача полиции -помочь поднадзорному начать двигаться в нужном для общества и государства направлении.
В целом результат борьбы с рецидивной преступностью зависит от криминологического обеспечения предупредительной работы и совершенствования деятельности правоохранительных органов по ее реализации. Для этого необходимо: оптимально учитывать при назначении наказания социально-криминологические аспекты преступления и личности преступника; обеспечить системный сбор информации о лице, совершившем преступление; создать необходимые организационно-технические условия для эффективной реализации предупредительных мер, повысить уровень оказания помощи освобожденным из мест лишения свободы в ресоци-ализации; организовать обучение сотрудников ОВД правилам и приемам применения предупредительных мер, формам и методам индивидуально-воспитательной работы с поднадзорными.
В заключение следует отметить, что реализация норм административного надзора является важным инструментом в профилактике рецидивной преступности, устранение обозначенных и других возникающих практических проблем реализации данного института позволит положительно повлиять на процесс создания эффективного механизма надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, и на криминогенную обстановку в целом.
Примечания
Notes
1. Вакуленко Н.А. Факторы, детерминирующие рецидивную преступность // Юрист-Правоведъ. 2017. № 3 (82).
2. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // Российская газета. 2011. 8 апреля.
3. Антонов Т. Г. Проблемы толкования некоторых норм законодательства об административном надзоре // Законность. 2018. № 1.
4. Бузина М.В., Юдина Ю.В. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: от теории к практике // Административное право и процесс. 2017. № 4.
5. Исакова Ю.И., Сараев Н.В. Институт административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в современной превенции правонарушений: теория и практика // Российский следователь. 2017. № 13.
6. Некрасов Д.Е., Бадальянц Э.Ю., Ищук Я.Г., Чи-стотина О.Н., Шкабин Г.С. Преступность в Рязанской области и противодействие ей: криминологические и уголовно-правовые аспекты. Рязань, 2012.
7. Бреев А.В., Чистотина О.Н. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: криминологический аспект. Рязань, 2016.
8. Абрамян С.К. Криминологическая характеристика и предупреждение рецидивной преступности: учебное пособие. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2016.
1. Vakulenko N.A. Factors determining recidivism. Jurist-Pravoved, 2017, no. 3 (82). (In Russ.)
2. On administrative supervision over persons released from places of imprisonment: the federal law of April 6, 2011, no. 64-FZ (as amended on 29.07.2017). Rossiyskaya gazeta, 2011, April 8. (In Russ.)
3. Antonov T.G. Problems of interpretation of some norms of the legislation on administrative supervision. Legality, 2018, no. 1. (In Russ.)
4. Buzina M.V., Yudina Ju.V. Administrative supervision over persons released from places of detention: from theory to practice. Administrative law and procedure, 2017, no. 4. (In Russ.)
5. Isakova Yu.I., Saraev N.V. Institute of administrative supervision over persons released from places of imprisonment, in modern crime prevention: theory and practice. Russian investigator, 2017, no. 13. (In Russ.)
6. Nekrasov D.E., Badal'yancz E.Yu., Ischuk Ya.G., Chistotina O.N., Shkabin G.S. Crime in the Ryazan region and countering it: criminological and criminal law aspects. Ryazan, 2012. (In Russ.)
7. Breev A.V., Chistotina O.N. The administrative supervision over persons released from places of detention: a criminological aspect. Ryazan, 2016. (In Russ.)
8. Abramyan S.K. Criminological characteristics and prevention of recidivism: a training manual. Krasnodar: Krasnodar university of the Russian interior Ministry, 2016. (In Russ.)