ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 343.91-051"406"
Н. С. Артемьев, А. Н. Бурчихин
Виды и содержание мероприятий по предупреждению рецидивной преступности
Статья посвящена проблемам планирования мероприятий по предупреждению рецидивной преступности. Авторами рассматриваются требования, предъявляемые к планируемым мероприятиям по предупреждению рецидивной преступности, виды планируемых предупредительных мероприятий и их содержание, начиная с планов государственных органов и общественных организаций и заканчивая планами работы участковых, уполномоченного полиции и начальника отряда исправительного учреждения.
Планирование - это внешняя функция управления, которая обеспечивает целеустремленность в работе по предупреждению рецидивной преступности, позволяет сосредоточить внимание на решении наиболее важных, перспективных вопросов, вытекающих из решений законодательных и исполнительных государственных органов власти, из сложившейся оперативной обстановки на обслуживаемой территории, дает возможность правильно использовать каждого работника полиции и исправительных учреждений, силы общественности, имеющуюся технику, а также оперативно-розыскные и профилактические средства.
Планирование создает необходимые условия для организации тесного и непрерывного взаимодействия между органами полиции, исправительными учреждениями, судом, прокуратурой с различными государственными, хозяйственными, общественными организациями, участвующими в осуществлении мероприятий по предупреждению рецидивной преступности, способствует более легкому выполнению законов и других подзаконных актов с учетом криминальной обстановки в регионах, прогнозирования рецидивной преступности, а также имеющихся сил и средств.
Article is devoted to problems of planning of actions for the prevention of recurrent crime. The author considers requirements for the planned activities for the prevention of recidivism, types of the planned precautionary actions and their content, starting with plans of government bodies and public organizations are considered by authors and finishing with plans of work of district police officers, representative of police and chief of group of correctional facility.
Planning it is an external control function, that provides a sense of purpose in the prevention of recidivism, allows to focus on the most important and perspective issues that emanating from legislative and executive government authorities, current operative situation in the service area. Planning makes it possible to properly use each police and penal officer, available equipment, operatively-search and preventive measures.
Planning creates the necessary conditions for the organization of close and continuous interaction between the police, penal facilities, courts, prosecutor's office with various government, business, civil society organizations involved in the implementation of measures to prevent recidivism. It is contributes to easier implementation of laws and other regulations taking into account such factors as the crime situation in the regions, predicting recidivism available forces and means.
Ключевые слова: рецидивная преступность, причины её совершения и условия, способствующие ей.
Keywords: recidivism, the reasons for its issuance and the conditions that facilitate it.
В последний период достигнуты положительные результаты в совершенствовании планирования, которое теперь осуществляется по отдельным проблемам, что позволяет объединить усилия различных служб и подразделений органов внутренних дел, а также общественности для более эффективного решения поставленных задач. Однако разработанной, стройной системы мероприятий, охватывающих всю проблему профилактики рецидивной преступности, пока не имеется. Планируемые органами внутренних дел отдельные мероприятия включаются в квартальные, годовые
© Артемьев Н. С., Бурчихин А. Н., 2015 120
и перспективные планы и не носят комплексного характера; они не всегда согласовываются с органами прокуратуры, юстиции и другими государственными органами и поэтому оказывают воздействие лишь на отдельные факторы, с которыми обнаруживает связь рецидивная преступность. Кроме того, как правило, отсутствует связь с мероприятиями по профилактике преступности несовершеннолетних - главного источника рецидивной преступности.
Между тем планирование мероприятий по профилактике рецидивной преступности, основанное на научном анализе оперативной обстановки, позволяет органам внутренних дел, наряду с решением повседневных текущих вопросов и частных задач, последовательно, с перспективой на предстоящий период осуществлять широкую предупредительно-профилактическую работу с судимыми по их месту жительства и работы с привлечением к этой цели трудовых коллективов и общественных организаций.
Планируемые мероприятия должны соответствовать законам, общероссийским программам, планам вышестоящих органов, причем не копируя их положения, а конкретизируя с учетом реальной обстановки, сложившейся на определенной территории, в городе, населенном пункте. Требуются также их научная обоснованность, эффективность, реальность, экономичность, целесообразность, конкретность, комплексность.
Научная обоснованность предполагает, в частности, что планы должны исходить из глубокого анализа рецидивной преступности на определенной территории, всестороннего учета данных социально-экономического и научно-технического развития, с учетом криминологического прогноза и личности преступников.
Эффективность планируемых мероприятий заключается в достижении положительных результатов после их выполнения. Наиболее важным критерием проверки эффективности является реальное увеличение или уменьшение числа преступлений, совершенных судимыми, снятие их с учетов как исправившихся и в целом укрепление правопорядка в определенном регионе.
Реальность мероприятий состоит в том, что они должны быть выполнены исполнителями при любых условиях, в том числе и при значительном осложнении оперативной обстановки, когда часть сил и средств будет отвлечена на выполнение других мероприятий (пожаров, наводнений, эпидемий и т. д.). Так, вряд ли можно считать реальным план УВД Кировской области, где наряду с многочисленными мероприятиями по профилактике рецидивной преступности было предусмотрено в течение одного квартала оказать помощь 43 горрайорганам внутренних дел в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых из исправительных учреждений, проверить полноту постановки их на оперативно-профилактические учеты, организацию-профилактической работы. Нереальные мероприятия по профилактике рецидивной преступности, включенные в планы, мешают исполнителям эффективно и целеустремленно организовать свою работу, создают неуверенность и вызывают негативное отношение к планированию [1].
Экономическая целесообразность планируемых мероприятий заключается в том, чтобы при наименьших затратах получить как можно больше пользы и максимально приблизиться к конечной цели, которая ставится при составлении плана.
Конкретность мероприятий означает четкую и ясную формулировку задач перед исполнителями, установление сроков исполнения, что облегчает их выполнение и контроль за реализацией. Однако в практике планирования профилактики рецидива это требование соблюдается далеко не всегда. Так, в одном из планов УВД Ставропольского края было записано: «активизировать индивидуальную профилактическую работу с ранее судимыми лицами»; в планах работы Нововятского и Нолинского РОВД Кировской области предусматривалось «выявлять судимых и ставить их на оперативно-профилактические учеты» и т. д. Подобные формулировки порождают безответственность исполнителей и не способствуют усилению контроля со стороны руководителей служб и подразделений органов внутренних дел. В конечном счете такой подход не может оказать позитивного влияния в вопросах предупреждения рецидивной преступности.
Комплексность планов по профилактике рецидива означает, что планируемые мероприятия включают в себя в качестве исполнителей органы внутренних дел, прокуратуры, юстиции и других государственных и общественных организаций, а также согласовывания с планами по профилактике правонарушений и планами социально-экономического развития краев, областей, районов, городов, населенных пунктов. Между тем, как свидетельствуют результаты выборочного изучения планов работы горрайорганов внутренних дел, проведенного автором в ряде регионов, две трети этих документов в части профилактики рецидивной преступности содержат в основном общие мероприятия, которые носят призывной характер и отражают лишь повседневную деятельность работников полиции, регламентированную приказами и указаниями МВД России.
Соблюдение указанных требований при планировании профилактики рецидивной преступности позволяет наиболее эффективно и последовательно осуществлять эту деятельность, добиваться наилучших результатов в достижении поставленных целей на определенный период.
В ряде регионов вопросы профилактики рецидивной преступности входят составной частью в общие планы органов внутренних дел, в основном в раздел мероприятий по охране общественного порядка и борьбы с преступностью. При этом даже при значительном удельном весе в структуре преступности уголовного рецидива мероприятия по профилактике рецидивной преступности часто не находят достаточного отражения. Такая практика планирования, по нашему мнению, не обеспечивает преемственности в работе аппаратов полиции, исправительных учреждении и трудовых коллективов, не отвечает возрастающим требованиям со стороны законодательных и исполнительных органов власти по борьбе с преступностью в нашей стране, и в первую очередь с рецидивной преступностью.
Как нам представляется, основные мероприятия по профилактике рецидивной преступности должны быть сосредоточены в специальном разделе общерегионального плана профилактики правонарушений. На его основе штабными подразделениями УВД краев, областей, МВД республик составляются более детальные мероприятия, входящие в планы МВД, УВД по профилактике рецидивной преступности, которыми предусматривается преемственность в работе аппаратов полиции и исправительных учреждений, проведение специальных мероприятий, входящих в компетенцию органов внутренних дел.
Отраслевые службы УВД конкретизируют мероприятия по профилактике рецидивной преступности в годовых или перспективных планах своей работы, данные мероприятия могут разрабатываться как для разового, так и для многократного использования. Это так называемые планы-операции, предусматривающие комплекс предупредительно-профилактических мер, проводимых обычно под условными (кодовыми) наименованиями. Горрайорганы внутренних дел и органы, исполняющие наказания, составляют квартальные планы работы, в которых одно из наиболее важных мест должны занять меры по профилактике рецидивной преступности [2].
Зная прогнозируемое поведение освобождаемых из исправительных учреждений, работники полиции, и прежде всего участковые инспекторы полиции горрайорганов внутренних дел, на территорию обслуживания которых прибывают такие лица, составляют индивидуальные планы, в которых предусматриваются те или иные средства и методы профилактического воздействия в отношении конкретных лиц, находящихся на учете по профилактическому делу.
Виды планируемых мероприятий по профилактике рецидива можно представить следующим образом:
- мероприятия по профилактике рецидивной преступности, входящие составной частью в планы социально-экономического развития и комплексные планы по профилактике правонарушений;
- мероприятия, входящие в годовые и перспективные планы УВД, МВД и других правоохранительных органов;
- мероприятия, входящие в планы работы отраслевых служб УВД, МВД, горрайорганов внутренних дел и исправительных учреждений, прокуратуры, юстиции;
- мероприятия, входящие в планы работы служб ГРОВД (участковых инспекторов полиции, работников инспекций по делам несовершеннолетних), а также соответствующих служб и сотрудников исправительных учреждений;
- индивидуально-профилактические мероприятия по профилактическим делам;
- мероприятия, предусматриваемые комплексными планами-операциями под условными наименованиями;
- мероприятия, предусматриваемые дополнительными планами [3].
Планирование деятельности органов внутренних дел по профилактике рецидива способствует их активному и рациональному воздействию на управляемую среду, является основой ритмичной работы по предупреждению рецидивных проявлений.
Весьма важным, по нашему мнению, является выбор правильной структуры плана, что позволяет предусмотреть основные вопросы, касающиеся этой проблемы, и облегчает их планирование и в конечном счете выполнение.
В планах государственных органов и общественных организаций по профилактике правонарушений следует предусматривать специальный раздел по предупреждению рецидивной преступности, где целесообразно отразить следующие направления:
- активизация деятельности соответствующих комиссий, особенно в вопросах контроля за деятельностью органов, исполняющих наказания, и предприятий, на которых работают осужденные, оказания им помощи;
- совершенствование работы государственных органов, администрации предприятий и строек по содействию лицам, освобожденным из исправительных учреждений, в их трудовом и бытовом устройстве;
- закрепление шефов и наставников за ранее судимыми лицами, повышение их образовательного и культурного уровня;
- предупреждение правонарушений (преступлений) со стороны освобожденных из мест лишения свободы условно-досрочно;
- усиление профилактической работы с молодежью и особенно с подростками.
В планах работы УВД, МВД республик, областей, краев должны, по нашему мнению, отражаться такие вопросы:
- изучение причин совершения преступлений рецидивистами и способствующих этому условий, а также разработка мер по их устранению;
- выявление и постановка на профилактические учеты ранее судимых лиц, обеспечение наблюдения за ними со стороны общественности;
- выявление ранее судимых лиц и постановка их на оперативно-профилактические учеты;
- обеспечение наблюдения за ними со стороны общественности;
- повышение роли оперативно-розыскных учетов в предупреждении рецидивной преступности;
- повышение эффективности контроля за лицами, освободившимися из мест лишения свободы;
- улучшение деловых контактов с различными комиссиями местных органов власти;
- оказание помощи в трудовом и бытовом устройстве ранее судимым;
- обеспечение преемственности в работе аппаратов полиции и исправительных учреждений;
- организация индивидуально-профилактической работы с подростками, в отношении которых судом вынесено решение об отсрочке исполнения приговора [4].
С учетом указанных мероприятий отраслевые службы УВД, МВД (управления), по исполнению уголовных наказаний и профилактики, составляют более детальные мероприятия, которые, в частности, предусматривают:
- своевременное и полное выявление лиц, ранее совершивших преступления, в том числе подростков с отсрочкой исполнения приговора;
- постановку их на профилактический и иные учеты;
- обеспечение контроля и наблюдения за ними;
- оказание освободившимся из мест лишения свободы помощи в трудоустройстве;
- повышение роли общественных организаций и трудовых коллективов предприятий и учреждений в профилактике правонарушений среди ранее судимых;
- предупреждение преступности и нарушений общественного порядка среди спецконтингента;
- взаимодействие различных служб УВД, МВД, горрайорганов внутренних дел, исправительных учреждений по предупреждению рецидивной преступности и т. д.
На основе этих мероприятий и с учетом местных особенностей горрайорганы внутренних дел и органы, исполняющие уголовные наказания, составляют свои планы работы, в которых наряду с другими вопросами предусматриваются и мероприятия по профилактике рецидивной преступности.
Планирование индивидуально-профилактических мероприятий в отношении конкретных лиц, ранее совершавших преступления, осуществляется, как правило, участковыми инспекторами полиции и инспекторами по делам несовершеннолетних в горрайорганах внутренних дел и начальниками отрядов - в органе, исполняющем наказание, инспекторами уголовно-исполнительных инспекций.
Индивидуальные планы, составляемые на основе глубокого изучения личности судимых, прогнозирования их поведения, позволяют более эффективно проводить профилактические мероприятия с целью недопущения рецидива преступлений с их стороны. Как нам представляется, такой план должен составляться после совершения определенным лицом первого преступления с одновременным заполнением на него информационно-профилактического дела, которое должно следовать в те подразделения внутренних дел, на территории обслуживания которых проживает это лицо, или же в исправительное учреждение, где он отбывает наказание.
В план участкового инспектора полиции в обязательном порядке должны включаться следующие мероприятия:
- проведение индивидуально-профилактической беседы;
- закрепление шефа или наставника из числа лучших работников предприятий (учреждений) или общественности;
- организация контроля за поведением профилактируемого (посещение квартиры, места работы, наблюдение общественности и т. д.);
- принятие мер по привлечению данного лица к занятиям в школе, в учебном заведении, спортом и т. д.
Особое место должны найти меры по бытовому и трудовому устройству освободившихся из мест лишения свободы.
Начальник отряда составляет свои мероприятия, которые должны положительно воздействовать на его воспитание, а именно:
- повышение общеобразовательного и профессионального уровня;
- проведение индивидуальных бесед по различным вопросам в зависимости от его характера и поведения;
- использование помощи родственников и общественных организаций предприятий и учреждений, где ранее работал осужденный;
- подготовка к освобождению и оказание на первом этапе помощи в бытовом и трудовом устройстве и т. д.
Этот перечень индивидуально-профилактических мероприятий в отношении конкретных ранее судимых лиц не является исчерпывающим, он предполагает внесение дополнительных мер в зависимости от личности судимых.
При повторном совершении преступления информационно-профилактическое дело с планом индивидуально-профилактических мероприятий вновь следует за осужденным.
Такой порядок планирования сверху (начиная с комплексного плана по профилактике правонарушений республики, края, области, города, района, населенного пункта) до конкретного судимого (план индивидуально-профилактических мероприятий) обеспечит в значительной степени преемственность в работе горрайорганов внутренних дел, исправительных учреждений и трудовых коллективов по воспитанию лиц, совершивших преступления, позволит заранее определить наиболее рациональные пути общего предупреждения рецидивной преступности и индивидуально-профилактической работы с конкретными лицами.
Примечания
1. Горожанин А. В., Артемьев Н. С., Некрасов А. П. Роль исправительных учреждений в борьбе с рецидивной преступностью. Самара: Самар. юрид. ин-т ФСИН РФ, 2005. С. 82-83.
2. Горожанин А. В., Артемьев Н. С., Некрасов А. П. Роль оперативных аппаратов учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в организации борьбы с рецидивной преступностью. Самара: Самар. юрид. ин-т ФСИН РФ, 2005. С. 69.
3. Артемьев Н. С. Организация борьбы с рецидивной преступностью: учеб. пособие. М., 1997. С. 66-67.
4. Артемьев Н. С. Профилактика рецидивной преступности. Рязань: Ин-т права и экономики, 1998. С. 125-127.
Notes
1. Gorozhanin A. V., Artem'ev N. S., Nekrasov A. P. Rol' ispravitel'nyh uchrezhdenii v bor'be s recidivnoi prestupnost'yu [The role of correctional institutions in the fight against recidivism]. Samara. 2005, Pp. 82-83.
2. Ibid. P. 69.
3. Artem'ev N. S. Organizaciya bor'by s recidivnoi prestupnost'yu [Organization of struggle with recidivism]. Moscow. 1997. P. 66-67.
4. Artem'ev N. S. Profilaktika recidivnoi prestupnosti [Prevention of recidivism]. Ryazan: Institute of Law and Economics. 1998. Pp. 125-127.